История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-10-04 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Семантический дифференциал. Лекция 07.04.2020
Вопросы лекции:
1. Классический семантический дифференциал Ч. Осгуда.
2. Семантический дифференциал личности.
3. Частные СД и их разработка.
4. СД субъектности личности.
Материал лекции представлен в текстовом формате. Вопросы распределены на 4 часа занятий (2 пары).
Бланк для теста и ключи к тесту личностного дифференциала
Фамилия И.О. ______________________________ пол ______ возраст ______
О + | 1 | обаятельный | 3 2 1 0 1 2 3 – | непривлекательный |
С – | 2 | слабый | 3 2 1 0 1 2 3 + | сильный |
А + | 3 | разговорчивый | 3 2 1 0 1 2 3 – | молчаливый |
О – | 4 | безответственный | 3 2 1 0 1 2 3 + | добросовестный |
С + | 5 | упрямый | 3 2 1 0 1 2 3 – | уступчивый |
А – | 6 | замкнутый | 3 2 1 0 1 2 3 + | открытый |
О + | 7 | добрый | 3 2 1 0 1 2 3 – | эгоистичный |
С – | 8 | зависимый | 3 2 1 0 1 2 3 + | независимый |
А + | 9 | деятельный | 3 2 1 0 1 2 3 – | пассивный |
О – | 10 | черствый | 3 2 1 0 1 2 3 + | отзывчивый |
С + | 11 | решительный | 3 2 1 0 1 2 3 – | нерешительный |
А – | 12 | вялый | 3 2 1 0 1 2 3 + | энергичный |
О + | 13 | справедливый | 3 2 1 0 1 2 3 – | несправедливый |
С – | 14 | расслабленный | 3 2 1 0 1 2 3 + | напряженный |
А + | 15 | суетливый | 3 2 1 0 1 2 3 – | спокойный |
О – | 16 | враждебный | 3 2 1 0 1 2 3 + | дружелюбный |
С + | 17 | уверенный | 3 2 1 0 1 2 3 – | неуверенный |
А – | 18 | нелюдимый | 3 2 1 0 1 2 3 + | общительный |
О + | 19 | честный | 3 2 1 0 1 2 3 – | неискренний |
С – | 20 | несамостоятельный | 3 2 1 0 1 2 3 + | самостоятельный |
А + | 21 | раздражительный | 3 2 1 0 1 2 3 – | невозмутимый |
Сотрудники психоневрологического института им. В.М.Бехтерева
Обработка результатов данного психологического теста производится с помощью ключа к тесту или бланка теста. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:
|
— 17-21 — высокий уровень;
— 8-16 — средний уровень;
— 7 и менее — низкий уровень.
Интерпретация
При применении методики личностного дифференциала для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора Оценки (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании методики личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор Оценки (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.
Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на остенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор Силы (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
|
Литература.
1. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Издательство «ПЧЕЛА», 2008.
1. Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведений. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016.
Процедура отбора шкал ЛД
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
1. Оценки
2. Силы
3. Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
|
Ключ к методике «Личностный дифференциал» (ЛД).
№ | Ф. | +/- | Черты личности | +/- | Черты личности | |
1. | О | + | Обаятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Непривлекательный |
2. | С | - | Слабый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Сильный |
3. | А | + | Разговорчивый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Молчаливый |
4. | О | - | Безответственный | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Добросовестный |
5. | С | + | Упрямый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Уступчивый |
6. | А | - | Замкнутый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Открытый |
7. | О | + | Добрый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Эгоистичный |
8. | С | - | Зависимый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Независимый |
9. | А | + | Деятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Пассивный |
10. | О | - | Черствый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Отзывчивый |
11. | С | + | Решительный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Нерешительный |
12. | А | - | Вялый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Энергичный |
13. | О | + | Справедливый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Несправедливый |
14. | С | - | Расслабленный | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Напряженный |
15. | А | + | Суетливый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Спокойный |
16. | О | - | Враждебный | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Дружелюбный |
17. | С | + | Уверенный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Неуверенный |
18. | А | - | Нелюдимый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Общительный |
19. | О | + | Честный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Неискренний |
20. | С | - | Несамостоятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Самостоятельный |
21. | А | + | Раздражительный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Невозмутимый |
Примечание: столбец «Ф» в таблице означает «фактор»: «О» – фактор оценок, «С» – фактор силы, «А» – фактор активности: «+/–» – означает, где находятся положительные и отрицательные значения по фактору.
Интерпретация факторов ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
|
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Использование метода ЛД
ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе и к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
|
Следующие вопросы будут рассмотрены на следующем занятии.
3. Частные СД и их разработка.
4. СД субъектности личности.
Материал лекции представлен в текстовом формате.
Будьте здоровы!
[1] Просто для оценки стимула используется много шкал (измерений).
[2] Полный вариант данного СД с полной инструкцией испытуемому приведен в Приложении 1.
[3] См., например, Приложения 3 и 4 (СД для оценки личностных качеств).
Семантический дифференциал. Лекция 07.04.2020
Вопросы лекции:
1. Классический семантический дифференциал Ч. Осгуда.
2. Семантический дифференциал личности.
3. Частные СД и их разработка.
4. СД субъектности личности.
Материал лекции представлен в текстовом формате. Вопросы распределены на 4 часа занятий (2 пары).
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!