Семантический дифференциал. Лекция 07.04.2020 — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семантический дифференциал. Лекция 07.04.2020

2022-10-04 28
Семантический дифференциал. Лекция 07.04.2020 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семантический дифференциал. Лекция 07.04.2020

Вопросы лекции:

1. Классический семантический дифференциал Ч. Осгуда.

2. Семантический дифференциал личности.

3. Частные СД и их разработка.

4. СД субъектности личности.

Материал лекции представлен в текстовом формате. Вопросы распределены на 4 часа занятий (2 пары).

Бланк для теста и ключи к тесту личностного дифференциала

Фамилия И.О. ______________________________ пол ______ возраст ______

О + 1 обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 – непривлекательный
С – 2 слабый 3 2 1 0 1 2 3 + сильный
А + 3 разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 – молчаливый
О – 4 безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + добросовестный
С + 5 упрямый 3 2 1 0 1 2 3 – уступчивый
А – 6 замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + открытый
О + 7 добрый 3 2 1 0 1 2 3 – эгоистичный
С – 8 зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + независимый
А + 9 деятельный 3 2 1 0 1 2 3 – пассивный
О – 10 черствый 3 2 1 0 1 2 3 + отзывчивый
С + 11 решительный 3 2 1 0 1 2 3 – нерешительный
А – 12 вялый 3 2 1 0 1 2 3 + энергичный
О + 13 справедливый 3 2 1 0 1 2 3 – несправедливый
С – 14 расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + напряженный
А + 15 суетливый 3 2 1 0 1 2 3 – спокойный
О – 16 враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + дружелюбный
С + 17 уверенный 3 2 1 0 1 2 3 – неуверенный
А – 18 нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + общительный
О + 19 честный 3 2 1 0 1 2 3 – неискренний
С – 20 несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + самостоятельный
А + 21 раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 – невозмутимый

 

Сотрудники психоневрологического института им. В.М.Бехтерева

Обработка результатов данного психологического теста производится с помощью ключа к тесту или бланка теста. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:

— 17-21 — высокий уровень;

— 8-16 — средний уровень;

— 7 и менее — низкий уровень.

Интерпретация

При применении методики личностного дифференциала для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора Оценки (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании методики личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор Оценки (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на остенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор Силы (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

 

Литература.

1. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Издательство «ПЧЕЛА», 2008.

1. Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведений. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016.

Процедура отбора шкал ЛД

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

Ключ к методике «Личностный дифференциал» (ЛД).

 

Ф. +/- Черты личности   +/- Черты личности
1.  О + Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
2.  С - Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
3.  А + Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
4.  О - Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
5.  С + Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
6.  А - Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
7.  О + Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
8.  С - Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
9.  А + Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
10. О - Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
11. С + Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
12. А - Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
13. О + Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
14. С - Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
15. А + Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
16. О - Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
17. С + Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный
18. А - Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
19. О + Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
20. С - Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
21. А + Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый

 

Примечание: столбец «Ф» в таблице означает «фактор»: «О» – фактор оценок, «С» – фактор силы, «А» – фактор активности: «+/–» – означает, где находятся положительные и отрицательные значения по фактору.

Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок зна­чения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как лич­ность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора (О) указывают на критичес­кое отношение человека к самому себе, его неудовлетво­ренность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень при­нятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой цен­ности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оце­нок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один чело­век в восприятии другого. При этом положительные (+) зна­чения этого фактора соответствуют предпочтению, оказывае­мому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о раз­витии волевых сторон личности, как они осознаются са­мим испытуемым. Его высокие значения говорят об уве­ренности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значе­ния свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, не­способности держаться принятой линии поведения, зави­симости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низ­кие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспри­нимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положи­тельные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражает­ся восприятие людьми личностных особенностей друг друга. При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепен­ное значение.

Использование метода ЛД

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспек­тах отношений испытуемого к себе и к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов - с личностными опросни­ками и социометрическими шкалами. От личностных оп­росников он отличается краткостью и прямотой, направ­ленностью на данные самосознания. Некоторые традици­онные, получаемые с помощью опросников характеристи­ки личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уро­вень самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важным пока­зателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная ди­агностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не толь­ко самостоятельно, но и в комплексе с иными диагности­ческими процедурами.

 

 

Следующие вопросы будут рассмотрены на следующем занятии.

3. Частные СД и их разработка.

4. СД субъектности личности.

Материал лекции представлен в текстовом формате.

Будьте здоровы!

 


[1] Просто для оценки стимула используется много шкал (измерений).

[2] Полный вариант данного СД с полной инструкцией испытуемому приведен в Приложении 1.

[3] См., например, Приложения 3 и 4 (СД для оценки личностных качеств).

Семантический дифференциал. Лекция 07.04.2020

Вопросы лекции:

1. Классический семантический дифференциал Ч. Осгуда.

2. Семантический дифференциал личности.

3. Частные СД и их разработка.

4. СД субъектности личности.

Материал лекции представлен в текстовом формате. Вопросы распределены на 4 часа занятий (2 пары).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.