III. Учащиеся со слабым развитием мыслительной деятельности. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

III. Учащиеся со слабым развитием мыслительной деятельности.

2022-10-04 27
III. Учащиеся со слабым развитием мыслительной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для этой группы слабоуспевающих (со слаборазвитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

· создавать проблемные ситуации;

· активизировать самостоятельное мышление;

· организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

· выстраивать позитивные отношения с группой;

· проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе слабоуспевающих детей рекомендуются упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

IV. Причиной слабой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

· помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

· развивать ответственность;

· поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

· решение проблемных ситуаций;

· использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

· связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

· организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.

Итак, можно сделать следующие выводы. Каковы бы не были причины неуспешности ученика, от учителя на уроке требуется:

- создание благоприятной атмосферы на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать консультативную работу;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Для эффективной работы со слабоуспевающими детьми, каждый учитель должен:

· знать психическое развитие ребёнка;

· стремиться понять и принять каждого ребёнка;

· создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;

· проявлять:

-разумную требовательность;
- неиссякаемое терпение;
- справедливую строгость;
- веру в возможности ученика;

· уметь встать на позиции ученика;

· НЕТ насмешливому тону!

· уметь вести непринуждённый диалог;

· стремиться к внешней занимательности;

· использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);

· учить работать со словарями и другим справочным материалом;

· рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!);

· применять частую смену видов деятельности на уроке;

· многократно проговаривать и закреплять материал урока;

· стремиться к алгоритмизации деятельности.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Работа со слабоуспевающими детьми должна проводиться не только во время урока, но и в ходе индивидуальных занятий. Содержание этихзанятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Учителю при работе со слабоуспевающими учениками необходимо уделять внимание и внеурочной деятельности учеников.

1) Включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей.

2) Вовлечение в школьные мероприятия; здесь следует отмечать успехи и достижения в области этой деятельности.

3) Со стороны педагогов и родителей организовать ненавязчивый контроль над свободным временем.

Чтобы предупредить неуспеваемость, надо своевременно выявлять таких учеников и образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках у них, при этом организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Выявив этих детей нужно организовать свою работу так, чтобы каждому ученику оказать ту необходимую помощь, в которой он нуждается. Цель работы с такими учащимися не столько выставление отметок, сколько выявление учащихся тех тем школьного курса, которые они не усвоили. Для таких учащихся во время выполнения самостоятельных и контрольных работ составляются такие варианты, чтобы они не напугали ученика и не загнали его в тупик, а показали ему, что и он что-то может решить и получить положительную отметку. Благодаря такой работе со слабоуспевающими, у них повышается интерес к предмету, появляется уверенность в себе и своих знаниях, доверительное отношение к учителю, что немаловажно, позитивные эмоции. Все это позволяет повысить уровень знаний, умений и навыков по математике. При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны. Таким детям нужно все показывать наглядно.

 

Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися

1.При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2.Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3.При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Переодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5.В ходе проса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Вывод: правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом - это наиболее реальные пути для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.