Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-10-04 | 38 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Переход к третьему пункту плана означает начало собственно звукового разбора. Требование протянуть или голосом выделить первый звук напоминает учащемуся способ действия, а указание на то, что звук протягивается (акцентируется) в составе слова, подсказывает ученику, как проконтролировать правильность выполнения действия. После того как ученик назвал нужный звук, т. е. произнес его изолированно, максимально приближая к звучанию в слове, он характеризует его: о гласном говорит, ударный он или безудар ный, а о согласном — до изучения звонкости-глухости — твердый он или мягкий, а после знакомства с глухими и звонкими указывает все словоразличительные свойства согласных.
4). Обозначь выделенный звук условным значком.
Запись звуков с помощью условных значков помогает школьникам «удерживаать» объект звукового_разбора и не «соскальзывать» на букву. На первоначальном этапе звуковая схема дается учащимся в готовом виде. В этом случае схема помогает ребенку «не потерять» звук, направляет его действия. Однако готовая схема не только не исключает, но и обязательно предполагает произнесение каждого звука, входящего в слог и слово.
По мере того как учащиеся осваивают способы определения звуковой последовательности, модель начинает конструироваться по ходу разбора. А чем больше дети узнают о звуках, тем конкретнее становится схема-модель
На _шестом уроке (с. 9) учащиеся знакомятся _с с о гласиым и звуками.
Звуковой анализ слов чайник, диван, стул завершается отчетливым выговариванием в них последних звуков. Устанавливается,что эти звуки нельзя считать гласными: при их произнесении выдыхаемый воздух встречает: преграду со стороны органов речи—языка и зубов; кроме голоса, слышен шум или вообще только шум. Делается вывод, что звуки [л], [н), [к] и похожие на них — согласные.
|
***Знакомство с составом фонем русского языка предполагает также формирование умения характеризовать согласные по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения выполняют такие качества, как звонкость-глухость и твердость-мягкость. Лучше всего выделяет человек качества согласных при сопоставлении пар слов, в которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство. Вот почему легче всего ученик улавливает различие между твердыми и мягкими согласными, сравнивая слова, например: хорь — хор, жар — жарь, нос — нёс, галка— галька, а между звонкими-глухими, произнося попарно: жар — шар, дом — том, зайка — сайка, балка — палка и т. п.
Так как парные по звонкости-глухости согласные по характеру артикуляции почти идентичны и отличаются лишь наличием или отсутствием голоса, то произнесенный шепотом звонкий шумный согласный воспринимается как парный ему глухой. На это рассчитано следующее упражнение:
Учитель подзывает к себе ученика и говорит ему на ухо слово со звонким шумным согласным, например жар, а затем обращается к детям:
— Я только что сказала Пете на ухо слово. Он его сейчас вам произнесет очень тихо, шепотом. Чтобы вы услышали его, в классе должна быть полная тишина. Скажи шепотом слово.
— Какое слово вы услышали?
Дети, естественно, слышат слово шар. Тогда учитель обращается к Пете и просит повторить слово громко. После такого «эксперимента» учащимся легче понять, почему согласные ж — ш составляют пару, а также почему ж называют звонким, а ш — глухим согласным.
Широко используемый прием определения звонкости-глухости согласных путем прикладывания руки к горлу (или произнесения звука с заткнутыми ушами) особенно полезен для определения звонкости-глухости непарных согласных (не имеющих оппозиции по этому признаку) ц, х, щ и т. д.
|
Одним из условий успешного освоения фонематически значимых характеристик согласных является правильная формулиров ка учебных заданий в работе со звуками.
- Определите, правильно ли сформулировал задание учитель: «Подберите по три слова, в которых звук [л] произносится твердо, и три слова, в которых этот звук произносится мягко».
Существует грубое заблуждение, будто есть какое-то «л вообще», «н вообще» и т. п., которые могут быть то твердыми, то мягкими. Каждый из звуков в паре [л] и [л'], [н] и [н'] и др. могут представлять совершенно самостоятельные звуки (фонемы), т. е. способны различать слова. Сравним: мел и мель, лук и люк, нос и нёс и т. п.
Закрепить умение различать словоразличительныё качества согласных помогут разнообразные игры со звуками. (см учебник М.С. Соловейчик, с. 84-87)
На_седьмом уроке (с. 10) дается первоначальное представдение о слиянии звуков (СГ) - (не во всех программах) Для уяснения того, что звуки в слове в большей или меньшей степени связаны между собой, могут быть использованы слова типа осы, жук, роза. Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге типа СГ два звука тесно между собой связаны: они как бы слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже малейших остановок, неразрывно друг от друга. Дается обозначение такого слияния согласного с гласным на схеме-модели в виде прямоугольника с диагональю, что отражает характернейшую особенность С Г — «наложение» артикуляции одного звука на артикуляцию другого (см. об этом в кн.: Р а м з а е в а Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1979, с. 29—30). Все это подготавливает учащихся опознавать слоги различных структурных типов Г, СГ, СГС, ССГС и т. п. сначала в звучащем слове, а затем при обучений чтению — в воспринимаемом зрительно.
Итак, к концу первого этапа подготовительного периода учащиеся овладевают таким объемом умений и.знаний, который достаточен, чтобы от устной речи перейти к письменной, к соотнесению звука и буквы: они должны уметь распознавать гласные и согласные звуки, которые входят в состав слов, предлагаемых им для анализа; должны безошибочно делить слова на слоги, соотнося количество слогов и количество гласных в слове; определять ударение, сравнивая краткое и протяжное произнесение слогов и устанавливая, как влияет на значение слова «перенос» ударения с одной части слова на другую; осмысливать разно-структурность слогов с выделением в них в качестве ядра Г или С Г
|
Второй этап подготовительного периода ( с. II—22) включает 6 уроков по изучению. пяти гласных звуков и их буквенных обозначений: а, о и,_у, ы. Включение этого материала в подготовительный период объясняется тем, что ученики лишь осознают соотнесенность звука и буквы и их различие, поскольку даже само чтение изолированных гласных (или обозначающих слог) есть не что иное, как называние гласных букв. Все эти уроки однотипны по содержанию и структуре. Основные виды работы, их последовательность определяются фактическим мате риалом букварных страниц.
По сюжетной картинке составляется рассказ, из него под руководством учителя выделяются предложения, содержащие слово, предназначенное для слого-звукового анализа. Анализ предложения сочетается с работой над линейными схемами-моделями. Выбор слова для слого-звукового нализа подсказан предметными картинками с. 11 — астры, с. 13 — окуни, с. 15 — иголки т. д.). Слова для анализа подобраны таким образом, чтобы произношение их не расходилось е написанием во избежание возможных впоследствии орфографических ошибок. Зв уковой анализ слов проводится с опорой на схемы, данные в букваре, которые моделируют не только количество и порядок звуков в слове, но и характер их. Результатом звукового анализа является выделение изучаемого гласного звука из оптимальной позиции в слове (для гласных — это начало слова, предпочтительнее в ударной позиции). Следует отметить, что при выборе исходных для анализа слов обеспечен опережающий звуковой анализ: используется весь диапазон русских гласных и согласных звуков.
Каждый гласный звук рассматривается в основных его признаках: (выдыхаемый воздух не встречает прдеград, звук произносится с го лосом, образует слог) и в противопоставлении характерным признакам согласных звуков (вы дыхаемый воздух встречает преграду, звук произносится с шумом — при наличии или от сутствии голоса, слога не образует
|
Детям объясняется, какой буквой обозначается звук. П риемы работы над буквой:
- аналитическое рассматривание буквы в целом,
- ассоциативное рассматривание буквы (На что похожа?)
- выделение ее наиболее приметных элементов,
- установления сходства и различия с ранее изученными буквами,
- конструирование буквы из счетных палочек, выгибание рельефа буквы из мягкой проволоки, вылепливание буквы из пластилина,
- печатание и разрисовка буквы в тетради и др.
Каждую букву гласного звука ученики не только запоминают, но и прочитывают специально подобранных для этого материалов букваря. Например, на с. II, соотнося схему слова и букву под ней, дети прочитывают начало имени девочки (А) и договаривают его до целого слова (Аня, Ася, Аля).
На всех этих уроках в игровой форме проводится упражнение в соотнесении слов, схем и букв. Например, на С. 13 дети определяют, в каких из трех слов (щука, окунь, сом) имеется звук [о], и устанавливают, под какую схему и как следует подложить букву о.
Таким образом, на уроке ученики не только узнают, как изученный звук обозначить буквой, на и учатся правильно раскрывать зву ковое значение читаемой буквы (читать гласные буквы — значит называть их). По «ленте» букв на с. 14, 16, 18, 20 организуется повторение изученного. Одновременно можно провести ряд игр в буквы: «Узнай частично закрытую букву», «Поставь букву правильно» и т. п.
Рассказывание сказок по серии картинок (с. 12, 14, 16, 18) по усмотрению учителя может быть отнесено на начало или конец урока.
На последнем уроке подготовительного периода учащиеся прочитывают гласные, равные слогу (и, а), а также учатся читать слово ау, где каждый слог равен гласному.
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Уроки в начальный период обучения грамоте строятся с учетом особенностей внимания первоклассников: дети не могут долго заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходимо менять виды деятельности детей каждые 10—15 мин. Вместе с тем занятия на каждом этапе урока должны подчиняться единому плану и цели урока.
Работа на уроке организуется таким образом, чтобы рассказ и беседа сменялись активными действиями детей, в том числе и физическими упражнениями.
Примерные варианты уроков по «Букварю» и «Азбуке» В.Г. Горецкого рассмотрены в «Дидактическом материале № 2».
Основными средствами, используемыми на уроках, являются:
— учебная книга «Букварь» или «Азбука»;
— схемы-модели для звукового анализа;
— сюжетные и предметные картинки.
На уроках предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценировка, творческое свободное рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихотворений наизусть и т.д.
|
Примерная структура урока обучения чтению в подготовительный период обучения грамоте такова:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение изученного материала.
4. Беседа на заданную тему или по сюжетной картинке.
5. Объяснение нового материала: выделение нового звука (звуков: твердого и мягкого) и обозначение его буквой через звуковой анализ.
6. Работа над буквой.
7. Чтение слогов-слияний по слоговой таблице.
8. Чтение столбиков слов.
9. Чтение и анализ текста.
10. Закрепление нового материала, тренировочные упражнения.
11. Итог урока.
12. Задание на дом.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ
1. Сформулируйте задачи подготовительного периода.
2. Сформированность каких умений необходимо выявить в первые дни ребенка в школе?
3. В процессе какой работы усваивают первоклассники понятия «речь» и «предложение»?
4. Какая работа со словом ведется в подготовительный период обучения грамоте?
5. Какие фонетические и грамматические упражнения проводятся в подготовительный период?
6. Составьте список терминов и понятий, которыми овладевают учащиеся в подготовительный период обучения грамоте.
7. Как предупреждается переутомление первоклассников на уроках?
8. Какие основные виды работы чередуются на уроке обучения грамоте?
9. Какие средства обучения используются на уроках в подготовительный период?
10. Назовите этапы урока обучения чтению.
11. Каковы требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец добукварного периода?
12. Перечислите основные требования к уроку в подготовительный период.
13. Объясните термины и понятия: активный словарь, дикция, рассказывание по восприятию, рассказывание по картинке, рассказывание по памяти, речевой поток, словарный запас, слогозвуковые упражнения, слогозвуковые упражнения, слог-слияние структура урока уровень готовности урок закрепления урок объяснения учебная деятельность, этапы урока,
14. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных между собой.
15. Чем отличается методика ознакомления со звуком от методики работы над буквой и почему?
16. Раскройте методику формирования следующих языковых понятий в форме ролевой игры:
17. речь устная и письменная; 2) предложение; 3) слово; 4) слог; 5) звук; 6) гласный звук; 7) согласный звук; 8) буква: 9) слог-слияние; 10) ударение.
18. Перечислите виды работы, характерные для подготовительного периода, и докажите их целесообразность с точки зрения методики.
19. Составьте конспект урока обучения чтению подготовительного периода.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!