История рукотворного озера станции Скалино — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История рукотворного озера станции Скалино

2022-10-04 69
История рукотворного озера станции Скалино 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знакомство с историей рукотворного озера я начал с изучения архивных материалов, предоставленных мне руководителем школьного музея Грачевой В.В. и ее рассказа (приложение № 1).      

Поселок, в котором мы живем, своим появлением обязан развитию железных дорог в России, а в частности Северной железной дороге. Он расположен в низине между несколькими холмами, на земле не пригодной для сельского хозяйства, поэтому до начала строительства железной дороги здесь был лес. По мере развития железной дороги Данилов – Вологда на месте нашего поселка был разъезд Скалино, за сто лет, выросший в большой поселок протяженностью, вдоль железнодорожной линии, около 3 км. 

  Поселок Скалино неразрывно связан с железной дорогой, даже в статистической и налоговой службе он называется «поселок при железнодорожной станции Скалино». Судьба многих жителей станции Скалино связана с железной дорогой. Не одно поколение скалинцев связало свою трудовую деятельность с этим участком дороги.

  В 2012 году исполнилось 150 лет железным дорогам России. Движение поездов от Ярославля до Вологды было открыто 20 июня 1872 года. Железные дороги справедливо называют «стальным хребтом» России. Даже в самые трудные времена, в военные годы, они ни на день не прекращали работу, обеспечивая надежную связь между различными частями страны. Да и сейчас там, где есть железная дорога, появляются хорошие условия для создания и развития предприятий, потому что это – надежная транспортная инфраструктура.

В начале ХХ века, на месте поселка Скалино был просто разъезд Скалино. Железная дорога пересекает наши земли с юга на север и делит нашу территорию на две части. Деревни, относящиеся раньше к Слободскому сельскому Совету, находятся с восточной стороны, все остальные – на западной стороне. Разъезд был необходим для того, чтобы пропускать транспорт (лошадей) через железнодорожную линию, проезжающих по дороге к населенным пунктам. Возможно, сначала поезда не останавливались на нашей станции, а проезжали от ст. Данилов до ст. Грязовец.

Вероятно, этот путь был слишком протяженным для движения паровозов без дозаправки. Двигатель паровоза работал от пара, образующегося при кипячении воды, поэтому был необходим её постоянный запас.

  Расстояние от ст. Данилов до ст. Грязовец 92 км. Скалинло – Данилов -49 км. Станция Скалино находится ровно посередине между этими городами. Возможно для более успешного прохождения этого маршрута, и для предотвращения сбоев движения поездов и было принято решение построить на промежуточной станции водозаборные башни, которые бы снабжали паровозы водой. Но, подходящего водного резервуара на Скалино не было. Зато в нескольких сотнях метров от железнодорожной линии в низине сходятся сразу три реки – Уча, Сивоза и Сарафаниха.

 Река Уча берет начало в 3 км. от ст. Скалино в болотце у деревни с одноименным названием – Скалино. Река Сивоза берет начало недалеко от урочища Гематово и в районе станции Скалино сходятся вместе, образуя собственно реку Уча. Здесь же в Учу впадает еще одна небольшая речка – Сарафаниха, которая берет начало в районе бывшей деревни Быково. Название «Сарафаниха» получила из-за своего неширокого русла, в некоторых местах ее можно перешагнуть, или как говорили раньше «накрыть сарафаном». На месте слияния этих трех рек и было принято решение о создании искусственного озера (приложение № 2).

В середине тридцатых годов прошлого века силами местных колхозников и наемных рабочих был выкопан котлован, затем заполнившийся водой, образовав искусственное озеро для обеспечения паровозов водой. Многие работы проводились в ручную, поэтому озеро считается «рукотворным» (приложение № 3).

  Вначале прокопали водоотводной канал, через который были пущены воды реки Уча. Часть этого канала можно увидеть и в настоящее время. Основное русло реки Уча перекрыли плотиной. Она была высотой примерно два с половиной метра. На плотине был устроен специальный желоб, по которому в случае необходимости часть воды из озера можно было сбросить, например, во время весеннего половодья (приложение № 4).      

Рядом с плотиной устроен глубокий колодец, куда поступает вода из озера, а уже из колодца через насосную станцию вода подавалась в две водозаборные башни (приложение № 5). Башни эти установлены в непосредственной близости с железнодорожным полотном. В башню из красного кирпича подавалась питьевая вода, её накачивали первой. Затем вода подавалась во вторую башню. Эта вода предназначалась для паровозов. Разветвление водопровода находится напротив бывшего, сгоревшего дома Трошиной.   На месте разветвления имеется люк.  Из емкостей в башнях по специальным рукавам вода подавалась в паровоз (приложение № 6).

  Для подачи воды на вокзал, амбулаторию магазин и т.д. через ж/д пути проложены водопроводные трубы. Эти трубы прокладывали без вскрытия путей, под путями пробили тоннель и вставили трубы. Трубы сделаны из качественного металла, потому что служат уже более 70 лет. С момента закладки их ни разу не меняли. Вода, снабжающая все объекты станции в настоящее время, подается не из реки, а из глубинной скважины. 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.