Юнчунь: известность неизвестного стиля — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Юнчунь: известность неизвестного стиля

2022-10-04 35
Юнчунь: известность неизвестного стиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассказ о южных стилях будет неполным, если мы не упомянем еще об одном стиле, который сегодня практикуется в сотнях клубов на Западе, а в самом Китае — лишь в небольших деревушках на юге. Он называется «Вечная вссна» (юнчунь, или юнчуньцюань), хотя нашему читателю он может быть известен под искаженным названием «винчун». Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство поклонников «кунфу» в США и Великобритании занимаются именно этим стилем.

Существует несколько международных ассоциаций винчунь, выдаются дипломы, проводятся семинары. При этом юнчунь в самом Китае известен лишь очень узкому кругу знатоков и считается «танцевальным», малоэффективным в бою.

Юнчунь интересен нам не своей историей (в развитии китайского ушу он практически не сыграл никакой роли), но в плане особого восприятия китайских боевых искусств за рубежом — на Западе по ряду причин наибольшую известность могли приобретать узко локальные китайские стили, невысоко оценивающиеся самой китайской боевой традицией.

Причина популярности юнчунь довольно проста — именно его на начальном этапе своей карьеры изучал знаменитый Брюс Ли, живший в то время в Гонконге. Приехав в США, в Сиэтл, он впервые открыл там преподавание винчун, но многое изменил в нем, ввел немало ударов ногами, бросков, других элементов из бокса и борьбы. Собственно винчунь был забыт, но легенда о связи знаменитого Маленького Дракона и юнчунь осталась в умах поклонников ушу. На этой волне образовались крупные организации юнчунь, например, в Германии, Великобритании и особенно в США. По сути, они практикуют сильно трансформированный стиль, очень далекий от китайского. Но каков изначальный вид этого стиля?

Юнчунь до сих пор можно встретить в нескольких местностях на Юге Китая, прежде всего в районе города Гуанчжоу, в уездах в Шуньдэ и Гаохэ, хотя школы этого стиля крайне малочисленны. Примечательно, что большинство местных жителей в большинстве не знают, что их стиль получил такую популярность на Западе. Предания называют несколько версий возникновения юнчунь. Первая связана с деятельностью знаменитого настоятеля Южного Шаолиньсы Чжишаня (XVIII в.), который, придя из соседний провинции Фуцзянь в Гуандун, преподавал здесь ушу. Монах Чжишань действительно проповедовал в Гуандуне, и многие стили связывают с ним свое возникновение, однако преподавание им ушу является скоре всего легендой, благодаря которой поклонники местных стилей могут связать их происхождение именно с Южным Шаолиньсы.

Две версии рождения юнчунь сопряжены с именами женщин. Янь Саньнян жила в провинции Фуцзянь, Ван Юнчунь происходила из Гуанчжоу. Хотя провинциальные хроники действительно упоминают о некоей Янь Саньнян, которая занималась каким-то кулачным искусством, устная традиция в качестве «главной» создательницы стиля предпочитает называть Ван Юнчунь (XVIII в.). По преданию, она долгое время хотела обучиться ушу, но не могла осилить ни один из местных стилей, требовавших хорошей физической подготовки. И вот Ван Юнчунь решила переработать один местный стиль таким образом, что бы все его приемы были приемлемы для женщин. Она отказалась практически от всех ударов ногами, выработала особую технику нанесения удара рукой, которая не требовала большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Была разработана и новая тактика боя — следовало близко подойти к противнику, лишая его таким образом возможности «разогнать» свой удар и воспользоваться превосходством в физической силе. Можно было и сковать передвижения противника, защититься от ударов ногами, подставляя стопы под голени нападающего.

Несмотря на всю привлекательность такой «женской» версии, она не весьма совпадает с реальным положением вещей. Большинство тактических приемов и методов боя, которые якобы создала Ван Юнчунь, использовались в школах провинции Фуцзянь еще в XVII в. Считается, что при настоятеле Чжишане было принято решение преподавать некоторые самые простейшие методики монашеского ушу простому народу. Таким образом техника, которая позже легла в основу юнчунь, попала в народные школы боевых искусств.

Комплекс оздоровительных упражнений, которые использовались монахами в качестве утренней гимнастики назывался «Вечная весна» — «Юнчунь». Этот комплекс сам настоятель Чжишань принес из провинции Фуцзянь в монастырь «Света сыновней почтительности» (Гуансяосы) в провинции Гуанчжоу.

 

 

 

До сих пор нередко центрами занятий истинным ушу является небольшие деревенские дворики. Восьмидесятилетний мусульманский мастер Дин Шисян из провинции Ганьсу демонстрирует упражнения с длинной «алебардой весен и осеней» (чунцю дадао).

 

По сути, юнчунь нельзя было считать новым стилем. В уездах, где он начал практиковаться, задолго до возникновения юнчунь было немало похожих на него танцев, частично воспроизводивших боевые движения и имевших отношение к народной ритуальной практике. Никто не считал юнчунь боевым стилем, его скорее рассматривали как традиционный тип народного ритуала, совмещенного с методами оздоровления.

Юнчунь, как сотни других стилей на Юге долгое время существовал исключительно в качестве локальной «малой» традиции, не выходившей за пределы двух-трех уездов. Большинство ударов в традиционном китайском юнчунь наносятся выставленной вперед второй фалангой указательного пальца («глаз феникса»), ладонью («ладонь ивового листа»), блоки в основном выполняются средней частью предплечья. Юнчунь включает всего лишь три комплекса: «Малая мысль», или «Малое думание о Будде» (сяоняньтао), «Мосты», или «Приемы предплечьями» (бяоцзы) и «Поиск переправы» (сюаньцяо).

Многие изгои или беглецы из южных кланов в начале XX в. перемещались в Гонконг в надежде выехать оттуда на Запад. С собой они приносили свои деревенские стили, в том числе и юнчунь. Правда, руководители традиционных школ с изрядной долей скептицизма относились к тем, кто открывал широкое преподавание клановых стилей, считали это искажением истинной традиции. Так, в Гонконге, где учился Брюс Ли, преподают уже сильно трансформированный стиль, давно отошедший от «истинной традиции». Еще больше юнчунь преобразился во Вьетнаме, откуда вышли многие пропагандисты этого стиля на Западе. По сути, произошел раскол: носители юнчунь в Китае ведут свои «семейные книги», свой отсчет патриархов стиля, по их мнению, гонконгский юнчунь не имеет прямого отношения к традиционному ушу. Гонконгская организация юнчунь почитает своих патриархов (нынешний — Леун Тин) и успешно рекламирует себя в западных странах.

 

Тайные секты и традиция ушу

 

Есть два способа уберечься от бед и обрести спасение: занятия гунфу и дыхание в положении сидя. Но первый способ все же значительно эффективнее. И лишь наша община его.

«Священная книга Небесного принципа» (одно из писаний секты Лицзяо)

 

«Встать на Путь» посредством ушу

Не будет преувеличением назвать тайные общества Китая той кровеносной артерией, которая питала традиции народной культуры. Размах их деятельности был столь огромен, что с трудом осознается даже в исторической ретроспективе. Тайные общества и секты охватывали все сферы народной культуры, более того — не обходили и целую армию местных чиновников. Не трудно понять, почему боевые искусства оказались, начиная с XVII в., не только основным элементом тайных народных обществ, но вообще не мыслились вне их.

Правда, «тайность» их была достаточно относительной, о них прекрасно знали и представители местной администрации, и центральные власти. Да и скрыть существование таких организаций было невозможно. Об этом красноречиво говорят цифры: к началу XX столетия в Тяньцзине больше половины населения так или иначе были связаны с тайной сектой «Учение принципа» или «Учение об истине» (Лицзяо), а в некоторых районах столичной провинции Чжили — до 90 %. В ряде районов провинции Сычуань в обществе «Старших братьев» (Гэлаохуэй) состояло 70–80 % населения. В провинции Цзянсу членами этого же тайного общества было более 70 % населения [110].

Многие члены таких тайных обществ жили в ожидании наступления апокалипсиса, когда «очистительный вихрь» сметет с лица земли всех, кто не вступил в секту. Пока же следовало готовить тело и дух к испытаниям. И формой такой подготовки стали боевые искусства, сопряженные со сложными способами медитации и психотренинга. Не было ни одного стиля, ни одной школы, которая преподавалась бы в период нового времени вне тайных обществ. Никакой разницы между тайной сектой и народной школой ушу не существовало: изучая ушу, последователи фактически приобщались к духовному учению школы.

Большинство известных нам сегодня стилей вышло именно из тайных обществ. Ушу превращалось в постоянный ритуал, неотделимый от повседневной жизни сектантов.

Например, на преподавании ушу основывалось духовное воспитание в одной из самых крупных религиозных сект нового времени «Путь девяти дворцов» (Цзюгундао). До сих пор при приеме в эту секту, нелегально действующую в центральных районах Китая, требуется пройти «испытание ударом меча» — неофиту наносят несколько мощнейших ударов наотмашь мечом по животу, и на его теле не должно появиться даже покраснения.

История данного испытания тесно связана со знаменитой сектантской традицией «Учения Восьми триграмм» (Багуацзяо). Общество Багуацзяо было создано в XVII в. неким Ли Яньюем. Его ученики основали восемь главных направлений секты, каждое из которых называлось по имени одной из восьми триграмм. Сам же Ли Яньюй, кстати большой знаток даосской и буддийской магии, титуловал себя «единым господином». Таким образом, сложилась некая девятеричная схема — восемь сект и один «господин». Она стала называться «девятью дворцами» как и традиционная нумерологическая модель. Вскоре Ли Яньюй и его ближайшие сподвижники погибли в столкновении с императорскими войсками, в живых остался только лидер отделения «Триграммы Ли» Го Чжэцин. Он перебрался на Юг, в Гуандун, где вновь начал обучать людей ушу, параллельно проповедуя «Учение Восьми триграмм».

Из этого общества вышли целые армии — тайные общества, практиковавшие ушу в 20-х годах XX в. Например, знаменитые «Красные пики», «Желтые пики», «Малые мечи», «Боевые лопаты», «Истинного боевого искусства», названия которых недвусмысленно свидетельствуют о роде их основных ритуальных занятий. Они неоднократно становились инициаторами крупных волнений в центральных провинциях Китая, а потом постепенно из религиозных сект, где действительно существовали сложные учения и мистические посвящения, превратились в бандитские отряды.

Многие тайные знаки сект сохранились в ушу до сих пор. Например, знаменитое приветствие во многих школах ушу — правый кулак вложен в левую ладонь, что символизирует единство сил инь и ян, солнца и луны. Именно из этих двух элементов — «солнца» и «луны» — состоит иероглиф «мин», обозначавший название последней китайской династии, на смену которой пришла маньчжурская династия Цин. Такое приветствие долгое время понималось как символ борьбы с маньчжурами за восстановление династии Мин. Сегодня это распространенное приветствие во многих школах ушу.

Важным моментом инициации в сектах была передача новичку необычайных способностей, ради достижения которых многие и вступали в общину. Они должны были уметь лечить болезни, становиться неуязвимыми для ударов копья и даже огнестрельного оружия. Например, перед вступлением в общество «Красных пик» неофиты проходили предварительный курс обучения продолжительностью в сто дней, «пока даже самый сильный удар не оставлял на теле лишь бледный след или черту». Одновременно он заучивал священные формулы, причем их забвение моментально делало человека уязвимым. Считалось также, что его могли ослабить половые сношения или неправильная диета в течение ста дней испытаний. Со вступающих бралась клятва никому не раскрывать преподанные им методики, а затем их испытывали. После первых трех дней обучения проводилось «испытание ножом», после десяти дней — «испытание пулей» и так далее [26].

 

 

 

Два разбойника, герои «речных заводей» Ли Юнь и Ли Ли плетут коварные планы. Тайные общества XVIII–XIX вв. нередко связывали свое происхождение с героями-бойцами древности.

 

Не менее суров был ритуал вступления в особое подразделение тайной секты — «Общество всеобщего добра» (Туншаньшэ). Оно называлось «Дровяные врата» (Чаймэнь) и представляло собой специальное формирование бойцов ушу. Прежде всего они подписывали особую клятву, обещая «не творить зла» посредством своего искусства, а затем специальный посвящающий учитель наносил им по три удара острым мечом по груди, животу, спине, рукам и ногам, что именовалось «посвятить в восемь триграмм».

После этого вступающие должны были продемонстрировать «чудесный удар» (умение наносить мощные удары) и разучить ряд магических формул. В конце посвящения они становились способны «ударить копьем, не отбросив даже тени», а «мечи и копья не ранили их» [264].

Благодаря тайным обществам занятия ушу становились все более массовыми. Вырастая из народных праздников, они зачастую становились неподконтрольны властям, которые вновь и вновь повторяли запреты на такие «еретические ритуалы». В указе император Юнчжэна от 1727 г. вина за их отправление возлагалась на «людей, использовавших приемы кулачного боя и боя с палкой и называвших себя наставниками» [28].

В тайном обществе боевой ритуал символизировал единство адептов внутри общего тела боевой традиции. Достаточно было лидера-наставника, умевшего передать свой эмоциональный настрой массе, — и собиралось общество кулачного искусства, проповедующее идеи спасения, «очистительного вихря», прихода будды Грядущего Майтрей. Такое объединение недовольных существующим порядком, естественно рассматривалось властями как незаконное, и соответственно — «тайное», хотя на уездном уровне администрация прекрасно знала о существовании подобных организаций и даже нередко сама состояла в них.

Приведем один пример. В 1774 г. в провинции Шаньдун было поднято восстание одного из ответвлений секты «Учение Белого лотоса». Его руководителем стал Ван Лунь — выходец из семьи зажиточного землевладельца, обладавший могучей способностью воздействовать на людей. Правда, внешность Ван Луня была скорее отталкивающа: лицо, испещренное следами оспы, невысокий рост, сутулость. Не повезло ему и в семейной жизни: его почти слепая жена не могла подарить ему детей. Вероятно, желая утвердить себя в глазах односельчан, Ван Лунь в двадцать лет начал заниматься ушу и вскоре приобрел авторитет известного бойца. В 1751 г. в их дом пришел какой-то бродячий плотник и Ван стал изучать у него стиль «Кулак Восьми триграмм» (багуацюань), бой с мечом и работу на «деревянном человеке»-снаряде для отработки приемов боя. Со своим учителем Ван осваивал медитативные и дыхательные упражнения, а позже его посвятили в искусство «существования без пищи» (бу чифань) в течение длительного времени. Просуществовать без пищи десять дней считалась «малой заслугой», а восемьдесят один день — «большой заслугой».

Будучи, вероятно, человеком весьма экзальтированным, Ван Лунь начал собирать вокруг себя учеников, которым наряду с приемами ушу преподавал основы психотехники. К тому же профессия Вана благоприятствовала этой деятельности: он работал рассыльным-скороходом в небольшом местечке Янгу недалеко от своего дома. Бывая в рыночных центрах и деревнях, он занимался врачеванием, причем делал это настолько умело, что его слава начала притягивать к нему все больше и больше людей. Многие из тех, кому помог Ван, становились его последователями, постигали у него ушу и «искусство вскармливания жизненности».

Наконец Ван обрел звание «наставника школы» (шифу) и фактически возглавил тайную религиозную секту, проповедовавшую «Учение Восьми триграмм». Его последователи, так же как и в других сектах, именуются «вступившими на Путь» (жудао). Ван утверждал, что его чудесное искусство позволяло ему вызывать к себе богов и духов, а его друг и первый ученик монах Фаньвэй был способен даже «проходить невредимым через подземное царство».

Последователи Вана были далеко не равноценны по своим способностям, поэтому он разделил их на два направления или уровня. Представители первого, называвшегося «боевое» (у), занимались исключительно боевыми искусствами и представляли собой прекрасно подготовленных бойцов, основным стилем которых стал багуацюань.

Представители другого, называвшегося «культурное — гражданское» (вэнь), изучали помимо боевых искусств медитацию, сложную тайную технику созерцания, и, по сути, являлись носителями доктрины «Восьми триграмм». Уровень «вэнь» обладал тем, что обычно и называлось «тайным знанием», численно небольшой, он главенствовал над основной массой бойцов.

Интересно, что большинство тайных обществ, которые так или иначе были связаны с древним «Учением Белого лотоса», имели два таких этажа. Например, ихэтуани, поднявшие грандиозное восстание в конце XIX в., также подразделялись на слои «вэнь» и «у», в соответствии с традиционной идеей взаимосочетания двух начал в человеке и обществе.

Ван Лунь, являясь непревзойденным мастером ушу стремительно расширял свою секту. У него было лишь шестеро ближайших последователей, с которыми Ван общался непосредственно. Эти люди считались его «приемными сыновьями и дочерьми» они имели право вещать от имени своего учителя и трактовали откровения, приходившие к Ван Луню в моменты мистического экстаза. Они же несли стиль Ван Луня в другие районы, например, известный своим мастерством «свирепый, сильный и смелый» Мэн Цзан насаждал багуацюань в провинции Хэнань. Так благодаря сектантской традиции распространялись стили ушу, а боевые искусства, в свою очередь, способствовали росту тайных обществ, привлекая все новых и новых поклонников [442].

В 1774 г. секты, руководимые Ван Лунем, подняли восстание, проповедуя, что пришло время смены династий и в мир явился истинный правитель. Хотя это восстание было быстро подавлено, школы в которых преподавался багуацюань, сохранялись еще долгое время и в трансформированном виде дожили до наших дней.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.