Феноменология Архетипа Божественного Ребенка (по К. Юнгу) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Феноменология Архетипа Божественного Ребенка (по К. Юнгу)

2022-10-04 194
Феноменология Архетипа Божественного Ребенка (по К. Юнгу) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На окраине Радонежа в 1988 году, недалеко от церкви Преображения Господня, был установлен памятник Сергию Радонежскому. Он представляет собой трехметровую фигуру старца, в центре которой высечено рельефное изображение мальчика с образом Троицы в руках. Автором скульптуры является ныне покойный, великий скульптор и общественный деятель Вячеслав Михайлович Клыков. Смысловая двойственность этого скульптурного шедевра заставляет задуматься. С одной стороны, в серокаменной суровой фигуре мы узнаем легенду о знаменательной встрече отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского) со странствующим монахом. С другой стороны, мы видим живую тезу К. Юнга: «Он (ребенок) – внутреннее веление, невозможность поступить иначе, оснащенное всеми силами и естественными силами инстинкта, в то время как сознание постоянно плутает в мнимости, будто оно может поступать так, как хочет. И поэтому ребенок часто является носителем исцеления или просветителем». Обратите внимание на последнее утверждение: «…ребенок часто является носителем исцеления или просветителем»!

 В каждом взрослом живет ребенок. В ситуации стресса, тревоги или иррационального страха включается защитный механизм адаптации – эмоциональная регрессия, что ведет нас к эмоциональным истокам, требующим защиты и внимания. Внутренний ребенок проявляется так же в состоянии ликования, искреннего удивления или чувства победы. Он прыгает на одной ножке и смеется от счастья. Он проявляет себя в полном поглощении творческим процессом, как это делают дети, строя песочные замки или рисуя солнце и домики.

Архетип ребенка лучше рассматривать как центр (ядро) архетипа самости. Образ Ребенка (ОР) - это двойственное проявление «Бессознательного Я»: архаичное проявление ОР и личное проявление ОР. 

Архаичное проявление ОР.

Архаичный ребенок воплощается в первичной (древней) модели восприятия мира, соответствующей эволюционным процессам просыпающегося разума. «Мир был таким первозданным, что многие вещи не имели названия и на них просто тыкали пальцем» (Г. Маркес). Архаичная модель Образа Ребенка предполагает несколько важных особенностей:

1. Чистота и просветленность. (Образ младенца Иисуса). Отсутствие греховности (вины).

2. Доверчивость. 

3. Способность удивляться новому.

4. Одушевление (анимализм) неживых объектов и предметов.

5. Мифотворчество.

6. Иррациональный страх.

7. Независимость от социальных условностей и оценок как отсутствие страха осуждения. Отсутствие страха совершать ошибки.

8. Способность прямого отождествления. Свободный творческий поиск новых персон - «образов достижения».

9. Потребность в защите от «Высших Сил».

- Что делает чистым и просветленным Архаичное проявление ОР?

- Отсутствие греховности как производное между глаголами «хочу» и «должен». Отсутствие подавленных желаний и вытесненных переживаний. А значит, - отсутствие Тени. Ребенок не отбрасывает тень. Он приходит на рассвете или закате в мир взрослых людей с их длинными и зачастую мрачными тенями. С двуличием поведенческих масок, с неистребимым чувством собственной важности, с потребностями, направленными на получение социального статуса; винами и сожалениями о содеянном; цивилизованной мудростью, рождающей печаль; с ритуалами и табу, с оковами морали и нравственности, …. Он приходит в мир взрослых как спаситель и открывает взрослым дверь в бессмертие! 

- Что делает доверчивым Архаичный Образ Божественного Дитя?

- Безыскусность и открытость. Готовность к получению любых переживаний и знаний. Он доверчив, поскольку идет по «Пути Дурака». Поэтому без устали под звуки медных бубенцов на треухом колпаке умилительно-серьезно пляшет под фарандолу Ж. Бизе.

- Что делает Архаичного Ребенка способным удивляться?

- Вам приходилось встречаться с безумными плимами? Доводилось наблюдать как на Сигме-Три, когда девять лун выстраиваются в ряд и приходит праздник Пятой Весны они неистово сливаются в проективном плексикозе? Вот и мне тоже, (к сожалению) не доводилось. А как на Транге-Шесть в созвездии Козлопаса каждой осенью горы откочевывают на юг? Как под вечно-зеленым небом Великий Отец пасет крысиные стада, а весной, когда температура опускается до минус ста пяти Вечная Мать устраивает родовое гнездо и усиживается на кладку Священной Икры? Не доводилось, не приходилось, не видели? А вот Р. Шекли или Б. Виану наверняка приходилось. В сказочно-фантастическом мире возможно все и многое вызывает удивление. Поскольку этот мир еще не нанесен на карту. Он не имеет ориентиров и навигационных карт. Ответьте на вопрос пятилетней Даши: «Папа, а на что похожи танцы?».

- Что делает Архаичный Ребенок, одушевляя неживые предметы?

- Наделяя душой плюшевых мишек и зайчиков, Архаичный Ребенок безгранично расширяет территорию личного «Я» и соединяется с Миром. Исходя из предпосылки «Я – Живой, поэтому Солнце Живое», маленький дикарь ищет свое подобие. Так первый осмысленный рисунок солнца к 2,5 – 3-м годам трансформируется в лицо человека. Приобретая жизненный опыт в виде боли от падений и ушибов, ребенок переносит эти чувства на неодушевленные объекты. Он учится сопереживанию. На мой взгляд, стихи Агнии Барто необходимо ввести в программу дошкольного обучения, начиная с ясельного возраста. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…».

- Зачем Архаичному Ребенку мифотворчество?

- Мифотворчество прямо связано с потребностью в защите. Сотворение мифов - это социально-культурный процесс адаптации. Это фундамент, на котором строились стратегии выживания, духовная история, а затем философия человечества. Творчество - это эволюционный процесс перцептивного (концептивного) отзеркаливания реальности. Поскольку разум ребенка имеет ограниченное количество концепций, способных объяснить феномены окружающего мира, то он создает мост между воспринятым известным и неприемлемым неизвестным в виде фантастических метафор или мифов. Сказочный мир ребенка создается с помощью метафорических аналогов, развивающих синтетическую функцию мышления. Перцептивное восприятие дает ребенку образно-чувственное понимание окружающего мира, создает буферную систему верований и убеждений (мифов), способствующих процессу адаптации.

Еще раз повторим утверждение К. Юнга: «…ребенок часто является носителем исцеления или просветителем»! Именно в первом, архаичном проявлении Образа Ребенка содержатся исцеляющие силы: способность удивляться как основа творческого поиска, отсутствие страха совершать ошибки, способность прямого отождествления как поиск новых поведенческих форм, чистота и просветленность как отсутствие лжи и масок, скрывающих намерения, мифотворчество как свобода от детерминизма и возведение казуальности в ранг закона. В докладе, прочитанном в читательском кружке Гёттинген (Цюрих, октябрь 1930), представляет К. Юнг психологию «Архаичного человека». Он утверждает, что восприятие и понимание Мира у первобытного сознания и сознания современного человека во многом тождественны. И отличаются только разницей в предопределениях (предпосылках).
    Другими словами, воспринимаемая нами окружающая действительность строится на фундаменте убеждений и представлений. Поэтому Мир ребенка, не имеющий до определенной поры жестких рамок верований и пониманий, свободен от взрослой морали и нравственности, социальных правил и законов цивилизованного человека. Он имеет иную матрицу, в которой правит его величество Случай как высшее проявление Божественной Силы. В докладе К. Юнга приводится примечательный пример: «Один туземный вождь, которого спросили, чем отличаются добро и зло, сказал: «Когда я похищаю у своего врага его жен, то это хорошо, но когда он крадет их у меня, то это плохо».

Саша (четыре года 6 мес.) рассуждает подобным образом:

- Саша, разве хорошо, что ты отобрал у Насти игрушку?

- Хорошо.

- А если Настя отберет у тебя игрушку? Это будет хорошо?

- Она плохая.

- Это будет правильно? Если Настя отберет у тебя игрушку?

- Нет. Очень плохо. Очень плохо, – Саша осуждающе качает головой.

«Отступление от инстинкта и противопоставление ему себя образуют сознание» (К. Юнг «Жизненный рубеж»).

Не только в научной, но и в художественной литературе можно найти ключевые идеи, подтверждающие тезис: ребенок – это дверь в пространство внутренней свободы и творчества. Например, ключом, открывающим дверь в состояние интереса, является удивление! Это открытие сделал известный поэт почти сто лет назад.

"Жизнь прекрасна

                и

                удивительна.

Лет до ста

              расти

Нам

    без старости".

   Эти лестничные строки  - одна из ослепительных вспышек творческого озарения В. Маяковского. Чтобы понять уникальность его прозрения, необходимо задать себе вопрос: "Когда я перестал удивляться?" Именноспособность удивляться когда-то, давным-давно делала жизнь прекрасной. Способность запоминать и накапливать впечатления постепенно и неумолимо убивает способность удивляться. "А-а, это я знаю! Ну, это я уже видел...". Редкий дар «расти лет до ста без старости» выпадает только избранным. Тем, кто приходит из детства и приносит с собой паровозик без колёс, и плюшевого мишку без пуговичного глаза. Тем, кто ещё способен расплющить нос о вагонное стекло и с удивлением убедиться, что Земля то, действительно вертится!

Удивление лежит в основе заинтересованности!

А вот несколько цитат А. де Сент-Экзюпери.

· На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

· Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр.

· Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

· Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.

· Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Личное проявление ОР.

Образ Ребенка проявляется в детской линии поведения и несет в себе личную историю, от пренатального (до 28 недель внутриутробной жизни), перинатального от (28 недель до рождения) и неонатального (от рождения до 1 месяца жизни) периода до подросткового возраста (11-13 лет). В зависимости от воспитательных усилий божественных защитников (Мамы и Папы) воплощение ОР может иметь различные типы. Обширная тема типологизации ОР представленная в научной литературе, дает ориентировочное представление об отдельных компонентах структуры образов ребенка с позиции осознанного оценочного ориентирования. Однако с позиции психокоррекции типологизация ОР большого значения не имеет. Впечатлительная, чувствительная натура;здравомыслящий, обязательный ребенок;эмоциональный авантюрный тип; стратегически планирующий свои действия умник – эти номинализации не приближают нас к пониманию причин нарушения самости. Оттого, что вы идентифицировали чистое и просветленное Дитя («юродивый»); образ подвижника («героический ребенок») или тип «инфанта» (образ принца или принцессы), - тяжесть (к примеру) тревожно-депрессивного синдрома не уменьшится.

Нам, психотерапевтам, прежде всего важно идентифицировать Образ Страдающего Ребенка. Выявить факторы, приводящие к его страданию. И создать картину понимания дисбаланса основных тенденций проявления двух противоположных ядер архетипа Божественного Дитя нарушающих внутренний гомеостаз.

3.3. Интегративная модель понимания феноменов архетипа «божественного дитя» К. Юнга (Глава для специалистов в области психоаналитической психотерапии).

Объединяя теоретические аспекты академических направлений психологии, мы выходим за пределы отдельных концепций и методов, создавая более широкие рамки понимания совокупности психических феноменов. «На наш взгляд, интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. «Это понимание справедливо как для онтогенеза, так и филогенеза сознания, как для личности, так и для малых и глобальных социальных общностей» (В. В. Козлов, В. В. Новиков Интегративный подход в психологической практике. Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 1 – Том II C.1).

Актуальность настоящего теоретического исследования определяется практической потребностью понимания основных тенденций развития личности с целью получения дополнительного доступа к ориентирам (мишеням) психотерапевтического воздействия.

Целью данной работы является создание интегративной модели понимания феноменов архетипа «Божественного ребенка» К. Юнга и состояний «Внутреннего Ребенка» Э. Берна в аспекте процессов развития и формирования личности.

Методологической основой работы является: ретроспективный анализ концепций и теорий развития личности и моделирование.

Основное содержание работы.

Проведен обширный библиографический анализ теорий и концепций развития личности изложенных в работах З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг, Э. Эриксон, Б. Скиннер, К. Ясперс, М. Хайдеггер, К. Роджерс, Г. Олпорт, Р. Штейнер, Ф. Хайдер, Ж. Пиаже, Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Берн А. А.Э. Нойманн, Ухтомский, А.К. Гастев, М.Я. Басова, Л.С. Выготский, Д.Н. Узназде, Т.П. Скрипкина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др., опубликованных в течение последних десятилетий.

Анализ теорий позволил выделить те из них, которые описывают процесс развития личности в парадигме конфронтации двух факторов: биологических и социальных. «…ведущим фактором, опосредующим взаимосвязь социализации и индивидуализации в онтогенезе, является индивидуальный стиль социализации» (Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография 2010). Теории объектных отношений М. Малер (Малер, Пайн, Бергман 2011), эго-идентичности Э. Эриксона (Эриксон, 1996), нарушения самости Х. Кохут (Куттер, 1997) построены на бинарной системе оценке внутренних конфликтов.

В частности, на понимании «борьбы противоположностей» в процессе развития личности построена дескрипция феноменов архетипа «божественного дитя» К. Юнга и состояний внутреннего ребенка Э. Берна.

Так, Э. Берн раскрывает понятие «внутренний ребенок» как проявление двух различных состояний. «Приспособившийся Ребенок - это архаическое состояние Эго, которое находится под родительским влиянием, в то время как естественный Ребенок - это архаическое состояние Эго, свободное от такого влияния или пытающееся от него освободиться» Он указывает, что «в архаичном проявлении Внутреннего Ребенка заключены интуиция, творческие способности, спонтанный порыв и радость» (Э. Берн, 2016 с. 23). Если дословно следовать тезисам К. Юнга о том, что архетип Божественного Ребенка в одном из своих проявлений является символом, «объединяющим противоположности - медиатор, носитель исцеления…»; он «персонифицирует … жизненную мощь и целостность … по ту сторону сознания» (К. Юнг, 1996. c.132.), то одной из важных функций проявления этого архетипа должно быть «целительство». С другой стороны, раскрывая тезис «меньше малого, но больше большого», К. Юнг указывает на противоположную сущность этого архетипа. Он обозначает противоположный феномен как: «обиженный, заброшенный, покинутый, подверженный опасности» (К. Юнг, 1997 с. 365). Объединение данных эпитетов можно обозначить одним словом – «страдание».

Таким образом, борьба двух противоположностей среди прочих факторов процесса развития личности является аксиоматической. «Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада. Двузначность движения заложена в природе маятника — человеческой природе» (К. Юнг «Эон» Изд. АСТ 2009).

Рабочая гипотеза данной работы заключается в том, чтов процессе психогенеза в зоне индивидуального бессознательного изначально закладываются и формируются два антагонистических полюса: «здоровое» и «страдающее» ядро будущей личности как противоположные и противоборствующие проявления основных феноменов архетипа «Божественного Ребенка» (далее АБР).

Иллюстрируя аспект АБР «меньше малого и больше большого», метафорическое выражение антагонистических полюсов может выглядеть как образ Ребенка-Целителя (далее «ОРЦ») и образ Страдающего Ребенка (далее «ОСР»). Оба противоположных полюса являться структурной частью того, что К. Юнг обозначает как самость.

Рис.1.

 

 

Образ Ребенка Целителя (ОРЦ) определяется дословными описаниями К. Юнга: «медиатор, носитель исцеления», «персонифицирует … жизненную мощь и целостность». Дополняет этот образ Э. Берн, описывая эго-проявления так называемого «естественного ребенка»: очарование, интуиция, спонтанность, креативность.

Образ Страдающего Ребенка (ОСР) как внутренний метафорический объект индивидуального бессознательного изначально спроецирован феноменологией АБР. К. Юнг дает следующие определения этого индивидуального метафорического образа: «заброшенность, покинутость, подверженность опасностям…» (Юнг, 1997, с.365). Исходя из представлений П. Б. Ганнушкина, процесс развития личности связан с влиянием ряда условий, которые можно разделить на две группы: биологическую и социально-психологическую (Ганнушкин, 1982. с.145).

 Инициацию, формирование и последующее проявление ОСР можно объяснить влиянием следующих причин:

1. Неблагоприятные факторы соматического состояния (генетически заданные и онтогенетически приобретенные) (Монахов 2009; Ду­бровский, 1971, с. 346-347); психогенетическое наследование личностных свойств (Осницкий, 2009, с.250-252).

2. Неблагоприятная (травмирующая) социальная среда воспитания (брошенные дети, асоциальные, неполные семьи). Разработанность данной проблемы определяется работами зарубежных и отечественных ученых: А. Фрейд, М. Раттера, Ф.И. Кевли A.A. Реана,, Д.И. Фельдштейна, Ю.А. Клейберга, А.И. Захарова, Т.А. Гурко, М. Кле, С.Т. Климовой, С.А. Бадмаева, С.А. Беличевой, Р. Бернса, и др.

3. Интроекция тенденций проявления образа «страдающего ребенка» в родителях (мать, отец).

4. Полярный тип родительского отношения (Поветьева, 2003; Фомина, 2014. с. 704-707). Депотенцируюшие родительские предписания (директивы) (Гулдинг М., Гулдинг Р. 1997, с.34).

5. Психотравмирующий личный опыт ребенка (Левин, 2011, с.20-21; Петрова, 2014, с.96-99).

Схематически формирование ОСР можно представить так: (Рис.2).

Для описания ОРЦ и ОСР выделены семь тенденций, которые определяют развитие и формирование личности. Выбор тенденций определяется следующими критериями:

- филогенетически сформированные;

- имеющие полярный характер проявления;

- имеющие возможность шкалирования (измерения) силы проявления;

- имеющие прямое отношение к формированию черт характера, акцентуаций или нарушения психического баланса.

Описание тенденций имеет ключевое смысловое значение в данной работе, поскольку в любой взрослой личности можно увидеть силу проявления тех или иных тенденций ОРЦ, ОСР, их сбалансированность или дисбаланс. В парадигме конфронтации двух факторов развития, рассмотрены пары свойств с противоположным значением: сила-слабость, доверие-недоверие, безупречность-виновность и т.д.

Порядок дескрипции ОРЦ обусловлен взаимозависимостью тенденций, оптимальная сила проявления которых, организует здоровое ядро личности и может быть источником «силы» и «исцеления». Следует учесть, что при выраженном проявлении одной из тенденций за счет депонтециации других проявлений во взрослой личности можно наблюдать те характерологические особенности или акцентуации, которые прямо отражаются при построении «Я-концепции» по К. Роджерсу (Роджерс, 1994).

ОРЦ проявляет себя филогенетически сформированными тенденциями архаичного (примитивного) человека, которые, по сути, являются эффективными ресурсами, способствующими развитию процессов адаптации, эмпирического познания мира и развития самосознания.

Образ Страдающего ребенка (ОСР) изначально представляется тенденциями беспомощного существа, нуждающегося в защите, внимании и любви. Дальнейшее формирование ОСР обусловлено рядом внутренних и внешних факторов, имеющим прямую связь с генетически обусловленной преемственностью, процессами соматического онтогенеза, процессами индивидуализации и социализации личности во всех периодах ее жизни.

Они (тенденции) представляются нижеследующими и, несомненно, неполными описаниями.

1. Витальность (жизненная сила) – слабость, болезненность.

Такие термины как «жизненная сила и мощь» при описании психического состояния по определению являются субъективно-оценочными категориями. Поэтому, «…витальность определяется как субъективное переживание обладания физической и психической энергией. При высокой витальности человек чувствует, что полон энтузиазма, жизненных сил и энергии. Таким образом, витальность ассоциируется с ощущением мощи (силы), сильными позитивными переживаниями и спокойной энергией, т.е. с позитивно окрашенными состояниями» (Александрова, 2014 т. 11, №1 с.135). Учитывая то, что словесное описание переживания «жизненной силы» может априори является субъективной, то объективная оценка данной тенденции должна учитывать физиологические параметры и признаки здоровья и силы. Имеется достаточное количество научно-экспериментальных и клинических данных, позволяющих использовать термин «витальность» в контексте нормальной и патологической физиологии. Кроме общих показателей здоровья, принятых ВОЗ в 2001 году важным признаком витальности является уровень обмена веществ в клетках органов и тканей. Энергетический уровень и скорость протекания окислительно-восстановительных реакций у ребенка значительно выше, чем у взрослого. «…в годовалом возрасте достигается примерно та интенсивность обмена (55ккал/кг/сут), которая «полагается» по уравнению Клайбера для организма массой 10кг. …Только с 3-летнего возраста интенсивность основного обмена начинает постепенно снижаться, а достигает уровня взрослого человека - 25ккал/кг/сут - лишь к периоду половой зрелости». Причем основные энергозатраты у детей предназначены для образования новых структурных компонентов в процессе дифференциации клеток, а не на «серийное производство» уже готовых клеток в процессе роста» (Безруких, 2003 с. 110-111). Долевое распределение потребляемой энергии в детском организме сильно отличается от такового во взрослом. Так, по данным М. Безруких «У годовалого ребенка на долю мозга приходится 53 % основного обмена, вклад печени составляет около 18 %, а на долю скелетных мышц приходится только 8 %». Кроме этого, важным признаком витальности является устойчивость клеток органов и тканей к гипоксии. Прямым показателем жизненной силы является время угасания обменных процессов в коре мозга (Висмонт и др., 2016 с. 173-174).

Таким образом, витальность (жизненную мощь) можно рассматривать как внутреннюю энергию, направленную на созидание новых дифференцированных структурных компонентов физического и психического тела. Витальность – это биологический кредит, основная функция которого – саморазвитие. Проявленность витальной миссии зависит от общего физического и психического благополучия индивидуума. Если предположить, что витальность как жизненная энергия – это биологическое проявление архетипа «Божественного Ребенка», имеющего полярное значение в виде метафорических феноменов образа Ребенка Целителя и образа Страдающего Ребенка, то на одном из полюсов от большего к меньшему мы видим проявление здорового и сильного дитя, а на другом - слабого и болезненного. Обзор эффективности методов объективной оценки состояния соматического здоровья представлен в монографии Э.Л Безматерных и В.П. Куликова В.П (Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья. Физиология человека, 1998, №3. С.79-85). Menssanaincorporesano – avisrara, однако прямая зависимость соматического и психического здоровья неоспорима.

2. Доверие – недоверие.

Исследованию эволюции феномена доверия в историческом аспекте посвящена работа А. Селигмена «Проблема доверия» (Изд. «Идея-Пресс 2002).

Всестороннее рассмотрение феномена доверие-недоверие в аспектах формирования структуры и социально-психологичских функций рассмотрена в монографии А.Б. Купрейченко. Психология доверия и недоверия Изд. «Институт Психологии РАН». Москва 2008г. 

 Удовлетворенная потребность в защите от «высших сил», родительская (в первую очередь - материнская) защита, любовь и забота дает чувство уверенности и нужности; формирует базовую тенденцию доверия к окружающему миру и себе (3.Эриксон, 1996, гл.7); (Руднева, 2010. с. 52-60). ОРЦ свободен от сублимаций и построения защит. Внутренний ресурс доверия и любви, при прочем оптимальном соотношении выраженности тенденций определяет характер открытого, уверенного, безыскусного человека. Следует учесть, однако, что чрезмерное проявление доверия как характерологической особенности личности за счет других не менее важных тенденций ОРЦ ведет к формированию склонности делегирования полномочий, снятия ответственности, наивности, поиска «помощников». В результате значительного проявления этой тенденции «судьба» начинает преподносить фрустрирующие ситуации предательства, измены, подлости со стороны тех, кому было оказано полное доверие.

3. Безупречность (отсутствие вины) по Э. Эриксону.

Формирование чувства вины прямо связано с двумя факторами: сенсорно-моторной адаптацией в младенческом возрасте и формированием многоуровневой структурой взаимодействия с окружающей средой (Соколова, 2016. т.9. №3. с.74). Метафорическая проекция АБР в виде ОРЦ не отбрасывает тень виновности. Ребенку-Целителю не нужна защита в виде изоляции. Он независим от позитивной оценки социального окружения. В нем нет места сожалениям. Без сомнений и стыда он приходит в мир взрослых людей с иконой младенца-Христа как спаситель, и открывает им дверь в бессмертие!

Гипотетическое отсутствие внутренней вины во взрослой личности препятствовало бы процессам рефлексии, критического отношения к себе и своим действиям, поиска и исправления ошибок, и, в целом - к снижению уровня осознанности и самосознания.

4. Любопытство, удивление, интерес.

Обобщая значительное количество экспериментальных данных, К. Изард отводит особое место эмоции интереса-возбуждения (Изард, 1980, гл. 5). Теоретическое предположение о том, что эмоции является внутренним выражением инстинкта, сделал Уильям Мак-Дугалл в начале 20-го столетия. Он полагал, что внутренним выражением инстинктов являются эмоции. В числе двенадцати основных инстинктов, он считал любопытство и любознательность основой эволюционных достижений человечества (Мак-Дугалл,1916). Сегодня «…существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Эти эмоции наследственно закреплены в организации лимбической системы» (Гиноян Р.В., Хомутов А.Е. 2010, с.27-28).

Любопытство как форма ориентировочно-познавательного поведения, присуща всем высокоорганизованным животным и человеку. Она неизбежно связана с эмоцией удивления как ответной психофизиологической реакцией на непредсказуемые явления окружающей действительности или как неожиданный результат действий. В случае, если удивление исключает формирование негативного чувственного компонента, то оно ведет к формированию того, что мы называем – заинтересованность (интерес). Интерес (заинтересованность) является главным мотивационным вектором процесса познания и социализации. Одна из главных тенденций ОРЦ проявляется как носительство триады: любопытство-удивление-заинтересованность. Однобокость проявления этой триады в ущерб совокупности других тенденций определяет во взрослой личности поверхностное понимание процессов, явлений и объектов окружающего мира (дилетантизм), выбор целевых приоритетов по критерию «интересно», низкую устойчивость и глубину проявления творческих процессов, развитие умелости.

5. Мифотворчество и антропоморфизм.

Познание окружающей действительности непосредственно связано с архаическим процессом мифотворчества. Сотворение мифов - это социально-культурный процесс адаптации (Пивоев, 1991; Екимова, Курочкина ББК 71.0; Давыдова, УДК 37.036). Творчество - это эволюционный процесс перцептивного (концептивного) отзеркаливания реальности. Сказочный мир ребенка создается с помощью метафорических проекций, развивающих аналоговую функцию мышления (Кошелева, Павлова, 2017). Перцептивное восприятие дает ребенку образно-чувственное понимание окружающего мира, формирует буферную систему верований и убеждений (мифов), способствующих процессу адаптации. Хорошо известно и часто цитируемое утверждение А. Энштейна: «Воображение — это самое главное, … Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». Детское мифотворчество инициирует и обогащает когнитивное развитие.

Мифотворчество ребенка прямо связано с одушевлением неживых объектов (предметов) и процессов. ОРЦ дарит мистическую способность антропоморфизма (Титова, 2013 с. 91-100). Наделяя душой плюшевых мишек и зайчиков, ОРЦ безгранично расширяет территорию личного «Я» и соединяется с Миром. Исходя из пресуппозиции «Я – Живой, поэтому Солнце Живое», маленький дикарь ищет свое подобие. Так первый рисунок круга-солнца к 3- 3,5 годам трансформируется в лицо человека (Morris, P.77-78). Приобретая жизненный опыт в виде боли от падений и ушибов, наделяя объекты и процессы природы чувствами, ребенок учится сопричастности и сопереживанию. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…» (Барто, 2016. с.4). Проявленность антропоморфизма ОРЦ определяет уровень эмпатичности как один из важных факторов социализации.

6. Миссия игры.

Игра как необходимое условие становления личности всесторонне рассмотрена с позиции теории конвергенции В. Штерна (Кущ, 2005 г. с. 147). Й. Хейзинга расширяет понятие игры. Он определяет игру как биологическую необходимость, как социально-культурный и трансцендентный феномен (Хейзинга, 2007. с.7-11). «Когда у людей нет необходимости работать, чтобы жить, у них, в общем, остаётся только два дела. Они могут «играть» и они могут заниматься искусством. Таковы два способа получать удовольствие от жизни» (Прибрам, 1975. с. 324). Мир игры, в котором живет сознание ребенка дошкольного возраста, создает плавный переход к пониманию мира взрослых (Клочко, Малинина, 2016. С.65). Первозданная тенденция проявления архетипа Божественного Ребенка в образе «Ребенка Играющего» (Рlaying Сhild) – является одной из главных миссий ОРЦ. «Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире, является роковой ошибкой» (Дудин, 2014. с.174).

7. Миссия «просветления».

«Героический ребенок» Карла Юнга как одно из проявлений мотива «меньше малого и больше большого» на этапе дифференциации понятий «добра» и «зла» должен порождать в ребенке тенденцию выбора сказочных героев, чья миссия – «преодоление чудища тьмы» (Юнг, 1997, с.364). И поскольку «чудища тьмы» - это олицетворение бессознательного, то одна из миссий ОРЦ – это «просветление». Метафорически «миссия просветления» заключается в постоянной и неиссякаемой передаче внутренней энергии познания. Ребенок Целитель – это Прометей, что приносит из бездонного колодца коллективно-бессознательной мудрости Огонь Познания и передает его Просыпающемуся Разуму. Возможно, ОРЦ как компонент архетипа Божественного Дитя напрямую связан с Архетипом Мудрости. «Сознание должно обладать разумом, чтобы перво-наперво открывать некоторый порядок в хаосе неупорядоченных индивидуальных событий в мире» (Юнг, 2010. с.87). ОРЦ зажигает, несет и поддерживает «свет разума» в виде двух фило- и онтогенетических взаимосвязанных процесса: осознанности, переходящей в самосознание. Функция просветителя представляется в виде оптимальных процессов саморегуляции, самопознания и самоотношения. Базовые компоненты самосознания формируют эффективные паттерны мышления и поведения, оптимальные стратегии принятия решений, ответственность, понимание контекстности поведения, понимание неразрывности исторического и личного времени. В ОРЦ изначально закладывается ресурс, который активизирует тенденции познания и самоактуализации.

Таким образом, выбранные тенденции берут свое начало в образе ОРЦ. В условиях благоприятной среды воспитания, обстоятельств, связанных с благополучием здоровья, отсутствием серьезных психотравмирующих эпизодов, эти тенденции прочерчивают векторы процесса индивидуации. При оптимально сбалансированном их проявлении они распространяются в нейровселенной личности и формируют характер человека сильного, активного, умелого, творческого, чувствующего, способного удивляться новому и направленного на процесс познания и самоактуализации.

Антагонистические тенденции ОРЦ и ОСР могут быть представлены в виде таблицы:

 

Типологизация и тенденции проявления образа Ребенка-Целителя Типологизация и тенденции проявления образа Страдающего Ребенка

1.Витальность (жизненная сила)

Тип: здоровый, сильный Энергичность. Хорошие показатели общего здоровья. Физическая выносливость. Устойчивость к стрессу. Хорошие показатели физической адаптабельности. Тип: слабый, болезненный Пороки физического и психического развития. Низкие психофизиологические показатели. Слабая общая реактивность и резистентность организма. Слабая физическая выносливость. Низкие показатели адаптации, устойчивости к стрессу. Защиты в виде регрессии. Потребность в жалости к себе. Высокие риски психосоматических нарушений.  

2. Базальное доверие (Э. Эриксон)

Тип: уверенный, доверяющий. Общее чувство доверия, уверенность, определенность позиции. Надежда и оптимизм. Тип: недоверчивый, мнительный. Основные тенденции направлены самосохранение и обособление. Подозрительность, недоверчивость, страх одиночества, потери. Защиты: иррациональные и социальные виды страха. Ненасыщаемая потребность в заботе и уважении. Зависимость от оценки. Неуверенность. Риски формирования тревожных, депрессивных состояний.

3. Безупречность (отсутствие вины)

 Тип: безупречный Открытая жизненная позиция. Умение признавать свои ошибки. Ответственность. Уверенность в принятии решения. Тип: виновный Завышенная потребность в позитивной оценке. Персоны «Я-хороший человек». Защиты в виде изоляции, проекции, обесценивания. Страх ошибки. Страх обвинения. «Угрызения совести» и самобичевание. Безответственность. Сожаления и жалость к себе.

Триада: любопытство-удивление-интерес

Тип: инициативный, предприимчивый Мотив познания окружающего мира. Поиск новизны впечатлений. Инициативность. Предприимчивость. Тип:безучастный, отрешенный. Дефицит социально-эмоционального взаимодействия. Проблемы социализации. Снижение физической и психической активности. Отсутствие побуждений и желаний к деятельности. Риск формирования эмоционально-мотивационной блокады, апатобулического синдрома. Высокая степень проявления депрессивных состояний, аутизма.

Мифотворчес

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.