Гуру-пурнима – свящённый праздник почитания наставника. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Гуру-пурнима – свящённый праздник почитания наставника.

2022-10-04 22
Гуру-пурнима – свящённый праздник почитания наставника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Полнолунный день месяца ашадха (июнь) – особый праздник, отмечаемый ежегодно индуистами. В этот день они почитают наставника – гуру (отсюда и название "гуру-пурнима"). Само слово "гуру" является особым открытием индуизма. Это слово нельзя перевести точно на другой язык. На английском языке его можно перевести как мастер (Master), но в нём скрыт и другой смысл "хозяин". Однако Гуру – это не хозяин, а друг или, скорее всего, Бог. На языке урду есть слово "устад", обозначающее "гуру". Но эти два слова не синонимы. Санскритское слово "гуру", по-видимому, не переводится на другой язык. Гуру-пурнима – особый день для всех учеников.

Почему именно полнолунный день месяца ашадха, а не любой другой полнолунный день, отмечается как день почитания наставника – гурупурнима? Это потому, что в другие месяцы в полнолунный день в небе отсутствуют тучи, т.е. луна в открытом небе сияет одна, а не в окружении учеников в образе тучи, как это бывает в месяце ашадха. Сравнение учеников с тучами вполне точно, поскольку ученик пребывает в темноте неведения, а гуру – это сияющая луна. Такая поэтическая символика воодушевила индуистов и они начали отмечать именно в день полнолуния месяца ашадха праздник наставника – гуру-пурнима.

Гуру сравнивают с полной луной. Почему? Разве нельзя было сравнить гуру с солнцем? Ведь оно ярче, чем луна! Почему же луна выбрана для сравнения с наставником, несмотря на то, что солнце сияет ярче всех? Причиной этого является то, что мы не можем смотреть на солнце прямо своими глазами. Символика луны относительно гуру имеет ещё один смысл: Гуру сияет от луча Бога, как луна – от луча солнца. У луны, как известно, нет своего источника света, а, превратив тёплый луч солнца в прохладное сияние, она освещает всё вокруг. Гуру делает подобное дело: он превращает яркую божественную энергию в такое сияние, которое становится подходящим для восприятия. Гуру исполняет роль мостика между учеником и Богом. Одним концом этот мостик связан с Богом, а другим – с миром. Гуру является таким сознанием, чей один конец находится во тьме, а другой – в ярком свете.

По этой причине наш язык становится понятным гуру. Очень трудно донести прямо до Бога смысл слов нашего языка. Богу трудно понять человеческую боль, страдание, любовь или разлуку, так как он беспристрастен к этим понятиям. А Гуру олицетворяет и Бога, и человека. По этой причине он понимает и язык человека, и безмолвие Бога. Гуру с одной стороны воспринимает страдание человека, а с другой – решение Бога. Он одинаково понимает, как относительное страдание человека, так и абсолютное безразличие Бога. Мы воспринимаем гуру в качестве такого благостного посредника. Поэтому символика луны очень поэтична. Как свет луны принадлежит солнцу, так и сияние гуру получает от Бога.

Праздник гуру-пурнима – это день почитания гуру, день чествования гуру, день выражения благодарности гуру. Мы чествуем гуру, ставя его выше Бога. Бхактини Сахаджобаи, ученица Чаранадаса, в панегирике в честь гуру – стути, поёт такие строчки:

Не трудно забывать Бога, но не смогу забыть гуру.

Даже Бога я не почитаю, когда передо мною - гуру.

 

Почитание гуру, которого ставят выше Бога – это наша восточная традиция. Кабир также продолжал нести эту традицию. Он говорил:

Нет никого выше, чем гуру в трёх мирах и девяти частях света.

Гуру способен творить то, что не в состоянии совершать Бог.

Гуру становится защитой, если рассердится Бог.

А если рассердится сам гуру, то вряд ли поможет Бог.

Если рассердится Бог, то Кабир найдёт защиту у гуру.

Но если рассердится гуру, то даже Бог не в состоянии защитить.

 

Эти поэтические высказывания Кабира дают яркое представление о величественной традиции отношения между учителем и учеником на Востоке. Гуру представляется не просто как Бог, он - выше Бога. Такое представление включает в себе своеобразную мистику. Обычный человек, может быть, немного удивится, прочитав такие высказывания Кабира. Тем не менее, восточная культура, где гуру более почитаем, чем сам Бог, сама по себе уникальна и имеет глубокий смысл.

Имеется множество причин для того, чтобы гуру занимал более высокое положение, чем сам Бог. Разрыв между Богом и человеком очень велик. Наш земной язык, это язык страдания и печали. Человек не в состоянии донести до абстрактного Бога смысл этого языка, поскольку Бог пребывает в абсолютном покое. Бог – безупречен и непоколебим. Мы говорим об относительных вещах, страдаем от мелких невзгод, попадая под влияние ненужных эмоций. Гуру становится важным звеном между человеком и Богом. Гуру понимает наш язык и способен донести смысл его до Бога. Гуру также передаёт нам неиссякаемый свет всевышнего Бога по мере нашей способности восприятия. Только при посредстве гуру мы в состоянии вести беседу с Богом. Не обычный знаток, а только достигший самосознания гуру способен донести до невообразимого Бога чувства ученика, порабощенного страстью, алчностью и желанием. Различие между знатоком и невеждой измеряется не качеством, а лишь количеством. У знатока имеется больше знаний, больше сведений, он располагает уймой памяти, а у невежды – их или вообще нет, или он имеет их очень мало.

Такая разница является количественной, а не качественной. Разница между гуру и учеником колоссальна: это качественное различие. Ученик остаётся во тьме неведения, а гуру – в свете знаний. У гуру, по сравнению с нами, может быть меньше знаний и сведений в количественном измерении, но он сам по себе больше сведущ, чем мы. Главное то, что он гуру. Ведь Кабир был неграмотным, бхакта Гора – гончаром, а Раидас – сапожником! Тем не мене мы воспринимаем их, как гуру. Они стали гуру, конечно, не по признакам знания, а по состоянию сознания. Свами Вивекананда был более образованным, чем его гуру Рамакришны Парамхансы. Разум и сознание у гуру имеют более широкий аспект, чем у нас. Это и является особенностью и отличительной чертой гуру. Нет знания без гуру. Невозможно достичь самосознания без гуру.

Восточные религии не считают возможным постигать Бога без гуру. Гуру Нанак говорил:

Примета дурная - увидеть человека,

У которого вообще отсутствует гуру.

 

В этом высказывании Нанака заключается истина. Считается, что весь день будет неудачным, если увидишь утром лицо человека, у которого нет гуру. Человек, у которого имеется гуру, всегда отличается вежливостью, поскольку он считает, по крайней мере, одного человека особым и достойным своего уважения. Ведь он склоняет свою голову перед своим гуру. У кого нет гуру, тот может стать эгоистом, так как он не считает никого достойнее себя. Он никому не поклоняется. Имеется веская причина тому, о чем говорит Нанак.

Вспоминание гуру или Бога считается равнозначным для учеников. Это - справедливо. Кто осознаёт брахмана, тот сам становится, подобно брахману. Мы считаем истинным гуру того, кто, осознав Бога, сам стал, подобно брахману. Кто становится полностью просветленным, тот имеет право стать гуру. Является ошибочным считать гуру обыкновенным знатоком. Ведь знание мы сможем получить извне. А гуру является тот, кто достигает полного просветления из внутреннего ощущения. Кто ещё полностью не осознал Бога, тот не в состоянии осознавать и другого человека. До тех пор, пока мы обладаем относительным взглядом, мы не можем осознать абсолютную истину, каким является Бог. Взгляд человека, осознавшего Бога, приобретает абсолютное качество. Он в состоянии понять абсолютную истину, способен увидеть полностью все измерения истины. Именно такой человек может стать гуру в полном смысле этого слова. Именно такой гуру является настоящим представителем Бога в этом мире. Он способен понять все три проблемы ученика: и мирскую, и духовную, и потустороннюю. Он способен избавить ученика ото всех трёх видов страдания.

Нужен такой человек, который уже преодолел этот тёмный путь. Нужен человек, переживший все страдания, которые мы продолжаем испытывать. Нужен человек, уже совершивший ошибку, которую мы совершаем. Нужен человек, понимающий наш язык и способный избавить нас от ошибок. Таким человеком является гуру, который похож на человека лишь на половину, а на оставшуюся половину - на Бога. Он – получеловек, и полубог. Прошлое у него напоминает человеческое, а настоящее – божественное. Поэтому гуру является мостиком между божественным вечным и скоротечным настоящим, между миром вечности и миром смертных. Без этого мостика мы не в состоянии перейти этот мирской океан - бхавасагара. Без помощи гуру мы непременно потонем в этом океане. Поэтому гуру – это и мостик, и посредник, связывающий между собой мирскую и божественную субстанции.

Давайте поймём связь между гуру и учеником. Это - не простая привязанность. Мы знаем, в основном, три разновидности отношений. Во-первых, отношение страсти, в котором элемент любви не так велик, так как страсть преобладает над любовью. В мире обычно мы наблюдает такое отношение. Во-вторых, отношение любви, при котором страсть не преобладает над любовью, а лишь присутствует. Такое отношение состоит пополам из божественного начала и человеческой слабости. По той же причине любовь становится прекрасной, нежной, мелодичной и поэтической. Любовь дарит полное удовлетворение, поэтому в жизни человека она становится самым грандиозным событием. В-третьих, отношение почитания, в котором почти отсутствует страсть, поскольку преобладает преданность и полная отдача. Единственное стремление, которое присутствует в нём, это - стремление к полному спасению – мукти или мокша, чтобы стать таким же незапятнанным, безупречным и чистым, как гуру.

Любое отношение к страсти имеет временный характер. Это заключается в желании получать сразу же то, что нравится. Увидев где-нибудь привлекательную вещь, страсть тут же проявляет интерес к ней, чтобы обладать ею. Настоящая любовь не угасает мгновенно. Истинная любовь имеет долговечный характер, поскольку такое чувство тлеет в нас на протяжении нескольких жизней. Поэтому любовь считается взаимоотношением двух сердец, которое продолжается на протяжении нескольких перерождений. Если вы в кого-то влюбились глубоко, то это не означает, что вы встретили друг друга лишь в этой жизни. Что касается почтения - шраддха, то это еще более глубокое отношение, чем любовь.Почтение к кому-нибудь возникает в этой жизни лишь тогда, когда вы действительно любили его на протяжении нескольких перерождений в прошлом.

Отношение между гуру и учеником не является отношением лишь в этой жизни, хотя ученик не помнит этого, так как у него отсутствует память о прошлом. Ученик думает, что он искал гуру, в конце концов, нашёл его, и он также любит его. Но ученик не в состоянии найти гуру, поскольку он находится во тьме неведения. Как же он может отыскать находящийся в глубине тьмы свет? Гуру же находится на свету, поэтому он ищет и находит своего ученика. Не только в Египте, но и у нас говорят: "Гуру появляется тогда, когда ученик вполне готов к этой встрече". Ученик, будучи слепым, не может найти своего гуру. Ученик может совершать молитву, может ожидать встречи с гуру, но он не в состоянии отыскать его. Гуру появляется перед ним, когда он с нетерпением ждёт его появления. Гуру появляется тогда, когда ученик с трепетом жаждет встречи с ним, чтобы избавить его от муки жажды.

Полнолунный день месяца ашадха является несравненным моментом, когда мы выражаем свою безграничную любовь, почтение и уважение к гуру. Ракша-бандхан является праздником у брахманов, дашаин – у кшетриев, тихар – у вьишьев, а холи – у шудров. Гуру-пурнима же является несравненным праздником учеников. Я склоняю голову перед своим учителем Ошо и перед всеми садгуру, преподнося букет почтения к их стопам в этот священный день, в этот почтенный момент.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.