Вандалы в окружении призраков — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вандалы в окружении призраков

2022-02-11 32
Вандалы в окружении призраков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В древности иная страна защищала себя от кочевников стеной; иная — широкой рекой, а земля карфагенская — бескрайним морем. Когда в 410 году под натиском варваров пал Рим и Северная Африка стала прибежищем для тысяч беженцев из неспокойной Италии, море казалось и карфагенянам, и беженцам надежной стеной; оно не пропустит вражеские отряды.

Однако вандалы и аланы пришли сюда из Испании, переправившись в 429 году нашей эры через Гибралтарский пролив. Их было примерно 80 тысяч. По римским дорогам они дошли до Карфагена, не встретив особого сопротивления, хотя им пришлось пересечь область, в которой проживало более полутора миллионов человек.

Наконец, в 435 году нашей эры между Западной Римской империей и Гейзерихом, вождем варваров, был заключен договор, по которому варварам разрешалось поселиться в Северной Африке. Для этого им отводилась Северная Нумидия. Они же заняли плодородные земли Туниса и Триполитании, а четыре года спустя взяли штурмом Карфаген. Он стал их столицей; здесь расположилась резиденция короля Гейзериха.

По свидетельству археологов, взятие Карфагена вандалами привело к большим разрушениям. Театр и одеон сгорели. В подвалах одеона были обнаружены разбитые статуи, сваленные в кучу; среди них — громадная фигура Юпитера (она сильно повреждена), позолоченная статуя Цереры, скульптуры Юноны и Венеры.

Вандалы захватили также плодородные африканские земли, подрывая саму основу существования городов. У всех здешних городов, кроме Карфагена и Гиппона Регия, они срыли стены. Теперь города оказались полностью беззащитными; на них стали совершать набеги кочевые берберские племена. Городское население разбегалось. К началу VI века Большой Лептис был заброшен; его улицы и дворы занесены песком. Новые правители Африки не хотели заниматься обороной разграбленных городов — их обуревала страсть новых завоеваний. Овладев карфагенским флотом, Гейзерих превратил его в пиратский. Вандалы стали морскими кочевниками; они грабили приморские города по всему Центральному Средиземноморью. В 442 году нашей эры они захватили Сицилию.

Через четверть века после взятия Карфагена вандалы свершат мечту, которой, казалось, была пропитана сама здешняя земля. Войско вандалов высадилось в устье Тибра, ворвалось в Рим, словно его вели за собой призраки Гамилькара и Ганнибала. Вандалы шли по улицам Рима, грабили и жгли его, словно ими командовал призрак Гасдрубала, и каждый приказ этой неупокоенной тени повторяли 50 тысяч голосов — голоса последних, взятых в плен карфагенян. Само имя вандалов, свершивших месть, стало нарицательным. Понятие "вандализм" теперь обозначает "бессмысленное уничтожение культурных ценностей". В таком случае первыми "вандалами" были именно римляне, бессмысленно уничтожившие Карфаген.

Совершая набеги в Европу, вандалы возвращались с богатой добычей. По словам византийского историка Прокопия Кесарийского, они "каждый день пользовались ваннами и самым изысканным столом, всем, что только самого лучшего и вкусного производит земля и море. По большей части они носили золотые украшения, одеваясь в мидийское платье, которое теперь называют шелковым, проводя время в театрах и ипподромах, среди других удовольствий, а больше всего занимаясь охотой… Большинство из них жило в парках, изобиловавших водой и богатой растительностью, часто они устраивали пиры и с большой страстью предавались всем радостям Венеры".

К 474 году нашей эры Вандальское государство охватывало Северную Африку, Корсику, Сардинию, Сицилию, Балеарские острова. Теперь и Византийская империя признала эту страну. Казалось, уничтоженная Карфагенская держава возродилась в своих прежних границах.

Однако призрак быстро померк. Государство вандалов, раздираемое междоусобицами, слабело. Африка, ее атмосфера изнеженной и утонченной цивилизации, словно отнимала все силы у диких иноземцев. Когда в 533 году нашей эры византийская армия высадилась в Африке, вандалы почти не оказали ей сопротивления. Они были частью истреблены, частью вывезены в Азию в качестве военнопленных, частью растворились в местном населении. На память об их владычестве археологам остались лишь отдельные скромные погребения.

Опустевший Карфаген (войны, мятежи и эпидемии истребили большую часть его жителей) стал центром Византийской Африки. Правивший тогда император Юстиниан обустроил в Африке 150 городов. Сооружались новые церкви (вандалы-ариане разрушали католические храмы), городские стены, жилые дома, термы и бассейны. Император восстановил даже Большой Лептис, покинутый населением. Часть города он "оставил лежать скрытой в набравшихся холмах песку, остальную же часть города он окружил стенами, везде очень сильно укрепленными. Здесь же выстроил замечательный храм Богоматери и построил четыре другие церкви" (Прокопий Кесарийский).

В Карфагене, рассказывал тот же историк, Юстиниан "вновь выстроил все стены вокруг города, приходившие уже в разрушение, и вокруг выкопал ров, которого раньше не было". Теперь следов этих стен мы уже не отыщем. Обнаружены лишь отдельные их фрагменты.

Кроме того, Юстиниан "посвятил два храма с участками земли — один — Богородице, который находится во дворце, и второй — святой Приме, одной из местных святых. Затем он выстроил… замечательные общественные бани, которые по имени императрицы назвали Феодориными. Внутри городских стен он выстроил еще около моря монастырь". Однако, несмотря на заботы императоров, Карфаген постепенно угасал. Окрестные поля пустели; снабжение городов водой прекращалось.

В 698 году в огромный, давно обветшавший Карфаген вошли арабы. Великий город античности превратился в скромное христианское поселение, а потом и вовсе разрушился. Теперь важнейшим городом в этой части Средиземноморья стал Тунис.

 

Карфаген превратился в каменоломню. Камень, мрамор, колонны вывозили отсюда не только в другие области Африки, но и в Испанию, тоже покоренную арабами. Завоеватели, составлял горестную опись Ж. Фрадье, "целых тринадцать веков выламывали колонны и капители для своих дворцов и мечетей, бросали обломки статуй в жерла печей для обжига их на известь, крышками саркофагов мостили улицы… Те немногие памятники, которым удалось уцелеть и которые давали приют вражеским войскам, были уничтожены в 1270 году по приказу султана аль-Мостанейра после крестового похода, возглавленного Людовиком Святым".

Французский монарх умер в 1270 году от холеры на холме Бирсы. Он высадился в Тунисе, уверенный, что местный эмир готов принять христианство; он глубоко ошибался. На побережье ждали враги. Тогда крестоносцы укрылись в развалинах Карфагена, закрыли пробоины в стенах досками и прорыли вокруг крепости ров, но в их лагере вспыхнула эпидемия. Теперь на месте смерти Людовика Святого возвышается храм.

Довершали разгром красивейшего города древности европейцы. В 1536 году император Карл V велел вывезти из Карфагена наиболее ценные фрагменты античных зданий. От берегов Африки шли чередой генуэзские и пизанские корабли, вывозя колонны, фризы и другие части построек. Так исчезли римские храмы Юпитера, Сатурна, Минервы, Цереры и Прозерпины. По преданию, тонны мрамора и множество колонн, оставшихся от терм Антонина, были вывезены на строительство Пизанского собора.

 

РАСКОПКИ КАРФАГЕНА

 

Теперь на месте древнего Карфагена лежит тихая железнодорожная станция Картаж-Саламбо — уютное, застроенное виллами местечко. Именно здесь 2500 лет назад сжигали детей; здесь находился тофет. Рядом были гавани Карфагена, которые позже служили римлянам. Отовсюду виден кафедральный собор Святого Людовика. Он возведен на древнем холме Бирсы.

Места раскопок в Карфагене открыты для посетителей ежедневно с 7 до 19 часов. По желанию можно приобрести единый билет. Доступны эти памятники стали благодаря французским ученым.

Первые карфагенские надписи были найдены еще в 1817 году. Через 14 лет в Париже учредили общество по изучению Карфагена. Однако его деятельность не принесла никаких результатов. В 1833 году консул Дании в Тунисе К. Фальб определил точное местоположение Карфагена и нанес на карту план развалин.

В 1857 году французский археолог С. Э. Бёле приступил к раскопкам Карфагена. Сперва он исследовал Бирсу, которую справедливо посчитал местом, где находилась главная крепость города, его "акрополь". Бёле отыскал участок крепостной стены протяженностью свыше ста метров и нашел множество памятников римского времени. Позднее он обследовал бухты, прилегающие к территории Карфагена, и сопоставил их вид с описаниями Аппиана.

В 1874 году атташе генерального консульства Франции в Тунисе Э. де Сент-Мари получил от Французской Академии надписей указание разыскать памятники письменности. С августа по декабрь 1874 года он вел раскопки между Бирсой и морем. Ему удалось найти почти 2200 стел пунической эпохи; на большинстве имелись надписи — в основном они посвящены Баал-Хаммону и Таннит. Однако при доставке находок во Францию произошло несчастье. Корабль, перевозивший их, затонул у входа в Тулонский порт Впоследствии большинство находок были подняты со дна моря. По счастью, исследователи скопировали надписи на стелах перед отправкой их во Францию.

В конце XIX века Альфред Делаттр начал систематически раскапывать карфагенские некрополи. В 1901 году Поль Гоклер, директор археологической службы Туниса, обнаружил на холме Дуимес целый квартал гончарных мастерских. В них изготавливали сосуды, лампады, статуэтки, которыми снабжали ближайший некрополь. Эти мастерские погибли после разрушения города римлянами.

В 1908 и 1911 годах Альфред Мерлен, сменивший П. Гоклера на его посту, предпринял раскопки на острове, расположенном посреди карфагенской гавани. Там были обнаружены громоздкие четырехугольные блоки, окруженные стеной. Они остались от пунической эпохи.

В 1916 году на месте современного вокзала Саламбо было открыто небольшое карфагенское святилище. Здесь отыскали пять статуй и фрагменты штукатурки со следами росписей.

В 1921 году Икар и Жьелли приступили к раскопкам тофета. Количество обнаруженных памятников было так велико, что из США прибыла группа ученых во главе с Ф. У. Келси из Мичиганского университета.

С середины пятидесятых годов в раскопках Карфагена принимают активное участие тунисские археологи Мамед Гассин Фантар, Монжи Эннайфер и другие. После 1973 года исследования Карфагена проводятся под эгидой ЮНЕСКО. Немало времени и сил уделяется сохранению уже раскопанных участков города.

Во время раскопок археологи находят в основном памятники римского Карфагена. Лишь иногда удается обнаружить пунические артефакты, ведь римляне "потрудились на совесть" (Ю. Б. Циркин), разрушая Карфаген. Большинство пунических памятников — это некрополи. Они одни уцелели после римской расправы.

В Карфагене обнаружены также тысячи надписей, однако все это — краткие посвятительные надписи. Вот пример подобного текста, почерпнутый из книги Мадлен Ур-Мьедан "Карфаген": "Госпоже Таннит и Господину Баал-Хаммону посвятил сие Ганнон, сын Магона, сын Бодмелькарта, ибо они услышали его глас и благословили его".

Большинство надписей датированы последними веками до нашей эры. Лишь в 1946 году были обнаружены тексты, относящиеся примерно к VI веку до нашей эры. Это — так называемые "Уложения о жертвоприношении". Они хранились в храме и регламентировали действия жрецов. Эти правила напоминают древнееврейские ритуалы, известные нам по Библии, и особенно по книге Левит.

Археологам еще предстоит огромная работа. По словам Ж. Фрадье, холм Бирса, "последнее прибежище пунических богов и их защитников, еще не исследован археологами. Пространство, ожидающее раскопок, занимает более 370 гектаров… Древний Карфаген может быть открыт заново и возвращен к жизни".

 

 

СПУТНИКИ КАРФАГЕНА

 

КАМЕННЫЕ КОВРЫ УТИКИ

 

Власти Карфагена всячески сдерживали развитие "союзных" городов — бывших финикийских колоний в Северной Африке. Эти города пользовались ограниченным суверенитетом; их законодательства были приведены в соответствие с карфагенским, Они никак не могли повлиять на политику, проводимую карфагенскими олигархами. Им запрещалось иметь флот и самостоятельно торговать с другими странами, например с Римом. Монопольным правом торговли пользовался Карфаген. Постепенно гавани "союзных" городов пришли в запустение, например, гавань Большого Лептиса все сильнее заносило песком. Ремесла в этих городах переживали упадок. Продукция ремесленников пользовалась спросом лишь среди местных жителей, а число их невелико; в лучшем случае удавалось продать свои изделия кочевникам и крестьянам из окрестных селений.

Впрочем, выходцы из "союзных" городов пользовались примерно теми же правами, что и карфагеняне. В случае вступления их в брак с жителями Карфагена дети, рожденные от такого брака, считались полноправными карфагенянами. Союзникам запрещалось лишь участвовать в политической жизни Карфагена.

Самыми крупными из "союзных" городов были У тика, Хадрумет и Большой Лептис. Однако в каждом из них проживало не более 25 тысяч человек. Так, по оценке Ульриха Карштедта, число жителей Утики составляло 25 тысяч человек, Хадрумета — 20 тысяч человек, Большого Лептиса — 20 тысяч человек. Малого Лептиса и Тапса — 10 тысяч человек. Другие приморские города — особенно на побережье Алжира и Марокко — были еще мельче и незначительнее.

Во внутренних областях Ливии, по сообщениям античных авторов, насчитывалось около трехсот городов. Однако "города" эти — одно название. По большей части, это были обычные деревни. Лишь после включения их в состав Нумидии некоторые из деревень разрослись и превратились в настоящие города. Однако и они выглядели весьма провинциально. Это были захолустные городишки, мало чем напоминавшие блистательный Карфаген. Крупнейшие среди них — Тугга, Тебесса, Вага, Булла.

 

Второй по величине и значению город после Карфагена — Утика — располагался в 30 километрах от Туниса. "После разрушения Карфагена этот город был как бы столицей у римлян и опорным пунктом для их действий в Ливии", — писал Страбон. Утика лежала близ устья реки Меджерда, у одного из мысов той же самой Карфагенской бухты.

Утику отличала идеальная прямоугольная планировка. Город располагался на пологом склоне холма и был небольшим по размерам. Его окружала мощная крепостная стена, возведенная из крупных глыб известняка-ракушечника. Высота стены заметно увеличилась в эпоху правления римлян.

Утика — самый древний город Карфагенского государства. Известны различные даты ее основания: 1112 год до нашей эры (Плиний Старший), 1101 год до нашей эры (Аристотель). По словам историка Юстина, "когда у финикийцев было изобилие богатств и населения, они отправили в Африку молодежь и основали там город Утику".

Долгое время жители Утики платили дань финикийскому городу Тиру — именно оттуда приехали колонисты, основавшие город, — но со временем оказались в зависимости у Карфагена. Однако жители Утики стремились сохранить некоторые свободы; они пользовались самоуправлением и требовали, чтобы во всех договорах, заключенных карфагенянами, непременно упоминалась Утика. Вот выдержка из договора между Карфагеном и Римом, заключенного до начала пунических войн: "Быть дружбе между римлянами с союзниками и карфагенянами, тирянами, народом Утики с союзниками". Однако торговать с другими странами Утика не могла и быстро обеднела. Поэтому жители Утики веками ненавидели карфагенян. Не раз, когда Карфагену грозила опасность, Утика переходила на сторону его врагов.

После разгрома Карфагена римляне разрушили почти все окрестные города, но сохранили Утику, хотя и заметно перестроили ее. Утика получила права свободного города, а ее жители — римское гражданство. Здесь жил пропретор провинции, получившей название Проконсульская Африка.

В I веке до нашей эры, во время гражданской войны, жители Утики поддержали Помпея. Командовал гарнизоном Утики другой видный противник Цезаря — Марк Порций Катон. В 46 году, видя неминуемое поражение, он покончил с собой. Жители Утики пышно его похоронили. Впоследствии за ним закрепилось прозвище "Утический". Цезарь же, захватив город, даровал прощение и его жителям, и сыну Катона.

В 1948 году к раскопкам Утики приступил П. Синтас. Со временем были обнаружены акведук, цистерны, театр, амфитеатр, цирк римского времени, руины домов, а также пунические некрополи и саркофаги VII–V веков до нашей эры. Археологи отмечают поразительную точность, с какой выполнены саркофаги. Они так плотно заполняют гробницы, что крышки приходится опускать на веревках, продетых в специальные приспособления.

Здания в Утике были одноэтажными (изредка двухэтажными) и строились в основном из известняка-ракушечника, а также из песчаника. Улицы и дворы мостили известняковыми плитами. Кое-где во дворах видны остатки римской мозаики. Для нее были характерны геометрические узоры и растительные орнаменты, а также сюжеты на морские темы: сцены рыбной ловли, изображения рыб, медуз, крабов. Во дворах богатых домов расстилались настоящие "каменные ковры".

В городе сохранилась система канализации, проложенная вдоль улиц. Обнаружены также помещения, в которых засаливали рыбу и хранили другие продукты.

Любопытно, что ученые пока не могут убедительно объяснить, как получали воду жители Утики. Река Мсджерда, протекающая по равнине, летом пересыхает. По некоторым предположениям, в районе Утики были постоянные источники, питавшиеся подземными водами.

По словам Плиния Старшего, "заслуживает упоминания храм Аполлона в Утике, где балки из нумидийского кедра продолжают существовать до сих пор, так, как они были положены в самом начале основания этого города, вот уже 1178 лет". По-видимому, Плиний говорит о храме Решефа, с которым греки отождествляли Аполлона. Впрочем, остатков этого храма пока не найдено.

В местном музее имеются некоторые экспонаты, обнаруженные при раскопках. Здесь привлекает внимание мозаичное панно "Голова Океана". Океан напоминает, скорее, философа-мыслителя: у него мудрый взгляд, окладистая борода, длинные волосы. Так вскоре будет выглядеть Бог христиан.

На другом панно изображены четыре великие реки Древнего Рима. Это — Тибр, Меджерда (в древности ее называли Баград), Ириан, Акрон. Каждой реке соответствует аллегорический мужской портрет.

В этом музее можно увидеть также финикийские украшения из стекла и сердолика, греческие расписные вазы и статуэтки, карфагенские керамические статуэтки богов, бронзовые изделия и посмертные маски. Однако самые ценные образцы экспонатов, найденных в Утике, выставлены сейчас в музее Бардо.

…Разрушена была Утика в Средние века, во время переселений народов. Сейчас город лежит в стороне от моря, однако в древности находился на морском берегу. В порту Утики стоял карфагенский флот. Постепенно, за две тысячи лет, река Меджерда нанесла столько ила, что руины города оказались вдали от моря. Засорение порта песком — вот одна из причин упадка некогда процветавшего города. Сегодня отдельные части Утики погребены под метровыми слоями ила и песка.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.