Методика 1. Исследование рефлексивности мышления — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методика 1. Исследование рефлексивности мышления

2022-02-11 57
Методика 1. Исследование рефлексивности мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие 9

 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
МЫШЛЕНИЯ

 

 


Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению процессов познавательной сферы личности.

2. Исследование особенностей мышления.

Методики исследования особенностей
мышления

Методика 1. Исследование рефлексивности мышления

Группа разделяется на пары, один из которых испытуемый, другой - экспериментатор; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому предлагается тестовый материал с анаграммами; экспериментатор фиксирует время выполнения каждой анаграммы в протоколе исследования.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются для решения анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Необходимо работать быстро, поскольку время решения каждой анаграммы фиксируется.

Протокол исследования

Номер анаграммы Время

Самоотчет испытуемого о решении

анаграмм

1 20

блок

2 10

ария

3 3

Пуск

4 3

Игра

5 3

Итог

6 3

Реванш

7 3

Кредит

8 3

Шарнир

9 3

Флажок

10 3

Группа

11 3

Камандир

12 2

глинозем

13 2

бракодел

14 2

открытка

15

 

 
       

 

Тестовый материал

 

1. ЛБКО 6. ЕРАВШН 11. ОКАМДНРИ
2. РАЯИ 7. РКДЕТИ 12. ЛГНИЗОМЕ
3. УПКС 8. АШНРРИ 13. РБКАДОЛЕ
4. ГИАР 9. ЛФЖАКО 14. ЛКБУИНАК
5. ТИГО 10. РГПУАП 15. ТОРКТЫАК

 

После окончания исследования экспериментатор просит испытуемого объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он последовательности расположения букв и какие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе.

 

Методика 2. Исследование аналитичности мышления

 

Группа разделяется на пары, в каждой из которых распределяются роли испытуемого и экспериментатора; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому выдается бланк с 15 рядами чисел, проставленными в определенной последовательности. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания испытуемым.

Шаг 1. Инструкция

В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью требуется продолжить каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 мин. Не следует задерживаться долго на одном ряду; если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо от последнего числа, имеющегося в данном ряду.

Тестовый бланк

 

Числовые ряды

1 2 4 6 8 10 12 14 ...16,18
2 6 9 12 15 18 21 24 ...27,30
3 3 6 12 24 48 96 192 ...384,768
4 4 5 8 9 12 13 16 ...17,20
5 22 19 17 14 12 9 7 ...4,2
6 39 38 36 33 29 24 18 ...11,3
7 16 8 4 2 1 1/2 1/4 ...1,16
8 1 4 9 16 25 36 49 ...64,81
9 21 18 16 15 12 10 9 ...6,4
10 3 6 8 16 18 36 38 ...76,78
11 12 7 10 5 8 3 6  
12 2 6 9 27 30 90 93  
13 8 16 9 18 11 22 15  
14 7 21 18 6 18 15 5  
15 10 6 9 18 14 17 34  

 

По истечении 7 мин дается команда «Стоп!».

 

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В процессе обработки результатов с помощью ключа подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов чисел. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается.

Уровень выраженности аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.

Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его уровень выраженности аналитичности мышления очень высокий, или отличный; если 11 – 13 - высокий, или хороший; если 8 – 10 - средний, или удовлетворительный; если 6 – 7 - низкий, или неудовлетворительный; если 5 и менее – очень низкий.

Аналитичность является важной характеристикой мышления, проявляющейся в индуктивности мышления и способности оперировать объектами, в данном исследовании - числами. Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать информацию, находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, составляет основу общих способностей человека и необходима для успешного овладения разными видами деятельности. Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам.

Ключ

Номер числового ряда Продолжение числового ряда Номер числового ряда Продолжение числового ряда Номер числового ряда Продолжение числового ряда
1 16; 18  6 11; 3 11 1; 4
2 27; 30  7 1/8; 1/16 12 279; 282
3 384; 768  8 64; 81 13 30; 23
4 17; 20  9 6; 4 14 15; 12
5 4; 2 10 76; 78 15 30; 33

 

Методика 3. Исследование обобщения
как мыслительной операции

 

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагается из 5 слов, заключенных в скобки, подчеркнуть
2 слова, находящихся в наибольшей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово «сад». Сад может существовать без собаки, собора и даже без садовника, но без земли и растений – не может. Следовательно, надо подчеркнуть слова «земля» и «растения». Продолжительность выполнения задания – 3 мин.

 

Тестовый материал

 

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

 

Шаг 1. Инструкция

Определите вид отношений для каждой предложенной пары понятий. Отметьте против номера задачи номер соответствующего типа отношений. Продолжительность выполнения задания – 3 мин.

Протокол исследования

 

Пары слов Ответ Пары слов Ответ
Испуг – бегство 5 Десять – число 2
Физика – наука 2 Праздность – безделье 6
Правильно – верно 6 Глава – роман 1
Грядка – огород 1 Покой – движение 4
Похвала – брань 1 Бережливость – скупость 3
Пара – два 4 Прохлада – мороз  
Слово – фраза 6 Обман – недоверие  
Бодрый – вялый 1 Пение – искусство  
Свобода – независимость 6 Капля – дождь  
Месть – поджог 5 Радость – печаль  

Б

Шаг 1. Инструкция

Испытуемым предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод – умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны (+), а какие ошибочны (-).

 

Протокол исследования

 

№ n/ n Умозаключения Ответ
1 2 3
1 Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество +
2 Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб -
3 Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО -
4 Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза -
5 Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности -
6 Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент вуза -
7 Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления -
8 Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд +
9 Все металлы куются. Золото металл. Следовательно, золото куется +
10 Когда идет дождь – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь -
11 Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист -
12 Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго -
13 Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя – студент 3-го курса -
14 Некоторые капиталистические страны входят в общий рынок. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в общий рынок -

Рекомендации по активизации мышления

 

1. С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научиться управлять следующими ее этапами:

· постановка задачи;

· создание оптимальной мотивации;

· регуляция направленности непроизвольных ассоциаций;

·  максимальное включение образных, логических и символических компонентов в процесс мышления;

· использование преимуществ понятийного мышления;

· избегание излишней критичности при оценке результатов деятель-ности.

2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок.

3.  Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов.

4. Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать форму:

· сообщения очередного хода мышления;

· сообщения дополнительных данных;

· приведения аналогии.

Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормо-зить его или вовсе прервать (так называемый эффект запирания).

5. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности.

6. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом.

 

Вопросы

 

1. Что такое мышление? Какие мыслительные операции, формы, виды и особенности мышления Вы знаете?

2. Какую роль играет мышление в поведении и развитии личности?

3. Каким образом можно измерить особенности мышления?

4. Существуют ли способы активизации мыслительной деятель-ности? Если да, то какие Вы знаете?

5. Какими качествами должно отличаться мышление юриста?

 

Список рекомендуемой литературы

 

Анисимов О.С. Акмеология мышления [Текст] / О.С. Анисимов. – М.: ЛМА, 1997. – 534 с.

Блонский П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 390 с.

Познавательные психические процессы [Текст] / сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.

Тихомиров О.К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие /
О.К. Тихомиров. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

 

Практическое занятие 9

 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
МЫШЛЕНИЯ

 

 


Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению процессов познавательной сферы личности.

2. Исследование особенностей мышления.

Методики исследования особенностей
мышления

Методика 1. Исследование рефлексивности мышления

Группа разделяется на пары, один из которых испытуемый, другой - экспериментатор; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому предлагается тестовый материал с анаграммами; экспериментатор фиксирует время выполнения каждой анаграммы в протоколе исследования.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются для решения анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Необходимо работать быстро, поскольку время решения каждой анаграммы фиксируется.

Протокол исследования

Номер анаграммы Время

Самоотчет испытуемого о решении

анаграмм

1 20

блок

2 10

ария

3 3

Пуск

4 3

Игра

5 3

Итог

6 3

Реванш

7 3

Кредит

8 3

Шарнир

9 3

Флажок

10 3

Группа

11 3

Камандир

12 2

глинозем

13 2

бракодел

14 2

открытка

15

 

 
       

 

Тестовый материал

 

1. ЛБКО 6. ЕРАВШН 11. ОКАМДНРИ
2. РАЯИ 7. РКДЕТИ 12. ЛГНИЗОМЕ
3. УПКС 8. АШНРРИ 13. РБКАДОЛЕ
4. ГИАР 9. ЛФЖАКО 14. ЛКБУИНАК
5. ТИГО 10. РГПУАП 15. ТОРКТЫАК

 

После окончания исследования экспериментатор просит испытуемого объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он последовательности расположения букв и какие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.