Программа «Тропинка к дому». — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Программа «Тропинка к дому».

2022-02-11 37
Программа «Тропинка к дому». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка раскрывает:

- направленность образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цели и задачи образовательной программы;

- отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области;

- возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;

- сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конфе­ренции и т.д.).

Направленность программы «НАЗВАНИЕ» по содержанию яв­ляется (спортивно-технической, научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-экономи­ческой, социально-педагогической); по функциональному предназ­начению — (досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной); по форме организа­ции — (индивидуально ориентированной, групповой, клубной, студий­ной, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной, массовой); по времени реализации — (краткосрочной, годичной, двух-, трехгодичной, длительной подготовки).

Программа разработана на основе (или «с учетом»)... (требова­ний, программ или методических разработок каких авторов).

Указывается, какие требования взяты за основу при разработке про­граммы: квалификационные требования на какой-либо спортивный раз­ряд, требования определенного уровня смотров, фестивалей, олимпи­ад, соревнований, выставок и т.п. — т.е. такие системы критериев, кото­рые могут заменить государственный образовательный стандарт, не преду­смотренный для дополнительного образования.

Новизна программы состоит в том, что...

Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке про­граммы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (при­чины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесооб­разность»).

 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...

Поясняется потребность общества и детей данного возраста и катего­рии в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач.

При этом следует учитывать, что программы дополнительного обра­зования детей должны быть направлены на:

- создание условий для развития ребенка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессиональ­ного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с се­мьей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется...

Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе сред­ства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Ка­кие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

Образовательные программы должны быть разработаны с учетом со­временных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемствен­ность, результативность);

- формах и методах обучения (активные методы дистанционного обу­чения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнова­ния, экскурсии, походы и т.д.);

- методах контроля и управления образовательным процессом (тес­тирование, анкетирование, анализ результатов конкурсов, соревнова­ний и др.);

- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инстру­ментов и материалов в расчете на объединение детей).

Пример: Эффективным для (литературного) развития детей яв­ляется такое введение нового теоретического материала, которое выз­вано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

 

Цели программы:

1. Обучить... (чему).

2. Сформировать (какие) умения (какой) деятельности.

3. Воспитать (какое) отношение к (чему).

Задачи:

1…..

2....      

3…….                                                                                                        

Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими.

Цели и задачи могут различаться следующим образом:

1) в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей, а задачи намечают промежуточные (этапные) результа­ты;

2) цели ставятся по обучению, воспитанию и развитию детей, а за­дачи — по направлениям предполагаемых в них изменений.

В любом случае количество задач должно быть большим, чем количе­ство целей (ведь они «расшифровывают» цели).
Формулировки целей и задач должны удовлетворять следующим требованиям:       

 - предполагать получение конкретного результата (формулироваться глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п.);

- быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в.окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.);

- относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ре­бенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения;

- быть реальными с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа.

                                                                                                                                                              -

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что...

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники... Программа ориентирована на применение широкого комплекса... В структуру программы входят (сколь­ко?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в тематических модулях, каждый из которых реализует отдельную задачу. ..»). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать (авторские модели). (И л и: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...»).

Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в от­боре содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная по­следовательность освоения: содержания).

Какие методы предусматриваются в программе при реализации дан­ного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержа­ния, детей, условий реализации программы).

Какие формы организации деятельности детей являются характер­ными для данной программы, каковы принципы их отбора.

Все пояснения должны относиться к путям повышения результатив­ности программы.

При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, куль­турно-национальным особенностям региона;

— определенному уровню и направленности дополнительных обра­зовательных программ;

— целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— современным образовательным технологиям.

Например, методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом.

На занятиях дети знакомятся с... Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Законо­мерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над (чем?) дети всегда должны добиваться (точности употребления терминов), стремиться к (логическо­му изложению материала), выделять (композиционные части текста), применять (знания, нормы литературного языка).

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает по­стоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвра­щение к пройденному»,... придают объемность «линейному», последо­вательному освоению материала в данной программе.

Для того чтобы подвести детей... лет к освоению..., предлагается метод... (далее кратко описываются особенности применения этого мето­да).

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (чему?) явля­ется разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит... Например,...

Так описываются характерные для реализации программы методы и методические приемы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образова­тельной программы: от... до... лет. Дети_ лет способны

на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...

Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.

Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенно­стей, которые учитываются при реализации программы.

Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастно­го состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возра­стов (или возрастных групп).

Сроки реализации образовательной программы (продолжитель­ность образовательного процесса, этапы).

Например:...5 лет, которые делятся на три периода (1, 2 — 3 и 4— 5-й годы обучения). При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются... {какими способами?). Первый пе­риод является вводным и направлен на первичное знакомство с..., вто­рой — на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке твор­ческих проектов.

Формы занятий: (основные, характерные для данной програм­мы).

О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особен­ности». Но там речь идет именно о формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы за­нятий определяются количеством детей, особенностями материала, ме­стом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделе­нии форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.

Как правило, выделяют следующие группы форм организации обу­чения:

- по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и де­тей — лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпи­ада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;

- по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы за­нятий.

Пример. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает... часть. Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятель­ную, студийную,...) деятельность детей.

 

Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить на­личие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоре­тическая часть занятий при работе должна быть максимально компакт­ной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Режим занятий.

Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальные заня­тия.

Ожидаемые результаты освоения программы. Воспитанник будет знать:

 

Воспитанник будет уметь:

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практиче­ские задачи:

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.

Способы проверки результатов освоения программы:...

Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнитель­ного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фести­вали, отчетные концерты, конференции и т.п. При необходимости про­верить степень сформированное™ индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях дея­тельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состоя­ниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

Пример. Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы может быть в форме... во время проведения..., когда ра­боты детей по конкретной теме... В процессе просмотра работ происхо­дит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных... В конце года готовится (большая выставка твор­ческих работ), в которой участвуют...

 

Раздел 1. Название раздела

Тема 1.1. Название темы

Содержание материала:...

Формы занятий:...

Методическое обеспечение: (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, тех­ническое оснащение занятий).

Литература

Список литературы — методический материал, должен включать до­кументы, всесторонне раскрывающие содержание программы, обеспе­чивать рациональную организацию самостоятельной работы детей на основе систематизированной информации по темам программы. Список литературы может содержать подразделы: основная литература, допол­нительная литература, список нормативных документов, государствен­ных стандартов и т. п.

Основная литература — список не более чем из 5 наименований, же­лательно имеющих грифы «Рекомендовано (название экспертного орга­на) в качестве учебника (учебного пособия) по (наименование дисцип­лины)» или «Допущено (название экспертного органа) в качестве учеб­ника (учебного пособия) по (наименование дисциплины)».

При составлении списка литературы следует ориентироваться на библиотечно-информационные ресурсы библиотеки вуза. Перечень литера­туры составляется последовательно с единой нумерацией.

Дополнительная литература от основной отделяется заголовком.

При подготовке списка литературы следует руководствоваться следу­ющими основными положениями:

- должно уделяться особое внимание связи рассматриваемых вопро­сов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требо­ваниями к его образованности;

- должны отражаться различные взгляды на рассматриваемые вопро­сы, независимо от истинной позиции преподавателя;

- не допускается использование в обзоре устаревших или недостовер­ных сведений;

- должны использоваться доступные студенту (изданные в течение последних 5 лет) источники информации.

 

Филимонова Ирина Васильевна

методист МАУ ДО «Центр информационных

и коммуникационных технологий»

Карагайского муниципального района Пермского края

 

Социально-педагогический проект «Семья - начало всех начал!»

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Проект «Семья – начало всех начал!» направлен разработку комплексной программы классных часов по семейному воспитанию и апробацию современных форм работы с родителями.

Главнейшее место в формировании личности ребенка занимает семья и образовательные учреждения. По мнению исследователей, именно от детского возраста зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его личность. В этот период ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Основа любого государства - это семья. Но в настоящее время мы переживаем кризис семейных отношений, поэтому тема семейных ценностей особенно актуальна. О последствиях данного явления точно сказал президент РФ В.В. Путин: - «Если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так рассыплется само по себе». Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушение нравственных представлений о браке и семье, повреждение устоев семьи, утрата традиционного отношения к родительству, воспитанию детей т.п.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства, а вступающие в самостоятельную жизнь молодые люди, как правило, отличаются инфантильностью, духовно-нравственной неразвитостью, отсутствием чётких представлений о счастливых семейных отношениях, несформированностью чувства ответственности перед семьёй, обществом, государством.

В подготовке юношей и девушек к семейной жизни, восстановлению статуса и традиционных ценностей семьи должна сказать своё слово система образования, призванная формировать целостное развитие личности, её ценностную идентификацию. Но в содержании наших образовательных программ почти не звучат темы семейных ценностей. Школьники годами изучают физику и химию, хотя физиками и химиками из нынешних старшеклассников станут считанные единицы. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом почти ничего не говорится.

Проект «Семья – начало всех начал!» ориентирован на помощь педагогам в построении системы просветительской работы с учащимися и родителями с целью профилактики детского и семейного неблагополучия.

Актуальность проекта определяется так же тем, что в последние годы в районе всё больше внимания уделяется работе по развитию воспитательного потенциала семьи. При районном управлении образования создан и работает районный общественный родительский Совет, проводятся муниципальные родительские форумы (прошло уже четыре), в ежегодный конкурс среди образовательных учреждений «Школа года - 2017» в этом году заведены критерии по организации работы образовательного учреждения с родителями.

Тип проекта: Практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: Родители, дети, педагоги образовательных учреждений.

Условия реализации проекта: Заинтересованность педагогов в выстраивании системной работы по семейному воспитанию учащихся и организации просветительской работы с родителями.

Направления деятельности:

1.Просветительское – предоставление информации для повышения педагогической культуры родителей, проведение уроков семейной любви для родителей, проведение системы классных часов для учащихся, самообразование участников проекта.

2. Практически действенное – повышение заинтересованности родителей и детей в выполнении общего дела, проявление творческих способностей членов семей, полноценное эмоциональное общение, создание продукта деятельности.

Проблема проекта:

 В образовательных учреждениях работа по семейному воспитанию ведётся хаотично, по праздничным датам (день пожилого человека, день матери и т.д.). Педагоги и согласны вести такую работу, но нет систематизированного методического материала по данной тематике. Для проведения классных часов, внеклассных мероприятий нужна большая подготовительная работа, которая требует много времени и особых профессиональных знаний. А времени у педагогов катастрофически не хватает. Реализация проекта позволит систематизировать методический материал для организации просветительской работы по семейному воспитанию. В настоящее время также наблюдается самоустранение родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей, принижение значимости духовно-нравственных основ семейного жизни.

Цель проекта: содействие профилактике детского и семейного неблагополучия через профессиональное сопровождение педагогов по вопросам организации системы просветительской работы с детьми и родителями.

Задачи:

1. Разработать комплексную программу классных часов по семейному воспитанию на весь цикл обучения.

2. Создать творческие группы из педагогов района по ступеням обучения для разработки цикла классных часов и создания электронного учебного пособия для педагогов «Семья – начало начал!».

3. Организовать и провести курсы для педагогов района по теме «Школа семейного просвещения».

4. Принять участие в Фестивале открытых уроков на тему семейных ценностей в рамках IV Краевого конкурса профессионального мастерства педагогов, реализующих программу духовно-нравственной направленности «Со-бытие».

5. Создать среду для творческого сотрудничества педагогов образовательных учреждений района по созданию системы семейного просвещения.

6. Апробировать инновационные формы работы по семейному воспитанию.

7. Пропагандировать положительный опыт семейного просвещения и воспитания.

Проект реализуется в три этапа:

1.Подготовительный.

2.Основной.

3.Заключительный.

План реализации проекта:

Модули Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный

Мотивационный Привлечение заинтересованных руководителей ОУ, педагогов в реализации проекта. Выступление на семинаре директоров, августовской конференции педагогов.

Июль-август

Филимонова И.В.
Деятельностный 1.Создание инициативной группы, организующей работу по реализации проекта. 2.Разработка нормативно-правовой базы проекта. (разработка стимулирующих критериев для участников проекта) 3.Разработка комплексной программы (тематическое планирование) классных часов по семейному воспитанию

июль

 

август

 

сентябрь

Филимонова И.В.   Инициативная группа   Творческие группы педагогов, Солодникова С.В.
Образовательный 1. Проведение курсов для педагогов района по теме «Школа семейного просвещения».

август

Солодникова С.В.
Диагностический Подбор диагностического инструментария

август

Филимонова И.В.
Партнёрский Согласование программы деятельности с сетевыми партнёрами, образовательными организациями

август

Филимонова И.В.

Основной

Мотивационный Организация конкурса на лучший дидактический материал для классного часа по семейному воспитанию. Определение критериев оценки деятельности педагогов по семейному просвещению. Весь период  

Инициативная группа

Деятельностный 1.Работа творческих групп педагогов по созданию конспектов классных часов, согласно тематического планирования. 2.Обмен информацией по созданию электронного пособия для педагогов «Семья – начало всех начал!» в системе электронных журналов и дневников на сетевом сервисе WEB 2.0 3. Работа с книгой «Доброслов», дневником добрых дел. 4.Заполнение семейного портфолио. 5.Проведение круглых столов с участниками проекта по работе с книгой «Доброслов» и портфолио. 6.Участие в Краевом конкурсе профессионального мастерства педагогов «Со –бытие» 7.Фестиваль семейных портфолио. Весь период   Сентябрь Май 2018   Декабрь Май 2018

Участники проекта

Инициативная группа

Образовательный 1.Издание рекомендательного списка литературы для родителей и педагогов по вопросам семейного воспитания. 2.Размещение методических материалов на страничке Вконтакте и на сайте МАУ ДО «ЦИКТ» и на сервисе WEB 2.0 3. Проведение курсов для педагогов района по теме «Школа семейного просвещения». Сентябрь     Весь период   Январь 2018 г.

Инициативная группа

Диагностический Проведение первичной диагностики Октябрь

 

Партнёрский 1.Проведение уроков семейной любви в семейных клубах, участвующих в проекте, в образовательных организациях.   2.Создание семейного календаря. Весь период по согласо- ванию  

Филимонова И.В.

Заключительный

Мотивационный Творческие отчёты участников проекта в образовательных организациях, выступления на семинарах, конференциях. Май – октябрь 2018 г.

Инициативная группа

Деятельностный 1.Издание электронного учебного пособия «Семья – начало всех начал!». Июль 2018г.

Инициативная группа

Образовательный Разработка методических рекомендаций по направления проекта. Весь период

Филимонова И.В.

Диагностический Проведение итоговой диагностики июнь

Инициативная группа

Партнёрский Участие в проведение районного родительского форума с представлением опыта работы. Октябрь 2018

Участники проекта

Рефлексивный Подведение итогов, анализ реализации проекта. Рефлексия совместной деятельности. Определение перспектив дальнейшей работы. Июль 2018г.

Участники проекта

         

Результаты проекта:

1. Разработана комплексная программа классных часов по семейному воспитанию на весь цикл обучения.

2.Созданно электронное учебное пособие для педагогов «Семья – начало всех начал!», включающее методические рекомендации для классных часов по семейной тематике.

3. Проведены курсы для педагогов «Школа семейного просвещения».

4.Изданы рекомендательный список литературы   для родителей и педагогов по вопросам семейного воспитания и семейный календарь на 2018 год.

5. Апробированы современные духовно - нравственные   формы работы с родителями (книга «Доброслов», дневник добрых дел и семейное портфолио).

6.Участие в IV Краевого конкурса профессионального мастерства педагогов, реализующих программу духовно-нравственной направленности «Со-бытие».

7.Использованы возможности системы электронных дневников и журналов на сетевом сервисе WEB 2.0 для создания методической копилки для педагогов, работающих по семейному просвещению.

8.Созданы условия для повышения уровня педагогической и родительской компетентности в вопросах семейного воспитания.

Сфера использования проекта

Материалы проекта могут быть использованы в практике любого образовательного учреждения по семейному воспитанию. Реализация проекта поможет учащимся увидеть своё место в семье, осознать роль и значение семьи в жизни человека, будет способствовать снижению детского и семейного неблагополучия, окажет помощь педагогам в выстраивании системной работы по семейному просвещению. 

Реализация данного проекта будет продолжена в последующие годы: в ходе практической деятельности классных руководителей будет накапливаться методическая копилка для классных часов в электронном варианте, продолжаться обмен опытом педагогами по организации семейного просвещения, использоваться в работе с родителями апробированные формы работы и применяться новые.

Ресурсы

1. Кадровые: члены общественного родительского Совета, инициативные педагоги и родители образовательных учреждений, специалисты РУО и МАУ ДО «ЦИКТ», методист отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии.

2. Материально-технические: бюджетные средства образовательных учреждений, спонсорская помощь родителей и организаций;

3. Информационно- методические: положение о семейном портфолио, книга «Доброслов» (приложение №1, №2), материалы на сайте РУО и МАУ ДО «ЦИКТ», в группе Вконтакте, в системе электронных дневников и журналов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка раскрывает:

- направленность образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цели и задачи образовательной программы;

- отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области;

- возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;

- сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конфе­ренции и т.д.).

Направленность программы «НАЗВАНИЕ» по содержанию яв­ляется (спортивно-технической, научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-экономи­ческой, социально-педагогической); по функциональному предназ­начению — (досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной); по форме организа­ции — (индивидуально ориентированной, групповой, клубной, студий­ной, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной, массовой); по времени реализации — (краткосрочной, годичной, двух-, трехгодичной, длительной подготовки).

Программа разработана на основе (или «с учетом»)... (требова­ний, программ или методических разработок каких авторов).

Указывается, какие требования взяты за основу при разработке про­граммы: квалификационные требования на какой-либо спортивный раз­ряд, требования определенного уровня смотров, фестивалей, олимпи­ад, соревнований, выставок и т.п. — т.е. такие системы критериев, кото­рые могут заменить государственный образовательный стандарт, не преду­смотренный для дополнительного образования.

Новизна программы состоит в том, что...

Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке про­граммы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (при­чины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесооб­разность»).

 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...

Поясняется потребность общества и детей данного возраста и катего­рии в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач.

При этом следует учитывать, что программы дополнительного обра­зования детей должны быть направлены на:

- создание условий для развития ребенка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессиональ­ного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с се­мьей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется...

Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе сред­ства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Ка­кие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

Образовательные программы должны быть разработаны с учетом со­временных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемствен­ность, результативность);

- формах и методах обучения (активные методы дистанционного обу­чения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнова­ния, экскурсии, походы и т.д.);

- методах контроля и управления образовательным процессом (тес­тирование, анкетирование, анализ результатов конкурсов, соревнова­ний и др.);

- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инстру­ментов и материалов в расчете на объединение детей).

Пример: Эффективным для (литературного) развития детей яв­ляется такое введение нового теоретического материала, которое выз­вано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

 

Цели программы:

1. Обучить... (чему).

2. Сформировать (какие) умения (какой) деятельности.

3. Воспитать (какое) отношение к (чему).

Задачи:

1…..

2....      

3…….                                                                                                        

Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими.

Цели и задачи могут различаться следующим образом:

1) в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей, а задачи намечают промежуточные (этапные) результа­ты;

2) цели ставятся по обучению, воспитанию и развитию детей, а за­дачи — по направлениям предполагаемых в них изменений.

В любом случае количество задач должно быть большим, чем количе­ство целей (ведь они «расшифровывают» цели).
Формулировки целей и задач должны удовлетворять следующим требованиям:       

 - предполагать по


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.