Денежно-кредитная политика и проблемы ее реализации в Республике Беларусь. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Денежно-кредитная политика и проблемы ее реализации в Республике Беларусь.

2022-02-11 17
Денежно-кредитная политика и проблемы ее реализации в Республике Беларусь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Денежно-кредитная политика Республики Беларусь яв­ляется частью единой государственной экономической поли­тики. Ее проведение обеспечивается Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь. Право­вой основой являются разрабатываемые ежегодно Основные направления денежно-кредитной политики Республики Бе­ларусь, в которых содержатся важнейшие параметры разви­тия денежно-кредитной сферы, определены цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики на предстоящий год и предусмотрен обеспечивающий их реализацию комп­лекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. Национальный банк и Правительство Республики Беларусь постоянно информируют друг друга о предполагаемых, зна­чимых для экономики действиях, координируют свою дея­тельность, проводят регулярные взаимные консультации.

С момента приобретения суверенитета происходила по­стоянная корректировка приоритетов и конечных целей де­нежно-кредитной политики Беларуси исходя из текущей макроэкономической ситуации и перечня решаемых проб­лем. Основным направлением выступало обеспечение устой­чивости белорусского рубля и ценовой стабильности как ус­ловие сбалансированного развития открытой экономики рес­публики.

Отсутствие опыта денежно-кредитного регулирования в условиях трансформации экономики, отрицательное саль­до торгового баланса, долларизация и другие проблемы пере­ходного периода 1990-х гг. негативно сказывались на ре­зультатах монетарной политики. В отдельные годы индекс потребительских цен достигал четырехзначных величин.

Предпринятые в 2000 г. Национальным байком меры по прекращению целевого эмиссионного кредитования эко­номики, ограничению прироста рублевой денежной массы, выходу на положительные реальные ставки и ликвидации проблемы множественности валютных курсов положили ос­нову для эффективного сдерживания инфляции. Придержи­ваясь системы денежно-кредитных ориентиров, состоящей из целевого параметра (номинального якоря) и индикатив­ных переменных, Национальный банк ежегодно контроли­ровал уровень инфляции. Начиная с 2003 г. в качестве номи­нального якоря использовался валютный курс. Валютное таргетирование совместно с бюджетно-налоговыми мерами и регулированием цен и заработных плат давало в целом по­ложительные результаты. Если в 2003 г. уровень инфляция достигал 25 %, то в 2008 г. он не превысил 14 %.

С 2009 г. валютный курс стал носить все менее фиксиро­ванный характер, получил привязку к корзине иностранных валют (евро, доллар США, российский рубль), а начиная с 2012 г. после валютного кризиса стал формироваться при минимальном непосредственном участии Национального бан­ка. Данный кризис как результат высокого отрицательного сальдо счета текущих операций платежного баланса, совмест­но со смягчением бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, либерализацией сферы ценообразования и другими причинами привел в 2011 г. к уровню инфляции 108,7 %.

В 2012 г. в качестве приоритетной цели денежно-кредитной политики было определено обеспечение ценовой стабиль­ности. Национальный банк перешел к жесткой денежно-кре­дитной политике, направленной на поддержание высоких процентных ставок, рефинансирование банков только на ры­ночных условиях и в ограниченных объемах, увеличение нормативов фонда обязательного резервирования. Результа­том стало снижение уровня инфляции в 2012 г. до 21,8 %. Замедление инфляционных процессов оставалось приорите­том и в последующие годы.

В 2013-2014 гг. в целях обеспечения антиинфляционной направленности процентной политики и сохранения устой­чивой ситуации на депозитном и валютном рынках Нацио­нальный банк проводил постепенное снижение ставки рефи­нансирования. На кредитно-депозитном рынке обеспечивал­ся положительный уровень реальных процентных ставок при большей доходности депозитов в национальной валюте. При относительной внешней стабильности принимаемые ме­ры позволили добиться снижения инфляции до уровня 18,3 и 18,1 % в 2013 и 2014 гг, соответственно.

В конце 2014 г. произошло резкое ухудшение внешнеэко­номической ситуации. Значительное обесценение российско­го рубля в условиях падения цен на нефть, погашения внеш­них обязательств, снижения деловой активности в стра­нах — торговых партнерах Беларуси негативно сказалось на состоянии внешней торговли, объеме валютной выручки и девальвационных ожиданиях. На валютном рынке начал формироваться чистый спрос на иностранную валюту, на де­позитном рынке происходил отток срочных рублевых депо­зитов населения. Для стабилизации ситуации Националь­ный банк совместно с Правительством Республики Беларусь принял ряд оперативных мер, среди которых коррекция обменного курса, Повышение процентных ставок, ограничение по валютному кредитованию юридических лиц, повышение нормативов обязательной продажи валюты. Позитивные из­менения на валютном и депозитном рынках в начале 2016 г. способствовали постепенной отмене введенных мер.

В 20 15-2016 гг. денежно-кредитная политика была на­правлена на снижение инфляции, поддержание стабильности в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке. Нацио­нальный банк перешел к режиму управляемого плавания об­менного курса через проведение торгов в форме непрерыв­ного двойного аукциона, позволяющего устанавливать курс на основе спроса и предложения на валютном рынке при ми­нимальном участии Национального банка. Стабилизации цен способствовало монетарное таргетирование с использо­ванием в качестве промежуточной цели прироста широкой денежной массы (М3).

54.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.

Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-полити­ческой стабильности, социального партнерства в обществе.

Объектом социальной политики могут быть как отдель­ные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъекты социальной политики — те, кто определяет це­ли, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу соци­альной политики и осуществляет действия по ее реализации. Это государственные ведомства и учреждения, органы мест­ного самоуправления, негосударственные объединения, бизнес, профессиональные работники, а также отдельные граж­дане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Социальная политика реализуется на нескольких уровнях. В рамках государственной социальной политики принима­ются нормативно-правовые акты, устанавливаются минималь­ные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсион­ного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социаль­ные программы.

Региональная социальная политика учитывает особен­ности региона. Здесь разрабатываются и реализуются регио­нальные законы и региональные социальные программы. Муниципальный уровень социальной политики направлен на решение конкретных проблем населения.

Важнейшим принципом социальной политики является принцип социальной справедливости. С одной стороны, это справедливость как результат вознаграждения за лич­ный труд и успех (обоснованное неравенство), с другой — ра­венство в обеспечении всем членам общества одинаковых стартовых возможностей (обоснованное равенство).

Принцип индивидуальной социальной ответствен н ости означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для самостоятельного обеспечения удовлетворения своих потребностей. Соблюде­ние принципа солидарности предполагает, что общество через механизм налогов и трансфертов должно осуществлять перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не может извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей, путем трудовой деятельности. Прин­цип всеобщности предполагает, что социальными мероприя­тиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного к ним подхода.

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Без достаточных финансовых средств невозможно обеспечить эффективную занятость и систему стимулирования труда работающих, социальную защиту тех, кто по объективным причинам не может обеспечить удовлетворение своих потребностей путем приложения собственных усилий. Кроме того, необходимо осуществлять меры, обеспечивающие раз­витие работников через систему образования, повышение квалификации, здравоохранение, культуру.

При реализации социальной политики выделяют следую­щие направления: политика доходов населения, политика в сфере труда и трудовых отношений, социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан, развитие отраслей социальной сферы и их инфра­структуры, социальная защита отдельных групп населения, экологическая, демографическая и миграционная политика. Все перечисленные выше направления связаны между со­бой, что вызывает необходимость проведения сбалансиро­ванной социальной политики.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.