Виды рынков и их классификация — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Виды рынков и их классификация

2022-02-11 25
Виды рынков и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По экономическому назначению рыночных объектов выделяют:

  1) товарный рынок; 2) рынок информации; 3) финансовый рынок и 4) рынок труда.

1) Товарный рынок включает:

- потребительский рынок-  охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, жилья, зданий непроизводственного назначения.

- рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий, орудий труда, сырья, материалов, энергии, полезных ископаемых и др.

 2) Рынок информации включает:

- рынок инноваций - купля-продажа технических и социально-экономических новшеств, рационализаторских предложений, изобретений, патентов, технологических нововведений, т.е. ноу- хау.

- рынок информационного продукта - сфера информационных услуг (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение).

- рынок интеллектуального продукта - знания, культурные ценности, информация, произведения искусства. По сути, рассмотренный выше рынок инноваций является частью более обширного рынка интеллектуального продукта.

3) Финансовый рынок включает:

- рынок капитала - вложение капитала как в производственную, так и в непроизводственную сферу;

- кредитный рынок — это рынок заемного капитала.

- рынок ценных бумаг - продаются акции, облигации, казначейские обязательства, сертификаты, векселя.

- валютно-денежный рынок - купля-продажа иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. Он также производит международные денежные расчеты.

4) Рынок труда — это рынок купли-продажи рабочей силы, выступающей как товар.

По территориальному признаку рынки делятся на местный (локальный), национальный (внутренний) и мировой (внешний).

    По организации рыночного обмена рынки подразделяются:

    - на оптовые (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями). Чаще всего оптом товары закупаются продавцами у производителей или на торговых биржах;

    - розничные (купля-продажа единичных товаров в небольшом количестве). Обычно в розницу продаются товары в магазинах, торговых палатках, с рук.

По формам собственности выделяют: частный, кооперативный и государственный рынки.

По степени соблюдения законности различают: легальный (официальный, законный) и нелегальный (деятельность которого запрещена законом) рынки.

Нелегальный рынок включает:

- черный рынок — это подпольная торговля товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография, люди, органы людей);

— теневой рынок - торговля любыми товарами, но с нарушением правил и норм торговли (при отсутствии лицензии, патентов, без торговых знаков, при неуплате или неполной уплате сборов, налогов, пошлин).

Схематически классификация рынка выглядит следующим образом:

 

 


Функции рынка

Регулирующая. Рынок оперативно реагирует на изменения происходящие в экономике. Если спрос на товар растет производители станут его больше производить, увеличивая этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Рынок воздействует на темпы, пропорций также на обновление производства.

Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг.

Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.

Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.

Информационная. Рынок представляет собой разнообразный источник информации, необходимый всем его субъектам: информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен.

Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда.

Санирующая. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств.

Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производителей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, обанкрочиваются. Производители постоянно должны внедрять достижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять продукцию, повышать ее качество.

Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, признание результатов труда. Если же купля-продажа не состоялась, значит, общество не нуждается в таком товаре, а следовательно, и в таком труде.

Воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.

 

Рыночная инфраструктура

Совокупность взаимосвязанных организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы, представляет собой рыночную инфраструктуру. В нее включаются: товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово- посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы, банки, НКФО и др.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.