Цели и принципы обучения морфологии Морфология — раздел языкознания, изучающий систему частей ре- чи в языке и грамматические признаки слов различных частей речи. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Цели и принципы обучения морфологии Морфология — раздел языкознания, изучающий систему частей ре- чи в языке и грамматические признаки слов различных частей речи.

2022-02-11 40
Цели и принципы обучения морфологии Морфология — раздел языкознания, изучающий систему частей ре- чи в языке и грамматические признаки слов различных частей речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели изучения морфологии таковы:

1) дать представление о частях речи как результате классификации слов с учетом определенных признаков;

2) дать представление о частях речи как о лексико-грамматических классах слов;

3) дать представление о системе частей речи в русском языке;

4) показать разные критерии выделения самостоятельных, служеб- ных и междометных слов;

5) дать представление о слове как единице грамматики с присущими ему общекатегориальным (частеречным) и частнокатегориаль- ными грамматическими значениями;

6) дать представление о разной природе таких выделяемых при мор- фологическом описании частей речи признаков, как разряд по зна- чению (лексико-грамматический разряд), собственно морфологи- ческие признаки (морфологические категории) и формальные клас- сы слов (типы склонения и спряжения);

7) дать представление о постоянных и непостоянных морфологиче- ских признаках слов разных частей речи;

8) дать представление о грамматической форме слова;

9) показать соответствие и несоответствие грамматического значе- ния формы слова информации о внеязыковой действительности.

 При изучении морфологии в школе используются следующие прин- ципы: экстралингвистический, структурно-семантический, системный, лексико-грамматический. Суть экстралингвистического принципа состоит в том, что при из- учении большинства морфологических признаков учащиеся опираются на их соотнесение с фрагментами внеязыковой действительности. Так, например, морфологический признак числа существительного соотно- сится с внеязыковой информацией о количестве объектов. Однако у экстралингвистического принципа есть оборотная сторона — проблема 312 разграничения языкового и внеязыкового. Многие учащиеся делают ошибки в определении формы числа в том случае, если число и количе- ство объектов не соотносятся друг с другом. Например, у слова ножни- цы форма множественного числа обозначает как один объект, так и не- сколько, а собирательное существительное листва всегда стоит в един- ственном числе, но обозначает как целое множество объектов. Допус- каемые учащимися ошибки связаны в том числе и с небрежностями, допущенными в учебных комплексах.

Лексико-грамматический принцип используется при изучении слова как части речи: части речи рассматриваются как лексико- грамматические классы слов, то есть с учетом их обобщенного значе- ния, морфологических признаков и синтаксических функций. При этом 313 важно последовательное разграничение частеречного и синтаксического вопроса (в лесу — в чем? и где?) как залог правильного синтаксического разбора предложения. Таким образом, необходимо, с одной стороны, проводить последо- вательное разграничение грамматической и лексической семантики, с другой — семантизировать разбор, сделав объектом морфологического анализа слово в его конкретном значении, то есть его лексико- грамматический вариант.

Синтаксическая система русского языка представлена группами понятий, описывающих словосочетания и предложения. Словосочетания дифференцируются по морфологической природе главного слова (именные, глагольные), по видам связи (согласование, управление и примыкание).
Предложения рассматриваются с нескольких точек зрения. Простые предложения описываются по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); по особенностям грамматической основы (двусоставные и односоставные); по наличию главных и второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные); по наличию-отсутствию необходимых членов предложения (полные и неполные); по наличию осложняющих включений (неосложненные, осложненные). Некоторые учебные пособия рассматривают понятие актуального членения предложения (например, учебники под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта и учебник под редакцией Е. В. Бунеевой).
Сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочиненные и сложноподчиненные); сложноподчиненные – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитываются смысловые отношения между частями. Сложные предложения рассматриваются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции).

В раздел «Синтаксис» также включены сведения о средствах передачи чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог).
Лингвистические понятия по ряду причин представляют собой неоднородную группу учебных единиц.
1. В школьном курсе русского языка учащиеся знакомятся не только с языковыми явлениями, но и с разделами науки о языке, изучающими их. Это выражается в виде понятий, называющих единицы языка, и понятий, называющих разделы науки о языке, изучающие данные единицы. В учебном процессе для установления их отличий ставятся такие вопросы: Какие вы знаете единицы языка? В каких разделах науки о языке они изучаются? Или: В каком разделе науки о языке изучается слово как часть речи (звук, часть слова)? и т. д.
Понимание детьми разницы между указанными группами понятий имеет мировоззренческий характер, предупреждает смешение языка со смежными явлениями.
2. Лингвистические термины, изучаемые в школе, различаются объемом значения. Одни из них имеют широкое значение, охватывая множество далее членимых явлений, например, в фонетике – звук, гласный звук, согласный звук; в морфологии – часть речи, имя существительное и т.д.; в синтаксисе – словосочетание, предложение и т.п Другие понятия имеют более узкое или предельно узкое значение, описывающее далее нечленимое языковое явление, например. В фонетике – безударный гласный, мягкий согласный; в морфемике – нулевое окончание, приставка и т.д.
Членение лингвистических терминов на широкие)родовые) и узкие (видовые) служит базой как для познания языка, так и для формирования логического мышления учащихся.
3. Лингвистические понятия по своей ценности в школьном курсе русского языка делятся на две группы: ведущие и фоновые. Ведущие понятия являются базой формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений – некоммуникативных и коммуникативных, например, в фонетике: ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные и др.; в морфологии: часть речи, названия частей речи, род, склонение, падеж, вид, лицо и др. Фоновые понятия расширяют кругозор учащихся, обеспечивают ассоциативные связи с ведущими понятиями.
Лингвистические факты как учебные единицы. К ним относятся отдельные языковые явления, выпадающие из той или иной общей системы, например, в фонетике это непарные согласные по твердости-мягкости, по звонкости-глухости, в морфологии это отдельные слова, формообразование которых существенно отличается от парадигмы, и др.
Лингвистические факты сообщаются учащимся вне общей модели, т. е. изолированно в виде перечня звуков (например, непарные по мягкости-твердости [ж], [ш], [ц] и [ч’], [й’]) или перечня слов (например, разносклоняемые существительные путь и десять слов на -мя: имя, время и т. д.; разноспрягаемые глаголы есть, дать, хотеть, бежать; образование глаголов положить, лечь в повелительном наклонении и т. п.).
Требования к усвоению учащимися знаний о языке. В процессе изучения фонетики, лексики и фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса школьники должны усвоить и знать:
• единицы языка, их функции и значения;
• разделы науки о русском языке;
• классификационные разряды языковых единиц;
• определения лингвистических понятий;
• существенные признаки языковых единиц;
• способы образования и изменения слов;
• особенности употребления языковых единиц в речи;
• разборы единиц языка по определенным критериям.
Неточное владение перечисленным материалом приводит учащихся к ошибкам в усвоении знаний. Наиболее типичными из них являются:
• смешение в чем-либо сходных или смежных единиц;
• неполное знание существенных признаков единиц;
• незнание разрядов языковых единиц.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.