Трагедия на станции «Авиамоторная» февраль 1982 года — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Трагедия на станции «Авиамоторная» февраль 1982 года

2022-02-10 28
Трагедия на станции «Авиамоторная» февраль 1982 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Это утро для станции метро "Авиамоторная" началось совершенно обычно. В пять часов дежурная осмотрела станцию, механики и дежурные у эскалаторов заняли вскоре свои рабочие места. По инструкции обязаны проводиться пробные пуски. К шести часам начали появляться пассажиры, но наплыва не было. Эскалатор №4 самый крайний с левой стороны (если спускаться вниз) пока не включали, обходились другими. Кстати, в обиходе метрополитеновцы не говорят слово "эскалатор". Говорят: "машина".

Часы пик обошлись без происшествий, все машины работали исправно, заспанные пассажиры, толкая друг друга, торопились на смену. Персонал станции доработал до обеда и, подменяя друг друга, сбегал перекусить. Надо было пережить еще и вечерний час пик, время нервное и напряженное, даже если все идет штатно.

Потом, по ходу следствия, будет выяснено, кто чем занят был после обеда. А в час аварии - посекундно... В 16.30 было решено включить четвертую машину на режим спуска. В 16.40 к дежурному у эскалатора внизу подошла дежурная по станции. Выяснили: везде все нормально. Через пятнадцать минут здесь, на "Авиамоторной", случится едва ли не самая трагическая сцена за всю историю Московского метро - и длилось это лишь 110 секунд.

Свидетель ЛОРОТЕЕВА И.Ю.: Мы ступили на эскалатор и успели спуститься вниз совсем немного, 5-8 метров, когда правый поручень стал останавливаться. Наконец замер совсем. В момент остановки поручня эскалатор стал увеличивать скорость движения. В самом низу я обратим внимание, что. поручень был снят с направляющей и висел как при ремонте...

Да-да, смерть людей, леденящие душу крики, кусочки человеческого мозга на полу - все началось с соскочившего поручня. Эксперты потом скажут, что сорвался он по причине недостаточной жесткости и отсутствия средств контроля за его натяжением. Впрочем, почему же все-таки соскочил этот поручень - однозначного ответа я так и не дождался.
А что было дальше?.. Вот заключение экспертов, которое затем повторится в судебном приговоре:
"После схода поручня сработало блокировочное устройство и отключился двигатель главного привода, а введенный в действие рабочий тормоз не обеспечил остановку лестничного полотна". Иными словами, лестница-чудесница, ускоряя движение, ничем не сдерживаемая, а скорее подталкиваемая массой находящихся на ней пассажиров, устремилась вниз. Вот ощущения людей, которые стояли на ее ступеньках:

ЩЕРБАКОВ С.Б.: Наш эскалатор начал увеличивать скорость - это я заметил по мельканию лиц на соседнем эскалаторе.

Когда стоявшие на этом эскалаторе люди заметили что-то неладное, многие бросились вверх, против хода, но...

МАРФИН А.М.: Я тоже попытался бежать вверх, но стоявшие пассажиры мешали и в конце концов сбили меня с ног. Помню только, что левая рука попала между поручнем и ступенями, т. к. перегородки были сломаны.

Но трагизм ситуации еще не дошел до всех.

ШНАЙДЕРМАН А.М.: Когда наш эскалатор стал увеличивать скорость, пассажиры с соседнего улыбались:
быстрее доедете! Последний участок пути мы пролетели с громадной скоростью. У самой площадки меня развернуло спиной, и я со всего хода упал в завал...

Все замелькало, как в кино.

КУРСКИЙ В.П.: У меня возникло такое ощущение: на соседнем эскалаторе (который тоже работал на спуск) люди поехали вверх...

КОРОБОВ В.А.: Скорость эскалаторе была настолько велика, что он гудел. Шум этот все время нарастал...

После аварии эксперты вычислят, что скорость движения "разбушевавшегося" эскалатора превысила нормальную в два с половиной раза. Пассажирам потребовалось несколько секунд, чтобы осознать опасность положения, в котором они оказались. Началась паника. Верхние.слышали крики людей снизу. Многие попытались выпрыгнуть с эскалатора на соседний или хотя бы на балюстраду из пластика, разделяющую эскалаторы. Потом выяснится, что была она по всем меркам со слишком тонким покрытием - 3 мм, потому и ломалась, и люди оказывались в образовавшейся дыре-ловушке. Кто-то не смог удержаться и катился на спине мимо фонарей вниз, в хаос...

 

А там, внизу, заваривалась кровавая людская каша. Нет, огромного зияющего провала там не было, и никто не ухал в преисподнюю механизмов. Но огромная скорость не позволяла пассажирам успевать спрыгивать вовремя на площадку. Вот упала одна женщина, за ней другие... Кто-то не успел отдернуть ногу, и вот уже чьи-то сапоги затянуло под металлическую гребенку перед площадкой, туда же попала одежда, чьи-то дипломаты... Корежится металл, вот уже и ступень эскалатора становится на дыбы, трещит, за ней другая. Потом выяснится, что. разрушившаяся ступень имеет номер 96-й. А ничем не сдерживаемые ступени все несутся вниз, вместе с людьми. Кому-то везло, он падал на площадку и успевал отползти...

Но где же дежурный, тот что сидит у эскалатора внизу? Именно его потом в слухах сделали одним из "стрелочников": растерялся, убежал... Все не так, дежурный оказался на месте, и к нему потом у следствия не было никаких претензий. Довольно быстро до него дошло, что эскалатор №4 "взбунтовался". Дернул ручку рабочего тормоза на пульте... Ступени продолжали катиться вниз. Тогда он выскочил из своей будки и бросился к балюстраде, к ручке аварийного тормоза. Эффект был тот же: аварийный тормоз не сработал...

ГУРКОВ В.M. Когда ступени. на которых я стоял, вышли не горизонтальную прямую, на меня упало человек 5-6. Падали многие на спины. Меня сшибли, и я упал на спину. Меня потащило вперед, я слышал крики и треск разрываемой одежды...
МИРОНОВ М. А.: Я не заметил, как очутился перед кучей пассажиров, которая образовалась у выхода с эскалатора. С большой скоростью влетел в эту кучу и не знаю, как сквозь нее прошел. Оказался внизу, на ступени эскалатора. Мне ободрало спину ступенью, разодрало брюки. Помню, как я лежал на спине и меня несло в сторону металлических зубьев гребенки. Моя правая нога попала под балюстраду, лотом я почувствовал, как она сломалась о стойку. Перелом был открытый, я ощущал острый край кости...

С последним свидетелем случилась особая история: его правую ногу зажало между выходной площадкой и ступенью. Когда вся эта механическая вакханалия закончилась и успели убрать трупы погибших, а раненых развезти по больницам, М. Миронов все сидел в том же положении, с зажатой ногой Не было у работников метро под рукой ни средств, ни механизмов, чтобы быстро освободить. Сделать это удалось только через два часа. Такая задержка и стала впоследствии причиной ампутации ноги...
Все это - свидетельства живых. Мертвые уже не расскажут.
Когда дежурный снизу смог дозвониться до машиниста эскалаторов, тот выскочил в машинный зал и вырубил автомат цепи управления. Только тогда непокорный эскалатор замер. Хотя людей на нем к тому времени было совсем мало.
В ноябре 1982-го на заседании Верховного Суда РСФСР было названо точное количество жертв: восемь погибших, 30 человек получили телесные повреждения разной тяжести.

Но что же все-таки стала причиной этой аварии с такими страшными последствиями? Суд согласился с выводами экспертов: непосредственной технической причиной аварии явилась неисправность рабочего тормоза и принудительный вывод из строя аварийного тормоза. По-российски проста оказалась причина: один не отрегулировал тормоз, другой не стал проверять его утром перед работой, не сделал замеров и пробных пусков, два начальника формально проконтролировали подчиненных...

Ну вот и все. С тех пор названные судом виновники успели отсидеть полученные сроки (я не ставил себе целью назвать имена виновников в этом материале, главное было - рассказать, как и что было), зарубцевались раны калек, попритихла в памяти боль... Но остался всеобщий грех умолчания о трагедии. Назовем же хотя бы спустя десять лет, в эту грустную годовщину, имена наших земляков, погибших в тот февральский вечер на станции метро "Авиамоторная". И пусть это будет хотя и запоздалой, но все же данью им.

Вот имена:
Улыбина Лидия Кузьминична, Павлов Александр Юрьевич, Скобелева Александра Алексеевна, Уваров Виктор Петрович, Мулкиджан Григорий Александрович, Комашко Лариса Ивановна, Романюк Валентина Никитична, Кузьма Елизавета Юрьевна.
В управлении Московского метрополитена ни вспоминать со мной о происшедшем, ни комментировать событие не захотели: есть приговор суда, было расследование...

«Лазили по трупам, искали своих детей» Сотни людей сгорели заживо: 31 год самой страшной катастрофе в истории России

В ночь на 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в отечественной истории железнодорожная катастрофа. В результате мощного объемного взрыва газа сгорели два встречных пассажирских поезда. Трагедия произошла на 1710-м километре Транссибирской магистрали, неподалеку от города Аша. На каменных плитах выбиты 575 фамилий, но родственники погибших и пропавших без вести считают, что взрыв унес более 780 жизней. Выжившие получили ожоги, увечья, физические и психологические травмы. Год назад, в 30-летнюю годовщину, корреспондент «Ленты.ру» Сергей Лютых встретился с теми, кто спасал людей в горящем лесу, искал детей среди искореженных вагонов и до сих пор помнит ту катастрофу, почти забытую в нашей стране. В этот день «Лента.ру» повторно публикует материал.

1710-й километр Транссибирской магистрали — это глухой лес у подножия Змеиной горки, через которую был проложен газовый трубопровод. Вечером 3 июня 1989 года труба дала течь, и газ, в полтора раза более плотный, чем воздух, стал заполнять ложбину, по которой шла железная дорога ― перегон между Ашой и Улу-Теляком.

Погода стояла жаркая, безветренная. Образовалось целое газовое озеро, в которое примерно в 01:10 (23:10 по московскому времени) с двух сторон въехали два встречных пассажирских состава: №211 Новосибирск — Адлер и №212 Адлер — Новосибирск.

Составы почти разминулись, когда произошел сильнейший объемный взрыв. Смятые, как бумага, вагоны разметало по насыпи. Больше всех пострадали хвостовые. Взрыв и возникший после него пожар уничтожил 151 гектар окрестного леса.

В поездах находились 1284 установленных пассажира (тех, кто имел билеты), и только 52 из них не пострадали.

Мощность взрыва составила до 12 килотонн тринитротолуола, что сопоставимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (около 16 килотонн). Ударной волной выбило стекла в домах на расстоянии до 12 километров от эпицентра взрыва, а столб огня был виден за сотню километров.

«Мы лежали дома в постели, я и моя жена. Она была на девятом месяце беременности, спала плохо. Первой вскочила к окну и чудом не поранилась осколками стекла. А там вырос гриб, как при ядерном взрыве», — вспоминает Анатолий Безруков, главный охотничий инспектор, а в ту пору — милиционер вневедомственной охраны из ближайшего к месту взрыва поселка Красный Восход.

Контуженные взрывом, раненые, обгоревшие пассажиры, которые сохранили способность передвигаться, разбрелись по лесу в разные стороны, спасаясь от огня, и потом выходили в самых разных местах. Некоторые из них находили в себе силы помогать другим. Здесь же вскоре оказались и подростки, которые возвращались домой с сельской дискотеки.

Помощь пришла и по железной дороге: молодой машинист Сергей Столяров, управлявший товарным составом, отцепил цистерны с нефтью в безопасном месте и сделал несколько рейсов с ранеными на электровозе. Он сам грузил их на прицепленную к локомотиву платформу.

Тем временем в 90 километрах от места крушения, в Уфе, были сняты с линии все машины скорой помощи. Здесь получили информацию, что выгорел целый железнодорожный состав. Прибывшие на место врачи делали людям обезболивающие уколы, но, несмотря на все старания, многих не смогли довезти до больниц живыми.

Среди погибших были жители 40 областей России (тогда — РСФСР) и 14 союзных республик, но больше всего людей потеряла Челябинская область. Регион лишился 122 жителей, а 107-я школа Челябинска — разом 45 человек, детей и педагогов. Погибла почти вся юношеская хоккейная команда «Трактор-73» — двукратные чемпионы СССР.

Дети ехали в Краснодарский край: собирать черешню и отдыхать под южным солнцем.

Ничто не предвещало беды, и только завуч Татьяна Филатова была недовольна тем, что вагон с детьми, вопреки технике безопасности, был не первым, а последним в составе.

Родители, конечно, тоже беспокоились, но о другом. «Я сыну сказала, чтобы паспорт он с собой не брал. У нескольких человек всего были паспорта, и туда родители вложили по 20 рублей. Тогда это еще были хорошие деньги», — рассказывает Людмила Масалова, мать хоккеиста Артема Масалова.

Сами ребята были в предвкушении отдыха. Особенно его жаждали хоккеисты, уставшие после напряженного сезона. Взяли с собой все самые модные вещи. «У них были, к примеру, новые костюмы фирмы Adidas. В то время это был шик!» — говорит Людмила.

Потом, оцепеневших и потерянных от непонимания происходящего родителей просили составить список этих самых вещей. Нашелся и паспорт одного из ребят. Документ и вложенные в него рубли были в целости и сохранности, а вот тело самого мальчика так и не нашли.

Не нашедших своих близких в больницах и моргах допустили на место взрыва

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.