Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-02-10 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Для специальностей профиля А-педагогика
Кафедра экономической теории и экономического воспитания
Курс в соответствии с учебными планами факультетов
Семестр
лекции – 40 часов + 2УСРС; Экзамен +
семинарские занятия – 26 часа + 8 УСРС; Зачет
Всего аудиторных часов по дисциплине – 76;
Всего часов по дисциплине – 138.
Форма получения
высшего образования дневная и заочная
Минск 2010
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы № ТД-СГ.012/тип. от 15 апреля 2008 г.
Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры экономической теории и экономического воспитания 30 августа 2010 года (протокол № 1).
Заведующий кафедрой,
д.э.н., профессор Л.Н. Давыденко
Одобрена и рекомендована научно-методической комиссией кафедры экономической теории и экономического воспитания.
Председатель комиссии,
к.э.н., доцент Л.В. Запольская
Протокол согласования рабочей программы
с другими дисциплинами специальности
№ п/п | Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой разработавшей учебную программу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Экономическая география | Экономической географии и охраны природы | Предложений и изменений нет | Протокол № 1 от 30 августа 2010 года |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа составлена в соответствии с типовой программой нового поколения по учебной дисциплине «Экономическая теория» и предназначена для руководства в своей деятельности преподавателям. Ее отличительными особенностями по сравнению с предыдущим типом учебной программы являются: обновленное содержание, акцентация на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных инновационных педагогических технологий. В рамках совместного сотрудничества преподавателя и студента программа выступает своеобразным «навигатором» добывания знаний, информации и приобретения практикоориентированных, жизнедеятельностных умений.
Учебная программа «Экономическая теория» разработана в соответствии с образовательным стандартом «Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально – гуманитарных дисциплин», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2006 № 89.
1.1 Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.
Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.
|
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:
принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;
принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;
принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;
принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;
принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
· компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации,
· компетенции гражданственности и патриотизма,
· компетенции социального взаимодействия,
· компетенции коммуникации,
· компетенции здоровьесбережения,
· компетенции самосовершенствования.
Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:
· владение методами системного и сравнительного анализа;
· сформированность критического мышления;
|
· умение работать в команде;
· владение навыками проектирования и прогнозирования;
· сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мотивационно-ценностными ориентациями;
· умение учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни.
1.2 Место и значение, цели и задачи дисциплины
«Экономическая теория».
В современном быстроменяющемся мире экономическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении национального богатства. Экономическое образование является важнейшим элементов социально-гуманитарного образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Оно формирует навыки поведения личности в условиях рыночной экономики. Это предъявляет особые требования к уровню экономического образования будущих специалистов.
Для перехода Республики Беларусь к социально-ориентированной рыночной экономике характерно появление разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности, усложнение структуры экономического взаимодействия, развитие процессов глобализации и регионализации мировой экономики, что должно найти отражение в содержании учебных программ по экономике для студентов различных специальностей.
Программа курса «Экономическая теория» направлена на усвоение не абстрактных теоретических истин, а на получение багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями и категориями, которые отражают объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений.
Теоретическая направленность курса согласована со всей совокупностью хозяйственных, социальных, политических и культурологических отношений. Они рассмотрены в единстве и взаимозависимости как основные элементы социально-экономической системы и экономической культуры поведения.
Программа составлена на основе модульного подхода. В логической последовательности представлены следующие модули: «Введение в курс», «Основы микроэкономики», «Основы макроэкономики», «Основы международной экономики».
|
В процессе реализации программы кафедры для контроля знаний студентов могут разрабатывать и использовать комплексные контрольные задания, тесты; кроме того, кафедры вправе расширять список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Основные цели преподавания дисциплины:
§ развитие экономического мышления студента;
§ формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой экономической мысли;
§ выявление специфики экономических отношений в Республике Беларусь.
Задачи изучения дисциплины:
§ усвоение основных экономических понятий и проблем (предмет, методы и функции экономической теории, потребности и ресурсы, эффективность, экономическая система, спрос, предложение и рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения, полезность, равновесие потребителя, издержки производства, правило максимизации прибыли, рынки факторов производства, основные макроэкономические показатели, модель совокупного спроса и предложения, модель совокупных доходов и расходов, финансовая и денежно-кредитная система государства, модель IS-LM, социальная политика государства, типы и модели экономического роста, современное мировое хозяйство, его структура и тенденции развития, формы международных экономических отношений, платежный баланс и его структура);
§ изучение основных законов (принципов) функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;
§ выяснение функций и границ эффективности рыночной системы, а также основных форм регулирования экономики;
§ изучение белорусской экономической модели.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать и уметь объяснить основные экономические понятия и категории, тенденции развития объективных экономических процессов, основные задачи экономики, основные экономические цели общества, основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, основные формы фискальной и денежно-кредитной политики, особенность экономических процессов в Республике Беларусь.
Уметь анализировать экономические процессы в Республике Беларусь и за рубежом, использовать экономические знания для принятия рациональных экономических решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей, осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ экономической информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения экономических проблем, решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала.
|
1.3 Структура содержания учебной дисциплины
В основу структурирования содержания учебной дисциплины положен принцип модульного подхода, который предполагает разбивку научно-теоретического материала в относительно самостоятельные учебные модули. По каждому учебному модулю в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций преподавателями кафедры проектируются и реализуются определенные педагогические технологии.
В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных систем и технологий следует выделить: учебно-методические комплексы; вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, блочно-модульные, модульно-рейтинговые и кредитные системы, информационные технологии, методики активного обучения.
Структура содержания учебной дисциплины включает: введение в дисциплину; разделы (модули); учебные темы; заключение.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ П/п |
Название разделов и тем |
Объем часов |
В том числе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лекции | семинарские занятия | КСРС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел I. Введение в курс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Экономическая теория: предмет и методы | 4 | 2 | 2 | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. | 4 | 2 | 2 | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Экономические системы. | 2 | 2 | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Рынок: сущность, структура, функции | 4 | 2 | 2 | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Модели рыночной экономики | 4 | 2 | - | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Содержание учебного материала РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС Хозяйствования Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие экономические системы. Экономическая система общества. Критерии выделения экономических систем: формы собственности, способы координации хозяйственной жизни, преобладающая отрасль (сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг), уровни технологического развития. Собственность: понятие, эволюция. Типы собственности по субъектам: государственная, частная, смешанная, иностранная. Акционерная собственность в современной экономике. Типы собственности по объектам. Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в Республике Беларусь. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда. Натуральное хозяйство: исторические границы, особенности, современные проявления. Рыночное (товарное) хозяйство: условия развития, виды, особенности. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика.
Тема 8. Теория фирмы Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм. Факторы производства. Производство как комбинация факторов производства. Закон убывающей производительности факторов производства. Производственная функция фирмы. «Производственная сетка» и изокванта. Предельная норма технологического замещения факторов производства. Изокоста и ее экономический смысл. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы. Краткосрочный и долгосрочный период функционирования фирмы. Понятие издержек. Экономические издержки и принцип альтернативных затрат. Явные и неявные издержки. Внешние и внутренние издержки. Возвратные и невозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие и средние издержки. Предельные издержки. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты роста масштаба производства. Минимальный эффективный размер предприятия и структура отрасли. Средний, совокупный и предельный доход фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии. Ее проявления Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики. Экономический цикл. Фазы цикла: депрессия, спад, оживление, подъем. Последствия циклических колебаний и координация экономической активности со стороны государства. Безработица и ее типы. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Определение уровня безработицы. Полная занятость. Естественная безработица. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости населения. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Темп инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства. Цели макроэкономического регулирования. Денежно-кредитная политика Спрос на деньги. Спрос на деньги для сделок. Спрос на деньги со стороны активов. Мотив предосторожности. Общий спрос на деньги. Предложение денег. Денежная масса. Ликвидность. Денежные агрегаты. Роль банковской системы в предложении денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке. Денежно-кредитная система страны и ее уровни. Центральный банк страны и его роль в экономике. Методы воздействия центрального банка на денежную массу. Операции на открытом рынке. Политика учетной ставки. Изменение уровня обязательных резервов. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Передаточный механизм кредитно-денежной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег». Эффективность денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Тема 18. Экономический рост Понятие экономического роста. Цели экономического роста и социальные приоритеты. Типы экономического роста. Источники и факторы экономического роста, производительность труда, производительность капитала, производительность природных ресурсов. Модели экономического роста. Модель Р. Солоу.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Литература Основная: 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн., 1997. 2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-3 // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1999. - № 7-9. – Ст. 101. 3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Мн., 2006. 4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Рук. и ред. А.В. Сидорович. – М.: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997. – 736. 5. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 299 с. 6. Экономика: Учеб. пособие. Под ред. В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович. – Мн.: БГУ, 2006. – 398 с. 7. Экономическая теория / Под ред. Л.Н. Давыденко – Мн.: Выш. Школа, 2007. – 352 с. 8. Экономическая теория / Под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой.- Мн.: Тетрасистемс, 2003. – 344 с. 9. Экономическая теория: Учеб. пособие / И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев и др. Под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 543 с.
Дополнительная: 10. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд. / Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 416 с. 11. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 2004. – 256 с. 12. Давыденко Л.Н. История экономических учений. /Л.Н. Давыденко, В.И. Жук. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. – 192 с. 13. Давыденко, Л.Н. Экономическая теория. Практикум. / Л.Н Давыденко, Е.Л. Давыденко, И.А.Соболенко. – Мн.: Выш.школа, 2008. – 255 с. 14. Курс переходной экономики: Учеб. для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997. – 640 с. 15. Микро- и макроэкономика: Учебн. пособие / Плотницкий М.И., Воробьева Л.В., Сухарева Н.Н. и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2004. – 185 с. 16. Микроэкономика. Учебное пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002. – 426 с. 17. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М.: 2004. – 272 с. 18.Экономическая теория: Учебник для экономических специальностей вузов / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 608 с.
Примерная тематика рефератов по курсу "Экономическая теория"
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок... Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий... Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев... Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |