Определение учебной нагрузки учащегося и учителя. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Определение учебной нагрузки учащегося и учителя.

2022-02-10 40
Определение учебной нагрузки учащегося и учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Объем учебной нагрузки определяется ежегодно на начало учебного года и закрепляется локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) организации.

Учебная нагрузка на школьников общеобразовательных школ осуществляется на основании Санитарно — эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с вышеприведенными нормативами допустимая недельная нагрузка в часах для школьников составляет:

1 класс – 20 часов при 5-дневной неделе;

2 – 4 классы – 25 часов при 6-дневной неделе и 22 часа при 5-дневной неделе;

5 класс – 31 час при 6- дневной неделе и 28 часов при 5-дневной неделе;

6 класс – 32 часа при 5- дневной неделе и 29 часов при 5-дневной неделе;

7 класс – 34 часа при 6 – дневной неделе и 31 час при 5-дневной неделе;

8 – 9 классы – 35 часов при 6 – дневной неделе и 32 часа при 5-дневной неделе;

10 – 11 классы 36 часов при 6 – дневной неделе и 33 часа при 5-дневной неделе.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов: объяснительная записка, или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы; собственно содержание образования — учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе; методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет учителю проявить творческий подход к разработке рабочей учебной программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности.

Переходя к принципам и критериям отбора учебного материала для изучения в школе, можно сразу указать один из важнейших — наличие развивающего потенциала, который этот материал содержит.

Вся номенклатура принципов полностью отражается в трех основных принципах (В. В. Краевский[3]):

· принцип соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;

· принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана;

· принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования.

Критерии отбора содержания:

• Критерий целостного отражения основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач всестороннего развития личности. В соответствии с этим критерием в содержание образования должны войти: знания о природе, обществе, технике, культуре, человеке, овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений, имеющих решающее значение для перехода знаний в убеждения.

• Критерий выделения главного и существенного в содержании образования, высокой значимости изучаемого, т. е. отбора наиболее универсальных, необходимых элементов.

• Критерий соответствия возрастным возможностям учеников.

• Критерий соответствия выделенному на изучение данного предмета времени.

• Критерий учета отечественного и международного опыта формирования содержания учебных программ.

• Критерий соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению школы с учетом реальных перспектив ее развития.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение.

Структура индивидуальной образовательной программы включает в себя:

1) анализ индивидуальной образовательной истории;

2) цели и задачи образования на предстоящий период;

3) указания на смыслы и контексты ИОП;

4) индивидуальный образовательный план, в том числе индивидуальный учебный план (ИУП), план социальных и профессиональных проб, план рефлексивных ситуаций;

5) описание ресурсного обеспечения ИОП;

6) критерии оценки эффективности реализации ИОП.

Педагоги имеют право самостоятельного выбора, могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего образования или могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная – программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

Образовательная область «Технология», ее характеристика.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, является главной составляющей окружающей человека действительности и опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Предмет «Технология» обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Особенностями учебного предмета «Технология» являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;

- формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

 

15. Урок – основная форма обучения учащихся: типы, структура, требования и особенности реализации в образовательной области «Технология».

 

Реализация содержания обучения осуществляется в различных организационных формах обучения, которые призваны упорядочить учебный процесс.

Форма обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемая в заранее установленном порядке и режиме.

Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет е большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (Л. А. Бударный).

Темы и цели уроков определяются главным образом программой. Программа является основным и ведущим критерием деятельности педагога. Руководствуясь ей учитель должен придерживаться определённой формулировки тем уроков, последовательности изложения учебного материала, а также ориентироваться на объёмные рамки подлежащего изучению материала.

Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы.

Достигаем цель посредством решения задач урока, а задачи –это то, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели.

Приступая к формулировке целей, учитель:

1. Учет нормативных документов

2. Анализ обстановки

3. Установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению

4. Выяснение имеющихся для этого ресурсов, сил и возможностей

5. Выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых даст наибольший эффект, т.е. – формулирование ЦЕЛИ

После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности школьников. Основными характеристиками целей сегодня являются: конкретность, привлекательность, побудительность, достижимость.

Цели обучения условно разделяют на три группы:

Обучающие цели урока включают в себя овладение уча­щимися системой знаний, практическими умениями и навыка­ми

Воспитывающие цели способствуют:

· воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения;

· формиро­ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек­ватного поведения в любом обществе.

Развивающие цели содействуют:

· формированию обще­учебных и специальных умений;

· совершенствованию мысли­тельных операций;

· развитию эмоциональной сферы,

· моноло­гической речи учащихся,

· вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры;

· осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Современный урок – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Типы уроков по ФГОС:

1. Урок усвоения новых знаний (урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний);

2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) (то же самое, что по Махмутову: урок совершенствования ЗУН);

3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения);

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений (+);

5. Урок контроля знаний и умений (контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками;);

6. Урок коррекции знаний, умений

7. Комбинированный урок (+).

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Комбинированный урок по ФГОС:

 

1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

В последнее время структуру урока делят на макроструктуру и микроструктуру урока. В свою очередь макроструктура может быть линейная и разветвленная. Для определения макроструктуры урока необходимо выделить возможный максимальный набор этапов урока. Содержательной основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - рефлексия.

Итак, рассмотренный подход дает основание выделить возможный максимальный набор этапов урока, образующих его макроструктуру:

- организационный этап;

- этап проверки домашнего задания;

- этап актуализации субъективного опыта учащихся;

- этап изучения новых знаний и способов деятельности;

- этап первичной проверки понимания изученного;

- этап закрепления изученного;

- этап применения изученного;

- этап обобщения и систематизации;

- этап контроля и самоконтроля;

- этап коррекции;

- этап информации о домашнем задании;

- этап подведения итогов учебного занятия;

- рефлексия.

Можно заметить, что в живом образовательном процессе несколько этапов могут быть объединены в один. Некоторые же этапы носят инвариантный характер, они имеют место на каждом уроке: * этап организации начала урока; * этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся); * основной этап; * этап подведения итогов урока; * рефлексия.

Основной этап урока зависит от его образовательных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.

Как уже упоминалось, выделяются два вида макроструктуры урока: линейная макроструктура и разветвленная макроструктура.

Линейная макроструктура урока представляет собой совокупность этапов урока, последовательно следующих друг за другом. При этом не учитывается возможность дифференциации структуры урока по содержанию учебного материала и по группам учащихся.

Разветвленная макроструктура имеет помимо линейной последовательности этапов разветвление на отдельных этапах в соответствии с дифференциацией содержания учебного материала и необходимостью организовать работу с учащимися в группах.

Главнейшей задачей изучения Технологии является всемерное повышение технологи­ческой грамотности учащихся. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическо­му творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает пере­нос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

В методике преподавания технологии для классификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоре­тических знаний или практических работ, по доминирующим дидакти­ческим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный, теоретический, практичес­кий уроки, урок - лабораторная работа, урок по решению текущих за­дач, контрольно-проверочный урок.

Урок технологии - сложный педагогический процесс, так как сос­тоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные эта­пы его проведения. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.

Комбинированный урок представляет собой как бы соединение эле­ментов практического и теоретического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе пост­роить практическую работу по применению этих знаний и формирова­нию практических умений. В обучении технологии используется операционно-предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Наиболее общими элементами различных уроков в технологии являются:

1. Организационная часть.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

Практическая часть состоит из вводного инструктажа. При объясне­нии порядка выполнения учебно-трудового задания обязателен показ и пояснение рациональных приемов в работе (рабочий позы, хватки инс­трумента и так далее с учетом требований безопасности труда), а также приемов самоконтроля за ее ходом и результатами. Практическая часть заканчивается самостоятельной работой уча­щихся по выполнению полученного задания, по ходу практической ра­боты происходит текущее инструктирование учащихся учителем, обу­чение самоконтролю и взаимоконтролю и контроль педагогом.

4. Организационно-заключительная или итоговая часть.

Итоговая часть включает в себя прием учителем выполненных ра­бот, заключительный инструктаж (анализ типичных ошибок, раскры­тие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы и т.д.), приведение в порядок рабочих мест.

5. Общие замечания по уроку и его оценка.

На этом этапе обсуждается, достигнута ли цель урока, целесообраз­ность затраченного времени на каждый этап, общая оценка урока, да­ются другие замечания, рекомендации.

Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Теоретический урок - занимает, как правило, не более одного акаде­мического часа, поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения (свойствами и способами получения различных ма­териалов: древесины, металлов, тканей и так далее), изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобра­зования материалов, энергии или информации. Они учатся разработке технологических карт, чтению чертежей и эскизов, знакомятся с вопро­сами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиям гигиены и производственной санитарии.

Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учеб­ного года и при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, то есть в тех случаях, когда нужно организовать усвоение значительной части теоретического учебного материала.
Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащи­мися рабочих приемов выполнения технологических операций, формиро­вание умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой.

Урок — лабораторная работа — разновидность практических занятий, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоя­тельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский харак­тер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалом (древесины, металлов, тканей и других материалов), иссле­дованием их механических, технологических и других свойств, изуче­нием конструктивного устройства рабочих и измерительных инстру­ментов и приборов, приспособлений, станков и других технологичес­ких, энергетических и транспортных машин. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академи­ческого часа.

Урок по решению технических задач занимает промежуточ­ное положение между теоретическими и практическими занятиями. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из древесины, металлов, тканей и других материалов; составле­нию чертежей и эскизов на них; планированию технологических про­цессов и разработка технологических карт, расчету режимов машинной обработки материалов и др.
Контрольно-проверочный урок имеет, конечно, целью получение дан­ных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочнос­ти усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки про­водятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

Контрольно-проверочные уроки по технологии отличаются практи­ческим характером проверки знаний, умений и навыков. Учащимся выдается задание на контрольно-проверочную работу и по результатам ее (качеству, затраченному времени и так далее) судят о наличии и уровне соответствующих технических знаний, умений и навыков.

Обучение технологии в общеобразовательных учреждения носит в основном практический характер. 70% учебного времени отводится на самостоятельную учебно-трудовую деятельность.

Степень подготовленности учащихся зачастую определяет всю методику преподавания данного предмета в течение известного отрезка времени. Если, допустим, учителю, достался в «наследство» запущенный класс, где до него преподавал учитель, не имеющий специальной подготовки, то придётся на первых порах многое чрезмерно упрощать, подгонять свою методику под их уровень. Разумеется, учитель обязан поступать так, чтобы в кратчайший срок поднять знания, умения и навыки учащихся до необходимого уровня.

При планировании уроков необходимо учитывать психофизиологическое состояние учащихся и учителя. Учет возрастных особенностей — один из основополагаю­щих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснован­ные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятель­ности. Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работо­способность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболева­ния, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место по­садки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрени­ем нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным забо­леваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных меро­приятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивиду­альный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно ока­зывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, со­образительность, познавательную активность и т.д.

Современная модель учителя технологии

Учитель технологии ведет педагогическую работу, формирует у уча­щихся необходимые трудовые навыки и умения обращаться с произ­водственным инструментарием, станками и вспомогательным оборудо­ванием, способствует развитию творческих способностей у школьников, организовывает кружки, проводит работу по профессиональной ориентации учащихся. Он должен знать: педагогику, психологию, возрастную физиологию, методику препо­давания технологического обучения, черчение и начертательную гео­метрию, машиноведение, электротехнику, информационные техноло­гии, характеристики основных рабочих и инженерных профессий, фор­мы и методы организации профориентационной работы.

Профессионально важные качества: внимательность, эмоциональная устойчивость, техническое мышление, адекватная самооценка, коммуникативные и организаторские способности.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обуче­ния в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоцио­нальной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразо­вательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам от­ношений.

Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует соз­данию работоспособных творческих коллективов учащихся, объеди­ненных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педаго­гом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школь­ники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.

В основе организации пространства образовательной среды, прежде всего, лежит функционально-деятельностный принцип, то есть, учитываются особенности учебного заведения как учебно-воспитательного учреждения, где назначение помещений и предполагаемый характер деятельности учащегося в нем являются ре­шающими факторами в организации пространства учебного заведения.

В общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие компоненты структуры.

Пространственно-семантический компонент:

архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);

символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).

Содержательно-методический компонент:

содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);

формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др).

Коммуникационно-организационный компонент:

особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.);

организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.);

Содержательный компонент:

актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста;

интегративный подход к содержанию обучения;

открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.

Методический компонент:

вариативность учебных программ;

свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;

разнообразие методических обучающих средств;

акцент на диалогическое общение;

учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.

Коммуникативный компонент:

взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников;

преобладающее позитивное настроение всех участников;

участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.

Организационное обеспечение урока предусматривает: 1- создание санитарно-гигиенических условий; 2 - материально-техническое обеспечение; 3 -выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи.

Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого эта­па урока. При этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся материальное оснащение, опыт самого учителя.

Приемы и методы деятельности учителя, направленные на создание оптимальных условий реализации педагогической технологии.

Освоение педагогических технологий тоже должно быть технологичным, т.е. здесь также необходимо выдерживать строгую логику, нарушение которой приводит к искажению желаемых результатов в образовании.

1-й этап – знакомство с педагогической технологией.

2-й этап – изучение технологии. В его реализации поможет понимание признаков технологи. 3-й этап – применение технологии. Он предполагает четыре последовательных шага:

· Применение отдельных элементов технологии (характерных приемов и методов или их цепочек).

· Группировка освоенных элементов, применение их на уровне фрагментов технологии.

· Последовательное применение всей технологии в целом, восстановление логики, заложенной в ней.

· Творческое применение технологии, адаптация ее к особенностям своего стиля работы, усовершенствование отдельных элементов.

Пройдя эти этапы один за другим, педагог не только получит более совершенные результаты в образовании детей, но и удовлетворение от собственной работы, ставшей более эффективной.

Метод обучения - это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный, компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами.

Метод должен обязательно соответствовать цели урока, если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов.

Академик Ю.К. Бабанский сформулировал шесть основных критериев выбора методов обучения.

1.Исходным критерием при построении системы методов обучения на уроке является их соответствие цели урока, их максимальная направленность на решение всех трех аспектов.

2.Ориентированность, соответствие метода обучения содержанию учебного материала.

3.Соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учеников, т.к. индивидуальные, фронтальные, групповые и коллективные формы познавательной деятельности, естественно, требуют различных методов обучения.

4.«Следующий критерий выбора методов требует полного их соответствия реальным учебным возможностям, школьников, под которыми понимается единство внутренних и внешних условий для успешной учебной деятельности.

5.Педагог, выбирая метод, не может не учитывать соответствия выбора методов обучения своим возможностям по их использованию

6.Этот критерий носит обобщающий характер. Суть его состоит в соответствии методов обучения принципам дидактики. «Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями эффективного построения процесса обучения, из которых вытекают сами принципы обучения». В соответствии с данными критериями Ю.К. Бабанский определяет классификацию методов обучения, которая в современной дедактике является самой распространенной.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.