Психические состояния: мотивацию, эмоциональные переживания, волю. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психические состояния: мотивацию, эмоциональные переживания, волю.

2022-02-10 27
Психические состояния: мотивацию, эмоциональные переживания, волю. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психические свойства: темперамент, характер, способности, направленность –

индивидуальные особенности человека, управляющие его действиями и поступками.

Психическое отражение характеризуется: (составить таблицу 1.3)

1. Возможностью правильно отражать окружающую действительность;

2. Совершается в процессе активной деятельности;

3. Углубляется и совершенствуется;

4. Преломляется через индивидуальные особенности человека;

5. Имеет о п е р е ж а ю щ и й характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. Психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

                                           

                               

 

 

  УРОВНИ ОТРАЖЕНИЯ (Таблица 1.4)

 

 

 

     
 

 


 –

 

 

 


(Таблица 1.5)

 

 

 

 


                                

                                            Основные функции психики.

 

 

                         ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

                                    («Дерево», аналог Пентобазиса) (Таблица 1.6)

 

 

 


                                       Содержание познавательных процессов!

                                                           (Таблица 1.7)

 

 

ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПАМЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ
ОТРАЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ В ЦЕЛОМ В СОВОКУПНОСТИ СВОЙСТВ И ПРИЗНАКОВ ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОТРАЖЕНИЕ ПРОШЛОГО ОПЫТА ИЛИ ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕ-НИЕ ЧЕГО-ЛИБО ОТРАЖЕНИЕ БУДУЩЕГО, СОЗДАНИЕ НОВОГО ОБРАЗА НА ОСНОВЕ ПРОШЛОГО ОПЫТА ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПОЗНАТЬ СУЩНОСТЬ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

 

+ ВНИМАНИЕ И РЕЧЬ!         ВСЕГО СЕМЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.                

 

 2. Строение головного мозга, значение и функции головного мозга.

 

            Психика и особенности строения мозга

                                       Что такое головной мозг?

Головной мозг - часть центральной нервной системы; главный регулятор всех жизненных функций организма. В головном мозге содержится 86 миллиардов нейронов, составляющих серое вещество мозга. Головной мозг покрывают три оболочки - твердая, мягкая и находящаяся между ними паутинная, по каналам которой циркулирует спинномозговая жидкость (ликвор). Ликвор - своеобразный гидравлический амортизатор ударов.

                        

(Рисунок 2.1)

                                     Строение головного мозга

Головной мозг состоит из 5 основных отделов: конечного мозга, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Конечный мозг составляет 80% всей массы головного мозга. Он протянулся от лобной кости до затылочной. Конечный мозг состоит из двух полушарий, в которых много борозд и извилин. Он делится на несколько долей (лобную, теменную, височную и затылочную). Различают подкорку и кору больших полушарий. Подкорка состоит из подкорковых ядер, регулирующих различные функции организма.

                                 Конечный мозг

В серой коре имеется около 10 миллиардов нейронов. Они составляют только 3-миллиметровый слой, однако их нервные волокна разветвлены подобно сети. Каждый нейрон может иметь до 10 000 контактов с другими нейронами. Часть нервных волокон через мозолистое тело большого головного мозга соединяет правое и левое полушария головного мозга. Нейроны составляют серое вещество головного мозга, а волокна - белое вещество. Внутри больших полушарий, между лобными долями и промежуточным мозгом, располагаются скопления серого вещества. Это базальные ганглии. Ганглии являются скоплениями нейронов, передающих информацию.

                             Промежуточный мозг

Промежуточный мозг делится на вентральную (гипоталамус) и дорсальную (таламус, метаталамус, эпиталамус) части. Таламус является посредником, в котором сходятся все раздражения, полученные от внешнего мира и направляются к большим полушариям мозга таким образом, чтобы организм смог адекватно приспособиться к постоянно меняющейся среде. Гипоталамус является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма.

                                    Средний мозг

Средний мозг простирается от переднего края моста до зрительных трактов и сосочковых тел. Состоит из ножек большого мозга и четверохолмия. Через средний мозг проходят все восходящие пути к коре больших полушарий и мозжечку и нисходящие, несущие импульсы к продолговатому и спинному мозгу. Он важен для обработки нервных импульсов, поступающих от зрительных и слуховых рецепторов.

Мозжечок и мост (Рисунок 2.2)

Мозжечок расположен в затылочной части головного мозга позади продолговатого мозга и моста. Он состоит из двух полушарий и червя между ними. Поверхность мозжечка испещрена бороздами. Мозжечок участвует в координации сложных двигательных актов.

Желудочки головного мозга

Боковые желудочки расположены в полушариях переднего мозга. Третий желудочек расположен между зрительными буграми и соединен посредством водопровода мозга с четвертым желудочком, который сообщается с субарахноидальным пространством и большой цистерной головного мозга. Ликвор, находящийся в желудочках, циркулирует и в паутинной мозговой оболочке.

    Функции большого (конечного) мозга

Благодаря работе головного мозга, человек может мыслить, чувствовать, слышать, видеть, осязать, двигаться. Большой (конечный) головной мозг управляет всеми жизненно важными процессами, происходящими в организме человека, а также является «вместилищем» всех наших интеллектуальных способностей. Из мира животных человека, прежде всего, выделяет развитая речь и способность к абстрактному мышлению, т.е. способность мыслить нравственными или логическими категориями.

Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека (и тех, которыми человек может управлять усилиями воли, и тех, которые не зависят от воли человека, например, сердечная мышца). Мышцы получают из центральной нервной системы серию импульсов, на что мышцы отвечают сокращением определенной силы и длительности. Импульсы поступают в головной мозг из различных органов чувств, вызывая необходимые реакции, например, поворот головы в ту сторону, откуда слышится шум.

Левое полушарие головного мозга управляет правой половиной тела, а правое - левой. Два полушария дополняют друг друга.

 

Особенности личности во многом определяются спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего века профессором психологии Кали­форнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была при­суждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памя­тью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает про­странственные отношения, разбираясь в формах и струк­турах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

 

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в пись­ме активизирует, тренирует левое полушарие! (теперь понимаешь, уважаемый студент, важность работы которую ты сейчас делаешь? Ты тренируешь свое левое полушарие!)

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностя­ми, неодобрительно относятся теперь к практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она — столбовая доро­га эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга. Тру­довые навыки, речь, мышление, память, внимание, вооб­ражение — все это стало развиваться так бурно и так про­дуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделе­нию обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция человека завершена. На самом деле она только начи­нается, и уж, во всяком случае, продолжается, и конца ей не видно.

Именно специализация полушарий позволяет чело­веку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грам­матической логикой, но и интуицией с ее пространствен­но-образным подходом к явлениям и моментальным охва­том целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую осно­ву для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется, с ним творятся настоящие чудеса. Человека ох­ватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каж­дый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный, в высшей степени, литературно, сложными грамматически­ми конструкциями.

Полная противоположность — отключение левого по­лушария. Творческие способности, не связанные с верба­лизацией (словесным описанием) форм, остаются. Ком­позитор продолжает сочинять музыку, Скульптор лепит, Физик размышляет о своей физике. Но от хорошего на­строения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выраже­ние, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «Мысль изреченная есть ложь») и что приобретается, как происхо­дит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).

       Сопоставлять специфику полушарий с психологией творчества, в глаза бросаются поразитель­ные совпадения. Именно в правом полушарии пребывает творческая сфера человека. Там же концентрируются потребности личности в самовыражении. Эти потребности при благопри­ятных обстоятельствах находят удовлетворение в со­здании новых ценностей. При неблагоприятных, они находят удовлетворение в разрушении старых (не подтвердившихся) ценностей.

 

 

Головной мозг человека напоминает грецкий орех, в нем выделяют три больших отдела - ствол, подкорковый отдел и кору больших полушарий. Общая поверхность коры головного мозга увеличивается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на выпуклые извилины и доли. Отдельные области коры головного мозга имеют разное функциональное значение.

Анализатор - это анатомо-физиологическое образование, обеспечивающее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей среде и (или) внутри организма человека, и формирующее специфические для определенного анализатора ощущения (напр., болевой, зрительный, слуховой анализатор). Области коры, где находятся корковые ядра анализаторов, называются сенсорными зонами коры больших полушарий. С сенсорными зонами взаимодействует моторная зона коры больших полушарий, при ее раздражении возникает движение. Это можно показать на простом примере: при приближении пламени свечи, болевые и тепловые рецепторы пальцев руки начинают посылать сигналы, тогда нейроны соответствующего анализатора идентифицируют эти сигналы как боль, вызванную ожогом, и мышцам «отдается приказ» отдернуть руку.

                                         Ассоциативные зоны

Ассоциативные зоны - это функциональные зоны коры головного мозга. Они связывают поступающую сенсорную информацию с полученной ранее и хранящейся в памяти, а также сравнивают между собой информацию, получаемую от разных рецепторов. Ассоциативные зоны участвуют в процессах мышления, запоминания и обучения.

                      Доли конечного мозга

Конечный головной мозг делится на лобную, затылочную, височную и теменную доли. В лобной доле имеются зоны интеллекта, способности к концентрации внимания и моторные зоны; в височной - слуховые зоны; в теменной - зоны вкуса, осязания, пространственной ориентации; а в затылочной - зрительные зоны.

                                  Зона речи

Конечный мозг - это наиболее молодая и развитая часть головного мозга, которая обуславливает умение человека мыслить, чувствовать, говорить, анализировать, а также управляет всеми процессами, происходящими в организме.

Для нормального функционирования головного мозга необходим кислород. Например, если при остановке сердца или травме сонной артерии нарушается мозговое кровообращение, то уже спустя несколько секунд человек теряет сознание, а по истечении 2 мин. начинают погибать клетки головного мозга.

                      Функции промежуточного мозга

Зрительный бугор (таламус) и подбугорье (гипоталамус) являются частями промежуточного мозга. Импульсы от всех рецепторов организма поступают в ядра таламуса. Поступившая информация в таламусе перерабатывается и направляется к большим полушариям мозга. Таламус соединяется с мозжечком и т.н. лимбической системой. Гипоталамус регулирует вегетативные функции организма. Влияние гипоталамуса осуществляется через нервную систему и железы внутренней секреции. Гипоталамус также участвует в регуляции функций многих эндокринных желез и обмена веществ, а также в регуляции температуры тела и деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

                        Лимбическая система

В формировании эмоционального поведения человека большую роль играет лимбическая система. К лимбической системе относят нервные образования головного мозга, расположенные на срединной стороне конечного мозга, около верхнего ствола мозга. Эта часть головного мозга еще не вполне изучена. Предполагается, что лимбическая система и управляемое ею подбугорье являются ответственными за множество наших чувств и желаний, например, под их воздействием возникают жажда и голод, страх, агрессивность, половое влечение.

                     Функции ствола головного мозга

Ствол головного мозга - это филогенетически древняя часть мозга, состоящая из среднего, заднего и продолговатого мозга. В среднем мозге имеются первичные зрительные и слуховые центры. С их участием осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук. В продолговатом мозге расположены центры регуляции дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, функций пищеварительных органов, а также обмена веществ. Продолговатый мозг принимает участие в осуществлении таких рефлекторных актов, как жевание, сосание, чихание, глотание, рвота.

                                      Функции мозжечка

Мозжечок контролирует движения тела. К мозжечку приходят импульсы от всех рецепторов, которые раздражаются во время движений тела. Функция мозжечка может нарушаться при принятии алкоголя или других веществ, вызывающих головокружение. Поэтому под действием опьянения люди не способны нормально координировать свои движения.

                                  

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.