Выписки из рабочей программы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Выписки из рабочей программы

2022-02-10 21
Выписки из рабочей программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

№ и наименование раздела (модуля) дисциплины Краткое содержание
1. Возникновение и развитие профессиональной ориентации. Основные профориентацион-ные теории. Современная профориентация, ее цели и задачи. Возникновение первых идей и подходов к профориента­ции в зарубежных социально-психологических системах (вторая половина ХIX века). Первые лаборатории профориентации (первое десятилетие ХХ в.: Страсбург, Бостон). Влияние идей гуманистической философии и психологии на становление оте­чественной профориентации. Появление первой профориентационной теории «черт и факторов» Ф. Парсонса (США, рубеж XIX-XX вв.). Теоретические положения Д. Сьюпера, А. Маслоу, К. Роджерса, Ф. Хоппе, Г. Мюнстенберга и др., повлиявших на становление и развитие отечественной теории и практики профориентационной работы. Исторические аспекты развития профориентации в России в дореволюционный и послереволюционный периоды. Междисциплинарный характер профориентации как области научно-практического знания. Профориентация как научное управление процессом профессионального самоопределения молодежи. Прикладной характер профориентации.
2. Типология проблем выбора профессии. Самооп­ределение личности как процесс и результат по­иска внутреннего «Я» и смысла в трудовой дея­тельности. Субъективные и объективные затруднения при выборе профессии человеком. Причины, приводящие к неадекватному профессиональному выбору. Типичные затруднения, противоречия между факторами «хочу», «могу», «надо». Ценностно-смысловой подход к развитию понятия «самоопределение личности». Самоопределение как актуализация внутреннего потенциала личности, определение собственного отношения к проблеме выбора профессии, наличие потребности и развитие способности к принятию решения о выборе профессии. Соотношение самооценки способности учащихся, их успеваемости, результатов профессиональных проб и состояния здоровья при выборе профессии. Роль учителя, классного руководителя, школьного психолога в руководстве процессом профессиональ­ного самоопределения учащихся.
3. Методологические основы самоопределения. Типы, виды, уровни самоопределения личности. Условия успешного самоопределения. Научные положения и подходы гуманистической фило­софии и психологии, определившие содержание отечественной профориентации: идеи А. Маслоу, К. Ясперса, Н. Бердяева, В. Франкла о самореализации, самоактуализации, самопознании, самотрансценденции личности. Ценностно-смысловой поход к сущности профессионального самоопределения и трудовой дея­тельности. Человек как субъект самоопределения. И.С. Кон, П.Г. Щедровицкий о смыслах самоопределения. Типы самооп­ределения: жизненное, личностное, профессиональное и др. Уровни самоопределения по Е.А.Климову: гностический и практический. Пять общих уровней по профессиональному и жизненному типу самоопределения (по Н. Пряжникову). Внутренняя потребность в самоопределении как главное условие успешного выстраивания собственной профессиональной судьбы.          
4. Профессиональное самосознание, его развитие на различных этапах жизненного пути. Сущность и определение профессионального самосознания как компонента профессионального самоопределения личности. С.М. Богословский, В.В. Столин о самосознании личности. С.Р. Пантилеев о самоотношении как выражение личностного смысла «Я». «Я-концепция» Р. Бернса, как совокупность представлений индивида о себе (когнитивная, оценочная, поведенческая составляющие). «Я-концепция» К. Роджерса («Я-реальное», «Я-идеальное»), проблема рассогласования между представлениями человека о себе «реальном» и «идеальном» как движитель его саморазвития. «Эго-идентичность» Э. Эриксона и проблема нахождения своего места в окружающем мире. А.К. Маркова о соотношении личностного и профессионального самосознания. Онтогенез профессионального самосознания. Культурно-исторические традиции развития и формирования профессионального самосознания. Социально-профессиональная идентификация. Взаимосвязь профессионального самосознания и развитие профессионализма.
5. Личный профессиональный план как результат профессионального самоопределения. Типы лич­ных профессиональных планов. Жизненные цели, ценности, планы, перспективы, их осмысление в ситуации профессионального самоопределения. Жизненный план как средство осуществления жизненных целей. Жизненные цели – предметное выражение ценностных ориента­ции личности. Ближайшие и отдаленные жизненные и профессиональные перспективы. Рациональные и эмоциональные факторы, влияющие на формирование и профессиональных планов. Принцип «Хочу – могу – надо» при составлении профессионального плана. Восемь типов факторов (по Е.Климову - «восемь углов выбора профессии»), влияющих на профессиональный план старшеклассника. Основные типы и уровни сформированности профессиональных планов. Определение стратегии профориентационной помощи оптанту в зависимости от типа личного профессионального плана. Особенности понятия «проектирование профессиональной карьеры».
6. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Изучение профессиональных установок и предпочтений подростка на этапе принятия решения о выборе профессии. Возрастные, психофизиологические особенности школьников разного возраста и их учет в профориентационной работе. Отличительные особенности личностного, жизненного и профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах. Профессиональные установки подростков и их влияние на ситуацию выбора профессии. Три основных типа профессиональных установок подростка (по Л.М.Митиной): на профконсультанта, на конкретную специфическую задачу профессионального выбора, на профессиональную задачу в целом, их взаимосвязь с этапами процесса принятия решения о выборе профессии. Способы и методы выявления и коррекции профессиональных установок подростков. Профконсультационный тренинг как эффективное средство и форма формирования продуктивных профессиональных установок подростков.
7. Особенности процесса самоопределения школьников в условиях профилизации школы. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Традиционная система профессиональной ориентации и ее основные компоненты: профессиональное просвещение, (информирование, пропаганда), предварительная профессиональная диагностика (изучение личности школьника в целях профориентации), профессиональная консультация (проектирование развития личности школьника), профессиональный отбор (подбор), социально-профессиональная адаптация (профессиональная и социально-психологическая). Взаимосвязь и взаимовлияние компонентов профориентации, развитие их содержания. Процесс и структура самоопределения школьников: самопознание и самоанализ, анализ профессий и профессиональные пробы, соотнесение собственных возможностей с требованиями профессии к человеку. Цели, задачи, содержание профессиональной ориентации школьников разных возрастных групп в ходе учебного процесса во внеклассной и внешкольной деятельности. Проблема профилизации школы на современном этапе развития образования. Идея самоопределения личности как содержательная основа Концепции профильного обучения на старшей ступени. Особенности содержания и организации профориентационной работы в процессе перехода школы к профильному обучению. Подходы к планированию профориентационной работы со школьниками. Профессиональная ориентация в процессе бучения и во внеурочное время. Деятельность классного руководителя по профессиональной ориентации.
8. Изучение личности в целях профориентации: принципы, методы пси­холого-педагогической диагностики. Выявление и развитие общих и специальных способностей. Цели и задачи изучения личности школьника. Многообразие личностных особенностей. Личность школьника как субъект развития и самоопределения. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении личности. Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональном самоопределении. Эмоции и чувства, формы эмоциональных переживаний, волевые качества личности и их значение в профессиональной деятельности человека. Способности и склонности, условия их проявления и развития. Влияние представлений о себе на выбор профессии. Самооценка, уровень притязаний и их роль в профессиональном самоопределении личности. Методы изучения личности: наблюдение (виды, требования, правила, техника подготовки и проведения), беседа, интервью, опрос, анкетирование (виды анкет, техника составления, правила подготовки проведения, обработка), изучение продуктов деятельности учащихся. Методы независимых характеристик. Психологические методы: интроспекция, тестирование. Социологические методы, применяемые в целях изучения школьников: социометрия, рейтинг. Математические методы: статический, факторный, дисперсионный, корреляционный анализ, контент-анализ. Педагогический эксперимент: (требования к эксперименту; виды педагогического эксперимента. Проблема отбора (подбор) диагностических методов и методик. Применение компьютерных технологий в проведении профессиональной диагностики учащихся.
9. Методы профориентации. Активизирующие методы и методики профессионального самоопределения. Классификация методов профориентации по целям профориентационой помощи (по Н. Пряжникову). Принципы отбора и особенности применения методов профориентации в различных ситуациях выбора профессии и с различными возрас­тными группами оптантов. Активизирующие методы и методики профессионального самоопределения, их особенности и предназначение. Игровые методы профориентации и самоопределения. Содержание и технология применения одной из активизирующих профориентационных методик.
10. Психолого-педагогическое сопрово­ждение профессионального самоопределения учащихся: принципы, структура, содержание Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) как процесс оказания психологической помощи и педагогической поддержки в различных ситуациях жизненного, личностного и профессионального самоопределения. Характеристика основ­ных принципов ППС школьников: активности, самостоятельности оптанта, дифференциации и индивидуализации, учет возрастных особенностей и др. Профессиональное становление лично­сти и его основные стадии (по Т.В.Кудрявцеву): зарождение и формирование профессиональных намерений, период профес­сионального обучения, активное вхождение в профессиональ­ную среду. Психологические критерии успешности прохожде­ния оптантом каждой из стадий. Возможные кризисы профес­сионального становления, их особенности на каждой из стадий. Основные компоненты структуры процесса ППС: целевой, со­держательный, ценностно-смысловой, деятельностный, результативный, их содержание и педагогические смыслы. Профес­сиональная консультация как основное средство и форма ППС в работе со школьниками. Особенности проектирования процесса ППС в работе со старшеклассниками.
11. Современный мир профессий, тенденции его развития. Современный рынок труда. Социально-экономические условия, в которых развива­йся современный мир профессий. Структурная перестройка экономики. Рынок, его функции, структура. Рынок потребительских товаров и услуг. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Развитие предпринимательства. Влияние экономических, социальных факторов на развитие рынка труда. Ситуация на рынке труда. Возникновение и отмирание профессий. Востребованные и невостребованные профессии. Проблема престижности профессий. Расширение функций существующих профессий. Совмещение профессий.
12. Профессиографические основы профориентации. Подходы к классификации профессий. Подходы к классификации профессий. Профессиография – область научно-практической деятельности и раздел профессиографии. Типы и виды профессий, профессия, специальность, должность. Классификация профессий по предмету труда (Е.Климов). Сферы трудовой деятельности: «человек-человек», «человек-техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система», «человек – при­рода». Другие подходы к классификации профессий. Типы, классы, отделы, группы профессий. Анализ профессий как ме­тод профессиографии. Способы анализа профессий. Формула профессии, ее составляющие: предмет труда (типы профессий), цели труда (классы профессий), средства труда (отделы профес­сий), условия труда (группы профессий). Схема анализа профессий (по Е.А.Климову), возможности ее использования в инди­видуальной профконсультации и в профориентационной работе с классом. Игра «Угадай профессию». Анализ трудовой дея­тельности как метод профессиографии. Уровни анализа трудо­вой деятельности: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, функциональный, информационный, структурно-функциональный, ндивидуально-психологический В.Д. Шадриков); уровень деяний, уровень действий, уровень макроэлементов действий, уровень микроэлементов действий (Е.А.Климов). Профессиограмма как средство и метод описания профессии в целях ее изучения и анализа для оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся. Содержание понятий «профессиограмма», «психограмма», «системная про­фессиограмма», «профессионально-важные качества личности». Виды профессиограмм: информационная, диагностическая, кон­структивная, методическая (Е.М. Иванова); комплексная (К.К.Платонов), психологически ориентированная (Е.И.Гарбер), аналитическая (Е.М.Иванова). Схемы профессиографирования. Основные требования к разработке профессиограммы. Методы профессиографирования: организационные, методы сбора и обработки эмпирических данных, интерпретационные методы.
13. Технология организации и проведения профессионально-ролевого тренинга. Применение в профоринтационной работе с учащимися интерактивных технологий. Тренинг как активизирующая фор­ма и средство развития профессионального самосознания учащихся. Профессионально-ролевой тренинг, его этапы, содержание, личностно-ориентированный характер. Технологические компоненты организации и проведения профессионально-ролевого тренинга. Возможности применения тренинговых технологий в профориентационной работе со школьниками. Тренинговое занятие, тренинговые упражнения.
14. Профотбор и профессиональная консультация: принципы, виды, планирование, технология ор­ганизации и проведения. Цели и задачи профотбора (подбора). Профориентационный отбор (подбор) как научно-обоснованное определение наличия психофизиологических предпосылок приобретения необходимых для профессии знаний, умений, навыков и их соответствие профессиональным интересам, склонностям, способностям, намерениям, направленности личности и требованиям рынка труда. Профотбор как условие рационального использования трудовых ресурсов с учетом формирования рынка труда, их успешной адаптации. Этапы профотбора на предприятии. Психофизиологические критерии пригодности к профессиям. Профессиональная проба, возможности использования в усло­виях современной профориентационной работы со школьника­ми. Факторы, влияющие на профпригодность. Педагогический такт в проведении профотбора (подбора). Методики, используемые в профотборе. Проблема применения тестов в процессе профотбора. Типичные ошибки при проведении профотбора. Особенности профотбора на этапе профессиональной адапта­ции. Цели, задачи, принципы и методы профконсультации. Возрастные изменения профессиональных интересов школьников их учет в профессиональном консультировании. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Виды профконсультации, их характеристика. Профкосультационное заключение, его использование в индивидуальной работе с учащимися. Учет позиции семьи в процессе формирования профессиональной стратегии.
15. Критерии и показатели профессионального самоопределения личности и успешности профес­сиональной деятельности. Смысл и содержание понятия «критерий», «показатель» и особенности их разработки в практике профориентационной работы. Подходы, определяющие содержание и структуру критериев профессионального самоопределения. Понятия «готовность к самоопределению», «готовность к принятию решения о выборе профессии». Основные критерии готовности личности к самоопределению: когнитивный (знаниевый, информационный), эмоционально-оценочный, действенно-практический (деятельностный, поведенческий), их показатели. Уровневый подход к разработке критериев и показателей готовности личности школьника к профессиональному самоопределению и принятию решения о выборе профессии или сферы профессиональной деятельности.

 

Модуль 2. Основная учебная литература

1. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

2. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб. пособие для студ.вузов. – М.: Академия, 2007. – 494 с.

3. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-метод. пособие /Л.М. Митина, Л.В. Брендакова, И.В. Кондакова, Ю.А. Корелякова; под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд., испр. – М.: Московск. психолого-соц. институт: Флинта, 2003. – 184 с.

4. Романова Е.С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. - СПб: Питер, 2006. - 460 с.

5. Чернявская А.К. Психологическое консультирование по про­фессиональной ориентации: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2001. – 94 с.

Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции
1 Возникновение и развитие профессиональной ориентации. Основные профориентацион-ные теории. Современная профориентация, ее цели и задачи.
2 Типология проблем выбора профессии. Самооп­ределение личности как процесс и результат по­иска внутреннего «Я» и смысла в трудовой дея­тельности.
3 Методологические основы самоопределения. Типы, виды, уровни самоопределения личности. Условия успешного самоопределения.
4 Профессиональное самосознание, его развитие на различных этапах жизненного пути.
5 Личный профессиональный план как результат профессионального самоопределения. Типы лич­ных профессиональных планов.
6 Возрастные особенности профессионального самоопределения. Изучение профессиональных установок и предпочтений подростка на этапе принятия решения о выборе профессии.
7 Особенности процесса самоопределения школьников в условиях профилизации школы. Планирование и организация профориентационной работы в школе.
8 Изучение личности в целях профориентации: принципы, методы пси­холого-педагогической диагностики. Выявление и развитие общих и специальных способностей.
9 Психолого-педагогическое сопрово­ждение профессионального самоопределения учащихся: принципы, структура, содержание
10 Критерии и показатели профессионального самоопределения личности и успешности профес­сиональной деятельности.

Практические занятия

№ раздела (модуля) Тема практического занятия
1 Возникновение и развитие профессиональной ориентации. Основные профориентационные теории. Современная профориентация, ее цели и задачи.
2 Типология проблем выбора профессии. Самооп­ределение личности как процесс и результат по­иска внутреннего «Я» и смысла в трудовой дея­тельности.
3 Методологические основы самоопределения. Типы, виды, уровни самоопределения личности. Условия успешного самоопределения.
4 Профессиональное самосознание, его развитие на различных этапах жизненного пути.
5 Личный профессиональный план как результат профессионального самоопределения. Типы лич­ных профессиональных планов.
6 Возрастные особенности профессионального самоопределения. Изучение профессиональных установок и предпочтений подростка на этапе принятия решения о выборе профессии.
7 Особенности процесса самоопределения школьников в условиях профилизации школы. Планирование и организация профориентационной работы в школе.
8 Изучение личности в целях профориентации: принципы, методы пси­холого-педагогической диагностики. Выявление и развитие общих и специальных способностей.
9 Методы профориентации. Активизирующие методы и методики профессионального самоопределения.
10 Психолого-педагогическое сопрово­ждение профессионального самоопределения учащихся: принципы, структура, содержание
11 Современный мир профессий, тенденции его развития. Современный рынок труда.
12 Профессиографические основы профориентации. Подходы к классификации профессий.
13 Технология организации и проведения профессионально-ролевого тренинга.
14 Профотбор и профессиональная консультация: принципы, виды, планирование, технология ор­ганизации и проведения.
15 Критерии и показатели профессионального самоопределения личности и успешности профес­сиональной деятельности.

Методические рекомендации

Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:

- изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;

- решение профессиональных задач;

- подбор научно-методической литературы;

- разработку конспектов, индивидуально-групповых занятий и их самоанализ;

- подготовку презентаций.

Организация самостоятельной работы предполагает разработку преподавателем учебно-методического обеспечения учебной дисциплины: определение перечня тем, форм и методов взаимодействия со студентами, графика консультирования студентов и т. д. Результаты самостоятельной работы студентов находят отражение в систематическом контроле, который осуществляется на практических занятиях в процессе решения профессиональных задач и проигрывания профессиональной роли учителя начальных классов.

В процессе изучения дисциплины и организации самостоятельной работы студентов можно использовать Интернет, на лекционном курсе и на практических занятиях – мультимедийную видеотехнику. Текущий контроль успеваемости может осуществляться с применением автоматизированной системы компьютерного тестирования «Инструментальная среда тестирования «АСТ-тест». Практические задания представлены в учебно-методических материалах, размещаемых на образовательном портале ЧГУ.

В ходе обучения по дисциплине студенты формируют свои умения и навыки по ключевым компетенциям дисциплины. С учетом необходимости контроля базовых знаний студентов, в суммарном рейтинге количество баллов за освоение компетенций не может превышать 60.

Преподаватель в течение практических занятий проводит систематический контроль знаний студентов, ориентируясь на перечень вопросов для проведения экзамена. Поэтому, если текущий рейтинг по дисциплине будет равен или превысит 55, студент может получить экзамен по дисциплине без прохождения промежуточной аттестации.

В процессе подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется: изучать теоретический материал по теме, используя лекции, учебники и дополнительную литературу (список литературы см. ниже); выполнять предложенные преподавателем практические задания в тетрадях для практических работ, как дома, так и на занятии; дополнительно готовить доклады и рефераты по темам, предложенным преподавателем или выбранным самостоятельно; показывать свои знания в устной и письменной форме по вопросам, предложенным в теме занятия; выступать с тезисами докладов и рефератов.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.