Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-02-10 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК В 6-ти частях. Ч.1. ЛЕКСИКА»
Направление подготовки: «Педагогическое образование»
Профиль подготовки: «Русский язык и литература»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Пермь
ПГГПУ
2011
Рецензент:
к.филол.н., доцент кафедры русского языка ПГПУ
Бакланова Ирина Ивановна
Автор-составитель: старший преподаватель Соловьева Ольга Евгеньевна
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык. Лексика» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование».
Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к вариативной части учебного плана ООП.
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.
Согласовано:
Декан филологического факультета Абашева Марина Петровна
Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________: Протокол № 5 «20» марта 2011 г. Председатель УМК _____________ | Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № _______ «___» ________________20__г. Зав. кафедрой _______________ |
Содержание
1. Цель изучения дисциплины с. 5
2. Место дисциплины в структуре ООП с. 5
|
3. Требования к результатам освоения дисциплины с. 6
3.1. Принятая структура компетенций с. 6
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной с. 7
дисциплины и формируемых компетенций
4. Объем дисциплины с. 9
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы с. 9
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы с. 9
5. Содержание дисциплины с. 11
5.1. Программа дисциплины с. 11
5.2. Содержание семинарских и практических занятий с. 20
5.3. Содержание лабораторных работ с. 36
(лабораторный практикум)
Формы и методы обучения с. 36
7. Структура и содержание самостоятельной с. 36
работы студентов
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной с. 37
работы студентов
7.2. План-график самостоятельной работы студентов с. 42
7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и с. 44
методические рекомендации по их выполнению
7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских с. 45
проектов) и методические рекомендации
по их выполнению
7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и с. 47
методические рекомендации по их выполнению.
|
Учебно-методическое, информационное и с. 47
материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература с. 47
8.2. Дополнительная литература с. 47
8.3. Учебно-методические материалы с. 48
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые с. 48
системы
8.5. Материально-техническое обеспечение с. 48
9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации | с. 48 |
9.1. Содержание и формы проведения входного контроля | с. 48 |
9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний | с. 49 |
9.2.1. Формы текущего контроля знаний | с. 49 |
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций | с. 50 |
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов | с. 59 |
9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации | с. 59 |
10. Глоссарий | с. 62-70 |
1. Цель изучения дисциплины
Цель изучения курса «Современный русский язык. Лексика» – приобретение студентом фундаментальных теоретических знаний в области словарного и фразеологического состава русского языка, а также глубоких умений и навыков анализа языковых единиц лексического и фразеологического уровней.
Задачи дисциплины:
- изучение теоретических основ лексикологии, лексикографии и фразеологии;
-овладение терминологическим аппаратом современной лингвистики;
- знакомство с основополагающими работами русских и зарубежных лингвистов;
- формирование самостоятельного творческого осмысления фактов языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в науке;
- координация современных научных взглядов с трактовкой языковых фактов в школьных учебниках;
- воспитание у студентов любви к слову, развитие языкового вкуса;
|
- совершенствование владения нормами литературного языка.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.3).
Для освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:
1. «Введение в языкознание».
2. «Латинский язык».
3. «Русский язык» (школьный курс).
Освоение дисциплины «Современный русский язык. Лексика» является необходимой основой для последующего изучения таких дисциплин, как:
1. «Современный русский язык. Фонетика. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис»
2. «Русская диалектология»
3. «История русского литературного языка»
4. «Общее языкознание»
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
П/п
Наименование раздела/темы дисциплины
Кол-во часов
Вид учебной работы
Номера семестров:
Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы
Входной контроль (вид, № семестра)
Текущий контроль (вид, № семестра)
Форма промежуточной аттестации (экзамен) - 2семестр
П/п
Раздел/ тема
Неделя семестра
Всего час.
Виды учебной работы студентов
И трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа
Сам. Работа
5. Содержание дисциплины
|
5.1. Программа дисциплины
Лексикология. Лексикология как раздел науки о языке. Предмет¸ задачи и разделы лексикологии. Место лексикологии в системе науки о языке.
Понятие о слове как основной единице языка. Важнейшие признаки и функции слова. Основные подходы к определению сущности слова в истории языкознания.
Семантика слова. Лексическое значение слова (ЛЗ). Слово и предмет. Слово и понятие. Взаимосвязь лексического и грамматического значений слова.
Номинативная функция слова. Понятие о внутренней форме слова. Ложная (народная и детская) этимология и её гносеологическая природа.
Мотивированные и немотивированные наименования. Виды номинации: первичная и вторичная; прямая и косвенная.
Структура лексического значения слова. Понятие о семе. Типология и иерархия сем. Пути развития ЛЗ слов. Классификация ЛЗ слов. Основные типы ЛЗ слов.
Типы переносов в языке: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение.
|
Системные отношения в русской лексике в аспекте семантики. Лексика русского языка как система.
Моносемия и полисемия в лексике. Пути возникновения полисемии, её значимость в языке. Многозначное слово как семантическая микросистема. Понятие о лексико-семантическом варианте (ЛСВ) многозначного слова.
Структура ЛЗ многозначного слова. Многозначные слова с цепочечной, радиальной и смешанной структурой.
Лексико-семантические группы (ЛСГ) слов как вид парадигматических отношений в лексике. Соотношение лексико-семантических и тематических групп слов.
Синонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Синонимический ряд как открытая лексико-семантическая микросистема. Понятие о доминанте синонимического ряда. Пути появления синонимов в языке и в речи. Основные функции синонимов в тексте.
Антонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Типы лексических антонимов. Стилистические функции антонимов.
Пути возникновения омонимов в русском языке. Типы омонимов: омонимы лексические (полные и частичные), омоформы, омофоны, омографы. Функции омонимов в речи.
Паронимия. Причины появления паронимов. Типы паронимов. Использование паронимов в речи: смешение (как ошибка) и столкновение как стилистический прием. Парономазия и её стилистическое назначение.
Деривационные связи слов.
Фразеология. Предмет фразеологии. Понятие о фразеологизме. Признаки фразеологизма. Фразеологизм и слово. Фразеологизм и словосочетание (свободное и синтаксически связанное). Узкое и широкое понимание фразеологического состава русского языка.
Семантика фразеологизма.
Типы фразеологизмов. Основные классификации фразеологических единиц (по частеречной соотнесенности, по синтаксическому строению, по степени семантической слитности).
Источники русской фразеологии.
Социально-функциональная характеристика лексики и фразеологии русского языка. Общеупотребительная лексика и фразеология и лексика и фразеология, ограниченные сферой употребления. Профессионализмы и специальная лексика. Термины. Диалектизмы, их основные типы. Жаргонизмы и арготизмы, основные сферы их использовании я, их функции в газетных и художественных текстах. Просторечная лексика и фразеология.
Лексика и фразеология русского языка с точки зрении я происхождения. Исконно русская лексика и фразеология. Заимствования в разные периоды истории русского языка. Типы заимствований. Причины заимствования слов и фразеологизмов. Пути проникновения заимствований.
Старославянизмы в составе русской лексики и фразеологии, их фонетические, семантические и словообразовательные признаки. Судьба старославянизмов в русском языке. Функции старославянизмов.
Ассимиляция заимствованных элементов: графическое, фонетическое, семантическое и грамматическое освоение иноязычной лексики и фразеологии.
Лексика и фразеология активного и пассивного запаса. Историзмы и архаизмы. Типы архаизмов. Неологизмы. Отличие неологизмов от потенциальных и окказиональных слов.
Стилистическая характеристика лексики и фразеологии. Стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика и фразеология.
Русская лексикография. Понятие лексикографии. Словарь как особый жанр справочной литературы. Словарь энциклопедический и толковый. Типология филологических словарей. Современные толковые словари русского языка. Структура и содержание словарной статьи в толковом словаре. Способы семантизации слова в толковом словаре.
Словари ассоциативных норм. Автоматизированные словари. Учебные словари. Словари для средней школы. Орфографические и орфоэпические словари. Словари языка писателей.
Раздел 1. Введение.
Содержание темы
Предмет и задачи лексикологии. Разделы лексикологии. Место лексикологии в системе науки о языке. Особенности лексикологии как языкового уровня. Связь лексикологии с другими разделами науки о языке и предметами лингвистического цикла (фонетикой, морфологией, синтаксисом, стилистикой, культурой речи, диалектологией и др.).
Содержание темы
Понятие системы языка. Понятие лексической системы. Открытие системности лексики. Основные виды системных отношений в лексике (эпидигматические, или деривационные; парадигматические; синтагматические). Лексическая парадигматика как один из основных видов системных связей. Словесные оппозиции и классы слов как минимальное и максимальное проявление лексической парадигматики.
Содержание темы
Исконно русская лексика. Старославянизмы, их признаки. Судьба старославянизмов в русском языке, их функции.
Иноязычная лексика. Заимствования в разные периоды истории русского языка. Причины и пути заимствований. Ассимиляция заимствованных элементов: графическое, фонетическое, семантическое и грамматическое освоение иноязычной лексики. Калькирование и его виды. Неосвоенная иноязычная лексика: экзотизмы и варваризмы. Интернациональная лексика. Особенности современного процесса заимствования.
Содержание практических/семинарских занятий
ТЕМА 1. История и типология словарей (семинарское занятие)
Понятия: лексикография, азбуковник, глоссарий, энциклопедический словарь, толковый словарь, аспектный словарь.
Вопросы для обсуждения
1. Истоки и традиции русской лексикографии. Первые словари-лексиконы.
2. Современная типология словарей (Л.В. Щерба, А.М. Цывин, П.Н. Денисов). Основные типы словарей.
3. Основные толковые и аспектные словари русского языка.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С.156 – 160.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 128 – 138.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 141 – 168.
Список источников и литературы:
1. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык.
– Ростов н/Д, 1997. – С. 96 - 100.
2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. – М., 1981. – С.92 – 104.
3.Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы её описания. М., 1999. С. 205 – 244.
4. Цывин А.М. К вопросу о классификации русских словарей // Вопросы языкознания. 1978. № 1.
5. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
Вопросы для обсуждения
1. Структура словарной статьи. Словарная статья и тип слолваря.
2. Основные способы толкования значений слова.
3. Многоаспектность слова, многообразие его связей в системе языка и их отражение в словарях.
4. Учебная лексикография, её цели и задачи.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 156 – 160.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 128 – 138.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 1421 – 168.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое слово? Его дефиниции, признаки.
2.Макрокомпонентная структура слова: понятийный компонент; добавочные компоненты: мотивировочный (внутренняя форма), коннотативный, эмпирический, фоносемантический, эстетический (культурно-символический).
3.Микрокомпонентная характеристика значения: архисема, дифференциальные семы.
4. Типология лексических значений слова: а) прямые – непрямые; б) непроизводные – производные или немотивированные - мотивированные; в) свободные – несвободные (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные); г) собственно-номинативные – экспрессивно-синонимические.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 16 – 59.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 15 – 23.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С.16 – 33.
Вопросы для обсуждения
1. Многозначное слово как система лексико-семантических вариантов.
2.Прямое и переносное значения. Виды переносных значений.
3.Типология значений многозначного слова: а) основное – неосновное, б) свободное – связанное, в) прямое – переносное, г) нейтральное – стилистически-маркированное.
4.Виды анализа многозначного слова: а) типологическая характеристика отдельных значений (см. вопр. 3); б) характеристика внутрисловной парадигмы полисемной единицы.
5.Лексические процессы, изменяющие значения слов.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 60 – 77.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 23 – 28.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 33 – 40.
Вопросы для обсуждения
1. Омонимия как проявление лексической парадигматики.
2. Типы омонимов: а) полные: собственно-лексические, или семантические;
б) неполные: омофоны, омоформы, омографы.
3. Пути образования омонимов.
4. Отражение омонимии в лексикографии.
5. Проблемы разграничения полисемии и омонимии.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 78 – 82.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 29 – 38.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 86 – 93.
Парадигматики.
Понятия: синонимический ряд, доминанта, типология синонимов, типология антонимов, эвфемизмы, энантиосемия.
Часть I: семинарское занятие по книгам А.А.Брагиной Синонимы в литературном языке (М., 1986) и Л.А. Новикова Антонимы русского языка (М., 1982).
З а д а н и я:
1. Конспекты книг должны отражать заинтересовавшие вас проблемы синонимии.
2. В конспектах следует отразить свое представление о разных точках зрения на некоторые вопросы синонимии.
Часть 2: практическое занятие по указанной теме
Вопросы для обсуждения
1. Синонимия и антонимия как наиболее типичные проявления системных отношений в лексике.
2. Строение синонимического и антонимического рядов (общее, различное).
3. Узуальные (системные, общеязыковые) и контекстуальные синонимы и антонимы.
4. Типология синонимов и антонимов.
5. Пути образования синонимов и антонимов.
6. Связь синонимии и антонимии с другими лексическими явлениями (полисемия, гипонимия, энантиосемия и др.).
7. Словари синонимов и антонимов.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 83 – 97.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 39 – 54.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С.71 – 85.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие противопоставления "общеупотребительная лексика – лексика,
ограниченная в своем употреблении".
2. Термины и профессионализмы. Терминологические словари.
3. Жаргонная и арготическая лексика.
4. Диалектная лексика. Типы диалектизмов. Диалектные словари.
5. Взаимодействие лексических пластов.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 119 – 137.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 87 – 97.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 112 – 118.
Вопросы для обсуждения
1.Лексическая система в статике и динамике.
2.Активная и пассивная лексика.
3.Архаизмы, их типология.
4.Историзмы. Словари устаревших слов. Исторические словари.
5.Узуальное и окказиональное в языке. Неологизмы. Языковые и авторские неологизмы. Словари новых слов и значений.
6.Лексическая система сегодняшнего дня в динамическом аспекте.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 138 – 141.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 75 – 86.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 103 – 112.
Вопросы для обсуждения
1. Историческое формирование лексико-семантической системы русского языка.
2. Исконно русская лексика: общеславянская, восточнославянская и собственно русская лексика.
3. Старославянизмы. Их признаки, судьба, роль.
4. Иноязычная лексика. Заимствования в разные периоды истории русского народа. Пути заимствований. Приметы заимствованных слов.
5. Калькирование и его виды.
6. Варваризмы. Экзотизмы. Интернациональная лексика.
7. Иноязычная лексика в современный период преобразования социальной структуры общества.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 114 – 119.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 59 – 75.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 94 – 103.
Вопросы для обсуждения
1. Природа фразеологизма, его существенные признаки.
2. Семантические типы фразеологических единиц (ФЕ): фразеологические
сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения и их дифференциальные признаки.
3. Грамматические типы ФЕ.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 142 – 155.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 110 – 127.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 132 – 140.
Вопросы для обсуждения
1. Функционально-стилевая характеристика ФЕ. Народная фразеология.
2. Источники русской фразеологии.
3. Генетическая характеристика ФЕ (исконно русская, старославянская, иноязычная, кальки).
4. Фразеологизмы в языке и речи. Трансформация ФЕ.
5. Системная организация русской фразеологии.
Базовый учебник:
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 142 – 155.
2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 110 – 127.
3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 132 – 140.
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Не предусмотрено программой
Формы и методы обучения
Формы и методы работы:
1. Традиционные – 80%.
2. Интерактивные – 20%:
А) терминологические диктанты на лекциях (темы №№ 1 – 10);
Б) семинары с обсуждением разных точек зрения на явления лексической парадигматики (темы №№ 8, 9);
В) написание творческих работ или создание презентаций с последующим показом и обсуждением их в группе (темы №№ 11, 12);
Г) презентация текста, составленного только из фразеологических единиц (темы №№ 15, 16);
Д) итоговое тестирование в качестве допуска к экзамену.
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи:
- образовательная (систематизация и закрепление знаний),
- развивающая (развитие памяти, мышления, речи),
- воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).
7.1. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы.
1) Конспектирование в рабочей тетради (на самостоятельное изучение вынесено 6 тем):
Тема 1. Лексикология как раздел науки о языке
В конспекте должна быть отражена следующая информация:
- предмет и задачи «Лексикологии»;
- подходы к изучению словарного состава русского языка;
- место лексики в иерархии языковых уровней;
- особенности лексического уровня языка;
-связь лексикологии с другими разделами науки о языке и предметами лингвистического цикла (фонетикой, морфологией, синтаксисом, стилистикой, культурой речи, диалектологией и др.).
Объем конспекта – 2-3 страницы.
Тема 2. История и типология словарей; Отражение лексической системы в словарях
В конспекте должна быть отражена следующая информация:
-понятие о лексикографии;
-истоки и традиции русской лексикографии: первые словари и лексиконы;
-словарь как особый жанр справочной литературы, словарь энциклопедический и толковый;
-типология филологических словарей;
- современные толковые и аспектные словари русского языка.
Объем конспекта - 4-5страниц.
Тема 3. Отражение лексической системы в словарях
В конспекте должна быть отражена следующая информация:
- структура словарной статьи;
- основные способы толкования значений слов;
-отражение эпидигматических, парадигматических и синтагматических связей слов в толковом словаре, в аспектных словарях.
Объем конспекта – 2-3 страницы.
Тема 4. Формирование лексической системы. Виды системных отношений..
В конспекте должна быть отражена следующая информация:
- понятие системы языка в целом и лексической системы в частности, открытие системности лексики;
- основные виды системных отношений в лексике (эпидигматические, или деривационные; парадигматические; синтагматические);
- лексическая парадигматика как один из основных видов системных связей;
- словесные оппозиции и классы слов как минимальное и максимальное проявление лексической парадигматики.
Объем конспекта - 3-4 страницы.
Тема 5. Полисемия как отражение эпидигматических связей в лексике
В конспекте должна быть отражена следующая информация:
- моносемия и полисемия в лексике;
- понятие полисемии как семантического варьирования слова;
- полисема как семантическая микросистема: структура ЛЗ полисемы;
- типология значений многозначного слова: виды переноса;
- значение полисемии в языке.
Объем конспекта – 3-4 страницы.
Тема 6. Омонимия как отражение лексической парадигматики
В конспекте должна быть отражена следующая информация:
- омонимы как формальные слова-тождества, не имеющие общих элементов смысла;
- типы омонимов: лексические омонимы (полные и частичные), омоформы, омофоны, омографы;
- разграничение омонимии и полисемии.
Объем конспекта – 2-3 страницы.
При конспектировании обязательно указывать №№ страниц учебника.
Учебники:
1) Диброва Е.И, Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Часть 1. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
1) Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1969.
2)Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005.
3) Современный русский язык. Анализ языковых единиц: в 3-х ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Просвещение: Владос, 1995.
4) Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.
2) Составление характеристики толковых словарей (в рабочей тетради): Словарь В.И.Даля, Словарь С.И.Ожегова, ССРЛЯ в 17-ти томах (БАС), СРЯ в 4-х томах (МАС):
План характеристики толковых словарей русского языка
1. Полное название словаря.
2. Авт
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!