Формы и методы обучения                                                    с. 36           — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Формы и методы обучения                                                    с. 36          

2022-02-10 27
Формы и методы обучения                                                    с. 36           0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК В 6-ти частях. Ч.1.  ЛЕКСИКА»

 

Направление подготовки: «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Русский язык и литература»

                Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


                                                 Пермь

                                                   ПГГПУ

                                                    2011

 

 

Рецензент:

к.филол.н., доцент кафедры русского языка ПГПУ

Бакланова Ирина Ивановна

Автор-составитель: старший преподаватель Соловьева Ольга Евгеньевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык. Лексика» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к вариативной части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.

 

Согласовано:

Декан филологического факультета Абашева Марина Петровна

 

 

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________: Протокол № 5 «20» марта 2011 г. Председатель УМК _____________     Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № _______ «___» ________________20__г. Зав. кафедрой _______________

 

 

Содержание

1. Цель изучения дисциплины                                                        с. 5

2. Место дисциплины в структуре ООП                                       с. 5

3. Требования к результатам освоения дисциплины                  с. 6

   3.1. Принятая структура компетенций                                       с. 6             

   3.2. Матрица соотнесения разделов учебной                                 с. 7

          дисциплины и      формируемых компетенций                                                                           

4. Объем дисциплины                                                                 с. 9

   4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы                     с. 9

   4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы  с. 9

5. Содержание дисциплины                                                       с. 11

   5.1. Программа дисциплины                                                     с. 11

   5.2. Содержание семинарских и практических занятий           с. 20

   5.3. Содержание лабораторных работ                                           с. 36

           (лабораторный практикум)           

Формы и методы обучения                                                    с. 36          

7. Структура и содержание самостоятельной                              с. 36

   работы студентов       

   7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной                         с. 37

          работы студентов                                                                               

   7.2. План-график самостоятельной работы студентов             с. 42 

   7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и              с. 44

           методические рекомендации по их выполнению

    7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских                      с. 45

           проектов) и   методические рекомендации

           по их выполнению                                                                              

7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и с. 47

   методические рекомендации по их выполнению.

                                                                                                                      

Учебно-методическое, информационное и                             с. 47

    материально-техническое обеспечение дисциплины                   

   8.1. Основная литература                                                         с. 47  

   8.2. Дополнительная литература                                              с. 47

   8.3. Учебно-методические материалы                                     с. 48   

   8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые     с. 48

          системы                                                                                               

   8.5. Материально-техническое обеспечение                             с. 48

 

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации с. 48
9.1. Содержание и формы проведения входного контроля с. 48
9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний с. 49
9.2.1. Формы текущего контроля знаний с. 49
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций с. 50
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов с. 59
9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации с. 59
10. Глоссарий с. 62-70

 

1. Цель изучения дисциплины

 

     Цель изучения курса «Современный русский язык. Лексика» – приобретение студентом фундаментальных теоретических знаний в области словарного и фразеологического состава русского языка, а также глубоких умений и навыков анализа языковых единиц лексического и фразеологического уровней.

     Задачи дисциплины:

     - изучение теоретических основ лексикологии, лексикографии и фразеологии;

     -овладение терминологическим аппаратом современной лингвистики;

      - знакомство с основополагающими работами русских  и зарубежных лингвистов;

      - формирование самостоятельного творческого осмысления фактов языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в науке;

     - координация современных научных взглядов с трактовкой языковых фактов в школьных учебниках;

      - воспитание у студентов любви к слову, развитие языкового вкуса;

      - совершенствование владения нормами литературного языка.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла   (Б3.В.ОД.3).

Для освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. «Введение в языкознание».

2. «Латинский язык».

3.  «Русский язык» (школьный курс).

 

Освоение дисциплины «Современный русский язык. Лексика» является необходимой основой для последующего изучения таких  дисциплин, как:

1.  «Современный русский язык. Фонетика. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис»

2. «Русская диалектология»

3. «История русского литературного языка»

4. «Общее языкознание»

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

П/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Кол-во часов

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения Очная

Номера семестров:

2

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

42

 

Лекции (Л) 16 Практические занятия (ПЗ) 20 Семинарские занятия (СЗ) 6 Лабораторные работы (ЛР) Не предусмотрено программой

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

63

 

Работа с литературой 10 Конспектирование первоисточников 10 Подготовка к практическим занятиям, выполнение упражнений 31 Выполнение творческих работ 4 Проверочная работа (самостоятельно) 6    

Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

141 / 3,75

Входной контроль (вид, № семестра)

устный опрос – 2 семестр

Текущий контроль (вид, № семестра)

2 проверочные работы (по лексикографии и системности лексики), тестирование -2 семестр

Форма промежуточной аттестации (экзамен) - 2семестр

Экзамен - 2 семестр

 

П/п

Раздел/ тема

Неделя семестра

Всего час.

Виды учебной работы студентов

И трудоемкость (в часах)

Аудиторная работа

Сам. Работа

Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.   Раздел 1.Введение. 1 4         4   1. Лексикология как раздел науки о языке   4         4      Раздел 2. Русская  лексикография   12   2 4   6   2.  История и типология словарей   1, 2 6   2 2   2   3. Отражение лексической системы в словарях   3 6     2   4      Раздел3. Лексика как система     49 6 4 8   31   4. Формирование лексической системы. Виды системных отношений... 4 4         4   5. Слово и его лексическое значение. Типология ЛЗ. 4,5 10   2   2   6   6.. Полисемия как отражение эпидигматических связей в лексике  6 8      2    6   7.  Омонимия как отражение лексической парадигматики 7 6     2   4   8.  . Синонимия и антонимия как яркое отражение лексической парадигматики  8, 9 10    2 2  2    4   9.  Паронимия как проявление парадигматических связей в лексике  10 6   2      4   10. Синтагматические связи в лексике  11 5  2        3      Раздел4. Социолингвистический аспект изучения лексики   2 6 8   4   14   11. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка  12 6  2        4   12. Функционально-стилевоe расслоение лексики  13 6  2        4   13.  Русская лексика в динамической аспекте.  14 4  2        2   14. Русская лексика с точки зрения происхождения  14, 15 10  2   4    4         Раздел 5. Русская фразеология   14  2    4    8   15.  Предмет фразеологии. Типология фразеологических единиц (ФЕ)  16 8  2    2    4   16.  Функциональные характеристики фразеологических единиц  16 6      2    4     ИТОГО:   105  16 6  20    63  

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

Лексикология. Лексикология как раздел науки о языке. Предмет¸ задачи и разделы лексикологии. Место лексикологии в системе науки о языке.

  Понятие о слове как основной единице языка. Важнейшие признаки и функции слова. Основные подходы к определению сущности слова в истории языкознания.

Семантика слова. Лексическое значение слова (ЛЗ). Слово и предмет. Слово и понятие. Взаимосвязь лексического и грамматического значений слова.

Номинативная функция слова. Понятие о внутренней форме слова. Ложная (народная и детская) этимология и её гносеологическая природа.

Мотивированные и немотивированные наименования. Виды номинации: первичная и вторичная; прямая и косвенная.

Структура лексического значения слова. Понятие о семе. Типология и иерархия сем. Пути развития ЛЗ слов. Классификация ЛЗ слов. Основные типы ЛЗ слов.

Типы переносов в языке: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение.

Системные отношения в русской лексике в аспекте семантики. Лексика русского языка как система.

   Моносемия и полисемия в лексике. Пути возникновения полисемии, её значимость в языке. Многозначное слово как семантическая микросистема. Понятие о лексико-семантическом варианте (ЛСВ) многозначного слова.

Структура ЛЗ многозначного слова. Многозначные слова с цепочечной, радиальной и смешанной структурой.

 Лексико-семантические группы (ЛСГ) слов как вид парадигматических отношений в лексике. Соотношение лексико-семантических и тематических групп слов.

Синонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Синонимический ряд как открытая лексико-семантическая микросистема. Понятие о доминанте синонимического ряда. Пути появления синонимов в языке и в речи. Основные функции синонимов в тексте.

Антонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Типы лексических антонимов. Стилистические функции антонимов.

Пути возникновения омонимов в русском языке. Типы омонимов: омонимы лексические (полные и частичные), омоформы, омофоны, омографы. Функции омонимов в речи.

Паронимия. Причины появления паронимов. Типы паронимов. Использование паронимов в речи: смешение (как ошибка) и столкновение как стилистический прием. Парономазия и её стилистическое назначение.

Деривационные связи слов.

Фразеология. Предмет фразеологии. Понятие о фразеологизме. Признаки фразеологизма. Фразеологизм и слово. Фразеологизм и словосочетание (свободное и синтаксически связанное). Узкое и широкое понимание фразеологического состава русского языка.

Семантика фразеологизма.

Типы фразеологизмов. Основные классификации фразеологических единиц (по частеречной соотнесенности, по синтаксическому строению, по степени семантической слитности).

Источники русской фразеологии.

Социально-функциональная характеристика лексики и фразеологии русского языка. Общеупотребительная лексика и фразеология и лексика и фразеология, ограниченные сферой употребления. Профессионализмы и специальная лексика. Термины. Диалектизмы, их основные типы. Жаргонизмы и арготизмы, основные сферы их использовании я, их функции в газетных и художественных текстах. Просторечная лексика и фразеология.

Лексика и фразеология русского языка с точки зрении я происхождения. Исконно русская лексика и фразеология. Заимствования в разные периоды истории русского языка. Типы заимствований. Причины заимствования слов и фразеологизмов. Пути проникновения заимствований.

Старославянизмы в составе русской лексики и фразеологии, их фонетические, семантические и словообразовательные признаки. Судьба старославянизмов в русском языке. Функции старославянизмов.

Ассимиляция заимствованных элементов: графическое, фонетическое, семантическое и грамматическое освоение иноязычной лексики и фразеологии.

Лексика и фразеология активного и пассивного запаса. Историзмы и архаизмы. Типы архаизмов. Неологизмы. Отличие неологизмов от потенциальных и окказиональных слов.

Стилистическая характеристика лексики и фразеологии. Стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика и фразеология.

Русская лексикография. Понятие  лексикографии. Словарь как особый жанр справочной литературы. Словарь энциклопедический и толковый. Типология филологических словарей. Современные толковые словари русского языка. Структура и содержание словарной статьи в толковом словаре. Способы семантизации слова в толковом словаре.

Словари ассоциативных норм. Автоматизированные словари. Учебные словари. Словари для средней школы. Орфографические и орфоэпические словари. Словари языка писателей.

 

Раздел 1. Введение.

Содержание темы

      Предмет и задачи лексикологии. Разделы лексикологии. Место лексикологии в системе науки о языке. Особенности лексикологии как языкового уровня. Связь лексикологии с другими разделами науки о языке и предметами лингвистического цикла (фонетикой, морфологией, синтаксисом, стилистикой, культурой речи, диалектологией и др.).

Содержание темы

        Понятие системы языка. Понятие лексической системы. Открытие системности лексики. Основные виды системных отношений в лексике (эпидигматические, или деривационные; парадигматические; синтагматические). Лексическая парадигматика как один из основных видов системных связей. Словесные оппозиции и классы слов как минимальное и максимальное проявление лексической парадигматики.

Содержание темы

           Исконно русская лексика. Старославянизмы, их признаки. Судьба старославянизмов в русском языке, их функции.

         Иноязычная лексика. Заимствования в разные периоды истории русского языка. Причины и пути заимствований. Ассимиляция заимствованных элементов: графическое, фонетическое, семантическое и грамматическое освоение иноязычной лексики. Калькирование и его виды. Неосвоенная иноязычная лексика: экзотизмы и варваризмы. Интернациональная лексика. Особенности современного процесса заимствования.

 

Содержание практических/семинарских занятий

 

ТЕМА 1. История и типология словарей (семинарское занятие)

Понятия:  лексикография, азбуковник, глоссарий, энциклопедический словарь, толковый словарь, аспектный словарь.

Вопросы для обсуждения

  1. Истоки и традиции русской лексикографии. Первые словари-лексиконы.

 2. Современная типология словарей (Л.В. Щерба,   А.М. Цывин, П.Н. Денисов).  Основные типы словарей.

 3. Основные толковые и аспектные словари русского языка.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С.156 – 160.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 128 – 138.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 141 – 168.

Список источников и литературы:  

1. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык.

     – Ростов н/Д, 1997. – С. 96 - 100.

2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. – М., 1981. – С.92 – 104.

3.Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы её описания. М., 1999. С. 205 – 244.

4. Цывин А.М. К вопросу о классификации русских словарей // Вопросы языкознания. 1978. № 1.

 5. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Вопросы для обсуждения

1. Структура словарной статьи. Словарная статья и тип слолваря.

2. Основные способы толкования значений слова.

3. Многоаспектность слова, многообразие его связей в системе языка и их отражение в словарях.

4. Учебная лексикография, её цели и задачи.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 156 – 160.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 128 – 138.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 1421 – 168.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое слово? Его дефиниции, признаки.

2.Макрокомпонентная структура слова: понятийный компонент; добавочные компоненты: мотивировочный (внутренняя форма), коннотативный, эмпирический, фоносемантический, эстетический (культурно-символический).

3.Микрокомпонентная характеристика значения: архисема, дифференциальные семы.

4. Типология лексических значений слова: а) прямые – непрямые; б) непроизводные – производные или немотивированные - мотивированные; в) свободные – несвободные (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные); г) собственно-номинативные – экспрессивно-синонимические.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 16 – 59.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 15 – 23.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С.16 – 33.

Вопросы для обсуждения

1. Многозначное слово как система лексико-семантических вариантов.

2.Прямое и переносное значения. Виды переносных значений.

3.Типология значений многозначного слова: а) основное – неосновное, б) свободное – связанное, в) прямое – переносное, г) нейтральное – стилистически-маркированное.

4.Виды анализа многозначного слова: а) типологическая характеристика отдельных значений (см. вопр. 3); б) характеристика внутрисловной парадигмы полисемной единицы.

5.Лексические процессы, изменяющие значения слов.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 60 – 77.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 23 – 28.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 33 – 40.

Вопросы для обсуждения

1. Омонимия как проявление лексической парадигматики.

2. Типы омонимов:     а) полные: собственно-лексические, или семантические;

б) неполные: омофоны, омоформы, омографы.

 3. Пути образования омонимов.

4. Отражение омонимии в лексикографии.

5. Проблемы разграничения полисемии и омонимии.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 78 – 82.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 29 – 38.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 86 – 93.

Парадигматики.

Понятия: синонимический ряд, доминанта, типология синонимов, типология антонимов, эвфемизмы, энантиосемия.

Часть I: семинарское занятие по книгам А.А.Брагиной Синонимы в литературном языке (М., 1986) и Л.А. Новикова Антонимы русского языка (М., 1982).  

З а д а н и я:

1. Конспекты книг должны отражать заинтересовавшие вас проблемы синонимии.

2. В конспектах следует отразить свое представление о разных точках зрения на некоторые вопросы синонимии.   

Часть 2: практическое занятие по указанной теме

Вопросы для обсуждения

1. Синонимия и антонимия как наиболее типичные проявления системных отношений в лексике.

2. Строение синонимического и антонимического рядов (общее, различное).

3. Узуальные (системные, общеязыковые) и контекстуальные синонимы и антонимы.

4. Типология синонимов и антонимов.

5. Пути образования синонимов и антонимов.

6. Связь синонимии и антонимии с другими лексическими явлениями (полисемия, гипонимия, энантиосемия и др.).

7. Словари синонимов и антонимов.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 83 – 97.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 39 – 54.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С.71 – 85.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие противопоставления "общеупотребительная лексика – лексика,

 ограниченная в своем употреблении".

2. Термины и профессионализмы. Терминологические словари.

3. Жаргонная и арготическая лексика.

4. Диалектная лексика. Типы диалектизмов. Диалектные словари.

5. Взаимодействие лексических пластов.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 119 – 137.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 87 – 97.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 112 – 118.

Вопросы для обсуждения

1.Лексическая система в статике и динамике.

  2.Активная и пассивная лексика.

3.Архаизмы, их типология.

4.Историзмы. Словари устаревших слов. Исторические словари.

5.Узуальное и окказиональное в языке. Неологизмы. Языковые и авторские неологизмы. Словари новых слов и значений.

6.Лексическая система сегодняшнего дня в динамическом аспекте.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 138 – 141.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 75 – 86.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 103 – 112.

Вопросы для обсуждения

1. Историческое формирование лексико-семантической системы русского языка.

2. Исконно русская лексика: общеславянская, восточнославянская и собственно русская лексика.

3. Старославянизмы. Их признаки, судьба, роль.

4. Иноязычная лексика. Заимствования в разные периоды истории русского народа. Пути заимствований. Приметы заимствованных слов.

5. Калькирование и его виды.

6. Варваризмы. Экзотизмы. Интернациональная лексика.

7. Иноязычная лексика в современный период преобразования социальной структуры общества.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 114 – 119.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 59 – 75.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 94 – 103.

Вопросы для обсуждения

1. Природа фразеологизма, его существенные признаки.

2. Семантические типы фразеологических единиц (ФЕ): фразеологические

сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения и их дифференциальные признаки.

3. Грамматические типы ФЕ.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 142 – 155.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 110 – 127.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 132 – 140.

Вопросы для обсуждения

1. Функционально-стилевая характеристика ФЕ. Народная фразеология.

2. Источники русской фразеологии.

3. Генетическая характеристика ФЕ (исконно русская, старославянская, иноязычная, кальки).

4. Фразеологизмы в языке и речи. Трансформация ФЕ.

5. Системная организация русской фразеологии.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 142 – 155.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 110 – 127.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 132 – 140.

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Не предусмотрено программой

 

Формы и методы обучения

Формы и методы работы:

1.  Традиционные – 80%.

2.  Интерактивные – 20%:

А) терминологические диктанты на лекциях (темы №№ 1 – 10);

Б) семинары с обсуждением разных точек зрения на явления лексической парадигматики (темы №№ 8, 9);

В) написание творческих работ или создание презентаций с последующим показом и обсуждением их в группе (темы №№ 11, 12);

Г) презентация текста, составленного только из фразеологических единиц (темы №№ 15, 16);

Д) итоговое тестирование в качестве допуска к экзамену.

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи:

- образовательная (систематизация и закрепление знаний),

- развивающая (развитие памяти, мышления, речи),

- воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).

 

7.1. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы.

1) Конспектирование в рабочей тетради (на самостоятельное изучение вынесено 6 тем):

Тема 1. Лексикология как раздел науки о языке

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

- предмет и задачи «Лексикологии»;

- подходы к изучению словарного состава русского языка;

- место лексики в иерархии языковых уровней;

- особенности лексического уровня языка;

    -связь лексикологии с другими разделами науки о языке и предметами лингвистического цикла (фонетикой, морфологией, синтаксисом, стилистикой, культурой речи, диалектологией и др.).

Объем конспекта – 2-3 страницы.

Тема 2.  История и типология словарей; Отражение лексической системы в словарях  

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

     -понятие о лексикографии;

    -истоки и традиции русской лексикографии: первые словари и лексиконы;

    -словарь как особый жанр справочной литературы, словарь энциклопедический и толковый;

    -типология филологических словарей;

    - современные толковые и аспектные словари русского языка.

    Объем конспекта - 4-5страниц.

Тема 3. Отражение лексической системы в словарях

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

     - структура словарной статьи;

    - основные способы толкования значений слов;

    -отражение эпидигматических, парадигматических и синтагматических связей слов в толковом словаре, в аспектных словарях.

Объем конспекта – 2-3 страницы.

Тема 4.   Формирование лексической системы. Виды системных отношений..

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

     - понятие системы языка в целом и  лексической системы в частности, открытие системности лексики;

    - основные виды системных отношений в лексике (эпидигматические, или деривационные; парадигматические; синтагматические);

    - лексическая парадигматика как один из основных видов системных связей;

    - словесные оппозиции и классы слов как минимальное и максимальное проявление лексической парадигматики.

Объем конспекта -  3-4 страницы.

 Тема 5.   Полисемия как отражение эпидигматических связей в лексике

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

    - моносемия и полисемия в лексике;

     - понятие полисемии как семантического варьирования слова;

     - полисема как семантическая микросистема: структура ЛЗ полисемы;

     - типология значений многозначного слова: виды переноса;

     - значение полисемии в языке.  

    Объем конспекта – 3-4 страницы.

Тема 6.   Омонимия как отражение лексической парадигматики

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

    - омонимы как формальные слова-тождества, не имеющие общих элементов смысла;

    - типы омонимов: лексические омонимы (полные и частичные), омоформы, омофоны, омографы;

    - разграничение омонимии и полисемии.

    Объем конспекта – 2-3 страницы.

При конспектировании обязательно указывать №№ страниц учебника.

Учебники:

1) Диброва Е.И, Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Часть 1. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

 1) Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1969.

     2)Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005.

     3) Современный русский язык. Анализ языковых единиц: в 3-х ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Просвещение: Владос, 1995.

4) Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.

 

2) Составление характеристики толковых словарей (в рабочей тетради): Словарь В.И.Даля, Словарь С.И.Ожегова, ССРЛЯ в 17-ти томах (БАС), СРЯ в 4-х томах (МАС):

План характеристики толковых словарей русского языка

1. Полное название словаря.

2. Авт


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.209 с.