Раздел 4. Актуальные проблемы психологии и педагогики — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Раздел 4. Актуальные проблемы психологии и педагогики

2022-02-10 35
Раздел 4. Актуальные проблемы психологии и педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Методологические проблемы психолого-педагогических наук. Уровни методологии в психолого-педагогических науках. Понимание природы и сущности человека. Социум и стратегии формирования и развития человека. Личность ученого. Психология научного объяснения и понимания. Состав и структура психолого-педагогического знания. Три составные части психологического знания. Исследование. Практика. Обыденное знание. Интеграция психологии. Интеграция педагогики. Методологический либерализм в психологии и педагогике. Наука и паранаука. Понимание жизни и персональный миф жизни человека. Экзистенциальные проблемы жизни и психолого-педагогические науки.

· Проблемы обучения и учения. Теории и их значение для обучения. Принципы и концепции обучения. Учение и самообучение. Самоорганизация учащихся. Требования к теориям обучения и учения. Закономерности и механизмы обучения и учения. Закономерность и механизм.

· Проблемы воспитания. Парадигмы воспитания. Идеи воспитания и социокультурные условия жизни человека. Воспитание и самовоспитание. Стремление к значимости (саморазвитие, самоутверждение, самореализация.). Поиск индивидуального жизненного пути. Методы и социально-психологические механизмы воспитания. Субкультура и воспитание. Воспитание и культура. Социальное окружение и воспитание ребенка.

· Современная научная картина мира и поиск новых мировоззренческих ориентиров. Основные черты и особенности современной научной картины мира. Роль экологического знания, этических учений ХХ века, синергетических представлений, идей открытой рациональности в формировании современной научной картины мира. Русский космизм и современная научная картина мира. Религиозно-философское течение русского космизма. Естественнонаучное течение русского космизма. Идеи В.И. Вернадского. Мировоззренческие представления древневосточных цивилизаций и идеи современной научной картины мира. Функции картины мира в современной науке.

· Наука о будущем. Идеологии, ориентированные на будущее и “социальная технология. Возникновение и становление футурологии. Методы футурологии. Прогностика и прогнозирование будущего. Современные истоки идеи “мирового государства”.

 

Основные понятия (тезаурус)

Наука, научное знание, образование, человек, наука, образование, парадигмы науки, идеалы научного познания критерии научности и достоверности знания, опыт и личностное знание, научный дискурс, научная школа, концептуальный язык науки, кризисные тенденции в образовании, образование и культура, информатизация образования; предмет и структура психолого-педагогической науки, категории и принципы психолого-педагогических наук; человек и культура, социально-психологические механизмы культуры, культура и образование, развитие и становление человека, теории личности, теории учения и обучения, проблемы обучения и воспитания.

 

Организация самостоятельной работы студентов.

Организация самостоятельной работы является важной и неотъемлемой частью формирования профессиональной компетенции студентов в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа – это деятельность студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в диалоге с преподавателем и в его отсутствии, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, развитие познавательной активности и мышления будущего профессионала.

Стратегическая линия организации самостоятельной работы студента заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов: 1. Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий, что требует от преподавателя выбора соответствующих методов, форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. 2. Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, ее формы, виды и время, условия и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом данной работы, оценивает ее результаты.

· Формы организации самостоятельной работы возможны: ф ронтальная, индивидуальная, групповая самостоятельная работы.

При изучении данной дисциплины организация самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных видов:

· 1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

· 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3. Творческая, научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы студентов образования, которая включает:

· наличие учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник-путеводитель для студента на весь период обучения;

· обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно-методическими материалами, наличие их в библиотеках;

·  выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;

·  основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения;

·  обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;

·  применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения);

·  оптимальная нагрузка студентов;

·  система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной прежде всего самому студенту;

·  возможно внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов.

Примерный перечень видов заданий для самостоятельной работы студентов:

· Работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям.

· Анализ, аннотирование научной и методической литературы.

· Составление глоссария.

· Выполнение творческих, исследовательских заданий по темам.

· Написание эссе.

· Составление сравнительно-аналитической таблицы.

· Решение психолого-педагогических задач

· Разработка индивидуальных проектов.

· Работа по составлению портфолио.

Способы сопровождение самостоятельной работы студентов должно быть организовано в следующих формах:

· согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

· консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над исследованием, портфолио, индивидуальным проектом и др.;

· промежуточного контроля хода выполнения задания;

· оценки результатов выполнения заданий;

· проведение итоговых конференций.

· При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:

· отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;

· ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;

· максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов;

· предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

· использовать индивидуальные и дифференцированные задания;

· обоснованно определять объем работы;

· определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов;

· разнообразить задания по содержанию;

· подбирать рациональные способы проверки работ;

· правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;

· проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.

· Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Данный курс предполагает комплекс заданий в рамках аудиторной и самостоятельной работы. Оценка успешности освоения данного курса будет комплексной. В технологической карте представлены виды работ, за которые можно получить баллы, критерии оценивания объема качества выполненного задания представлены в приложении. По каждому виду работы необходимо уточнить сроки их выполнения, за предоставление работы позже срока будут сниматься баллы.

· Проведение и представление результатов мини-исследования.

Мини-исследование проводится студентом в соответствии с тематикой курса. Объем работы 5 - 7 стр. Содержание включает: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Количество теоретических источников не менее 5, применение не менее 2 - 3 эмпирических методов психологического исследования. Выборка испытуемых должна составлять минимум 20 – 25 человек либо из группы школьников любого возраста, либо из студенческой группы.

· Подбор методов социально-психологического исследования и составление диагностического пакета по изучаемой проблеме.

При проведении мини-исследования студенты осуществляют подбор диагностических методик на основе психологической литературы. Диагностический пакет включает в себя не менее 5 методик. Ссылка на автора (источник) обязательна.

· Посещение лекционных и семинарских занятий.

Систематическое посещение занятий, умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

· Выполнение практических работ и разработка опорных конспектов по темам семинарских занятий.

Самостоятельное знакомство студентов с предложенными в плане семинарского занятия источниками и письменное выполнение заданий. Для начала составьте плана текста. Читая страницу текста, необходимо найти ключевые слова, в которых может быть выражено содержание этого отрезка. Далее конспектируйте в виде тезисов: вместо ключевых слов можно использовать фразы, законченное предложения, которые наиболее полно отражают содержание текста. В заключение необходимо научиться составлять вопросы по прочитанному тексту так, чтобы ответы на них позволили бы определить сущность изучаемого. Работа сдается на семинарском занятии.

· Составление терминологического словаря.

Самостоятельный поиск психологической литературы определений понятий изучаемых в курсе. Форма представления результатов работы - по выбору студента (таблица, понятийная схема с пояснениями, презентация, гипертекст и т.д.). Ссылки на автора (источник) определения обязательны.

· Выступление на семинарском занятии, презентация докладов.

Студенты заранее получают установку на проведение занятия, им сообщается тема и цель, даются указания на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы и выяснение основных понятий. В ходе занятия происходит обсуждение вопросов, уточнение, дополнения и подведение итогов обсуждаемой проблематики. Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Презентация доклада осуществляется студентом в соответствии с тематикой курса. Продолжительность выступления обычно не превышает 7-10 минут, в докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

· Выполнение тестовых заданий и контрольных мероприятий.

После пройденной темы проверку знаний в виде тестов и контрольных работ, выполняется в форме письменного ответа на вопрос задания или решения задачи (практической ситуации). Содержание подготовленного студентом ответа на поставленный вопрос должно показать знание автором теории вопроса. Структура (план) контрольной работы может иметь необходимую рубрикацию, позволяющую акцентировать внимание на узловых вопросах темы.

· Участие в психолого-педагогической олимпиаде, конференциях.

Добровольное участие в теоретическом и практическом туре олимпиады, в роли участников, помощников организаторов, а также написание статьи, тезисов на научно практическую конференцию в зависимости от взглядов и интересов студента с учетом тематики конференции.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.