История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-02-10 | 49 |
5.00
из
|
Заказать работу |
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
студента/ки группы 1 курса ОЗО
…………………………...................
I. ЗАДАНИЯ
для самостоятельной работы
по фонетике, грамматике и лексике
(с приложением 4-х таблиц)
II. РЕКОМЕНДАЦИИ
к самостоятельной работе
Санкт-Петербург
2022
СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Обязательная литература
1. Головин Б. Н. Введение в языкознание. Изд. 4. – М., 1983; М., 2007 (Головин)
2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. Изд. 1. – М., 1979; Изд. 2. – М., 1983. http://www.twirpx.com/files/languages/linguistics/commons/ (Кодухов)
3. Куликова И.С., Салмина Д.В. Теория языка: Учебно-методический комплекс: В 2 кн. – СПб.-М., 2008. (УМК)
4. Куликова И.С., Салмина Д.В. Введениев языкознание: учебник для бакалавров. М.: Изд. Юрайт, 2013
5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник Серия: Классическая учебная книга. Изд. 4-е. СПб., 2007 (Изд. 2. – М., 1987; изд. 3. – М., 1997). (Маслов)
6. Реформатский А.А. Введение в языковедение / Классический учебник. Изд. 4. – М.:, 1967; 5-е изд., испр. М., 2010 (многократное пере издание, начиная с 1996 г.,2007, 2008). (Реформатский)
1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.Л. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М., 2008.
2. Куликова И.С., Салмина Д.В. Обучающий словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, доплн. и исправл. – СПб. – М., 2008.
Дополнительная литература
1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс:: Учеб. пособие для студ. филол. спец. высш. учебн. заведений. М., 2004.
2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Изд.2, доп. М., 2010.
3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 2003. (Будагов)
4. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.
5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 2007
6. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. АСТ, 2007.
7. Шайкевич А. А. Введение в лингвистику. М., 1995.
8. Широков О. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003.
Электронный ресурс
1. Грамота. Ру: http://gramota.ru
2. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник. Тверь, 1999: http://homepages.tversu.ru/~ips/LingFak1.htm
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ГЗ – грамматическое значение
ГК – грамматическая категория
ГФ – грамматическая форма
ДЛ – список дополнительной учебной литературы
ДП – дифференциальный признак
ИП – интегральный признак
ЛЗ – лексическое значение
МФШ – Московская фонологическая школа
ОЛ – список обязательной учебной литературы
ОС – «Обучающий словарь лингвистических терминов»
ПФШ – Петербургская фонологическая школа
I. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел I. Фонетика
Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика
Звуков речи
Строение речевого (произносительного) аппарата
ОЛ: Реформатский: 155-165, 166 (161-169)
Кодухов: 101-107 (110-116)
УК: 145-148
ДЛ: Головин: 25-32
Основные термины: активные органы, речевой (артикуляторный, произносительный) аппарат, глотка (фаринкс), голосовые связки, гортань (ларинкс), мягкое нёбо (небная занавеска), пассивные органы, речевой аппарат (в широком значении), язык, увула (язычок). |
Примечание: здесь и далее страницы учебника А.А. Реформатского даются по 4 изд., а в скобках – по 5-му.; страницы учебника В.И. Кодухова даны по 2-му изданию, а в скобках – по 1-му; страницы учебника Ю.С. Маслова – по 2-му изданию. В других изданиях страницы могут несколько расходиться.
Задание 1. Артикуляторный аппарат
Перечислить и обозначить на схеме активные и пассивные органы
Задание 3. Работа нёбной занавески
Заполните графы таблицы примерами звуков в словах русского, английского, немецкого, французского языков: рус. знамя, немой; англ. nothing ‘ничто’ [′nΛθıŋ], main ‘главный’ [meın]; нем. Normung ‘стандартизация’ [normuŋ]]; франц. enfin ‘наконец’ [ãfе], bon ‘хорошо’ [bõ], main ‘рука’ [me], plan ‘план’ [plã], note ‘отметка’ [not], ligne ‘линия, строка’ [lıɲ].
Положение нёбной занавески | Тип звука | Примеры |
рус. англ. нем. фр. | ||
рус. англ. нем. фр. |
• За счет какого типа звуков значительно возрастает число гласных во французском языке?
Артикуляция и ее фазы
ОЛ: Реформатский: 165-168 (169-172)
Кодухов: 107-109 (116-118)
УК: 148-154
ДЛ: Головин: 48
Основные термины артикуляция, выдержка (экспозиция), отступ (рекурсия), приступ (экскурсия), наложение фаз артикуляции. |
Задание 4. Артикуляция звуков
Заполните пустые графы таблицы I (с. 6):
а) установите звук по описанию его артикуляции;
б) опишите артикуляцию звуков по предложенному образцу:
Артикуляционная база языка
ОЛ: Кодухов: 107-110 (118-120)
УК: 156-158
Основные термины: артикуляционная база языка, дорсальная артикуляция, апикальная артикуляция, аспирация (придыхательность), интерференция, акцент (не ударение!). |
Задание 5. Артикуляционная база разных языков
Сопоставьте основные характеристики артикуляционной базы русского и изучаемого вами иностранного языка. Приведите на каждый случай примеры звуков в словах в транскрипционной записи.
Понятие фонемы Звук и фонема ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378 Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182) УК: 158-161 ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63 Головин: 32-37
Таблица I Артикуляция звуков
Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в транскрипции? Что произносится на самом деле? Функции фонемы
ОЛ: Реформатский: 29 (35-36) Кодухов: 132-133 (146-147) Маслов: 50-51 УК: 161
Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы. В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город [г˚óрът] – городки [гърΛтк’´и];рога [рΛгá] – рог [р˚óк].
Задание 3. Аллофоны Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов
[a] ____________________? [Λ] или [α] ____________________? [ъ] ____________________? [•а] ____________________? [•а•] ____________________? [а•] ____________________? [и] ____________________? [ь] …………………………?
Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между мягкими согласными.
Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.
Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь – с точки зрения ПФШ,
– с точки зрения МФШ?
Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.
ЗАПОМНИТЕ! · ПФШ всегда исходит из реального звучания слова. · МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: в слове «доход» на конце фонема < д >, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная ( дохоД-а, дохоД-ы и т.п) или сонорная согласная ( дохоД-ный ). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п. Система фонем ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227) Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121) УК: 166-168 Маслов: 64-65
Задание 5. Система фонем: вокализм и консонантизм
Заполнив пустые графы таблицы, установите основные признаки, по которым различаются гласные и согласные как два типа звуков.
Система гласных ОЛ: Реформатский: 177-187 (181-190) Кодухов: 136-138 (150-152), 110-111 (120-121) УК: 166-168 Маслов: 97-99
Задание 1. «Квадрат» и «треугольник» гласных
Заполните схему «квадрат гласных» для русского языка:
•Трансформируйте эту (заполненную) схему в «треугольник гласных»:
Задание 2. Состав гласных русского языка (проблема фонем Ы и И)
Заполните таблицу примерами слов и сделайте вывод о фонемном статусе [ы] в русском языке.
•Точка зрения какой фонологической школы обосновывается таким рассуждением?
Задание 3. Признаки гласных фонем разных языков Отметьте в таблице наличие дифференциальных (ДП) и интегральных (ИП) признаков гласных четырех языков
Слова (в транскрипции) |
Изменение гласных в слове | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
коробок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
огород | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
перепёлка, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
перепел | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пятёрочка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сюртучишко | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
утюжить | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
венценосец | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
непогрешимый | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
русоволосый | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образец выполнения задания: [тр◦удъл’◦•уб’´ивыι] ∩ 1 2 3 4 | колич. редукция | сильная качеств. редукция | колич. редукция + передне-рядная прогрес. аккомода-ция | колич. редукция |
Слабая позиция гласного
Позиции в слове
Фонемы
Примеры
Фонетический
Процесс
< о >
Безударный гласный
В комбинаторно
Сильной позиции
[Λ]
(вариантный знак – [ α ])
[ и ]
оборот [ΛбΛр˚óт]
апатит [ΛпΛт’´ит]
седьмой [с’ид’м˚õj]
зеркало [з’´эркълΛ]
вата [вáтΛ]˚
горе [г˚óр’и]
Слабая редукция
Зона редукции
[ ъ ]
[ ь ]
карандаши [къръндΛш´ы]
косоворотка [късъвΛр˚óткъ]
перебежать [п’ьр’ьб’ижáт’]
город [г˚óрът]
осень [óс’ьн’]
горе [г˚óр’ь]
вата [вáтъ]
Сильная редукция
Безударный гласный
В комбинаторно
Слабой позиции
а после мягкого согласного
и между мягкими согласными
(орфографическое Я)
[’ и ]
Зона редукции
И аккомодации по ряду
[’ ь]
э в абсолютном начале слова и после твердого согласного
Основные термины: способ образования согласных, фрикативные (щелевые), смычные, взрывные, аффрикаты, боковые (латеральные), носовые (назальные), дрожащие (вибранты), место образования согласных, губно-губные, губно-зубные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные, зевные), гортанные, дорсальные, апикальные, какуминальные, двухфокусные, палатальный, палатализованные (мягкие), непалатализованные (твердые), сонорные, шумные звонкие, шумные глухие. |
Задание 1. Классификация согласных по способу образования
Сопоставьте две классификации согласных по способу образования, представленные в разных вузовских учебниках по введению в языкознание:
А. А. Реформатский Б. И. Головин
фрикативные (щелевые) щелевые (фрикативные)
смычные смычные (взрывные)
взрывные смычно-щелевые
аффрикаты смычно-проходные
носовые носовые
боковые боковые
дрожащие дрожащие
Задание 2. Характеристика согласных по совокупности классификационных признаков
Заполните согласными фонемами русского и английского (немецкого, французского) языков таблицу III «Классификация согласных фонем» (с. 13).
• Чем объясняется богатство русского консонантизма по сравнению с консонантизмом английского (немецкого, французского и др.) языков?
Задание 3. Дифференциальные признаки согласных фонем
Обозначьте в таблице ДП согласных пяти языков.
Язык | Способ образования | Место образования | Участие голоса и шума | Палатали-зация | Долгота |
Русский | |||||
Английский | |||||
Немецкий | |||||
Французский | |||||
Финский |
Задание 4. Фонетические процессы в области консонантизма
Заполните таблицу, используя следующие примеры: зуб, ров, рубка, ловко, трамвай, солнце, тростник, радиво (прост.), Глория, Виктория (ср. Gloria, Viktoria), восемь (ср. осьм, болг. осъм), я (ср. старосл. АЗЪ, нем. ich, англ. I), прост. ентот (этот), Ева (ср. англ. Eva), браться, братца (род. п. от братец), знаменосец (< знаменно-носец), прост. твёрезый (трезвый), Лаба (ср. Эльба), англ. tongs (щипцы), bags, sons (ср. maps, cats).
Тип изменения (позиционное, комбинаторное) | Фонетический процесс | Примеры (в транскрипции) |
ассимиляция | ||
диссимиляция | ||
диэреза | ||
эпентеза | ||
протеза | ||
метатеза | ||
стяжение в аффрикату | ||
гаплология | ||
Образец: Позиционное | оглушение шумного звонкого согласного в абсолютном конце слова | зов [з˚оф] |
Задание 5. Ассимиляция согласных
Заполните приводимую далее таблицу, протранскрибировав слова и охарактеризовав по всем параметрам ассимиляцию. При выполнении задания пользуйтесь таблицей IV «Комбинаторные изменения звуков» (с. 16–17).
Виды Ассимиляции
| Слово (запись в транскрипции) | |||||||
сзади | снять | отдых | с жалостью | вспять | отчет | отцы | ||
[ ] | [ ] | [ ] | [ ] | [ ] | [ ] | [ ] | ||
1 | регрессивная | |||||||
прогрессив - ная | ||||||||
2 | контактная | |||||||
дистантная | ||||||||
3 | полная | |||||||
частичная | ||||||||
4 | по глухости или звонкости | |||||||
по мягкости | ||||||||
по месту образования | ||||||||
по способу образования |
Аудиторная самостоятельная работа.
Транскрибируйте слова (предлагаются на занятии); дайте характеристику фонетических изменений согласных, заполняя графы таблицы. Отметьте тип изменения аббревиатурами ПИ (позиционное изменение) и КИ (комбинаторное изменение).
Слова (в транскрипции) |
Изменение согласных в слове | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
сгиб | ||||
сбоку | ||||
отзыв | ||||
отгрузка | ||||
сердцеед | ||||
споткнуться | ||||
снегоход | ||||
угасший | ||||
отцепиться | ||||
Образец: [зг◦óвър] 12 [б’´иц: Λ] 1 | КИ ассимиля-ция регрес., контактная, частичная, по звонкости | КИ: регрес. аккомодация согласного (лабиализация) КИ: стяжение согласных в долгую аффрикату |
Таблица IV
Смежных согласных
Комбинаторно слабые
позиции согласного
Зона
Ассимиляции
Артикуляционная совместимость смежных гласных и согласных | гласный переднего ряда (и, э) после мягкого согласного (кроме сочетаний с э/е в заимствованных слов типа мэр, сэр, тест) | сила [с’´илΛ], сера [с’эрΛ] |
Аккомодация гласных по ряду не происходит | Комбинаторно сильные позиции | |
гласные непереднего ряда (а, о, у, ы) после твердого согласного | [сáм], [с°óм], [с°ýк], [с´ыр], [сΛмц´ы] | ||||
Артикуляционная несовместимость смежных гласных и согласных
| гласный переднего ряда (и, э) после твердого согласного | цирк [ц´ырк], жир [ж´ыр], шедший [ш´этшыj] под ивой [пΛд-´ывъj] | заднерядная прогресивная аккомодация гласного |
Зона аккомодации гласных |
Комбинаторно слабые позиции |
гласные непереднего ряда а, у, о (орфографич. я, ю, ё) после мягкого согласного | мял [м’•áл] сюда [с’°•удá] (ср. суда) всё [фс’°•ó] | переднерядная прогрессивная аккомодация гласного | |||
гласные непереднего ряда а, у, о (орфографич. я, ю, ё) в окружении мягких согласных | сядь [с’•á•т’] (ср. сад) лютик [л’°•ý•т’ик] | переднерядная двусторонняя аккомодация гласного | |||
гласные непереднего ряда а, у, о (орф. я, ю, ё) перед мягким согласным | дать [дá•т’] моль [м°ó•л’] путь [п°ý•т’] | переднерядная регрессивная аккомодация гласного | |||
гласный после носового согласного или между носовыми | мак [м´ãк] нам [н´ãм] | аккомодация гласного по назализации (аккомодаци-онная назализация) | |||
твердый согласный перед гласным переднего ряда (и, э) | книги [кн’иг’и] (ср. книга) | регрессивная аккомодация согласного (аккомодаци-онная палатализация) |
Зона аккомодации согласных | ||
негубной согласный перед лабиализованным гласным | стул [с°т°ýл] (ср. стал) | регрессивная аккомодация согласного по лабиализации (аккомодаци-онная лабиализация) |
РАЗДЕЛ II. ГРАММАТИКА
Задание 1. Морфема как двусторонняя единица языка
Общая схема языкового знака выглядит так:
Выделив морфемы в словах столик, вёз, шоссейный, пылесос, распределите их по трем вариантам схем с различным соотношения формы и значения знака.
Какая из схем соответствует понятию нулевой морфемы (нулевого окончания)?
–
–
Задание 2. Морфемная структура слова.
Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).
Морфемная структура | Пример слова или словоформы |
корень | |
корень + флексия | |
префикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс + флексия | |
корень + суффикс + флексия + постфикс | Напр.: слуш-а-ет-ся |
корень + интерфикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс |
Грамматическая форма
ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)
Реформатский: 243-252 (243-253)
УК: 365-369, 380-384
ДЛ: Алефиренко 313-316
Головин: 99-101,108-109
Маслов: 111, 158-159
Реформатский: 255-261 (256-263)
Основные термины: грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ), словоформа. |
Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове
Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки.
«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А.М. Горький).
«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).
«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).
Задание 2. Признаки грамматического значения
Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:
фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;
артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;
докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.
• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?
Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»
Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).
ЛЗ | ГЗ |
1. Основная часть семантики слова. | 1. |
2. Абстрагируется от конкретного предмета. | 2. |
3. Индивидуально для каждого слова. | 3. |
4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания). | 4. |
● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.
Задание 4. Грамматическая форма
Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.
Грамматических значений
Грамматический способ
ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)
Реформатский: 214-217 (313-316)
УК: 369-379
ДЛ: Маслов: 199-200
Основные термины: аналитический способ, аналитическая грамматическая форма, синтетический способ, синтетическая грамматическая форма, аналитико-синтетическая грамматическая форма. |
Задание 1. Грамматический способ
Распределите по графам таблицы следующие словоформы:
дружба – о дружбе; голосá – англ. voices – франц. des voix (ср. р., ед. ч. – voix); важнее – более (менее) важный – важнейший – самый важный, нем. größ er, англ. larger, франц. plus grand; приготовлю – буду готовить; (он) взял – нем. (er) hat genommen – англ. (he) has taken – франц. (il) a pris; свети – пусть светит; лампа – нем. die Lampe; делал бы – нем. hä tte gemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. des Buches, англ. of the book, франц. de la livre.
Язык |
Словоформа | ||
синтетическая | аналитическая | аналитико-синтетическая | |
Русский | |||
Английский | |||
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок... Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции... Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при... Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |