Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика

2022-02-10 49
Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

студента/ки       группы 1 курса ОЗО

…………………………...................

     
 

 

 


I. ЗАДАНИЯ

для самостоятельной работы

по фонетике, грамматике и лексике

(с приложением 4-х таблиц)

 

 

II. РЕКОМЕНДАЦИИ

к самостоятельной работе

 

                

 

 

                     

 

Санкт-Петербург

2022

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Обязательная литература

1. Головин Б. Н. Введение в языкознание. Изд. 4. – М., 1983; М., 2007 (Головин)

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. Изд. 1. – М., 1979; Изд. 2. – М., 1983. http://www.twirpx.com/files/languages/linguistics/commons/ (Кодухов)

3. Куликова И.С., Салмина Д.В. Теория языка: Учебно-методический комплекс: В 2 кн. – СПб.-М., 2008. (УМК)

4. Куликова И.С., Салмина Д.В. Введениев языкознание: учебник для бакалавров. М.: Изд. Юрайт, 2013

5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник Серия: Классическая учебная книга. Изд. 4-е. СПб., 2007 (Изд. 2. – М., 1987; изд. 3. – М., 1997). (Маслов)

6. Реформатский А.А. Введение в языковедение / Классический учебник. Изд. 4. – М.:, 1967; 5-е изд., испр. М., 2010 (многократное пере издание, начиная с 1996 г.,2007, 2008). (Реформатский)

1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.Л. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М., 2008.

2. Куликова И.С., Салмина Д.В. Обучающий словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, доплн. и исправл. – СПб. – М., 2008.

Дополнительная литература

1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс:: Учеб. пособие для студ. филол. спец. высш. учебн. заведений. М., 2004.

2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Изд.2, доп. М., 2010.

3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 2003. (Будагов)

4. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.

5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 2007

6. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. АСТ, 2007.

7. Шайкевич А. А. Введение в лингвистику. М., 1995.

8. Широков О. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003.

Электронный ресурс

1. Грамота. Ру: http://gramota.ru

2. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник. Тверь, 1999: http://homepages.tversu.ru/~ips/LingFak1.htm

 

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 


ГЗ – грамматическое значение

ГК – грамматическая категория

ГФ – грамматическая форма

ДЛ – список дополнительной учебной литературы

ДП – дифференциальный признак

ИП – интегральный признак

ЛЗ – лексическое значение

МФШ – Московская фонологическая школа

ОЛ – список обязательной учебной литературы

ОС – «Обучающий словарь лингвистических терминов»

ПФШ – Петербургская фонологическая школа


 

I. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел I. Фонетика

 

Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика

Звуков речи

Строение речевого (произносительного) аппарата

ОЛ: Реформатский: 155-165, 166 (161-169)

Кодухов: 101-107 (110-116)

УК: 145-148

ДЛ: Головин: 25-32

 

Основные термины: активные органы, речевой (артикуляторный, произносительный) аппарат, глотка (фаринкс), голосовые связки, гортань (ларинкс), мягкое нёбо (небная занавеска), пассивные органы, речевой аппарат (в широком значении), язык, увула (язычок).

Примечание: здесь и далее страницы учебника А.А. Реформатского даются по 4 изд., а в скобках – по 5-му.; страницы учебника В.И. Кодухова даны по 2-му изданию, а в скобках – по 1-му; страницы учебника Ю.С. Маслова – по 2-му изданию. В других изданиях страницы могут несколько расходиться.

Задание 1. Артикуляторный аппарат

Перечислить и обозначить на схеме активные и пассивные органы

 

Задание 3. Работа нёбной занавески

Заполните графы таблицы примерами звуков в словах русского, английского, немецкого, французского языков: рус. знамя, немой; англ. nothing ‘ничто’ [′nΛθıŋ], main ‘главный’ [meın]; нем. Normung ‘стандартизация’ [normuŋ]]; франц. enfin ‘наконец’ [ãfе], bon ‘хорошо’ [bõ], main ‘рука’ [me], plan ‘план’ [plã], note ‘отметка’ [not], ligne ‘линия, строка’ [lıɲ].

 

Положение нёбной занавески Тип звука Примеры
      рус. англ. нем. фр.
    рус. англ. нем. фр.

• За счет какого типа звуков значительно возрастает число гласных во французском языке?

Артикуляция и ее фазы

 

ОЛ: Реформатский: 165-168 (169-172)

         Кодухов: 107-109 (116-118)

УК: 148-154

ДЛ: Головин: 48

 

Основные термины артикуляция, выдержка (экспозиция), отступ (рекурсия), приступ (экскурсия), наложение фаз артикуляции.

 

Задание 4. Артикуляция звуков

Заполните пустые графы таблицы I (с. 6):

а) установите звук по описанию его артикуляции;

б) опишите артикуляцию звуков по предложенному образцу:

 

Артикуляционная база языка

ОЛ: Кодухов: 107-110 (118-120)

УК: 156-158

 

Основные термины: артикуляционная база языка, дорсальная артикуляция, апикальная артикуляция, аспирация (придыхательность), интерференция, акцент (не ударение!).

 

Задание 5. Артикуляционная база разных языков

 

Сопоставьте основные характеристики артикуляционной базы русского и изучаемого вами иностранного языка. Приведите на каждый случай примеры звуков в словах в транскрипционной записи.

 

Понятие фонемы

Звук и фонема

ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378

Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182)

УК: 158-161

ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63

Головин: 32-37

Основные термины: фонетическая транскрипция, звук, фонология, Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ), Московская фонологическая школа (МФШ).

 

 

Звук

Голосовые

связки

Нёбная занавеска

 

 

Язык

 

 

Губы

Средняя часть языка (для согласных)

 

 

Выдержка

напря-жены   расслаб-лены под- нята опу-щена   поднята   опущена
рус.   ? +     + Передняя часть смыкается с верхними зубами. –– +   Немгновенная
рус.? +   +   Отодвинут назад и приподнят к мягкому нёбу. Вытянуты и округлены. –– –– Зависима от …
рус.?   + +   Передняя часть смыкается с верхними зубами. –– –– + Мгновенная
англ.? +   +   Кончик языка смыкается с альвеолами. –– –– –– Мгновенная
англ.  ? +     + Задняя часть смыкается с мягким нёбом. –– –– –– Немгновенная
рус. [и]                  
      [к ]                  
      [х]                  
     [с]                  
      [ж]                  
англ. [w]                  
      [θ]                  
фр. [R]                  
нем.    [ς]                  

Таблица I

Артикуляция звуков

 


Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в транскрипции? Что произносится на самом деле?

Функции фонемы

 

ОЛ: Реформатский: 29 (35-36)

Кодухов: 132-133 (146-147)

Маслов: 50-51

УК: 161

Основные термины: фонема, перцептивная функция, сигнификативная функция.

 

Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы.

В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город [г˚óрът] – городки [гърΛтк’´и];рога [рΛгá] – рог [р˚óк].

 

Задание 3. Аллофоны

Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов

 

                     [a]                          ____________________?

                     [Λ] или [α]            ____________________?

                     [ъ]                          ____________________?

                     [а]                         ____________________?

                     [•а•]                       ____________________?

                     [а•]                         ____________________?

                     [и]                          ____________________?

                     [ь]                          …………………………?

 

Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между мягкими согласными.

 

Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.

 

Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь

– с точки зрения ПФШ,

 

– с точки зрения МФШ?

 

Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.

 

ЗАПОМНИТЕ!

· ПФШ всегда исходит из реального звучания слова.

· МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: в слове «доход» на конце фонема < д >, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная ( дохоД-а, дохоД-ы и т.п) или сонорная согласная ( дохоД-ный ). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п.

Система фонем

ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227)

Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121)

УК: 166-168

Маслов: 64-65

 

Основные термины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм.

 

Задание 5. Система фонем: вокализм и консонантизм

 

Заполнив пустые графы таблицы, установите основные признаки, по которым различаются гласные и согласные как два типа звуков.

 

Признаки

Тип фонем

гласные согласные

Акустический

   

Артикуляци-онный

c пособ образования    
ф окус образования    

Функциональный

   

 

Система гласных

ОЛ: Реформатский: 177-187 (181-190)

Кодухов: 136-138 (150-152), 110-111 (120-121)

УК: 166-168

Маслов: 97-99

 

Основные термины: подъем, ряд, лабиализация (огубленность), долгота/краткость, назальность, дифтонг (при составлении карточек используйте ОС, блок V - Фон).

 

Задание 1. «Квадрат» и «треугольник» гласных

 

Заполните схему «квадрат гласных» для русского языка:

Подъем

Ряд

передний средний задний
Верхний      
Средний      
Нижний      

 

•Трансформируйте эту (заполненную) схему в «треугольник гласных»:

 

Задание 2. Состав гласных русского языка (проблема фонем Ы и И)

 

Заполните таблицу примерами слов и сделайте вывод о фонемном статусе [ы] в русском языке.

 

Позиции

Звуки

а о и ы
Абсолютное начало слова        
После твердых согласных        
После мягких согласных        

 

•Точка зрения какой фонологической школы обосновывается таким рассуждением?

 

Задание 3. Признаки гласных фонем разных языков

Отметьте в таблице наличие дифференциальных (ДП) и интегральных (ИП) признаков гласных четырех языков

 

Язык

Коли-чество гласных

Признаки гласных звуков

 

Дифтонги

ряд подъем лабиа-лизация назали-зация долгота/ краткость
Русский              
Английский              
Немецкий              
Французский              

 

Слова

(в транскрипции)

Изменение гласных в слове

1 2 3 4 5
коробок          
огород          
перепёлка,          
перепел          
пятёрочка            
сюртучишко          
утюжить          
венценосец          
непогрешимый          
русоволосый            
Образец выполнения задания: [тр◦удъл’◦•уб’´ивыι]                                            ∩ 1 2   3   4 колич. редукция сильная качеств. редукция колич. редукция + передне-рядная прогрес. аккомода-ция колич. редукция  

Слабая позиция гласного

Позиции в слове

Фонемы

 

Примеры

Фонетический

Процесс

 

< о >

< а > < э >

Безударный гласный

В комбинаторно

Сильной позиции

а) абсолютное начало слова

 

 

[Λ]

(вариантный знак – [ α ])

 

 

 

[ и ]

оборот [ΛбΛр˚óт]

апатит [ΛпΛт’´ит]

седьмой [с’ид’м˚õj]

зеркало [з’´эркълΛ]

вата [вáтΛ]˚

горе [г˚óр’и]

 

 

Слабая редукция

Зона редукции

 

б) 1-ый предударный слог в) абсолютный конец слова (полный стиль произношения, «´икающая» норма) а) 2-3-й предударный слоги

[ ъ ]

[ ь ]

карандаши [къръндΛш´ы]

косоворотка [късъвΛр˚óткъ]

перебежать [п’ьр’ьб’ижáт’]

город [г˚óрът]

осень [óс’ьн’]

горе [г˚óр’ь]

вата [вáтъ]

 

Сильная редукция

 

б) заударные слоги в) абсолютный конец слова (неполный стиль произношения – разговорный)

Безударный гласный

В комбинаторно

Слабой позиции

а после мягкого согласного

и между мягкими согласными

(орфографическое Я)

 

 

 

[’ и ]

  лягушка [л’игýшкΛ/ъ]   мятеж [м’ит’´эш] Слабая редукция + переднерядная аккомодация (см. табл. 2)

Зона редукции

И аккомодации по ряду

[’ ь]

  лягушонок [л’ьгуш˚óн˜ък]   мятежа [м’ьт’ижá]   Сильная редукция + переднерядная аккомодация

э в абсолютном начале слова и после твердого согласного

 

[ ы ] этаж [ытáш] жестянка [жыс’т’∙áнкΛ/ъ] Слабая редукция + заднерядная аккомодация [ ъ ] жестяной [жъс’т’ин˚õj] Сильная редукция + заднерядная аккомодация                  

 


Основные термины: способ образования согласных, фрикативные (щелевые), смычные, взрывные, аффрикаты, боковые (латеральные), носовые (назальные), дрожащие (вибранты), место образования согласных, губно-губные, губно-зубные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные, зевные), гортанные, дорсальные, апикальные, какуминальные, двухфокусные, палатальный, палатализованные (мягкие), непалатализованные (твердые), сонорные, шумные звонкие, шумные глухие.

Задание 1. Классификация согласных по способу образования

Сопоставьте две классификации согласных по способу образования, представленные в разных вузовских учебниках по введению в языкознание:

А. А. Реформатский                   Б. И. Головин

фрикативные (щелевые)                              щелевые (фрикативные)

     смычные                                                      смычные (взрывные)

                  взрывные                                       смычно-щелевые

                  аффрикаты                                    смычно-проходные

                  носовые                                                    носовые

                  боковые                                                    боковые

                              дрожащие                                                 дрожащие

Задание 2. Характеристика согласных по совокупности классификационных признаков

 

Заполните согласными фонемами русского и английского (немецкого, французского) языков таблицу III «Классификация согласных фонем» (с. 13).

• Чем объясняется богатство русского консонантизма по сравнению с консонантизмом английского (немецкого, французского и др.) языков?

 

Задание 3. Дифференциальные признаки согласных фонем

 

Обозначьте в таблице ДП согласных пяти языков.

 

Язык Способ образования Место образования Участие голоса и шума Палатали-зация Долгота
Русский          
Английский          
Немецкий          
Французский          
Финский          

 

Задание 4. Фонетические процессы в области консонантизма

 

Заполните таблицу, используя следующие примеры: зуб, ров, рубка, ловко, трамвай, солнце, тростник, радиво (прост.), Глория, Виктория (ср. Gloria, Viktoria), восемь (ср. осьм, болг. осъм), я (ср. старосл. АЗЪ, нем. ich, англ. I), прост. ентот (этот), Ева (ср. англ. Eva), браться, братца (род. п. от братец), знаменосец (< знаменно-носец), прост. твёрезый (трезвый), Лаба (ср. Эльба), англ. tongs (щипцы), bags, sons (ср. maps, cats).

 

Тип изменения (позиционное, комбинаторное) Фонетический процесс Примеры (в транскрипции)
  ассимиляция  
  диссимиляция  
  диэреза  
  эпентеза  
  протеза  
  метатеза  
  стяжение в аффрикату  
  гаплология  
Образец:        Позиционное оглушение шумного звонкого согласного в абсолютном конце слова зов [з˚оф]  

Задание 5. Ассимиляция согласных

Заполните приводимую далее таблицу, протранскрибировав слова и охарактеризовав по всем параметрам ассимиляцию. При выполнении задания пользуйтесь таблицей IV «Комбинаторные изменения звуков» (с. 16–17).

 

 

Виды

Ассимиляции

 

Слово (запись в транскрипции)

сзади снять отдых с жалостью вспять отчет отцы
  [         ]     [      ]     [         ]     [             ]     [       ]     [       ]     [       ]  

1

регрессивная              
прогрессив - ная              

2

контактная              
дистантная              

3

полная              
частичная              

4

по глухости или звонкости              
по мягкости              
по месту образования              
по способу образования              

Аудиторная самостоятельная работа.

 

 

Транскрибируйте слова (предлагаются на занятии); дайте характеристику фонетических изменений согласных, заполняя графы таблицы. Отметьте тип изменения аббревиатурами ПИ (позиционное изменение) и КИ (комбинаторное изменение).

 

Слова

(в транскрипции)

Изменение согласных в слове

1 2 3 4
сгиб        
сбоку          
отзыв          
отгрузка          
сердцеед          
споткнуться          
снегоход          
угасший          
отцепиться          
Образец: [зг◦óвър]  12      [б’´иц: Λ]      1     КИ ассимиля-ция регрес., контактная, частичная, по звонкости     КИ: регрес. аккомодация согласного (лабиализация)     КИ: стяжение согласных в долгую аффрикату      

 


Таблица IV

Смежных согласных

шумный звонкий перед шумным глухим 1) вход [фх˚óт], 2) из сада [ис-сáдъ], ассимиляция по глухости – регрессивная частичная (1), полная (2)

Комбинаторно слабые

позиции согласного

 

Зона

Ассимиляции

шумный глухой перед шумным звонким 1) сдал [здáл] 2) отдал[Λддáл] ассимиляция по звонкости – регрессивная частичная (1), полная (2) твердый перед мягким (одного места образования) снять [с’н’•á•т’], здесь [з’д’´•э•с’], (но смять [см’•á•т’]) ассимиляция регрессивная по мягкости зубной щелевой (с, з) перед небным щелевым двухфо-кусным (ш, ж) 1) сшить [шш´ыт’] или [ш:´ыт’], изжить [ижж´ыт’] или [иж:´ыт’]; 2 а) сжать [жжá∙т’] или [ж:áт’], б) из школы [иш-шк◦óлы] или [иш:к◦óлы] 1) регрессивная полная ассимиляция по месту образования 2) регрессивная полная ассимиляция по месту образования и по звонкости (2-а), по глухости (2-б)  

 

Артикуляционная совместимость смежных гласных

 и согласных

гласный переднего ряда (и, э) после мягкого согласного (кроме сочетаний с э/е в заимствованных слов типа мэр, сэр, тест) сила [с’´илΛ], сера [с’эрΛ]    

 

Аккомодация

гласных по ряду

не происходит

Комбинаторно сильные позиции

гласные непереднего ряда (а, о, у, ы) после твердого согласного [сáм], [с°óм], [с°ýк], [с´ыр], [сΛмц´ы]

 

 

Артикуляционная

несовместимость смежных гласных

 и согласных

 

 

гласный переднего ряда (и, э) после твердого согласного цирк [ц´ырк], жир [ж´ыр], шедший [ш´этшыj] под ивой [пΛд-´ывъj] заднерядная прогресивная аккомодация гласного

Зона аккомодации гласных

Комбинаторно слабые позиции

гласные непереднего ряда а, у, о (орфографич. я, ю, ё) после мягкого согласного   мял [м’•áл] сюда [с’°•удá] (ср. суда) всё [фс’°•ó] переднерядная прогрессивная аккомодация гласного
гласные непереднего ряда а, у, о (орфографич. я, ю, ё) в окружении мягких согласных сядь [с’•á•т’] (ср. сад) лютик [л’°•ý•т’ик] переднерядная двусторонняя аккомодация гласного
гласные непереднего ряда а, у, о (орф. я, ю, ё) перед мягким согласным дать [дá•т’] моль [м°ó•л’] путь [п°ý•т’]   переднерядная регрессивная аккомодация гласного
гласный после носового согласного или между носовыми мак [м´ãк] нам [н´ãм] аккомодация гласного по назализации (аккомодаци-онная назализация)
твердый согласный перед гласным переднего ряда (и, э) книги [кн’иг’и] (ср. книга) регрессивная аккомодация согласного (аккомодаци-онная палатализация)

Зона аккомодации согласных

негубной согласный перед лабиализованным гласным стул [с°т°ýл] (ср. стал) регрессивная аккомодация согласного по лабиализации (аккомодаци-онная лабиализация)

РАЗДЕЛ II. ГРАММАТИКА

 

Задание 1. Морфема как двусторонняя единица языка

       Общая схема языкового знака выглядит так:

 

 


           

Выделив морфемы в словах столик, вёз, шоссейный, пылесос, распределите их по трем вариантам схем с различным соотношения формы и значения знака.

       Какая из схем соответствует понятию нулевой морфемы (нулевого окончания)?

 

                                          –

 

                                 –

                                

Задание 2. Морфемная структура слова.

      

       Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).

 

Морфемная структура Пример слова или словоформы
корень  
корень + флексия  
префикс + корень + флексия  
префикс + корень + суффикс + флексия  
корень + суффикс + флексия + постфикс  Напр.: слуш-а-ет-ся
корень + интерфикс + корень + флексия  
префикс + корень + суффикс  

Грамматическая форма

 

ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)

Реформатский: 243-252 (243-253)

УК: 365-369, 380-384

ДЛ: Алефиренко 313-316

Головин: 99-101,108-109

Маслов: 111, 158-159

Реформатский: 255-261 (256-263)

 

Основные термины: грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ), словоформа.

Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове

 

Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки.

«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А.М. Горький).

«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).

«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).

 

Задание 2. Признаки грамматического значения

Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:

фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;

артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;

докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.

• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?

Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»

Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).

 

ЛЗ ГЗ
1. Основная часть семантики слова.   1.  
2. Абстрагируется от конкретного предмета. 2.  
3. Индивидуально для каждого слова. 3.  
4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания). 4.

 

● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.

Задание 4. Грамматическая форма

 

Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.

Грамматических значений

 

Грамматический способ

ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)

Реформатский: 214-217 (313-316)

УК: 369-379

ДЛ: Маслов: 199-200

Основные термины: аналитический способ, аналитическая грамматическая форма, синтетический способ, синтетическая грамматическая форма, аналитико-синтетическая грамматическая форма.

Задание 1. Грамматический способ

 

Распределите по графам таблицы следующие словоформы:

дружба – о дружбе; голосáангл. voices – франц. des voix (ср. р., ед. ч. – voix); важнее – более (менее) важный – важнейший – самый важный, нем. größ er, англ. larger, франц. plus grand; приготовлю – буду готовить; (он) взял – нем. (er) hat genommenангл. (he) has takenфранц. (il) a pris; свети – пусть светит; лампанем. die Lampe; делал бынем. hä tte gemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. des Buches, англ. of the book, франц. de la livre.

 

Язык

Словоформа

синтетическая аналитическая аналитико-синтетическая
Русский      
Английский      

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.