Лекция № 2. Потребностно-мотивационная сфера. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Лекция № 2. Потребностно-мотивационная сфера.

2022-02-10 135
Лекция № 2. Потребностно-мотивационная сфера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 2. Потребностно-мотивационная сфера.

Цель занятия

Знать:

- основные направления развития и управления эмоциями, волей. мотивацией;

Формирование: ОК 1., ОК 2., ОК 4, ОК 8.

План занятия

Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», «ценности», «личностный смысл».

Основные потребности личности (пирамида А. Маслоу).

Установки личности: понятие, формирование, основы работы с установками. Понятие «ложное убеждение».

Полимотивированность профессиональной деятельности медицинского работника.

Соотношение интересов, мотивов и потребностей.

Соотношение ценностей и личностного смысла в профессиональной деятельности.

Эмоции и воля

1. Потребность – это состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему недостает. Доминирующая в конкретный момент времени потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности человека. Потребности человека формируются в процессе воспитания, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Осознание потребностей проявляется в форме мотивов поведения.

Мотивы - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия.

Мотивация - динамический процесс внутреннего психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, то есть совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия, организованность.

Ценность – это объект, который имеет жизненно важное значение для субъекта. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности — это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом. В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

Таким образом, ценность — это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение.

2. Абрахам Маслоу считал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на основные категории:

В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач (каждый человек стремится к уверенности в себе, завтрашнем дне, должен иметь дом-крепость)

3. Потребность в принадлежности и любви (быть любимым, желанным, иметь семью, принадлежать к к-л роду, т.д)

4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание (хотим, чтобы нас хвалили, замечали успехи, карьера, т.п)

5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать (стремление к изучению нового, неизвестного)

6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности (творчество, развитие, личностный рост, совершенствование себя)

 

Выглядит иерархия потребностей в виде пирамиды - от низших к высшим:

 

3. Социальная установка – мотив, побуждающий личность к деятельности. Д. Узнадзе определил установку состоянием готовности к определенной активности. В случае повторения ситуации возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.
В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий установили две зависимости, определяющих процесс адаптации: взаимозависимость индивида и социальной организации. Они охарактеризовали обе стороны вышеприведенного отношения понятиями «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида). Аттитюд – «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
Функции аттитюд:
1) приспособительная (адаптивная) – направление субъекта к объектам, служащим достижению его целей;
2) функция знания – выработка способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3) функция выражения (функция саморегуляции) - освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
4) функция защиты – разрешение внутренних конфликтов личности.
В 1942 г. М. Смитом определена структура аттитюда:
1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);
2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).
Стереотип – это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека.
В результате стереотипизации формируется социальная установка.
Социальные установки обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации и познания. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия.
Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.
На смысловом уровне установки определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида. Целевые установки связаны со стремлением довести начатое до конца (эффект незавершенного действия (К. Левин, В. Зейгарник). На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения на основе прошлого опыта.
Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:
1) до 12 лет – установки соответствуют родительским моделям;
2) с 12 до 20 лет – установки связаны с усвоением социальных ролей;
3) с 20 до 30 лет происходит формирование на основе установок системы убеждений.

Каждый человек подвержен тем или иным стереотипам – неким устоявшимся картинкам действительности, устойчивым убеждениям, поменять которые в нашем сознании удается далеко не всем. Кто-то относится с предубеждением к противоположному полу, кто-то наделяет типичными характеристиками представителя определенной национальности или религиозной принадлежности.

Впервые термин «стереотип» использовал американский политолог У.Липман в начале прошлого столетия. Он считал, что жизнь в стереотипах очень удобна – так эти «картинки мира» экономят усилия при понимании и восприятии сложных объектов (вещей или людей). Существует сотни стереотипов в сознании людей. «Пожилые люди не умеют разбираться в компьютерах», «женщины не способны хорошо управлять автотранспортом», «мужчины не любят так своих детей, как слабый пол», «отдых в карпатах зимой лучше, чем летом», «немцы излишне скупы, японцы – скрытны, а русские – ленивы» и еще масса шаблонов, которыми ежедневно руководствуется подавляющее число жителей нашей планеты. Очевидно, что стереотипы – часто ложное представление людей о действительности (ложное убеждение).

4. Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (то есть является полимотивированной; точно также она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой мотивов. Но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций). При этом в ситуации полимотивированности один из мотивов становится основным, ведущим, а другие - подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь комплекс мотивов, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, то есть в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности, в форме общего эмоционального настроения субъекта. Виды мотивов:

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Мотив власти - это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

4. Процессуально-содержательные мотивы - это побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

5. Экстринсивные мотивы - это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы).

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию - это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Просоциальные мотивы - мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Проблемы повышения трудовой мотивации медицинских работников являются важнейшей функцией управления здравоохранением. Без их решения вряд ли возможно реальное улучшение качества и культуры оказания медицинской помощи населению, а также повышение эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и отрасли в целом на основе рационального использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов. В настоящее время доказано, что деньги не всегда побуждают человека трудиться усерднее (хотя никто не принижает роль материальной заинтересованности!). Проблемы повышения трудовой мотивации носят системный характер и требуют комплексного подхода при их решении.

7. Эмоции и воля

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелями которых он становится, вызывают у человека разные чувства. Это - радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, гнев, возмущение. Все эти чувства и эмоции выражают отношения человека к действительности.

Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Все, что способствует удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции (радость, удовлетворение и т.д.). Все, что препятствует их удовлетворению, вызывает отрицательные эмоции (стыд, раскаяние и т.д.).

Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они сигнализируют человеку о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно. Например, испортилось у человека настроение. Почему? Он и сам не знает порой, отчего это произошло. Существует даже выражение «беспричинная грусть». Однако, это не так, и причина есть всегда. Чувства, которые человек испытывает в это время как раз и сигнализируют о том, что что-то случилось; заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы и т.д. Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести. Это значит, что какие-то поступки человека заслуживают осуждения. Мучительное, непреходящее чувство заставляет нас искать ошибку, призывает исправить сделанное.

Положительными или отрицательными эмоциональные состояния называют в зависимости от того, доставляют они удовольствие человеку или нет. А вот плохих или хороших чувств не существует. Нет запрещенных эмоций. Человек имеет право испытывать любые чувства. Он только должен понимать, какое именно чувство он испытывает. Поняв это, он сможет выбрать, каким образом поступать дальше. Один мудрец сказал: «Прощая вину, испытываешь значительно больше удовольствия, чем мстя за нее. Когда прощаешь, тебе сопутствует слава. Когда мстишь – твоим уделом бывают сожаление и угрызения совести». Таким образом, эмоции и чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни и деятельности, в жизни окружающих его людей.

Эмоциональное переживание – это сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

1. Физиологический – это изменения физиологических процессов, возникающие при эмоциональных переживаниях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах и.д.

2. Психологический – это собственно переживание (радость, страх, горе и т.д.)

3. Поведенческий – это экспрессия (мимика, жесты, интонация) и различные действия.

 

Первые два компонента – это внутренние проявления переживания. Оценить эмоциональное состояние можно по поведению человека. Благодаря мимике, пантомимике, эмоциональным компонентам речи, мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этим переживанием, строим в соответствии с ним свои взаимоотношения. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств, является речь. Интонация, сила звука, ритм – все это, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния, с другой, - служит средством его выражения. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями лица. Именно на лице мы «читаем» радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Понимание языка эмоций помогает найти верный тон в общении с другими людьми.

Наша задача: научиться понимать язык переживаний наших пациентов, чтобы лучше понимать их проблемы.

Эмоциональные переживания могут влиять на жизнедеятельность человека. Одни из них способствуют внутреннему подъему, появлению активности, придают человеку бодрость, энергию, уверенность в своих действиях. Такие эмоции называют стеническими. Эмоции, которые понижают жизнедеятельность человека, ослабляют или парализуют волю, называются астеническими.

- Как вы думаете, какие чувства можно отнести к стеническим, а какие - к астеническим?

2. Формы эмоциональных переживаний.

 

Существуют различные формы проявления переживаний. Выделяют: аффекты, эмоции, чувства, настроения, страсти, фрустрации, стрессы. Все это формы образуют эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека.

- Итак, перейдем к характеристике вышеназванных форм эмоциональных переживаний.

Эмоции – это переживания отношения (в переводе с латинского «волновать»), возникающего в данный конкретный момент времени к себе, другим людям, окружающей действительности. Эмоции носят ситуативный характер, всегда субъективны и отражают значимость для человека того или иного объекта или события. Например, отсутствие преподавателя на занятии по болезни у одних вызывает бурную радость – «Ура, не спросят!»; у других огорчение – «Зря старался». Я не говорю о проявлении элементарного человеческого сочувствия и озабоченности состоянием здоровья хорошо знакомого человека – такой эмоциональный отклик на данную ситуацию, к сожалению, встречается не часто.

Выделяют базальные (основные) эмоции и производные от них. К числу базальных относятся 10 главных эмоций: интерес-волнение, удивление, отвращение, презрение, гнев, горе-страдание, страх, стыд, радость, вина. Все другие многочисленные эмоции строятся на основе перечисленных. Например, грусть, сожаление, тревога, печаль и т.д.

- Как вы думаете, эмоции связаны с другими психическими процессами? Что, по-вашему первично: мысль («сейчас меня собьет машина») или эмоция (страх, испуг), побуждающая к действию?

Следующая форма переживания – это чувства. Это более устойчивые по сравнению с эмоциями психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии любить, если у него нет объекта привязанности. По силе протекания чувства более интенсивны, чем эмоции, и более продолжительны. Собственно эмоции свойственны и животным, а чувства присущи только человеку. Например, чувство долга, совести, профессиональной гордости и т.д. Чувства субъективно выступают показателями удовлетворения преимущественно высших потребностей человека (интеллектуальных, эстетических, нравственных и т.д.).

В зависимости от направленности чувства делятся (условно) на практические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с переживаниями, возникающими в процессе познавательной деятельности человека. Это любознательность, любопытство, радость и другие. Известно, что когда человек разбирается в трудном новом материале и, наконец, осознает, что понял, он испытывает радость. В одном старинном рассказе философ спрашивает своего ученика: «Понятно ли тебе то, что я объяснил?». «Все понятно», - ответил тот. «Ты говоришь неправду, - сказал философ. Твои уста говорят «да», в то время, как выражение твоего лица говорит «нет». Верный признак понимания – это радость на твоем лице, а не ответ «да».

Практические чувства – это переживания, связанные с конкретными видами деятельности и отражают значимость ее для человека. Например, чувство удовлетворения или чувство безразличия, скука.

Моральные (нравственные) чувства – это переживания отношения человека к другим людям, к миру в целом. Приведите пример. Это могут быть чувства любви, гуманизм, сочувствие, чувство долга и т.д.

Эстетические чувства – это переживания, испытываемые человеком в отношении к прекрасному или безобразному в искусстве, в окружающем мире, предметах, в природе. Характеризуются большим разнообразием, многосторонностью и глубиной воздействия на человека. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психическое и физическое состояние человека, отметил еще Аристотель. Он назвал это явление катарсисом (очищением).

Необходимо помнить, что деление чувств на отдельные виды условно, так, как в переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в комплексе, дополняя, обогащая и переходя, друг в друга.

Настроение – это слабое по интенсивности, но длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека на определенном промежутке времени. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение влияет на мысли и действия. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Не связано с конкретным чувством, зато связано с общим физическим и психическим самочувствием человека. На настроение влияют различные факторы: здоровье, особенности взаимодействия с другими людьми, особенности окружающей среды, мера удовлетворенности жизнью.

- Любопытные факты. Американские физиологи, например, считают, что наше настроение зависит от часа пробуждения. Оказывается, хандра, уныние, подавленность и апатия боятся, как нечистая сила утреннего света. Объясняется это тем, что в организме обнаружены гормоны, продукты деятельности которых, попадая в кровь, действуют на центр угнетения в головном мозге. Ночью их количество увеличивается, а с первыми лучами солнца – уменьшается. Так, что ложитесь спать пораньше, вставайте на рассвете и хорошее настроение легче будет сохранить до вечера. А зимой? Например, женщины, покидая дамский зал, не только выглядят привлекательнее, они и чувствуют себя спокойнее, увереннее, бодрее, легче преодолевают отрицательные эмоции.

Аффекты – это наиболее мощная эмоциональная реакция, быстро овладевающая человеком и бурно протекающая. Аффект характеризуется значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как вызывают большую затрату сил. Если обычная реакция – это душевное волнение, то аффект – это буря, взрыв эмоций. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика, учащенное или затрудненное дыхание создают картину нарастающего аффекта. Движения становятся все более безотчетными. Очень важно на этой стадии сдержаться, не потерять обладания, важно затормозить наступление аффекта (общеизвестное средство – досчитать до 10-ти). На дальнейших стадиях аффекта человек теряет контроль над собой и способен совершать безрассудные поступки. После аффекта наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.

Страсть – это сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее основную направленность его мыслей и действий. Это сложное, качественно своеобразное и встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного виды деятельности или предмета (человека). Выражается страсть в увлеченности, сосредоточенности, собранности.

- Какие, по-вашему, бывают страсти? Страсти бывают разными. Есть познавательная страсть. Герой романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» Жак Паганель был человеком, испытывающим страсть к познанию: все его время было наполнено стремлением постоянно что-то узнавать, исследовать, его интересовало все, что было связано с жизнью насекомых. Страсть способна организовать и стимулировать деятельность человека. Великая страсть направляет людей на подвиги. Таким был научный подвиг Джордано Бруно. Ради утверждения истины он пошел на костер: «Сжечь – не значит опровергнуть. Я умираю мучеником добровольно». В.В.Давыдов, известный отечественный психолог говорил, что страсть – качество редкое, «страсть – это характеристика человека, обнаруживающая его индивидуальность».

Фрустрация – это состояние крайней неудовлетворенности, вызывающее стойкое отрицательное эмоциональное переживание, сопровождающееся расстройством сознания и деятельности. Фрустрация возникает тогда, когда человек сталкивается с непреодолимыми (как ему кажется) внешними или внутренними препятствиями в стремлении удовлетворить те или иные потребности.

3. Стресс. Стресс в профессиональной деятельности.

 

– Почему стрессу мы уделяем особое внимание, выделяя его в отдельный вопрос?

О том, что современные люди подвержены стрессам свидетельствует увеличение в гигантских размерах употребление успокоительных средств, рост самоубийств, рост числа алкоголиков и наркоманов, увеличение числа людей с психическими и психосоматическими заболеваниями. К числу наиболее опасных стрессовых ситуаций относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, войны и другие явления.

Стресс – это неспецифическая реакция организма на любые требования извне, выражающаяся субъективно в состоянии напряжения. Стресс вызывается необычной и неожиданной обстановкой, сопровождающейся тревогой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям: реакция тревоги, сопротивление, истощение.

Стресс оказывает влияние на различные стороны человеческой жизни. Существует психологический, посттравматический, физиологический, профессиональный, природный и общественный стресс.

Выделяют шесть наиболее распространенных симптомов стресса:

1. Бессонница

2. Боль в груди, кашель

3. Сексуальная неудовлетворенность

4. Эмоциональная неуравновешенность

5. Хроническая усталость

6. Избыточный вес

Стресс может влиять на человека как отрицательно, так и положительно. Стресс, положительно влияющий на человека, получил название – эустресс. При положительном воздействии происходит мобилизация внутренних ресурсов человека, в результате чего наблюдается повышение эффективности и даже активизация деятельности. У человека возрастает способность к концентрации внимания и памяти, он лучше выполняет работу, противостоит воздействию болезнетворных факторов.

При негативном воздействии стресса (дистрессе) происходит ухудшение здоровья, появляются новые болезни, обостряются хронические заболевания.

Хотя стресс и рассматривается в аспекте взаимодействия человека и окружающей среды, его следует трактовать как индивидуальный феномен. То, что является стрессогенным для одного человека, может не быт таковым для другого. Стресс, как правило, вызывает не само по себе стрессовое воздействие, а, по мнению Г.Селье, отрицательная оценка «неприятие стимула с биологической, психологической, социальной и других точек зрения данного индивида».

Поведение человека в стрессовой ситуации характеризуется различным типом реагирования. Активное реагирование предполагает усиление эмоционально-двигательной и поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных экстремальных воздействиях. Такой способ реагирования – это попытка организма человека с помощью усиленных и ускоренных действий предотвратить возможность неблагоприятного развития ситуации.

Пассивный способ реагирования может проявляться по-разному. У некоторых людей – это замедленность, заторможенность, напряженность, отказ от активных действий. Во многом эти реакции обусловлены не только силой и продолжительностью стрессогенного воздействия, но и индивидуально-психологическими особенностями человека.

- Как вы думаете, какой способ реагирования предпочтительнее?

При непродолжительном воздействии стрессора предпочтительнее активная реакция. При продолжительном, но не очень сильном воздействии – пассивная реакция (потеря близкого человека).

Зачастую причины, вызывающие стресс, лежат в профессиональной деятельности человека. Это т.н. профессиональный стресс. В качестве стрессогенных факторов могут выступать профессиональные вредности, особо высокий темп работы или ее монотонность. Это завышенные требования к человеку, отсутствие возможность восстановиться, отдохнуть; а также неудовлетворенность своей работой, занимаемой должностью; несоответствие индивидуальных особенностей человека и выполняемой им профессиональной деятельности. К событиям вызывающим переживание стресса, следует также отнести уход с работы, изменение ее профиля, возросшую ответственность или ее снижение, большие изменения в графике работы, отсутствие работы более одного месяца, проблемы с коллегами и начальством.

Нелюбимая, скучная работа, либо предъявляющая повышенные требования к человеку, с которыми он не может справиться (значительные физические нагрузки или высокий уровень мастерства, которым не обладает человек), могут служить причинами возникновения стресса.

На профессиональную сферу человека могут влиять факторы, не имеющие непосредственного к ней отношения – личные проблемы и неприятности, сокращение свободного времени, ведущее к ограничению социальных контактов; большие затраты на дорогу до места работы и другое.

Путями снижения воздействия профессионального стресса является соблюдение требований эргономики, проведение профессионального отбора (там, где это диктуется «особыми» условиями), наличие психологической службы.

Нельзя обойти стороной зависимость эффективности выполняемой человеком деятельности от предъявляемых ему требований. Лучше всего человек работает при умеренном уровне предъявляемых требований. При заниженном или завышенном уровне требований, деятельность не столь эффективна. Избыток стимулов, как и их недостаток, могут привести к возникновению стресса.

Влияние стрессора зависит от индивидуальных особенностей людей. Так, например, люди с разным типом темперамента по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Наиболее устойчивыми к воздействию стрессоров являются флегматики и сангвиники. Первые, в силу своей высокой эмоциональной устойчивости, уравновешенности, невысокой скорости реакции. Вторые – также из-за своей высокой эмоциональной устойчивости, некоторой поверхностности, а также благодаря хорошей приспособляемости к новым ситуациям.

Велика вероятность подверженности стрессу у холериков. Это объяснятся неуравновешенностью их нервных процессов и преобладанием процессов возбуждения над торможением. Но они могут относительно легко избавиться от состояния нервно-психического напряжения за счет своей активной реакции на стрессогенное воздействие или выплеснув свои отрицательные эмоции на других.

Тяжелее всего стресс переносят меланхолики. Это обусловлено слабостью их нервной системы, особой ранимостью и быстрой утомляемостью.

При повторном воздействии стрессоров, имеющих сходный характер и не обладающих высокой интенсивностью, у людей может повышаться стрессоустойчивость – устойчивость к воздействию стресса.

Задания для самоконтроля- ответьте на вопросы

Лекция № 2. Потребностно-мотивационная сфера.

Цель занятия

Знать:

- основные направления развития и управления эмоциями, волей. мотивацией;


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.