Программа психолого-педагогического сопровождения детей признаками одаренности старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей признаками одаренности старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

2022-02-10 20
Программа психолого-педагогического сопровождения детей признаками одаренности старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа психолого-педагогического сопровождения детей признаками одаренности старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Диагностический блок работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса

1.1. Средства выявления детской одаренности

Особое значение приобретает проблема выявления одаренности в дошкольном возрасте, которая представляется как сложная в методическом плане задача.

Наиболее детально требования к психолого-педагогической диагностике детей с признаками одаренности в дошкольных образовательных учреждениях разработаны М.А. Холодной в материалах «Рабочей концепции одаренности».

1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей. Вывод об одаренности дошкольника не может быть сделан на основе оценки одного или нескольких параметров (например, интеллект и креативность).

2. Длительность процесса идентификации одаренности. Необходимо развернутое во времени наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника в разных ситуациях.

3. Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальными особенностями дошкольника.

4. Диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора (по уровню достижений) перейти к диагностике прогноза и развития. Решение данной задачи связано с проведением наблюдения и диагностики развития детской одаренности, осуществляемой педагогом по специально разработанным методикам.

5. Анализ поведения дошкольника в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные игровые занятия, вовлечение в различные формы предметной деятельности).

6. Экспертная оценка продуктов деятельности дошкольников (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.). При этом необходимо привлекать к диагностическому обследованию психолога.

7. Использование игровых методов (диагностические игры), в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, долговременную диагностику.

8. Учет при диагностике детской одаренности потенциальных возможностей ребенка. При выявлении одаренных дошкольников необходимо дифференцировать: актуальный уровень развития одаренности; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию (зону ближайшего развития).

9. Диагностическое обследование необходимо проводить в ситуации реальной жизнедеятельности дошкольников.

10. Использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют дошкольнику проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности.

11. Анализ реальных достижений дошкольников в различных творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.

12. Использование экологически валидных методов диагностики. Экологически валидные методы диагностики имеют дело с оценкой реального поведения дошкольника (процессуальные характеристики) в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.), наблюдение за детьми в процессе занятий и свободных игр, беседа с педагогами (воспитателями) и родителями, экспертные оценки педагогов, психологов, родителей.

Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности.

Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы: методики диагностики интеллекта, креативности, психосоциального развития личности дошкольника.

На 2012-2013 учебный год

Уровень креативности по методике Рензулли

Уровень проявления способностей (результаты углубленной диагностики)

(низкий, средний, высокий) – проставляется совместно с воспитателем, муз. руководителем и инструктором по физической культуре

Динамика развития способностей детей в соответствии с ИМППС ребёнка по конкретному виду одарённости

Выявленная проблема

Динамика коррекционно-развивающей работы по выявленной психологической проблеме

Достижения в конкурсах различного уровня

Цели и перспективы развития способностей детей на полугодие

Интеллектуальная одаренность

Творческая одарённость

Социальная одарённость Двигательная одарённость
Интеллектуальные способности Музыкальные и танцевальные способности Изобразительные способности Сценические способности Лидерские способности Спортивные способности          

Начало года

                       

Конец года

                         

 

Карта сопровождения и учёта динамики одарённого ребенка Ф.И. ________________ Подготовительная группа ___ МБДОУ д/с № ___г. Белгорода

На 2012-2013 учебный год

Выявленная проблема

Творческая одарённость

Социальная одарённость Двигательная одарённость
Интеллектуальные способности Музыкальные и танцевальные способности Изобразительные способности Сценические способности Лидерские способности Спортивные способности          

Начало года

                       

Конец года

                         

 


1.5. Мониторинг развития одаренного ребенка в условиях ДОУ                                                 

Мониторинг развития одарённости детей дошкольного возраста МБДОУ № ___ г. Белгорода на 2012 -2013 уч.г.

№п/п

 

Ф.И.О. ребёнка

Вид одарённости

Динамика развития способностей одарённых детей в течение года

Выявленная психологическая проблема

Коррекционно-развивающие мероприятия

Количество мероприятий

Динамика коррекционно-развивающей работы по выявленной психологической проблеме ребёнка

П оложительная О трицательная В олнообразная

Работа с родителями

Работа с педагогами

Достижения в конкурсах различного уровня за учебный год
Начало года Конец года Диагностика Просветительская работа Развивающая  работа Диагностика Просветительская  работа Развивающая  работа  
                               
                         

 

 

№п/п

 

Ф.И.О. ребёнка

Вид одарённости

Динамика развития способностей одарённых детей в течение года

Выявленная психологическая проблема

Коррекционно-развивающие мероприятия

Количество мероприятий

Динамика коррекционно-развивающей работы по выявленной психологической проблеме ребёнка

П оложительная О трицательная В олнообразная

Работа с родителями

Работа с педагогами

Достижения в конкурсах различного уровня за учебный год

Начало года Конец года Диагностика Просветительская работа Развивающая работа Диагностика Просветительская работа Развивающая работа
1. Иванов Иван Интеллектуальная с в Проблема в общении Групповые по программе 12 Положительная 1 3 4 1 2 1 Участие в городском конкурсе «Знай-ка»

 

Программа психолого-педагогического сопровождения детей признаками одаренности старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Диагностический блок работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса

1.1. Средства выявления детской одаренности

Особое значение приобретает проблема выявления одаренности в дошкольном возрасте, которая представляется как сложная в методическом плане задача.

Наиболее детально требования к психолого-педагогической диагностике детей с признаками одаренности в дошкольных образовательных учреждениях разработаны М.А. Холодной в материалах «Рабочей концепции одаренности».

1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей. Вывод об одаренности дошкольника не может быть сделан на основе оценки одного или нескольких параметров (например, интеллект и креативность).

2. Длительность процесса идентификации одаренности. Необходимо развернутое во времени наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника в разных ситуациях.

3. Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальными особенностями дошкольника.

4. Диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора (по уровню достижений) перейти к диагностике прогноза и развития. Решение данной задачи связано с проведением наблюдения и диагностики развития детской одаренности, осуществляемой педагогом по специально разработанным методикам.

5. Анализ поведения дошкольника в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные игровые занятия, вовлечение в различные формы предметной деятельности).

6. Экспертная оценка продуктов деятельности дошкольников (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.). При этом необходимо привлекать к диагностическому обследованию психолога.

7. Использование игровых методов (диагностические игры), в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, долговременную диагностику.

8. Учет при диагностике детской одаренности потенциальных возможностей ребенка. При выявлении одаренных дошкольников необходимо дифференцировать: актуальный уровень развития одаренности; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию (зону ближайшего развития).

9. Диагностическое обследование необходимо проводить в ситуации реальной жизнедеятельности дошкольников.

10. Использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют дошкольнику проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности.

11. Анализ реальных достижений дошкольников в различных творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.

12. Использование экологически валидных методов диагностики. Экологически валидные методы диагностики имеют дело с оценкой реального поведения дошкольника (процессуальные характеристики) в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.), наблюдение за детьми в процессе занятий и свободных игр, беседа с педагогами (воспитателями) и родителями, экспертные оценки педагогов, психологов, родителей.

Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности.

Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы: методики диагностики интеллекта, креативности, психосоциального развития личности дошкольника.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.