Введение в курс «Практикум по выразительному чтению» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Введение в курс «Практикум по выразительному чтению»

2022-02-10 23
Введение в курс «Практикум по выразительному чтению» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение в курс «Практикум по выразительному чтению»

Проблема профессиональной подготовки воспитателя, педагога приобретает в настоящее время особую значимость, актуальность.

Уровень современных требований, предъявляемых к профессионалам в любой области, в том числе к творческой деятельности учителя, очень велик.

Педагог, который выходит к детям, должен быть мастером своего дела. Если он претендует на роль авторитета, нравственно и интеллектуально развитого, то  должен обладать не только необходимыми знаниями и уметь методически правильно преподнести их детям, но и быть творческим человеком, обладать индивидуальным стилем педагогической деятельности, стараться достичь вершин педагогического мастерства.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, словом можно убить или оживить, ранить,…посеять смятение и безнадежность. Рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и заронить неверие. Вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».

Дети впечатлительны, поэтому возникает проблема активизации воздействия на них эмоциональной речи, что способствует развитию воображения, творчества, эстетического чутья.

Обеспечивая таким образом языковое развитие детей, педагог создает условия для их интеллектуального, эмоционального, нравственного развития и готовит их к активному, деятельному участию в жизни общества.

Исходным моментом в формировании речевой культуры детей является речь самого учителя. М.А. Рыбникова подчеркивает: «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся».

Следовательно, внимание к образцовой речи, какой и должна являться речь педагога, поможет сформировать у воспитанников языковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в совершенствовании ее, поможет им осознать основные правила речевого поведения.

 

Культура речи педагога имеет ряд качеств, отличающих ее от бытовой. Она должна звучать фонетически чисто, литературно правильно, быть действенной.

Произношение в педагогической речи является не только ее внешней формой, но также важным выразительным средством. Поэтому важнейшей задачей курса является выработка у студентов навыков профессионального владения словом.

 

Тема I. ОРФОЭПИЯ.

 

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному языку произношение, которое признается образцовым. Речь учителя должна быть образцовой по произношению. Для этого нужно усвоить нормы общепринятого литературного произношения.

Эти нормы, сложившиеся еще в XIX веке в результате тщательного изучения и отбора, вобрали в себя все лучшее и характерное для русского языка.

Современная русская орфоэпия (название происходит от греческого ώρφος – правильный и έπος – речь) складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. В нашей стране очень много областных диалектов и говоров, которые иногда могут использоваться лишь как речевая характеристика образа.

Студентам необходимо выучить основные нормы произношения и знать, как ими пользоваться.

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении, так как ударение может находиться на любом слоге, например:

д`омик, гот`овит, принесл`а и т. д.

Разные ударные слоги меняют смысл:

мук`а – м`ука, зам`ок – з`амок.

В каждом слове русского языка есть один ударный слог (с ударной гласной), без которого слово в произношении не имеет законченной формы. Характерность речи проявляется в широких распевных гласных звуках.

Для правильного произношения безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.

Есть ряд правил произношения неударных гласных:

1. Неударный звук [ О ] в начале слова и в предударном слоге произносится как [ Λ ]:

отнимать – [Λ] тнимать, топор – т [Λ] пор.

2. «О» неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся непосредственно после ударного, звучит как промежуточный (редуцированный) звук, средний между [ А ] и [ Ы ].

Он обозначается знаком Ъ:

подворотня – п [Ъ]дв[Λ] ротня;

изморозь – изм [Ъ] р [Ъ] зь;

волос – вол [Ъ] с).

3. Неударный звук [ А ] в начале слова и в безударном слоге, стоящем непосредственно перед ударным, произносится как короткий «А»:

артист – [А] ртист, сады – с [А] ды.

4. Неударный звук [ А ] после Ж,Ш произносится как А:

жараж [А] ра, шаги – ш [А] ги, шары – ш [А] ры.

5. Безударные гласные звуки [ У ], [ Ы ] в произношении не заменяются другими звуками, но теряют свою долготу.

6. Гласный звук [ И ] в начале слова переходит в [ Ы ], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:

с интересом – с [Ы] нтересом

так и знайтак [Ы] знай.

Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [ И ] остается без изменений:

я слушаю с / интересом мороз и солнце.

7. Безударные гласные «Е», «Я» в произношении звучат как средний звук между И и Э, который обозначается знаком И:

рябина – р [И] бина, веснав [И] сна.

8. Звук [ Е ] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [ Е ] звучит широко, открыто, перед мягкими – закрыто, узко:

Е -широкое: м [Е] л, п [Е] л, св [Е] т;

Е -закрытое: п [Е] ли, св [Е] тит).

9. Сочетания АО, ОА, АА, ОО произносятся одинаково как [ АА ]:

на окне – н [АА] кне

по-армейскип [АА] рмейски

на арке – н [АА] рке

однообразный – одн [АА] бразный.

10.А и О в сочетании с У (АУ, ОУ), стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным звуком [ А ],но никогда не переходят в звук [ У ]:

наугад – н [Ъ] угад по углам – п [Ъ] углам.

11. Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ, ИИ:

старыестар [ЫИ], белые – бел [ЫИ]

летние – летн [ИИ], синие – син [ИИ].

12. Окончания прилагательных – ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ произносятся как –Г [Ъ] Й, - К [Ъ] Й, - Х [Ъ] Й:

долгий – долг [Ъ] й, широкийширок [Ъ] й

тихийтих [Ъ] й.

Произношение слов отличается от написания:

Андреевна – Андревна, Николаевна – Николавна;

Ивановна – Иванна, Александровна – Алексанна;

Лукинична – Лукинишна и т. п.

Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем написано:

Мария Ивановна – Марь Иванна

Павел Павлович – Пал Палыч.

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

 

1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие:

морковь – моркофь, морковка – моркофка;

воз – вос, глазки – гласки, ход – хот;

кадка – катка, друг – друк.

2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:

сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых.

Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким:

с молодой, с ролью, с лимоном

с вами, с Ниной.

3. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ:

расшумелся – раШШумелся, из шубы - иШШубы.

4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:

позже – поЖЬЖе, приезжий – приеЖЬЖий

дрожжи – дроЖЬЖи, визжать – виЖЬЖать

брюзжать – брюЖЬЖать.

5. В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:

Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк.

6. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ:

счет – ЩЩет, счастье – Щщастье

возчик – воЩЩик, без чаю – биЩЩаю.

7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч:

наладчик – налаЧЧик, отчаяние – оЧЧаянье.

8. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц:

тридцать - триЦЦать, отца – оЦЦа.

9. Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко:

щука – щюка, чай – чяй.

10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц:

городской – гороЦкой, советский – совеЦкий.

11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН, так как ШН остается в словах живого разговорного языка:

скучно – скуШНо, нарочно – нароШНо

булочная – булоШНая, пустячный – пустяШНый

яичница–яиШНица.

В учебниках студентам необходимо ознакомиться с более подробным изложением правил произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний в современном русском литературном языке.

Они должны усваивать нормы произношения не только в процессе занятий, но и в практике бытовой речи, которую нужно контролировать.

Надо научиться слушать речь окружающих людей, сравнивать произношение, следить за речью мастеров сцены, прослушивать грамзаписи выступлений чтецов, артистов, слушать дикторов радио и телевидения.

Хорошо тренировать правила произношения в громких читках, переписывать отрывки в их орфоэпическом написании – все это дает возможность закрепить правила.

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.

Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.

 

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Гласных звуков 6:

[И], [Э], [А], [О], [У], [Ы].

Из этих звуков составьте таблицу, которая будет взята за основу тренировки:

И – Е, И – Э, И – Э;

Э – А, Э – А, Э – А;

А – О, А – О, А – О.

У – Ы, У – Ы, У – Ы;

О – У, О – У, О – У;

Это упражнение можно комбинировать по-разному, изменяя порядок и последовательность гласных, а затем и согласных звуков.

Для тренировки внимания рекомендуется добиваться различных акцентов:

И – Э – А – О – У – Ы

Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;

И – Э – А – О- У – Ы

Под ударением второй звук и т. д.

 

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ Е, Я, Ё, Ю.

Эти звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной: Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У.

Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.

Например:

И–ЙИ, Э–Е, А–Я, О–Ё, У-Ю.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки более трудны для произношения. Они придают речи четкость, выразительность, помогают формировать слова.

При произношении гласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.

При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.

Согласные звуки бывают звонкими, в их произношении участвует голос:

[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З],

[Л], [М], [Н], [Р].

Звуки [М], [Н], [Л], [Р] называют еще сонорными, так как у них нет парных глухих.

При произношении глухих согласных звуков голос не участвует:

[П], [Ф], [К], [Т],

[Ш], [Щ], [Ч], [Ц].

Звуки [Ц], [Ч], [Щ] – сложные, они называются аффрикатами (слитными).

Например:

звук [ Ч ] артикулируется из «ТЬ» и «ШЬ»;

звук [ Щ ] артикулируется из «ШЬ» и «ШЬ».

Звуки [ С] и [З] – свистящие;

звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ] – шипящие.

Пример упражнений на согласные звуки.

Звук [ П ] - глухой, звук [ Б ] - звонкий.

1. Чередовать: П, Б (несколько раз).

ПИ – ПЭ – ПА – ПО – ПУ – ПЫ.

БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ.

ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО.

БЕ – БЯ – БЕ – БО.

Введение в курс «Практикум по выразительному чтению»

Проблема профессиональной подготовки воспитателя, педагога приобретает в настоящее время особую значимость, актуальность.

Уровень современных требований, предъявляемых к профессионалам в любой области, в том числе к творческой деятельности учителя, очень велик.

Педагог, который выходит к детям, должен быть мастером своего дела. Если он претендует на роль авторитета, нравственно и интеллектуально развитого, то  должен обладать не только необходимыми знаниями и уметь методически правильно преподнести их детям, но и быть творческим человеком, обладать индивидуальным стилем педагогической деятельности, стараться достичь вершин педагогического мастерства.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, словом можно убить или оживить, ранить,…посеять смятение и безнадежность. Рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и заронить неверие. Вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».

Дети впечатлительны, поэтому возникает проблема активизации воздействия на них эмоциональной речи, что способствует развитию воображения, творчества, эстетического чутья.

Обеспечивая таким образом языковое развитие детей, педагог создает условия для их интеллектуального, эмоционального, нравственного развития и готовит их к активному, деятельному участию в жизни общества.

Исходным моментом в формировании речевой культуры детей является речь самого учителя. М.А. Рыбникова подчеркивает: «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся».

Следовательно, внимание к образцовой речи, какой и должна являться речь педагога, поможет сформировать у воспитанников языковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в совершенствовании ее, поможет им осознать основные правила речевого поведения.

 

Культура речи педагога имеет ряд качеств, отличающих ее от бытовой. Она должна звучать фонетически чисто, литературно правильно, быть действенной.

Произношение в педагогической речи является не только ее внешней формой, но также важным выразительным средством. Поэтому важнейшей задачей курса является выработка у студентов навыков профессионального владения словом.

 

Тема I. ОРФОЭПИЯ.

 

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному языку произношение, которое признается образцовым. Речь учителя должна быть образцовой по произношению. Для этого нужно усвоить нормы общепринятого литературного произношения.

Эти нормы, сложившиеся еще в XIX веке в результате тщательного изучения и отбора, вобрали в себя все лучшее и характерное для русского языка.

Современная русская орфоэпия (название происходит от греческого ώρφος – правильный и έπος – речь) складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. В нашей стране очень много областных диалектов и говоров, которые иногда могут использоваться лишь как речевая характеристика образа.

Студентам необходимо выучить основные нормы произношения и знать, как ими пользоваться.

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении, так как ударение может находиться на любом слоге, например:

д`омик, гот`овит, принесл`а и т. д.

Разные ударные слоги меняют смысл:

мук`а – м`ука, зам`ок – з`амок.

В каждом слове русского языка есть один ударный слог (с ударной гласной), без которого слово в произношении не имеет законченной формы. Характерность речи проявляется в широких распевных гласных звуках.

Для правильного произношения безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.

Есть ряд правил произношения неударных гласных:

1. Неударный звук [ О ] в начале слова и в предударном слоге произносится как [ Λ ]:

отнимать – [Λ] тнимать, топор – т [Λ] пор.

2. «О» неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся непосредственно после ударного, звучит как промежуточный (редуцированный) звук, средний между [ А ] и [ Ы ].

Он обозначается знаком Ъ:

подворотня – п [Ъ]дв[Λ] ротня;

изморозь – изм [Ъ] р [Ъ] зь;

волос – вол [Ъ] с).

3. Неударный звук [ А ] в начале слова и в безударном слоге, стоящем непосредственно перед ударным, произносится как короткий «А»:

артист – [А] ртист, сады – с [А] ды.

4. Неударный звук [ А ] после Ж,Ш произносится как А:

жараж [А] ра, шаги – ш [А] ги, шары – ш [А] ры.

5. Безударные гласные звуки [ У ], [ Ы ] в произношении не заменяются другими звуками, но теряют свою долготу.

6. Гласный звук [ И ] в начале слова переходит в [ Ы ], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:

с интересом – с [Ы] нтересом

так и знайтак [Ы] знай.

Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [ И ] остается без изменений:

я слушаю с / интересом мороз и солнце.

7. Безударные гласные «Е», «Я» в произношении звучат как средний звук между И и Э, который обозначается знаком И:

рябина – р [И] бина, веснав [И] сна.

8. Звук [ Е ] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [ Е ] звучит широко, открыто, перед мягкими – закрыто, узко:

Е -широкое: м [Е] л, п [Е] л, св [Е] т;

Е -закрытое: п [Е] ли, св [Е] тит).

9. Сочетания АО, ОА, АА, ОО произносятся одинаково как [ АА ]:

на окне – н [АА] кне

по-армейскип [АА] рмейски

на арке – н [АА] рке

однообразный – одн [АА] бразный.

10.А и О в сочетании с У (АУ, ОУ), стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным звуком [ А ],но никогда не переходят в звук [ У ]:

наугад – н [Ъ] угад по углам – п [Ъ] углам.

11. Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ, ИИ:

старыестар [ЫИ], белые – бел [ЫИ]

летние – летн [ИИ], синие – син [ИИ].

12. Окончания прилагательных – ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ произносятся как –Г [Ъ] Й, - К [Ъ] Й, - Х [Ъ] Й:

долгий – долг [Ъ] й, широкийширок [Ъ] й

тихийтих [Ъ] й.

Произношение слов отличается от написания:

Андреевна – Андревна, Николаевна – Николавна;

Ивановна – Иванна, Александровна – Алексанна;

Лукинична – Лукинишна и т. п.

Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем написано:

Мария Ивановна – Марь Иванна

Павел Павлович – Пал Палыч.

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

 

1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие:

морковь – моркофь, морковка – моркофка;

воз – вос, глазки – гласки, ход – хот;

кадка – катка, друг – друк.

2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:

сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых.

Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким:

с молодой, с ролью, с лимоном

с вами, с Ниной.

3. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ:

расшумелся – раШШумелся, из шубы - иШШубы.

4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:

позже – поЖЬЖе, приезжий – приеЖЬЖий

дрожжи – дроЖЬЖи, визжать – виЖЬЖать

брюзжать – брюЖЬЖать.

5. В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:

Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк.

6. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ:

счет – ЩЩет, счастье – Щщастье

возчик – воЩЩик, без чаю – биЩЩаю.

7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч:

наладчик – налаЧЧик, отчаяние – оЧЧаянье.

8. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц:

тридцать - триЦЦать, отца – оЦЦа.

9. Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко:

щука – щюка, чай – чяй.

10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц:

городской – гороЦкой, советский – совеЦкий.

11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН, так как ШН остается в словах живого разговорного языка:

скучно – скуШНо, нарочно – нароШНо

булочная – булоШНая, пустячный – пустяШНый

яичница–яиШНица.

В учебниках студентам необходимо ознакомиться с более подробным изложением правил произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний в современном русском литературном языке.

Они должны усваивать нормы произношения не только в процессе занятий, но и в практике бытовой речи, которую нужно контролировать.

Надо научиться слушать речь окружающих людей, сравнивать произношение, следить за речью мастеров сцены, прослушивать грамзаписи выступлений чтецов, артистов, слушать дикторов радио и телевидения.

Хорошо тренировать правила произношения в громких читках, переписывать отрывки в их орфоэпическом написании – все это дает возможность закрепить правила.

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.

Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.