Здание городской богадельни                                                            и первой городской амбулатории — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Здание городской богадельни                                                            и первой городской амбулатории

2022-02-10 56
Здание городской богадельни                                                            и первой городской амбулатории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Заречье. Панорамный вид. Фото конца 19 века

 Часть города Вологды, исторически сложившаяся на левом берегу одноимённой реки, принято называть Заречьем. Активно застраиваться зареченский посад начал только в 17 веке. В самом начале посад обустраивался исключительно деревянными строениями. Однако вскоре начали интенсивно возводиться и каменные дома, а также приусадебные и хозяйственные постройки, храмы и общественные сооружения. В 18 веке на берегу реки стали строится дворянские усадьбы.  Была освоена территория между набережной и Калашной улицей, а также начала заселяться территория севернее неё. Постепенно разрастаясь, зареченский район становится одним из самых престижных в Вологде. Дворянские усадьбы, как правило, окружались крестьянскими, мещанскими и другими домами. Зареченский посад формировался довольно активно. Особенно интенсивно застраивалась набережная реки Вологды, приобретая парадный облик и становясь «лицом Заречья», образуя целостный и гармоничный ансамбль каменных храмов и особняков дворянского и купеческого сословия. В 19 веке гражданские постройки уходят ещё севернее от реки – вглубь Заречья. Именно в это время появляются деревянные дома, которые и сейчас поражают остатками своей былой красоты. К началу 20 века зареченский район с востока и северо-востока ограничивался современной улицей Горького. На север же территория Заречья тянулась узкой полосой между рекой Вологдой и современной улицей Чернышевского, простираясь до современной улицы  Карла Маркса, где долгое время находилась Архангельская застава. С правобережной частью Вологды Заречье соединяли два моста, Соборный и Красный. (В 1901 году взамен соборному мосту был построен в створе Большой Архангельской улицы (ул. Чернышевского) деревянный мост, названный вологжанами «Новым мостом»).

Заречье. Панорамный вид. Фото 1980-х годов

В зареченской части города ярко проявилось характерное для Старой Вологды сочетание сельского и городского пейзажа, насыщенного памятниками русского деревянного зодчества.

 

 О ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Деревянное зодчество, впитавшее в себя многовековой опыт народа, воплотило в себе единство понятий пользы и красоты, – того сплава, который делает архитектуру искусством.

На Руси города до 17 в. оставались в  основном деревянными.

С конца 19 века в строительную практику, входят архитек-

турные формы русского классицизма, нашедшего отражение и в деревянном зодчестве. Это, конечно, коснулось и Вологды.

Чтобы, прогуливаясь по Заречью, осмысленнее  воспринять особенности деревянного зодчества нам следует обратиться к его азам. Что мы сейчас и сделаем.                        

Основным мерилом, или модулем, деревянной архитектуры является бревно нормальной длины. При строительстве дома брёвна связываются между собой в основном двумя способами врубок – в «обло» и «в лапу». Врубка «в обло» является наибо- лее старым способом. Могучие округлые формы брёвен с их выступающими на углах торцами придавали особый колорит деревянной застройке времени классицизма. Способ врубки «в лапу» (без выступающих торцов) сложнее, но конструктивно прочнее. При выполнении работ по формированию каркаса дома венцы накладываются один на другой, и в результате образуется сруб. При  строительстве зданий больших размеров несколько срубов соединяются друг с другом в определённом порядке. Довольно часто строились дома с мезонинами, что позволяло увеличить полезную площадь дома без нарушения строительного устава.

Русский деревянный дом часто, особенно на Севере (в т.ч. и в Вологде), дополнялся разного рода элементами архитектур- ного декора, в том числе резьбой наличников окон, ставень, карнизов, фризов, лопаток, ворот и других элементов. Также украшались резьбой балконы. Обшитые тёсом дома нередко  дополнялись пилястрами по их углам и фасаду. Для украшения выносной плиты карнизов часто применялись прямоугольные модульоны. Над окнами дома помещались простой формы сандрики. Окна второго этажа часто делались большими по сравнению с проёмами первого этажа. В двухэтажных домах, обшитых тёсом, в ряде случаев выносились межэтажные тяги. Уличный фасад домов завершался обычно двухскатной крышей, образовывавшей вместе со стеной дома треугольный фронтон с углублённым тимпаном. Неотъемлемой частью ансамблей деревянной застройки являются  ворота и заборы.  К

сожалению, они оказались наиболее подверженными утратам

элементами деревянного зодчества. Начисто исчезли с улиц и деревянные тротуары. Без этого сейчас трудно представить облик старой Вологды. Однако мы попытаемся это сделать.

 

СТАРЫЕ ЗАРЕЧЕНСКИЕ УЛИЦЫ

Можно разделить улицы Заречья на две группы: те, которые, условно, пролегают в направлении запад – восток, а также те,     которые простираются в направлении с юга на север. Приведённые ниже названия улиц указаны в соответствии с их расположением на карте Заречья именно в таком порядке. Исключение составляет набережная 6-й Армии, уникальная по длине улица, которая повторяет линию извивающейся реки Вологды.               

Набережная 6-й Армии  (сведённые воедино бывшие набереж- ные: Пустынская, Леонтьевская, Сретенская, Златоустинская, Дмит- риевская, Никольская, Фрязиновская).     

Улица Гоголя (бывшая ул. Калашная).

Улица Горького (бывшая ул. Подлесная).

Переулок Кривой – (бывший пер. Еремеевский).

Улица Некрасова (бывшая ул. Антипьевская).

Улица Карла Маркса (бывшая  ул. Заболотная).

Улица Трудовая (бывший пер. Тюремный)

Улица Лаврова (бывшая ул. Предтеченская 2-я).  

Улица Варенцовой (бывшая ул. Багровская).   

Улица Николая Рубцова (бывшая ул. Мостовая).

Улица Энгельса (бывшая ул. Златоустинская).

Улица Чернышевского (бывшая ул. Б. Архангельская).

Шоссе Старое (бывшее шоссе Архангельское).

Улица Комсомольская (бывшая ул. Дмитриевская).

Улица Добролюбова (бывшая ул. Никольская).

Улица Самойло (бывшая ул. Большая Сибирская).

Улица Саммера (бывшая ул. Кленовая).

Улица Прокатова (бывшая ул. Фрязиновская 2-я).

Улица Гиляровского (бывшая ул. Фрязиновская 1-я).

Улица Пугачёва (бывшая ул. 1-я Андреевская).

Улица Разина (бывшая ул. 2-я Андреевская).

НАБЕРЕЖНАЯ 6-й АРМИИ

Левобережная набережная реки Вологды простирается с Севера на Юг в зареченской части города и является его самой длинной улицей, носящей название «Набережная 6-й Армии». Но далеко не всегда, эта набережная представляла собой единое уличное образование. Вся набережная до 1918 года делилась на несколько частей. Каждая из частей носила название, аналогичное имени той церкви, которая располагалась на соответствующем участке набережной. Порядок расположения этих улиц был следующим.   1. Самая северная часть набережной до современной улицы Трудовой, на которой расположено СИЗО (раньше известное как Архангельская тюрьма) имела название –   Пустынская набережная (от названия бывшей Дюдиковой пустыни, или монастыря,  ранее размещавшегося  на этом месте).   2. От улицы Трудовой до современной улицы Гоголя – Леонтьевская набережная. Название – по церкви святителя. Леонтия Ростовского. 3. От улицы Гоголя до улицы Варенцовой – Сретенская набережная. Название – по церкви  Сретения  Господня 4. От  церкви Сретения Господня до улицы Чернышевского – Златоустинская набережная.   Название – по церкви Иоанна Златоуста. 5. От улицы Чернышевского до улицы Добролюбова – Дмитриевская набережная. Название – по церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке 6. От улицы  Добролюбова до улицы Прокатова – Никольская набережная. Название – по церкви Николы во                             Владычной слободе 7. От улицы Прокатова до южной городской границы – Фрязиновская набережная. Название – по Фрязиновской церкви, или церкви святого Андрея Первозванного.

Семь названных выше улиц просуществовали в таком составе до 16 октября 1918 года, когда было произведено объединение четырёх из них, а именно – Златоустинской, Дмитриевской, Никольской и Фрязиновской в одну улицу, – Краснофлотскую набережную. 9 мая 1936 года, произвели слияние вместе ещё трёх набережных: Пустынской, Леонтьевской и Сретенской, образовав единую улицу – Красноармейскую набережную. Однако этим дело вовсе не ограничилось. В1959 году Красноармейская и Краснофлотская набережные объединились, образовав Армейскую набережную.

Набережная 6-й Армии

Красивые поросшие зеленью берега реки с отражающимися

в ней храмами, и дома, перемежающиеся устремлёнными в высоту стройными церквями, оказывали и до сих пор ещё продолжают оказывать на нас неотразимое впечатление. Таким открывается перед нами Заречье при взгляде с правого берега реки Вологды на его лицевую часть – набережную 6-й Армии.

  Дальше мы не будем касаться набережной: тема прогулки по ней довольно подробно освещена мною (составителем) в изданной в 2021 году книжке «Вологодская старина: прогулка по городу. Набережная 6-й Армии».

 

УЛИЦА ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Это одна из главных магистралей города. От неё брал начало Архангельский тракт, по которому шли  обозы на Кириллов, Каргополь и Архангельск. Связь с правобережьем Вологды осуществлялась  через  Соборный мост с выходом на улицу

Мостовую, далее – на улицу Златоустинскую, а затем на улицу

Большую Архангельскую. С возведением в 1901 году Нового моста, в створе Большой Архангельской улицы, межбереговая связь  значительно  упростилась.  В 1931 году  был построен на

  Улица Большая Архангельская (ул. Чернышевского)

Улица Б. Архангельская (ул. Чернышевского, 11 и 13). Разлив реки.               

Фото начала 20 века

месте этого моста – Октябрьский мост. Вологжане продолжали долго ещё по традиции называть его Новым. Поскольку этот мост был значительно выше прежнего, потребовалась земляная насыпь для подъезда с улицы Чернышевского и с набережной. Эти работы продолжались до 1937 года. До перестройки моста в период весеннего половодья Большая Архангельская улица затоплялась до Калашной улицы вешними водами.

Сталинский сквер, перекрёсток улиц Чернышевского и Калашной (Гоголя).   Фото 1954 года

В дореволюционное время на Б. Архангельской поселялись и проживали купечество, служащие, ремесленники, мастеровые и мещане. Из купеческого сословия более известными были: Красильников – бакалейная и мясная торговля; Бахмалин – то же самое; Тухватулин – бакалейная и фруктовая торговля; Черноглазов – хлебопекарня и торговля хлебом; Бородин – пивная торговля; Фишер – булочная и кондитерская торговля; Буткин – бакалейная торговля; Набдзерский и Зарнов – аптекарский магазин; Суконщиков – торговля мясом; Коньков – торговля войлочными товарами. Среди же ремесленников выделялись: Копылов – каретно-кузнечная мастерская; Касин – жестяночная мастерская; Кобылкин – портновская мастер- ская. Сама же улица была мало благоустроенной. Водопровод по ней был проложен только в 1910 году, электроосвещение организовали ещё позднее, –  в 1915 году. Дорога улицы была вымощена булыжником, который заменили на асфальтовое покрытие только в 1952 году. Большую Архангельскую улицу переименовали в улицу Чернышевского в 1918 году.

 

Перекрёсток улиц Чернышевского и Калашной (Гоголя).  

Фото 1950 года

Вот таковой, в общих чертах, представилась нам улица Чер- нышевского в прошлом. Теперь можно пройтись по ней от самого моста и до Красных казарм, и ознакомиться поближе с её дошедшими до нас архитектурными памятниками, а также – с некоторыми утраченными памятниками, представляя их мысленно, стоящими на своих прежних местах. Итак.

Каменное трехэтажное здание епархиального женского училища. Почтовый адрес его значится по набережной. О нём рассказано в упоминаемой выше книге «Вологда: прогулки по городу. Набережная 6-й Армии». Повторяться не буду. Скажу только, что построено здание было духовным ведомством в 1882–1887 годах. Оно строилось как общежитие для воспитан- ников духовных заведений. Позднее его перепрофилировали.

Епархиальное женское училище, ул. Чернышевского, 1

А вот, о доме купца В.Ф. Назарова я, конечно же, должен упомянуь: он полностью подпадает под тему нашей прогулки.  Сейчас дома этого нет на месте: его разобрали в 2018 году. Но  

это не помешает нам  вспомнить его историю.

Дом купца В.Ф. Назарова (1906), ул. Чершышевского, 2                                                                                                                                                                

Этот деревянный обшитый тёсом двухэтажный дом с трех- арочным балконом, в элементах декора которого исполь- зовались штурвалы, был построен в 1906 году. Он представлял собой пример вологодской  школы деревянного зодчества: многоквартирной секционный дом, капитальная продольная стена которого разделяла здание на две половины; каждая половина являлась отдельной квартирой с самостоятельным входом.

                                                            

Балкон-лоджия  дома купца В.Ф. Назарова, ул. Чернышевского, 2

Главным украшением дома Назарова была угловая лоджия, богато декорированная резьбой, сочетающей пропильные и объёмные элементы. Завершающим штрихом в декоре дома являлся карниз с «выкружкой», выделенный подзором. 

(В 1978 году на экраны страны вышел фильм «Целуются зори» по пьесе вологжанина Василия Белова. Почти вся картина была снята в Вологде. В одной из сцен фильма дело происходило во дворе этого дома, названного «Домом со штурвалами»).

Стоит упомянуть о том, что в этом доме в 1921 – 1931 годах размещалась контора строительства Октябрьского моста.

В 1991году дом Назарова был включён в список памятников

архитектуры регионального значения.  Однако случился пожар

и остатки памятника разобрали, планируя в дальнейшем его воспроизводство.

Дом дворянина М.А. Зубова – огромное одноэтажное деревянное здание, построенное военным архитектором М.А. Зубовым. Родовой дом дворян Зубовых свидетельствовал о хорошем вкусе его хозяина-строителя, возведшего дом в стиле ампир с сочетанием его монументальной формы с богатым декором. Великолепен был и интерьер дома.

Дом  дворянина М. А. Зубова (1852), ул. Чернышевского, 10.                              (Дом не сохранился)

Дом Зубовых в Вологде превратился в музыкальный салон, т.к., выйдя в отставку в чине полковника, Михаил Алексеевич организовал хоровое общество, которым сам и руководил. Он часто собирал в большом стометровом зале своего дома целый хор (до 120 человек). Музыкальным было всё семейство М.А. Например, его племянник Н.В.Зубов является автором многих популярных романсов, сын был оперным певцом и т. п.  

После революции  в  доме Зубовых  размещалась библиотека

Братства  Всемилостивого Спаса.  Власти лояльно отнеслась  к

деятельности Братства и выдали «охранную грамоту» на дом.

Михаил Александрович Зубов (1810 – 1886) был личностью выдающейся – представителем старинного дворянского рода, корни которого уходили ещё в 13 век. М.А. принадлежал к вологодской линии рода, владевшей в Вологодской губернии родовым имением «Погорелово». Будучи военным инженером-строителем М.А.Зубов принимал участие в строительстве Тихвинской системы каналов, переустройством Вытегорского канала Мариинской системы. В Вологде по его проекту было построено большое каменное здание Присутственных мест (здание пединститута). В 1853 году М.А. вышел в отставку в чине полковника и отдался музыкально-образовательной дея- тельности. Умер М.А. Зубов в Вологде. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре. В память о нём остался портрет кисти выдающегося вологодского художника Платона Тюрина

   Михаил Алексеевич Зубов                Интерьер дома М. А. Зубова

Дом коллежского секретаря Ф.А. Копылова был построен в 1872–1874 гг. мещанином Г.А. Степановым в двухэтажном исполнении. При этом первый этаж был каменным, а второй – деревянным. Во дворе дома находилась построенная в одно с ним время недавно утраченная кирпичная кузнечно-каретная мастерская. В 1904 г. обе постройки перешли в собственность братьев К.А. и И.А. Копыловых, семьи которых жили  в доме до середины 1960-х. годов.

Дом  интересен  как образец  гражданского  зодчества второй 

половины 19 века. Главный фасад  дома, выходящий  на  улицу

Чернышевского, оборудован лоджией. Венчается здание кар-низом довольно большого выноса. На кровле, над главным фасадом, смонтировано под двускатной крышицей слуховое окно. До ремонта дома (в конце 20 века) его украшал богатый резной декор, утраченный при ремонте. Изменилось, далеко не в лучшую сторону, оформление лоджии; изменилась и плани-ровка внутреннего пространства дома. На приведённом ниже снимке видна украшающая фасад богатая пропильная резьба оконных наличников и трёхарочной лоджии. Углы дома были украшены резными пилястрами. Козырьки над входами укра- шенные резными тимпанами, опирались на фигурные кронш- тейны

Дом мещанина Ф.А. Копылова (1872 – 1874),  ул. Чернышевского, 11. Фото 1970-х годов

В 1991 году дом Копыловых был включён в список  памятни- ков архитектура регионального значения.

Дом мещанина Н.О. Трапезникова, построенный им в 1878 году в традициях классицизма, является типичным образцом застройки Вологды последней четверти 19 века. Решённый в строгих формах главный фасад дома с заглублёнными окнами,  украшен оконными наличниками с арочными завершениями, под которыми располагаются деревянные вставки в виде полу- солнц. Накладные пилястры украшают углы дома. Со стороны северного фасада к нему примыкает пристройка с входами в дом и в мезонин.

Дом мещанина Н.О. Трапезникова (1878), ул. Чернышевского, 13.                                     Фото начала 1990-х годов

 Сейчас дом Трапезника пребывает в руинированном состоя-нии.

  Одноэтажный деревянный дом Паздзерского был построен в 1910 году, а в 1913 году мещанин В.М. Воробьёв продал его некоему провизору В.А. Паздзерскому. Дом, выполненный в стиле модерн, имеет неповторимый вид, благодаря композици- оному решению и богатому декору фасадов. Очень эффектно выглядит и разнонаправленная обшивка главного фасада – в «ёлочку» и вертикальный руст. Стены здания завершаются широким резным фризом и карнизом большого выноса, опира- ющимся на фигурные кронштейны. Большие окна мансарды представлены в форме аттиков со сложными завершениями. Аттики украшены резьбой в виде характерных для модерна цветов. Интересно решено ограждение на крыше над главным фасадом. Украшено оно накладным резным декором в виде лир. Окна выполнены с дробной расстекловкой.

Дом провизора В.А. Паздзерского (1910),  ул. Чернышевского, 15.                    (С 2015 года – «Дом дяди Гиляя»)

Внутри дом разделен на две части: передняя часть состоит из двух залов, задняя (дворовая) – из трёх сообщающихся комнат и «чёрного» выхода. Изначальный центральный вход с улицы был переделан позднее в центральное окно. В доме, когда-то, по всей видимости, была лавка.

В конце 20 века дом Паздзерского был отреставрирован. В нём многие годы работала детская библиотека. С 2015 года – разместилась литературная резиденция «Дом дяди Гиляя».

Дом крестьянина А.П. Черноглазова, расположенный на углу улиц Чернышевского и Гоголя, был построен между 1854 и 1857 годами священником Иоанном Пинаевским. Затем дом неоднократно менял хозяев. В начале 20 века он принадлежал крестьянину А.П. Черноглазову. В 1914 году надстраиваемый вторым этажом деревянный дом перешёл в собственность В.А. Паздзерского, расширившего его и придавшего современный вид. С 1915 года в этом доме надолго разместилась аптека.

Декор здания напитан мотивами позднего классицизма и модерна. Его стены завершаются фризом с пропильной   резьбой и карнизом с резными подзорами. Дом оборудован входами с обоих уличных фасадов. Над угловым входом уст- роен балкон, опирающийся на кронштейны. Интерьер дома интересен тем, что в нём сохранились печи с рельефным декором. Входные двери дома украшены резными лилиями, в силе модерн. За ним  закрепилось название «Дом с лилиями».

Дом крестьянина А.П. Черноглазова (около 1855), («Дом с лилиями»),     ул. Чернышевского, 17 / ул. Гоголя, 64.    Фото 1960-х годов

В 2014 году дом получил статус памятника культурного нас- ледия регионального значения. В 2015 – 2017 годах проведена его реставрация на средства собственника – Г. П. Якимова.

Сейчас в доме располагается музей «Дом с лилиями», также магазин цветов и школа флористики.

Кинотеатр «Родина» был построен по типовому проекту, разработанному архитектором Зоей Осиповной Брод в 1950 г. Этот типовой проект был опубликован в первом выпуске еже- годника «Советская архитектура» (1951) вместе с проектами обладателями Сталинских премий.

Открыли кинотеатр 13 октября 1957 года. Первым на экране

нового кинотеатра зрители увидели фильм «Ленинградская симфония» в день открытия вечером в 19 часов.

Здание кинотеатра впечатляло своей красотой. Оно отнесено

к исторически ценным градообразующим объектам города.

Ранее на месте кинотеатра стоял двухэтажный деревянный дом, в котором размещалась бакалейная лавка Бахмалина, а рядом, в каменушке, шла торговля мясом. В непосредственно предшествующие строительству кинотеатра годы в этой каме-нушке продавали керосин. 

Кинотеатр «Родина», ул. Чернышевского, 23.                                                    Фото начала 1960-х годов

В начале 1990-х годов кинотеатр «Родина» был закрыт, и в его здании организовали культурный молодёжный центр с тем же названием – Родина. 25 декабря 1998 года открыли новый досуговый центр, в котором проводились дискотеки и рок-кон- церты. Сейчас здание пустует, состояние его плачевное.

Дом А.И. Гиляровского, отца широко известного писателя и журналиста («Короля репортёров») Владимира Гиляровского. В 1830-х гг.  на месте этого дома  был  построен  одноэтажный

деревянный дом и лавка.  В 1877 году дом перешёл в собствен-

ность коллежского асессора А.И. Гиляровского, который пере-строил его на двухэтажный где-то на рубеже 1870 – 1880-х гг. После его смерти (1892), дом по наследству перешёл к сыну, –В.А. Гиляровскому.

В 1893 году этот двухэтажный дом на четыре квартиры был им продан Я.Ф. Соколову, в чьём владении находился 20 лет с лишним. Дом представлял собой бревёнчатую конструкцию с перевязкой углов в «обло», без обшивки тёсом. К его каркасу примыкали пристройки с входами и с балконами над ними. Стены здания завершались украшенным резным фризом и под- зором сильно вынесенным карнизом с «выкружкой». Особенно привлекательным выглядел трехарочный балкон, украшенный

резьбой и балясинами. Он располагался над главным входом.

Дом А.И. Гиляровского (около 1880 года), ул. Чернышевского, 28.                                                             Фото 1976 года

В 1991 году дом Гиляровского был включён в список памят- ников истории и культуры регионального значения, но вскоре он сгорел.

Здание полицейского участка III с пожарной каланчой находится на углу улиц Чернышевского и Горького.

Вначале полицейские участки, а их в Вологде было три, раз-мещались в деревянных зданиях, однако к середине 19 века они сменяются на каменные. Сохранившееся до наших дней здание 3-го полицейского участка с каланчой обеспечивало по-жарную безопасность на территории Заречья.

Здание третьего полицейского участка с пожарной каланчой (1853),        ул. Чернышевского, 33 / ул. Горького

Пожарно-полицейский комплекс был построен по проекту губернского архитектора А.И. Иваницкого, с ориентировкой на поздний ампир. Одноэтажная часть каменного комплекса дополнена симметричными ризалитами с тамурами входов. В этих частях здания размещались караульные помещения и     несколько  камер  для  заключённых.  В августе 1914 года здесь

провела месяц под арестом Мария Ульянова, младшая сестра

 В.И. Ленина, сосланная в Вологодскую губернию в 1912 году.

Устремлённая ввысь пожарная каланча, прорезает здание по его центру. Слегка сужающаяся кверху квадратная каланча увенчивается смотровой площадкой с обходной галереей, с которой с высоты в 13,5 метров проводилось круглосуточное наблюдение, что позволяло своевременно обнаруживать очаги возгорания. В случае выявления их, немедленно выезжал конный обоз с лошадьми вороной масти. Определённая масть лошадей была обязательной для каждого участка. Здание 3-го полицейского участка с пожарной каланчой ярко выделяется среди окружающих его построек. Обращают на себя внимание рустованные фасады постройки с окнами, имеющими арочные завершения. Углы здания выделены рустованными пилястрами.

В советское время пожарная часть продолжала свою работу ещё довольно долго. Однако к концу 20 века строение пришло в ветхое состояние и использовать его стало невозможным.  С 1995 года здание является объектом культурного наследия федерального значения. В 1998 году на конкурсной основе оно было передано новому владельцу с условием возвращения строению исторического облика. Проект реконструкции был разработан вологодским архитектором В.А. Борисовским. Однако в 2015 году в здании случился пожар, а вскоре у него сменился собственник. Сейчас осуществляется его реставрация.

Дом чиновника М.А. Агаркова. Двухэтажный деревянный обшитый тёсом дом губернского секретаря М.А. Агаркова был построен в середине 19 века. Эклектическое по форме здание сочетает в декоре фасадов приёмы позднего классицизма и мотивы народного творчества. Трехчастная структура главного фасада здания выделена ризалитом небольшого выноса и укра-шена расположенной над окном трёхлопастной аркой с резным подзором. Дом опоясан подоконными тягами и рустованным межэтажным карнизом. Основным украшением дома являлось парадное   крыльцо  с  крытым  балконом,  орнаментированным 

пропильной резьбой. 

К 2010-м годам дом М.А. Агаркова находился в руинирован-

ном состоянии. В 2016 году он сгорел и, практически, утрачен.

 

Дом губернского секретаря М.А. Агаркова (сер. 19 века),

ул. Чернышевского, 35.   

Флигель при доме Агаркова (1906),                                                                                                                                     ул. Чернышевского, 37 / Кривой переулок, 1

Флигель при доме М.А. Агаркова, расположенный на углу улицы Чернышевского и Кривого переулка представляет собой жилой одноэтажный деревянный дом с трехсторонним мезони- ном. Он был построен в 1906 году как флигель при доме М.А. Агаркова. Большинство подобных построек, когда-то очень в Вологде распространённых, не сохранились до наших дней. Выразительность формы флигеля оказывает существенное влияние на пространственную организацию улицы. Дом с перевязкой углов «в лапу» обшит тёсом и установлен на кир- пичный фундамент. Парадное крыльцо здания расположено со стороны Кривого переулка, вдоль которого вытянут основной объём постройки.

Дом декорирован в традициях позднего классицизма. Карниз сильного выноса венчает здание. Обрамление окон выполнено простыми наличниками. Фронтон главного крыльца обшит с имитацией руста и украшен резными подзорами. Простенько оформленным фасадам дома был противопоставлен нарядный с ажурной кованой решёткой балкон, опирающийся на вычур- ные кронштейны. (Балкон был утрачен 1990-е годы).

Планировка первого этажа выполнена с анфиладой, вытяну-той вдоль переулка. Крытый двускатными кровлями мезонин включает две комнаты и прихожую.

В 1991 году дом отнесён к памятникам архитектуры регион- ального значения.

Дом дворянина И.А. Карпинского. Деревянный двухэтаж- ный жилой дом, построенный в первой половине 1880-х годов дворянином И.А. Карпинским. Дом интересен тем, что он является типичным образцом вологодского деревянного зодче- ства второй половины 19 века. Отличительной чертой такого дома является его двухквартирность и резная угловая лоджия над входами. Рассматриваемый нами дом был обшит тёсом, состоял из жилой части и двух объединённых пристроек для холодных сеней и лестниц. В дом можно было попасть с ули- цы и со двора. Первый и второй этажи были полностью друг от друга изолированными. Как и положено, над  парадным крыль-

цом главного фасада располагалась угловая лоджия, к тому же,

украшенная ещё и пятичастной аркадой. Архитектура здания, выдержанная в стиле позднего классицизма, сочеталась с про-пильной и объёмной резьбой народного стиля в декоративном оформлении фасадов.

 Дом дворянина Карпинского (1880-е), ул. Чернышевского, 42.

Фото 1976 года

Завершением здания являлся широкий карниз сильного выно- са с «выкружкой», украшенный «сухариками» и резным подзо- ром. Обращают на себя внимание рамочные наличники окон с объёмными резными сандриками. Над парадным входом был смонтирован массивный козырёк из кованого железа, опираю-щийся на ажурные кронштейны. Весьма нарядно выглядела декорированная лоджия, с удерживающими её столбами.

В 1991 году дом И. А. Карпинского был отнесён к памят- никам истории и культуры регионального значения. Однако в конце 1990-х годов он был разобран после пожара.

Здание ремесленного приюта былопостроено Вологодскимблаготворительным обществом в 1880 году для размещения в нём ремесленного приюта, в 1910 году преобразованного в «Школу ремесленных учеников имени Д.С. Пермякова».

Здание ремесленного приюта (1880), ул. Чернышевского, 54

Это двухэтажное деревянное здание, обшитое тёсом, имеет трехчастное оформление главного фасада – след от эпохи  классицизма. После проведённого ремонта дома, стали более выделенными поздние детали его отделки, выполненные в стиле эклектики. Это – украшенные  накладной  пропильной резьбой крупные наличники окон главного фасада, большие «сухарики» венчающего карниза и имитирующие руст наклад- ные доски на четырёх лопатках на главном фасаде дома.

Дом купца А. Д. Извощикова расположенна углу улиц Чернышевского и Некрасова. Этот одноэтажный дом является одним из наиболее интересных домов Вологды, исполненных в стиле модерн. Его южная часть – деревянная, а северная –      каменная. Деревянная часть, поставленная на кирпичный фун- дамент, обшита тёсом. Постройка выделяется угловым риза- литом с сильно вынесенным карнизом, поддерживаемым резными кронштейнами, пространство между которыми запол-нено пропильной резьбой с рисунком, характерным для модер-

низма. Этот стиль также нашёл отражение в исполнении фриза

и сандриков рамочных наличников. Весьма впечатляет балюст-рада над ризалитом, оснащённая крупными пышно декориро- ванными опорами, перекрытыми кровлями с листообразными элементами. Парадное крыльцо на восточном фасаде выполне-но как пилон, украшенный вверху накладной резьбой и увен-чанный двумя вазонами. Козырёк над входом поддерживается резными кронштейнами. Дом был построен в 1915 году.

  В 1991 году дом А.Д. Извощикова отнесён к памятникам архитектуры регионального значения. В 2017 – 2019 годах он отреставрирован на средства его собственника – предприни- мателя Г.П. Якимова. Реставрационные работы осуществляла компания «Вологодские реставраторы».

Дом купца А.Д. Извощикова (1915), ул. Чернышевского, 55.                                                                  

Дом помещика И.С. Груздева по своему внешнему виду на- поминает соседний дом № 54. Но построен он был помещиком  Груздевым значительно раньше, – во второй половине 1840-х годов. В 1876 году дом был куплен Вологодским благотвори- тельным обществом для размещения в нём ремесленного при-юта, но не на долго, т. к. через несколько лет для приюта был рядом построен новый дом (№ 54). В этом новом обшитом тёсом здании проявились элементы позднего классицизма. Так, центры главного и дворового фасадов выделены трехчастными окнами, отделкой фриза и крупным чердачным окном, поме-щённым в накрытую разорванным фронтоном конструкцию, похожую на мезонин. Отличительной чертой дома являются крупные наличники окон главного фасада с объёмной резьбой.

В 2019 году дом помещика Груздева вошёл в число объектов культурного наследия регионального значения. Сейчас он в стадии реставрации.

Дом помещика И.С. Груздева (2-я пол. 1840-х годов),                                    ул. Чернышевского, 56

Дом жилой

Дом жилой, ул. Чернышевского, 66

Этот  деревянный  двухэтажный  дом замечателен тем, что до

революции был последним жилым домом на улице Большой Архангельской (Чернышевского, 66). Располагался он на месте здания родильного дома № 2.

Здесь следует упомянуть ещё один деревянный двухэтажный дом, который назывался – «Дом сибиряка». Размещался он на месте  современного дома № 69. Он стоял одиноко на окраине города, за пределами Б. Архангельской улицы. Здание находи-лось в собственности М.И. Маркова, содержавшего земскую конную почтовую  станцию. Здесь, на выходе из города, распо- лагалась Архангельская  застава, а в 1903–1907 гг. размещался «Союз свободных каменщиков», созданный по предложению А.В. Луначарского. В доме устраивались встречи ссыльных революционеров, многие из которых тоже жили в Заречье.

 

УЛИЦА ГОГОЛЯ

Перекрёсток улиц Калашной (ул. Гоголя) и Чернышевского в 1950-е годы

На плане Вологды 14 – 15 веков в Заречье видны только нес- колько построек во Фрязинове. Позднее на левом берегу реки, во Владычной слободе, к-рая затапливалась вешними водами,

появилась Калашная  улица,  начинающаяся от реки и длящая-

ся до улицы Дмитриевской (ул. Комсомольская). Впоследс- твии она стала частью улицы Гоголя. Далее пролегала терри- тория Владычной слободы: от улицы Дмитриевской  до улицы Большой Сибирской (ул. Самойло). Владычной слободой тогда   называлась часть территории города с храмом Николая Чудо-  творца, принадлежавшая Архиерейскому дому (владыке). Население слободы было даже освобождено от налогов. В 1649 г. слобода была причислена к разряду государственных

До революции жилой фонд улицы Калашной и Владычной слободы состоял в основном из одноэтажных и двухэтажных деревянных жилых домов, не имевших


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.