ОЧП часто используются в речи как выразительные средства . — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

ОЧП часто используются в речи как выразительные средства .

2022-02-10 30
ОЧП часто используются в речи как выразительные средства . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прочитайте вслух два очень близких по смыслу предложения.

Каждый человек по-своему переживает радость, печаль, бодрость, усталость, восторг, отчаяние, любовь, ненависть.

Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть.

– Какое из них вы считаете более выразительным?
– Как вы считаете, чем достигается эта выразительность? (Парным соединением однородных членов)
– Скажите, чем являются эти однородные члены с лексической точки зрения? (Антонимами)

Вывод:  для достижения большей выразительности речи используются парное соединение однородных членов, которые по отношению друг к другу являются антонимами.

Наряду с этим при употреблении ОЧП  иногда допускаем  речевые ошибки.

 Послушайте предложение:

Некоторые птицы и дикие гуси с наступлением осени улетают на юг.
Можно ли считать это предложение выразительным, ведь в нем использованы однородные члены?

(Нет, так как в нем допущена речевая ошибка: объединены в один ряд видовое и родовое понятие «птицы и гуси»)


К сожалению, очень часто в речи встречаются подобные ошибки при употреблении однородных членов.
Ознакомьтесь с видами речевых ошибок и примерами к ним. Запишите в словарь, озаглавив «Виды речевых ошибок при ОЧП»

Нарушение единства основания деления:

Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве.

Объединение в одном ряду видовых и родовых понятий:

Медведи и животные леса зимой впадают в спячку.

Объединение в один ряд слов, неоднородных по своему значению:

Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе.

Повторение однозначных слов в качестве однородных членов:

Систематическое повторение материала дало мне крепкие и прочные знания по русскому языку.

Неправильное согласование в предложениях с однородными членами:

Наш сад, роща у дороги и лес оделся (вместо оделись) инеем.

Неверное управление при однородных членах:

Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор.

Неверное употребление союзов.

Дети, а тоже взрослые любят кататься на каруселях.

4. Закрепление изученного материала.

  Определите характер допущенных ошибок и исправьте предложения (устно!).

1) Если весной выйти вглубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.

3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

4) Я люблю читать многое: рассказы, повести, фантастику, романы, стихи.

5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу.

6) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки.

7) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием.

8) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры.

Проверьте себя:

1) Если весной выйти вглубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостно чирикают птицы.

2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, но и зимой.

3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей.

4) Я люблю читать многое: рассказы, повести, романы, стихи.

5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары: карандаши, бумагу.

6) Он потерял монету на покупку новых башмаков.

7) Мы любим фигурное катание и увлекаемся им.

8) Зимой в выходные дни я обычно читаю, и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и другие игры.

 

5.Домашнее задание.

Задание 1. Перепишите предложения и составьте к ним схемы:

И море, и небо, и белый песок — все радовало глаз.

Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы — зеленели приветливо и свежо.

Повсюду мох: и внизу и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

 

Задание 2. Придумайте предложения по схемам, запишите их. (Сначала перечерчиваем схему КАРАНДАШОМ! и рядом пишем предложение.)

Задание 3. Вставьте в предложения обобщающие слова, расставьте недостающие знаки препинания и запишите.

Ромашки колокольчики васильки эти луговые … заполонили лесную поляну.

Каких только домашних … я не видел в деревне лошадей коров свиней гусей уток!

Все... бабушка и дедушка брат сестра мама и папа радовались моим успехам.

 

ДЗ сфотографировать и выслать учителю ДО 18.00 СЕГОДНЯ!

 

Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой вывод сделали для себя?

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.