Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-02-10 | 53 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
При работе с детьми с общим недоразвитием речи я столкнулась с серьёзными проблемами в развитии физиологического и речевого дыхания у них: очень слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неумелое распределение дыхания по словам, торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, неравномерный толчкообразный выдох, слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя.
Практика показала, что формирование правильного дыхания легче и успешнее проходит и усваивается детьми в игре. В связи с этим была намечена работа по подбору и систематизации игр и упражнений на развитие речевого и физиологического дыхания.
Такого рода упражнения с удовольствием воспринимаются детьми, помогают создать действенную, положительную мотивацию к занятиям. В игре ребёнок более успешно решает «коррекционные задачи», сам не подразумевая этого. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует повышению эффективности работы над речевым дыханием.
Актуальность и перспективность опыта
Логопедическая практика показывает, что у большинства детей с общим недоразвитием речи оказывается не сформировано физиологическое и речевое дыхание. А с каждым годом только увеличивается количество детей с этим речевым нарушением.
А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма и самое главное для формирования правильной и красивой речи.
Неправильно речевое дыхание влечёт за собой мелодико-интонационные расстройства, нарушение звукопроизношения, а в дальнейшем и нарушения лексики, грамматики, фонематических процессов.
|
Существует немало методик по развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи, но они не всегда подходят в работе с детьми с общим недоразвитием речи, поэтому считаю необходимым систематизировать работу разных авторов по проблеме и адаптировать её к работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Для детей с общим недоразвитие речи представляет определённую трудность длительный и экономный выдох, что необходимо для нормальной речи, страдает просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность.
Правильное речевое дыхание является базой для развития не только правильной речи, но и:
- предотвращает ряд отклонений в соматической сфере;
- улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.
А здоровье подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому считаю, что внедрение в практику комплекса упражнений и игр по развитию речевого дыхания и воздушной струи важнейшее направление в деятельности учителя-логопеда.
Ведущая педагогическая идея опыта
Активное использование системы дыхательных игр и упражнений в различных режимных моментах и в семье позволит улучшить и ускорить процесс формирования правильного речевого дыхания у детей с ОНР.
Теоретическая база опыта
Научность вопроса
Возможности применения дыхательных упражнений для поддержания молодости организма, бодрости духа, работоспособности и здоровья содержатся в китайских энциклопедических книгах "Кунг - фу" (около 3000 лет до н. э.) и индийских книгах мудрости (Веды, 1800 лет до н. э.). Гиппократ (V - IV вв. до н. э.) по праву называемый отцом медицины, возводит в ранг признанных лечебных методов гимнастику, в том числе дыхательные упражнения. Авиценна (IX в. н.э.) в самых главных принципах лечения следует Гиппократу, высоко оценивает терапевтическое влияние дыхательных упражнений, считает, что с их помощью можно укрепить и оздоровить любой орган, организм человека в целом.
|
В конце XIX - начале XX столетия начинают развиваться профессии, специалистам которых нужна правильная постановка дыхания. Здесь речь идет о спортсменах, драматических актерах, учителях, лекторах. С этого времени дыхательные упражнения начинают применяться в педагогике: вокальные педагоги: Ф.Ф. Вит, отец и сын Гарсия; спортивный тренер Н.Г.Озолин.
В медицине, для лечения заболеваний внутренних органов, Петер Линг создает методику дыхательных упражнений, которая остается классикой лечебной физкультуры в наши дни. В 70 - 80 гг. XX в. широкое распространение в кругах сторонников нетрадиционной медицины получает "Парадоксальная дыхательная гимнастика" А.Н. Стрельниковой.
В логопедии существуют определенные методики, направленные на восстановление функции дыхания: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А.Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Понятие о речевом дыхании
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. В возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.
Что бы построить коррекционную работу по формированию правильного дыхания нужно чётко понимать разницу между речевым дыханием и функциональным.
|
Функциональное дыхание выполняет функцию газообмена в человеческом организме.
Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох — выдох — остановка. Сразу после нее наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое, вдох происходит через нос, выдох — через рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования; формирования речевых звуков, речевой мелодии..Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга.
Последовательность речевого дыхания – вдох, пауза, выдох.
Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (оно же диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания — груднобрюшной.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!