Тема занятия. Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности. Типология проектов. Методы империческог и теоретического исследования. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема занятия. Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности. Типология проектов. Методы империческог и теоретического исследования.

2022-02-10 30
Тема занятия. Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности. Типология проектов. Методы империческог и теоретического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретическое занятие

 

Общее и различное в проектной и исследовательской деятельности

Понятие «Индивидуальный проект» является общим для проектной или исследовательской деятельности. Следует различать понятия «учебный проект» и «учебное исследование».

Общими чертами как учебного проекта, так и учебного исследования можно считать:

- направленность на формирование (совершенствование) универсальных учебных действий (главное не результат, который получит обучающийся, а освоение видов деятельности для решения определенных задач, уровень достижения метапредметных результатов);

- возможность использования результатов деятельности для оценки сформированности метапредметных результатов;

- возможность использования одной деятельности для достижения другой (исследование может стать этапом учебного проекта, а проектирование определенных этапов – частью исследования);

- общность необходимых действий (целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов достижения цели, планирование, оформление результатов).

Вместе с тем, существует ряд признаков, отличающих учебный проект от учебного исследования:

 

Учебный проект Учебное исследование
Цель - реализация проектного замысла. Цель - понимание сущности, познание истины в отношении какого-либо объекта или явления; получение новых для обучающегося знаний (даже если эти знания уже известны науке).
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования; улучшение, совершенствование чего-либо. Проектирование как способ преобразования мира.   Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. Освоение норм исследовательской деятельности, формирование и развитие культуры исследовательского поведения как способа познания мира.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Отсутствие «продукта» - плохо Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Отрицательный результат есть тоже результат.

 

Следует учесть, что такая форма организации образовательной деятельности как реферат, не может считаться учебным проектом или учебным исследованием, поскольку предполагает работу с готовой информацией (сбор и представление информации по определенной теме). Реферат может быть частью исследования или проекта.

 

НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК ПРИНЕСТИ КЕЙС (проектную папку)

В нее уже вложить

Паспорт проекта (см. ниже)

Памятки

ДОРОЖНУЮ КАРТУ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА

Материалы, которые начали собирать

Проектная документация

Проектная папка

Проектная папка. Полная информация о проекте от начала его разработки до выхода проектного продукта содержится в проектной папке, в наполнении которой принимают участие все исполнители.

В состав проектной папки входят:

1. Паспорт и/или визитная карточка проекта.

2. Вся собранная информация по теме проекта.

3. Записи всех идей, гипотез и решений.

4. Результаты исследований и анализа в таблицах, графиках, диаграммах.

5. Эскизы, чертежи, наброски и другие рабочие материалы и черновики.

6. Материалы к презентации и др.

Визитная карточка проекта

Визитная карточка – это сущность проекта. В ней отражаются ключевые идеи проекта, начиная с целеполагания и вопросов, направляющих проект до планирования и ресурсов, обеспечивающих реализацию проекта.

Разработка портфолио проекта начинается и заканчивается разработкой визитной карточки… Этот документ «шлифуется», дорабатывается в течение всего проекта. И это, пожалуй, самый сложный для написания документ портфолио именно потому, что содержание визитной карточки не должно ограничиваться констатацией фактов, перечислением целей и задач; вопросов, направляющих проект; списком методик оценивания и перечнем дидактических материалов.

В хорошей визитной карточке: поставили цели проекта – обоснуйте, почему? Сформулировали вопросы, направляющие проект – покажите, как они связаны с результатами… Разработали дидактический материал – определите его значимость в ходе проектной деятельности. Разработаны шаблоны, в сети Internet имеются образцы визитных карточек.

Паспорт проекта

Паспорт проекта используется на презентации или защите, является своеобразным «удостоверением» проекта и содержит его основные характеристики

Структура паспорта:

Название проекта
Руководитель проекта ФИО
Учебная дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
Кто работал над проектом ФИО,
Тип проекта
Цель проекта
Задачи проекта 3-4 задачи (акцент на развивающие)
Вопросы проекта 3-4 важных проблемных вопроса по теме
Необходимое оборудование
Аннотация (актуальность, значимость на уровне колледжа, социума) ...
Предполагаемый продукт Форма защиты проекта
Этапы работы над проектом Узнать из разных источников … … Провести исследование… … Создать мультимедийную презентацию …

 

 «ПАМЯТКА

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.

2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

6. Составь план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);

4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

5.  Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

2.  Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

3.  Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта  
Руководитель (тьютор) проекта  
Тип проекта  
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту  
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта  
Необходимое оборудование  
Предполагаемые продукты проекта  
Сроки выполнения проекта  
   

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА

Деятельность по выполнению проекта Сроки выполнения Ожидаемый результат

Проблема

Почему выбрана именно эта тема?

Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему?

       

Цель и задачи проекта

Какова главная цель реализации проекта? Какие задачи необходимо решить для её достижения?

     

Гипотеза

Сформулируйте предположение о том, как изменится настоящее благодаря реализации Вашего проекта

     

Поиск информации

Всё ли у Вас есть для выполнения проекта?

Информация? Оборудование? Материалы для изготовления продукта?

Чего не хватает? Где это можно найти?

       

Продукт

Что Вы создадите, чтобы цель была достигнута?

Что Вы уже умеете делать? Чему придётся научиться?

     

Презентация

В каком виде лучше представить результаты своей работы?

     

Портфолио (папка проекта)

Соберите все необходимые материалы по созданию, реализации и презентации проекта

     

 

 

Теоретическое занятие

 

Тема занятия. Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности. Типология проектов. Методы империческог и теоретического исследования.

В соответствии с примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) приоритетными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: исследовательское, инженерное, прикладное, бизнес-проектирование, информационное, социальное, игровое, творческое.

Кроме того, исследовательские проекты могут иметь следующие направления: естественнонаучные исследования, исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например, в психологии, социологии), экономические, научно-технические исследования.

Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, четкой формулировки цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманного отбора методов исследования, спрогнозированных ожидаемых результатов.

Продуктом исследовательского проекта могут быть: брошюра, буклет, таблицы, графики, схемы и т.д. Хотя исследовательский проект и напоминает по форме научное исследование, при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической.

Работу с учебным исследованием можно представить в виде определенных этапов:

● постановка исследовательской проблемы;

● разработка гипотезы;

● проектирование способа проверки гипотезы;

● планирование проверки гипотезы;

● практическая реализация исследования;

● завершение исследования.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области, хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.

Практико-ориентированный /социальный проект - это довольно интересная форма проектов, в основе которых лежит сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике, направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения. Так как этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, то предполагается ознакомление участников проекта с собранной информацией, ее анализ и обобщение.

Этот вид проектов отличает строго обозначенный с самого начала продукт проектной деятельности, основанный на социальных интересах самих участников. Такие проекты требует тщательно выстроенной структуры всей деятельности участников с определением функций каждого из них. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы руководителя проектной деятельности и обучающихся, корректировка совместных и индивидуальных усилий, организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематическая внешняя оценка проекта.

Продукт практико-ориентированного проекта может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например, образовательное учреждение, район и т.д.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход и соответствующее оформление продукта проектной деятельности. Это могут быть газета, альманахи, театрализации, спектакли, праздники, творческие экспедиции, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.

Ролевой (игровой) проект наиболее сложен в разработке и реализации. Его структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Обычно такие проекты реализуются в три этапа:

- подготовительный этап (установочные беседы, подбор ролей для участников, изучение необходимых материалов, оформление и т. д.)

- активный этап (сама игра);

- итоговый этап (подведение итогов, фото-видеорепортажей, и т. п.)

Примером ролевого проекта в школе может служить сценарий и проведение «Дня самоуправления».

Результат игрового проекта либо намечается в начале его выполнения, либо вырисовывается в самом конце.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.