Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся внеявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся внеявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом

2022-10-05 26
Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся внеявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся внеявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом

Имам последователей Сунны и единой общины

Ахмад ибн Ханбаль

(164-241 г.х.)

 

Редакция: Сабри ибн Саляма Шахин

 

 

С именем Аллаха, Милостивейшего, Милующего!

Предисловие редактора

Хвала Аллаху, сказавшему:

«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь». («Преграды», 153)

«… и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет». («Румы», 31-32)

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения». («Семейство ‘Имрана», 105)

Я возношу свои молитвы за пророка и приветствую его – пророка милости и прямого руководства Мухаммада сына ‘Абдуллаха, сказавшего: «Поистине лучшее повествование – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – руководство Мухаммада. Худшими же деяниями являются новшества и всякое нововведение – есть заблуждение». (Муслим/867)

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за нее коренными зубами, и полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» (Ахмад 4/126; Абу Дауд/4607; ат-Тирмизи/ 2676; Ибн Абу ‘Асым в «Ас-Сунна»/54; аль-Хаким 1/97; Ибн Хиббан в «Аль-Мауарид»/102.Аль-Хаким подтвердил достоверность хадиса и аз-Захаби согласился с его оценкой. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший достоверный». Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Зыляль аль-Джанна»).

Да смилуется Аллах над имамом аль-Ауза’и, сказавшим: «Тебе надлежит следовать по следам предшественников, даже если тебя отвергнут из-за этого, и остерегаться мнений людей, даже если им удастся приукрасить их своими словами».

А также над ‘Имраном аль-Касыром за его слова: «Остерегайтесь споров и препирательств, а также людей, которые то и дело говорят: «Как ты думаешь?» да «Как ты считаешь?»

Да будет доволен Аллах ‘Умаром аль-Фаруком, сказавшим: «Появятся люди, которые будут спорить с вами при помощи неявных мест в Коране. Берите их Сунной, ибо последователи Сунны самые знающие люди о Книге Аллаха»…»

Итак,перед нами прославленный имам Сунныи самый знающий человек о ней, да помилует его Аллах, Ахмад ибн Ханбаль, который выступил против вольнодумцев и джахмитов, сбросивших со своих шей узду Ислама![1] Он написал ценнейшее послание, в котором раскритиковал и опроверг взгляды этих уклонившихся от истины заблудших. Имам Ахмад не явился с чем-то новым. Напротив, все его слова соответствуют тому, чего придерживались его предшественники из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователей, да будет доволен ими всеми Аллах.

Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя писал: «Ахмад ибн Ханбаль прославился своим предводительством в Сунне и стойкостью во времена репрессий отнюдь не из-за того, что явился с чем-то новым и выделился этим среди всех. Напротив, он изучил Сунну, которая была известна всем до его пришествия, стал призывать к ней и терпел гонения тех, кто хотел разлучить его с ней.Имамы, жившие до него, умерли прежде, чем наступили эти смутные времена.

Репрессии джахмитов, отрицавших божественные атрибуты, начались в первые годы третьего столетия, в эпоху правления аль-Маъмуна, затем его брата аль-Му’тасыма, а затем аль-Уасика. Джахмиты стали призывать людей к принятию взглядов Джахма ибн Сафуана и отрицанию божественных качеств Всевышнего Аллаха. Их учение представляло собой мазхаб, которому впоследствии стали следовать поздние рафидиты. Джахмитам удалось склонить на свою сторону некоторых обладателей власти, однако последователи Сунны и единой общины не согласились с их взглядами. Тогда джахмиты стали запугивать некоторых из них казнью, а некоторых заключили под стражу и подвергли физическому наказанию, продолжая склонять их к себе методом «кнута и пряника». Имам Ахмад ибн Ханбальбыл непоколебим и ничто из этого не могло повлиять на него. Дело дошло до того, что его бросили в темницу и держали тамв течение некоторого времени. Затем они вызвали своих единомышленников для дискуссий с ним, однако те, несмотря на то, что день за днем проводили в спорах с ним, так и не смогли привести ничего, что заставило бы его согласиться с их взглядами. Более того, имам Ахмад разъяснил им ошибочность и ложность аргументов, которые они приводили для обоснования своей позиции…

Ахмад и другие ученые из числа последователей Сунны и хадиса никогда не прекращали заявлять о несостоятельности и ложности учений рафидитов, хариджитов, кадаритов, джахмитов и мурджиитов, однако именно по причине репрессий каляму [2] удалось получить широкое распространение.

Аллах вознес степень имама Ахмада, благодаря которой он стал одним из предводителей Сунны и ее выдающейся личностью, за его заслуги на поприще обучения ей, ее открытого распространения, исследования ее текстов и разъяснения ее скрытых тайн». (См. «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийя» 2/201-202)

Шейх аль-Ислам также писал: «Известно, что большое число приверженцев нововведений являются лицемерами, впавшими в большое лицемерие, а те в свою очередьявляются неверными, которые окажутся на нижайшей ступени Ада. Больше всего таких людей среди рафидитов, джахмитов и подобных им лицемеров и вольнодумцев (зиндиков). Более того, основа этих нововведений исходит от тех лицемеров и вольнодумцев, которые унаследовали свои еретические взгляды от многобожников и сабейцев. Такие являются неверными в душе, а те из них, чье положение известно, являются также неверными и по факту». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/497)

Также он писал: «Что касается классификации губительных сект на виды, то по дошедшим до нас сведениям, самыми первыми кто стал делать это и говорить об их заблуждении, были прославленные имамы мусульман Йусуф ибн Асбат и ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак. Они сказали: «Основ всех нововведений четыре – и это рафидиты, хариджиты, кадариты и мурджииты». Ибн аль-Мубарака спросили: «А как же джахмиты?!» - и он ответил, что джахмиты вообще не относятся к общине Мухаммада. Также он часто говорил: «Поистине мы рассказываем друг другу о том, что говорят иудеи и христиане, однако мы не осмелимся даже произнести то, во что верят джахмиты».Этому последовала группа ученых из числа соратников имама Ахмада и других ученых, сказавших: «Джахмиты являются неверными и не входят в число семидесяти двух исламских сект, как не входят в них лицемеры-вольнодумцы, которые внешне являются мусульманами, а в душе скрывают свое неверие».

Другие ученые из числа соратников Ахмада и не только, сказали, что джахмиты входят в число семидесяти двух исламских сект, добавив в их лице пятую основу всех нововведений».

(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 3/350)

Также Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, писал: «Основа этих взглядов, а именно обессмысливание божественных качеств, унаследованаисключительно от учеников иудеев, многобожников и заблудших сабейцев. Первым в Исламе, от кого были зафиксированы эти взгляды (я имею в виду слова о том, что Пречистый и Всевышний Аллах, в действительности не находится над Своим троном, что слова Аллаха «…возвысился над троном…» означают «…овладел троном…» и т.п. утверждения) был Джа’д ибн Дирхам. Следующим, кто перенял эти взгляды от него, был Джахм ибн Сафуан, который стал открыто провозглашать их, после чего воззрения джахмитов стали приписываться ему. Говорят, что Джа’д взял свои убеждения от Абана ибн Сам’ана, Абан - от Талюта, а Талют от своего дяди по линии матери иудейского колдуна Лябида аль-А’сама, который в свое время навел порчу на пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 5/20)

Также он писал: «Общеизвестным из мазхаба имама Ахмада и всех имамов Сунны является постановление, что джахмитов, которые и были теми, кто лишал смысла божественные качества Милостивейшего Аллаха, необходимо считать неверными. Заявления джахмитов напрямую противоречили тому, с чем явились посланники Аллаха и Его Писание. По сути, их слова представляли собой отрицание Господа-Создателя, а также того, что Он сообщил о Себе устами Своих посланников. Именно поэтому ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: «Поистине мы рассказываем друг другу о том, что говорят иудеи и христиане, однако мы не осмелимся даже произнести то, во что верят джахмиты». Многие имамы говорили, что джахмиты являются неверными больше чем иудеи и христиане, а потому обвиняли в неверии всякого, кто утверждал, что Коран сотворен, что Аллах не будет узрен в Последней жизни, что Аллах не над Троном, что Аллах не обладает такими качествами как знание, мощь, милость, гнев и т.п.»

(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/486-487)

Ученики имама:

Количество учеников имама Ахмада не поддается счету, поэтому ограничимся лишь наиболее известными и выдающимися из них, и это:

· Аль-Бухари;

· Муслим;

· Абу Дауд;

· Ат-Тирмизи;

· Ан-Насаи.

 

Гонения имама во время смуты заявлявших о сотворенности Корана:

За приверженность своим убеждениям и непреклонность перед лицом смутьянов Имам Ахмад, да помилует его Аллах, подвергся невиданному террору и репрессиям со стороны раскольников и перенес всевозможные виды наказаний от их рук.

Первым из правителей, кто стал призывать своих подданных к вере в сотворенность Корана, стал аббасидский халиф аль-Маъмун. Однако, по воле Аллаха, аль-Маъмун умер, так и не успев встретиться с имамом для проведения прений по этому вопросу. Когда же на престол взошел аль-Му’тасым, имама Ахмада бросили в заточение, где содержали в течение долгих тридцати месяцев и секли плетьми в надежде, что он откажется от своих убеждений и согласится с взглядами приверженцев нововведений. Тем не менее, имам Ахмад остался на своем, проявив невероятную силу и стойкость перед лицом этой напасти, и вышел из испытания подобным чистому золоту, прошедшему выплавку. Следует отметить, что за все время гонений и репрессий имам Ахмад ни от кого не скрывал свои убеждения и не пользовался всевозможными уловками и хитростями для этого, ибо на своем пути к Аллаху он не боялся упреков порицающих! 

Ибн Касир, да помилует его Аллах, писал: «Лишь четверо (а по некоторым сведениям пятеро) прошли это испытание, наотрез отказавшись принимать взгляды заблудших. И это: Ахмад ибн Ханбаль (самый главный из них), Мухаммад ибн Нух ибн Маймун аль-Джунд Бисабури (умер по пути в тюрьму), Нух ибн Хаммад аль-Хаза’и (умер в заключении), Абу Я’куб (умер в кандалах, оказавшись в застенках аль-Уасика [22] за отказ верить в сотворенность Корана), и Ахмад ибн Наср аль-Хуза’и». (См. «Аль-Бидая уа ан-Нихая» 10/335)

Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, писал: «Поистине имам Ахмад был наделен такой силой терпения и убежденности, одной которой уже было достаточно для того, чтобы считать его предводителем в религии. Он остался стойким перед натиском аж трех халифов, поочередно сменивших друг друга, власть которых тянулась от Востока до Запада иприспешниками которых являлось бессчетное количество ученых Каляма, судей, визирей, доносчиков, губернаторов провинций и всяких наместников. Его ссылали, заточали в тюрьму и даже угрожали смертной казнью...» (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/439)

 

Кончина имама:

Хатыб аль-Багдади писал: «Умер имам Ахмад, да помилует его Аллах, в возрасте семидесяти семи лет, 12-го числа месяца Раби’ аль-Аууаль 241 г.х. Его похороны представляли собой грандиозную процессию, состоявшую из восьмиста тысяч мужчин и шестидесяти тысяч женщин…» (См. «Тарих Багдад» 4/422)

 

Выдержки из допроса имама Ахмада ибн Ханбаля и его прений с Ибн Абу Дуадом [23] в присутствии аль-Му’тасыма

 

Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Рассказал нам Абу Хафс ‘Умар ибн Мухаммад ибн Раджа, а ему Абу Наср ‘Исмет ибн ‘Исмет, а ему Абу аль-‘Аббас аль-Фадль ибн Зияд, а ему Абу Талиб Ахмад ибн Хумейд, сказавший:

«Ахмад ибн Ханбаль сказал мне: «О Абу Талиб, самым тяжелым из того, что я посеял в их умах, когда они вели прения со мной, стало следующее: я спросил их: «Знание Аллаха является Его творением?» Они сказали: «Нет». Тогда я сказал: «Так ведь знание Аллаха это и есть Коран», как сказал об этом Всемогущий и Великий Аллах в Своих словах: «Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания …» («Семейство ‘Имрана», 61)

А также в словах: «А если ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то тогда ты окажешься в числе беззаконников». («Корова», 145)

ив таком смысле знание в Коране упоминается не единожды».

ТакжеИбн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Рассказал мне мой отец, да смилуется над ним Аллах, а ему Абу Джа’фар Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Бадина, а ему Салих сын Ахмада ибн Ханбаля, сказавший:

«Мой отец рассказывал: «Аль-Му’тасым отдал им распоряжение начать беседу со мной, после чего ‘Абдур-Рахман спросил меня: «Что ты скажешь о Коране?»

Я же сказал: «А что ты скажешь о знании Аллаха?» и он умолк.

Тогда ко мне обратился другой из них и сказал: «Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Аллах – Творец всякой вещи». («Толпы», 62) Неужто Коран не является вещью?

Я же сказал: «Но также Всемогущий и Великий Аллах сказал о ветре, который Он послал для уничтожения ‘адитов: «Он уничтожает всякую вещь». («Пески», 25) но разве все по чему он прошелся, онразрушил?!

После этого ко мне обратился еще один из них и сказал: «Сказал Аллах: «Когда бы ни приходило к ним новое назидание (зикр) от их Господа, они выслушивали его, забавляясь». («Пророки», 2) Разве может быть нечто новое не иначе как созданным?!»

Я же сказал: «Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Сад. Клянусь Кораном, содержащим назидание (аль -зикр) («Сад», 1) Коран это особое назидание, на что указывает определительный артикль «аль», которого нет в аяте приведенном вами!»

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Рассказал намАбу ‘Амр Хамза ибн аль-Касим, а ему Ханбаль, а ему Абу ‘Абдуллах [24] ту же историю, но с такой концовкой: «…

Я же сказал: «В приведенном вами аяте слово «назидание» упоминается в неопределённой форме, и может касаться любого назидания, а назидание, которое представляет собой Коран, упоминается в определённой форме».

 

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Поведал мне Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Умар ад-Даррадж, а ему Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн Харун аль-Халляль, а ему Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Уаррак, а ему Бакр ибн Мухаммад ибн аль-Хакам от своего отца, сказавшего:

«Я спросил его (имама Ахмада) о доводах, на которые он опирался, когда его допрашивали. Он сказал: «В качестве аргумента против меня они выдвинули аят: «Когда бы ни приходило к ним новое назидание…», пытаясь доказать, что Коран является новопроизведенным назиданием, а соответственно созданным.

Я же выставил против них аят: «Сад. Клянусь Кораном, содержащим назидание!» ,сказав, что Аллах назвал Коран особым назиданием (с определительным артиклем), а аят «Когда бы ни приходило к ним новое назидание…» (где слово «назидание» использовано в неопределённой форме) может означать, что любое иное назидание помимо Корана является новопроизведенным. Что же касается назидания, упомянутого в аяте «Сад. Клянусь Кораном, содержащим назидание!» и представляющего собой Коран, то оно новопроизведенным не является. Таким был мой довод против них.

Также в качестве аргумента против меня они выдвинули слова Ибн Мас’уда, сказавшего: «Не создал Аллах ничего, будь то небеса, земля, Рай или Ад, более величественного, чем аят аль-Курси [25]».

Я же сказал: «Этими словамиИбн Мас’уд не выставил «аят аль-Курси» одним из созданий, он лишь привел пример, который означает, что «аят аль-Курси» гораздо величественнее того, чтобы быть созданием. И если бы аят аль-Курси был созданным, то небеса непременно были бы более великим творением, чем он. А это значит, что аят аль-Курси не есть творение».

Также в качестве аргумента против меня они выдвинули слова Аллаха: «Аллах – Творец всего сущего».

Я же сказал им: «Вот Аллах говорит: «Из всего сущего Мы сотворили пару» («Рассеивающие», 49) по-вашему,получается Аллах и из Корана создал пару?! Также Аллах говорит: «Ей (царице Савской) было даровановсе сущее» («Муравьи», 23). Неужели, по-вашему, это означает, что ей был дарован Коран, пророчество и т.п.?! Также Аллах говорит о ветре уничтожившем адитов: «Он уничтожает все сущее». По-вашему получается, что Аллах уничтожил все?! Но ведь это не так, и он уничтожил лишь то, что пожелалАллах!

Ибн Абу Дуад сказал мне: «С чего ты взял, что Коран это речь Аллаха?»

Я привел ему аят: «Читай Писание твоего Господа, ниспосланное тебе в откровении. Нет замены Его Словам» («Пещера», 27), и он смолк...Я говорил с ним стоя перед правителем и в ходе нашей беседы я сказал ему: «…Итак, мы едины во мнении, что Коран является Речью Аллаха, однако ты утверждаешь, что она сотворена. Приведите же доказательства из Корана или Сунны, подтверждающие ваши слова!» При этом ни Ибн Абу Дуад, ни его сторонники не осмелились отрицать, что Коран это речь Аллаха. Они не пожелали открыто заявить это, ибо в таком случае они бы просто опозорились».

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Рассказал нам Хамза ибн аль-Касим, а ему Ханбаль, сказавший:

«Абу ‘Абдуллах (имам Ахмад) рассказывал: «Когда со мной начинал разговаривать Ибн Абу Дуад, я не отвечал ему и даже не смотрел в его сторону. Когда же разговор со мной заводил Абу Исхак [26], то я беседовал с ним, будучи тактичным и учтивым. Так, Абу Исхак сказал мне: «ОАхмад, если ты согласишься со мной, я непременно явлюсь к тебе со всей своей свитой и прислугой,сяду рядом с тобой на ковер и стану воспевать имя твое! Побойся Аллаха за себя, о Ахмад! Боже мой, Боже мой!...»

Он ничего не знал и не понимал, наивно полагая, что правда на их стороне, и то и дело твердил: «ОАхмад, я желаю тебе лишь добра!»

Я сказал ему: «Оповелитель правоверных, вот мои доводы из Корана и хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,однако ни по одному из доказательств, которые я привел, мне не дали внятных пояснений!»

После этого свои мнения стали высказывать то один, то другой…

Когда же у Ибн Абу Дуада и его сторонников кончились слова, Ибн Абу Дуад обратился к халифу, сказав следующее: «Клянусь Тем, помимо Которого нет иного Бога, если бы он подчинился твоему требованию, это было бы милее для меня, чем многие и многие сотни тысяч динаров!»

Из доводов, которые я привел против них в тот день,были слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Разве неЕму принадлежит создание и повеление?» («Преграды», 54).

Я привел этот аят в ответ на их слова: «Разве все сущее помимо Аллаха, не является созданным?!»

Я сказал: «В этом аяте Аллах проводит разницу между созданием и повелением. И это означает, что все сущее помимо Него – является созданным, но что касается Корана, то это Его речь, которая не сотворена!»

Они сказали: «Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Когда Мы хотим что-то, то стоит Нам лишь сказать: «Будь!» – как это появляется» («Пчелы», 40). [27]

Я же сказал им: «Всевышний Аллах говорит: «Пришло повеление Аллаха» («Пчелы», 40) а Его веление – это Его речь и Его способности, и они не являются созданными. Прекратите бить одни слова из Писания Аллаха другими, ибо нам запрещено это!»

Еще одним доводом против них в тот день было то, что я сказал им: «Вы полагаете, что вам удалось отвергнуть неугодные для вас предания, сославшись на различия в их цепочках передач и их слабость. Что ж, допустим. Но вот вам Коран! И мы,и вы одинаково убеждены в нем. Междумолящимися в сторону Каабы нет разногласий в том, что сказанное в Коране является несомненной истиной! Это единогласно принято всеми мусульманами! Так вот, Всемогущий и Великий Аллах говорит в Коране, подтверждая правильность слов Своего пророка Ибрахима и не опровергая его: «Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?» («Марьям», 42) В этом аяте Ибрахим высказал своему отцу порицание за то, что тот поклонялся божествам, которые не видят и не слышат! А вы напротив, отвергаете зрение и слух Аллаха!»

Услышав это, они загалдели: «Смотри, смотри, оповелитель правоверных, как он уподобляет Аллаха творениям!»

Я же сказал: «Это, что,по-вашему, не Коран?! Именно его указание, вы считаете неприемлемым и отвергаемым!»

Затем я сказал: «А вот вам история о Мусе, мир ему. Всемогущий и Великий Аллах говорит, повествуя о Себе: «Аллах разговаривал с Мусой речью». («Женщины», 164) В этом аяте Аллах утверждает, что разговаривал с Мусой речью, оказав ему этим великую честь. Аллах сказал ему: О Муса «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне!» Вы же отрицаете, что Аллах говорил с Мусой! Что же тогда получается, эти слова сказал кто-то другой, а не Аллах, и какое-то творение объявило себя Господом?!Может ли быть такое, что этот кто-то сказал Мусе: «О Муса! Не бойся, ибо предо Мною не боятся посланники» («Муравьи», 10), «Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува» («Та Ха», 12) ?!

Это же Писание Аллаха, оповелитель правоверных! Что же это получается? Некое создание сказало Мусе: «Я твой Господь», и Муса стал поклоняться этому созданию, а потом еще и отправился к Фараону с посланием от него?! Так что ли, оповелитель правоверных?!

Они прервались и стали обсуждать что-то между собой, но я не расслышал их слов…

Эта публика отрицает сию истину и не соглашается с ней. Всех, кого мне довелось видеть из числа влюбленных в Калям и изучающих его, этот Калям довел до ужасных крайностей.

Эти люди позволяли себе говорить такое, от чего содрогалось мое сердце, а язык даже и не повернется, чтобы передать их слова. Все их байки сводились к обессмысливанию и отрицанию. Они отрицали то, что Аллах будет узрен, да и вообще все неугодное им из преданий. Не думал я, что все настолько ужасно, пока своими ушами не услышал то, что они говорят.

В тот день некто из них сказал мне: «Аллах был, когда Корана еще не было!»

Я же сказал: «То есть был Аллах, но не было Его знания?!» И он смолк, ибо если бы он осмелился заявить, что Аллах был, но ничего не знал, то впал бы в неверие.

В тот день я дискутировал и с Ибн аль-Хадджамом, и сказал ему: «Горе тебе, о человек! Ты утверждаешь, что Аллах не знает о чем-либо, пока оно не свершается в реальности, а значит, знание Аллаха и твое знание ничем не отличаются друг от друга?! Этими словами ты проявил неверие во Всеведущего Аллаха, Знающего самое потаенное и сокрытое, Знающего сокровенное и явное. Горе тебе, если бы твое знание было подобно знанию Аллаха, ты бы знал то, что сокрыто от глаз и прячется глубоко в душах людей».

Разве не это означали его слова?! Это не что иное, как неверие в Аллаха!Не думал я, что эти люди настолько заблудились!

В тот день слово взял Бургус и принялся говорить: «Тело – это то-то и то-то….» и еще что-то, смысл чего я не понял вообще.

Я же сказал: «Я абсолютно не понимаю, что ты говоришь. Я лишь знаю, что Аллах – Один, и Самодостаточен, нет у Него ни ровни, ни подобия, и Он таков, каким Сам описал Себя». После чего он утих.

Также мне оппонировал Шу’айб. Он сказал: «Аллах говорит: «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке» («Украшение», 3). Разве все сделанноене является сотворенным?!»

Я же сказал: «Аллах также говорит: «И сделал он (Ибрахим) их (идолов) разбитыми обломками…» («Пророки», 58). И что, теперь ты скажешь, что Ибрахим создал эти обломки?! Также Аллах говорит: «и сделали они (птицы «абабиль») их (полчище Слона) подобием изъеденных злаков» («Слон», 5). По-твоему, они тоже творения этих птиц?!...»

 

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Поведал мне Абу ‘Амр‘Усман ибн ‘Умар, а ему Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн Харун, а ему ‘Али ибн Ахмад Абу Галиб, а ему Мухаммад ибн Йусуф аль-Маррузи (более известный как Ибн Сарийя), сказавший:

«Однажды я вошел кАбу‘Абдуллаху (имаму Ахмаду) и увидел, что вся его спина забинтована. Он сказал мне: «О Абу Джа’фар! Эти люди пустили мне кровь, а затем сказали аль-Му’тасыму: «Оповелитель правоверных, спроси его о Коране: нечто сущее или не нечто сущее?

Аль-Му’тасым сказал мне: «Ответь им, о Ахмад!»

Я сказал: «Оповелитель правоверных у этих людей нет знаний о Коране! Они не знают ни об отмененных, ни об отменяющих аятах, и не знают какие его указания являются общими, а какие частными. Повествуя о Мусе, Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Мы написали для него на скрижалях назидание обо всем сущем» («Преграды», 145) но не написал в его скрижалях Коран!»Повествуя о царице Савской, Аллах говорит: «Ей было даровановсе сущее» («Муравьи», 23) но не был ей дарован Коран! И они смолкли…»

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Рассказал мне мой отец, да помилует его Аллах, а ему Абу Джа’фар Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Бадина, а ему Салих сын Ахмада о том, что его отец (имам Ахмад) сказал:

«Один из них сказал мне: «Как я посмотрю, ты лишь рассказываешь хадисы и следуешь за ними». [28]

Тогда я спросил его: «А как без хадисов ты поймешь слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Аллах предписывает вам завещать наследство вашим детям так: сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей» («Женщины», 11)?

Он ответил: «Аллах конкретизировал в этом аяте, что данное предписание касается лишь верующих».

На что я сказал ему: «А что ты скажешь в том случае, если наследником будет являться либо убийца, либо раб, либо иудей, либо христианин?!» [29] После чего он замолчал».

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Поведал мне Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Умар, а ему Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн Харун аль-Халляль, а ему Мухаммад ибн Джа’фар, а ему Харсама ибн Халид, сказавший:

«Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Во время спора с ними, я сказал им: «Покажите мне, в каком месте Писания Аллаха или Сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, содержится то, о чем вы говорите!» Тогда Ибн Абу Дуад сказал мне: «А ты, ибн Ханбаль, покажи мне в каком месте из твоих знаний, содержится то, что ковер, на котором мы сидим, является созданным!»

Я сказал: «Пожалуйста! Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Он даровал вам утварь и всякие предметы из шерсти, пуха и волоса, чтобы вы пользовались ими до определенного времени». («Пчелы», 80)

И этими словами я словно набил его рот камнями».

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Рассказал нам Абу Исхак Ибрахим ибн Исхак аш-Шайраджи аль-Хасыб, а ему Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хадджадж аль-Маррузи, сказавший:

«Абу ‘Абдуллах (имам Ахмад) сказал мне: «Я провел трое суток в споре с ними»...

Я спросил его: «Тебе приносиликакую-нибудь еду?»

Он ответил: «Нет»...

Я спросил: «Ты вообще что-нибудь ел в эти дни?!»

Он ответил: «Двое суток я провел без еды, следующие двое суток - без воды, а потом еще трое суток они спорили со мной в присутствии Абу Исхака (халифа). Против меня собралось около пятидесяти басрийцев [30] и других людей, и аш-Шафи’и аль-А’ма [31] тоже был среди них...

Я спросил: «Все они спорили с тобой даже ночью?!»

Он ответил: «Да. Они спорили со мной каждую ночь! Среди них также был судья города Куфы аль-Гулям Гассан, а руководил всеми Ибн Абу Дуад!..»

Я спросил: «Они что, говорили с тобой все сразу?!»

Он сказал: «Да. Один говорил с одной стороны, второй приводил свои доводы с другой, третий трактовал аяты и т.д.… Все это происходило на глазах аль-Му’тасыма, по правую руку от которого стоял ‘Аджиф [32], а по левую – Исхак. Аль-Му’тасым то и дело спрашивал меня, поменял ли я свое мнение, а я отвечал: «Покажите мне, в каком месте Корана или Сунны содержится то, о чем вы говорите!»

‘Аджиф с Исхаком сказали: «А ты, что же, не говоришь ничего, кроме того, что содержится в Коране и Сунне?!»

Я сказал им: «Ну можете поспорить со мной по вопросам фикха и знания в целом».

‘Аджиф сказал: «Ты что, собрался один одолеть всех этих людей?!» и, ткнув в меня рукоятью своего меча, провел рукой по шее, намекая на смертную казнь.

Исхак ибн Ибрахим сказал: «Значит, ты хочешь сказать, что не говоришь ничего, кроме того, что содержится в Коране и Сунне?!» и тоже ткнул в меня рукоятью своего меча, проведя рукой по шее...

Я (передатчик сообщения) спросил имама Ахмада: «А Абу Исхак (халиф) говорил что-нибудь?»

Он сказал: «Нет. Он молчал, а руководил всем Ибн Абу Дуад… Вообще, самым мягким и добрым из них по отношению ко мне был именно Абу Исхак, но они не считали его тем, на чье мнение стоит полагаться…

Кстати, когда я сказал, что говорю лишь то, что содержится в Коране и Сунне, аш-Шафи’и аль-А’ма привел мне хадис от ‘Имрана ибн Хусайна, в котором сказано, что «Аллах создал Назидание».

Я же сказал ему: «Это ошибочная версия хадиса, который приводят ас-Саури и Абу Му’авия. И ошибку эту допустил передатчик по имени Мухаммад ибн ‘Убайд». Тем самым я запретил ему ссылаться на данный хадисвпредь. И Абу Исхак (халиф) с восхищением сказал: «А я гляжу, он грамотный факих!»

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Сообщил мне Абу ‘Амр, а ему Мухаммад ибн Ахмад ибн Харун, а ему Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Уаррак, а ему Бакр ибн Мухаммад от своего отца, а тот отАбу‘Абдуллаха (имам Ахмада), сказавшего:

«По мою душу собралось огромное количество людей. Я стоял посреди них словно пленник, а оковы, которые были на мне, сильно тяготили меня. Было очень шумно. Они галдели и смеялись: одинприводил аят, другой хадис …», а глава (халиф) то и дело призывал всех соблюдать тишину и порядок. На меня нападали со всех сторон: один говорил одно, второй - другое, третий – третье и т.д.

Один из них сказал мне: «Разве ты не знаешь, что передается со слов Абу ас-Салиля от ‘Абдуллаха ибн Рабаха от Убайя ибн Ка’ба…?

Я сказал: «А ты сам то хоть знаешь, кем были эти Абу ас-Салиль и ‘Абдуллах ибн Рабах, чтобы приводить что-либо с их слов?!» и он умолк.

Другой сказал: «Не создал Аллах ничего, будь то небеса или земля, более величественного, чем аят аль-Курси».

Я сказал: «Это всего лишь пример» и он тоже умолк.

Третий привел против меня хадис со слов ат-Танафиси от аль-А’маша от Джами’а от ‘Имрана ибн Хусейна о том, что Аллах создал Назидание.

Я сказал ему: «Ат-Танафиси допустил ошибку при передаче данного сообщения, и его правильной версией является то, что передал Абу Му’авия, а именно, что Аллах написал Назидание»…

Со временем, я почувствовал облегчение и тоже стал повышать голос и кричать на них. Затем Аллах извел страх из моего сердца полностью, и я перестал бояться их и вообще придавать им какое-либо значение…

Когда они отчаялись во мне и ополчились против меня, ‘Абдур-Рахман сказал: «Я никогда не встречал подобного тебе,кто смог бы вести себя в таких обстоятельствах так же, как ведешь себя ты!»

Я сказал ему: «И я, и вы едины в том, что Коран является речью Аллаха, однако вы утверждаете, что он сотворен. Приведите же аргументы своим словам из Писания Аллаха или Сунны Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует!

Ибн Абу Дуад сказал: «А ты, стало быть, хочешь сказать, что на любую вещь можешь найти указание в Коране и Сунне?!»…

Когда он понял, что не добьется от меня нужных ему слов, то сказал: «Уведите его!»

После чего стражникисхватили меня за мои оковы и поволокли на отдаленный пустырь… (далее имам поведал о том, как его секли плетьми).

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Сообщил мне Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Умар, а ему Ахмад ибн Мухаммад ибн Харун, а ему Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Абдуль-Хамид аль-Куфи, а ему ‘Убайд ибн Мухаммад аль-Касыр, сказавший:

«Я слышал, как один из присутствовавших на собрании халифа в тот день, когда Ахмада ибн Ханбаля подвергли бичеванию, рассказывал: «Абу Исхак (халиф) сказал ему: «ОАхмад, если все дело в страхе, что юнцы, посещающие твои занятия, разочаруются в тебе, то я со своими воинами сам буду ходить к твоему дому, чтобы слушать хадисы, которые ты рассказываешь!»

Он сказал ему: «Оповелитель правоверных, ты и без этого можешь спросить меня о любом интересующем тебя вопросе по фикху или знанию в целом! Спроси меня прямо сейчас. Что бы ты хотел узнать?»

Также он рассказывал: «Аль-Му’тасым обратился к Ахмаду и сказал: «Ты знаешь этого человека?», указав на одного из присутствовавших. Ахмад сказал: «Нет». Аль-Му’тасым сказал: «А этого?», указав на другого. Ахмад сказал: «Нет». И я заметил, что когдаАхмад оборачивался и его взгляд упал на Ибн Абу Дуада, его лицо перекосило словно он увидел обезьяну. Затем аль-Му’тасым указал на ‘Абдур-Рахмана и спросил: «А этого ты знаешь?» Ахмад сказал: «Да». После чего ‘Абдур-Рахман сказал Ахмаду: «Повторяй за мной: «Аллах - Господь Корана!» Однако Ахмад сказал: «Коран – речь Аллаха!»За всем этим наблюдали Ибн Сама’а и его головорезы. Они сказали: «Он впал в неверие, убейте его, и пусть его кровь будет на наших руках!»

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Рассказал мне мой отец, а ему Абу Джа’фар ибн Бадина о том, что Салих сын Ахмада сказал:

«Один из присутствовавших тогда людей поведал мне: «Я внимательно следил за ним (имамом Ахмадом) в течение всех трех суток, пока они вели прения и общались с ним. За все это время он не допустил даже малейшей ошибки в речи. Не думаю я, что есть кто-то еще, кто обладал бы такой же храбростью и силой духа!»

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Поведал мне Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Умар, а ему Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн Харун, а ему Мухаммад ибн ‘Али ас-Самсар, сказавший:

«Однажды, когда Абу ‘Абдуллах (имам Ахмад) болел, к нему пришел некий старец, чтобы справиться о его здоровье. Он принялся плакать и сказал, что он один из тех, кто присутствовал, когда Абу ‘Абдуллаха секли плетьми.

Когда этот старец вышел от имама, я услышал, как он сказал: «Клянусь Аллахом, я общался с тремя халифами и сидел в месте с ними на коврах, но ни перед кем из них не испытывал такого почтенного страха, как перед ним…

Клянусь Аллахом, я видел, как он уверенно и смело спорил с ними и одержал над ними верх. Аль-Му’тасым сказал ему: «Выполни то, о чем я прошу у тебя хотя бы частично!» А он сказал: «Я не стану говорить то, чего нет в Писании Аллаха или Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует!» Аль-Му’тасым сказал: «Ты не будешь говорить, что Коран – сотворен?» А он ответил: «Как же я могу сказать то, о чем нигде не сказано?!»


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.