Документы, устанавливающие основные принципы. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Документы, устанавливающие основные принципы.

2022-10-05 20
Документы, устанавливающие основные принципы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теории признания.

1. Конститутивная теория исходит из того, что лишь с обретением признания государство становится субъектом международного права. Но она исходит из того, что международное право децентрализованно и государства исходят из разных точек зрения по отношению к одному и тому же факту. А сколько нужно признаний, например?

2. Декларативная теория исходит из того, что признание – лишь констатация факта. Из неё исходит, в частности, Заключение № 1 Арбитражной комиссии, созданной международной конференцией по Югославии в 1991 г., в котором было отмечено, что существование или прекращение существования государства является фактическим вопросом и признание со стороны других государств носит чисто декларативный характер (п. 1 «a»).

Декларативная теория подкреплена практикой государств. Само по себе непризнание может быть показателем того, что государство ещё не достигло состояния, в котором оно может рассматриваться, как субъект международного права.Конститутивная теория игнорирует тот факт, что государство пользуется всеми правами и несёт все обязанности, вытекающие из суверенитета. Если вы не признаете государство, это не значит, что вы можете не соблюдать его права. Но если государства признают субъектом образование, которое ну никак не может быть субъектом международного права (Мальтийский орден)? Тогда выходит, что государства выдают желаемое за действительное и делают признание квазиконститутивным.

Формы признания различаются объёмом правовых последствий.

1. Dejure – полное признание, окончательное и официальное. Оно может выражаться в резолюциях организаций, конференций, заявлениях правительства, передаётся по дипломатическим каналам. Как правило, влечёт установление дипотношений.

2. Defacto –если признающий не уверен в судьбе и стабильности признаваемого. Не влечёт установления дипотношений, но может включать консульские отношения.

3. Adhoc – если государства не стремятся признавать друг друга, но вынуждены вступить в официальный контакт. Признание по конкретному делу. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме в целях подписания мирного договора. Израиль и СССР не признавали друг друга, но при этом сотрудничали во время теракта с угоном советского самолёта.

Непризнание можно рассматривать как компонент института признания – иногда не признают, скажем, отделение провинций от государства (Катанга и Конго), если новое государство возникает в нарушение общепризнанных принципов и норм международного права.

Виды признания.

Признание государств. При появлении нового государства и смене формы правления, реже при революции (тут прибегают к признанию правительства). Оферта на установление правоотношений (Фельдман).  Признание государства означает и признание правительства по общему правилу.

Признание правительств. Если пришло конституционным путём, то нет самого вопроса, признавать или нет – нет необходимости признавать, если уже есть отношения. Если пришло неконституционным путём, признают обычно, если эффективно осуществляет власть на большей части территории страны и контролирует ситуацию, поддерживают демократический режим и соблюдают права человека. Если в стране двоевластие – могут признать революционное правительство (Переходный Совет Ливии признали, хотя Кадаффи был жив). Витцтум, 300 – признание правительств характерно для англоамериканской доктрины.

Доктрина Эстрады (1933): государство может воздерживаться от признания правительств вообще, чтобы не дать повод толковать признание как согласие с неконституционным правительством (не цитата, но см. Бекяшев, 210 - «обидная практика…посягающая на суверенитет другой нации…внутренние дела последней становятся предметом оценки»). Тут, правда, речь о подразумеваемом признании, потому что дипломатические контакты не рвутся. Доктрина Тобара (1907): правительства, пришедшие неконституционным путём, не признаются. Нужно организовать выборы и только такое правительство признаётся.

Признание восставшей или воюющей стороны, борющейся нации и организации сопротивления.

1) Признание нации или народа возникло в ходе Первой мировой войны – Антанта стремилась легализовать участие словацких, польских, чешских легионов как «совместно воюющих».

2) Признание в качестве воюющей стороны характерно для классического международного права. Направлено на защиту интересов признающего на территории, контролируемой повстанцами. Вылегжанин 148 – признание такой стороны квалифицирует с т.з. признавшего конфликт как регулируемый МПВК.

3) Признание национально-освободительного движения – в него трансформировалось признание воюющей стороны. Осуществляется со стороны ООН в первую очередь, в отношении не народа, а именно организации, органов, возглавляющих борьбу за самоопределение (СВАПО, Намибия).

4) Организациисопротивления признаются, если они достаточно консолидированы и ведут активную, масштабную борьбу против оккупантов. (Французский комитет национального освобождения)

Признание эмигрантских правительств, правительств в изгнании. Критериев признания нет – вопрос политический, богатую практику дала Вторая мировая война. Если эмигрантское правительство теряет связь с движением сопротивления, если внутри такого движения раскол и большинство уходит от правительства в эмиграции, то его признание может быть аннулировано.

Признание и участие в международных договорах, членство в международных организациях. Право на участие в договорах не зависит от признания государства или его правительства. Но иногда могут не привлечь к участию на основании непризнания (СССР и Договор о Шпицбергене). Если же режим признают незаконным (ООН), то такое государство можно лишать права на участие (Родезия). С участием в международных организациях то же самое: могут участвовать не признающие друг друга, а могут и блокировать. Само по себе признание не влияет на право участвовать в международных организациях. Вопрос принятия решает международная организация.

По поводу членства государств в ООН наблюдались и трудно объяснимые, парадоксальные ситуации. Так, при создании ООН было принято политическое решение о том, что первоначальными членами ООН наряду с СССР станут две его союзные республики — Белоруссия и Украина, государствами, естественно, не являвшиеся. А после развала СССР пришлось принимать политическое решение о членстве в ООН Российской Федерации со статусом постоянного члена Совета Безопасности. Белоруссия и Украина сохранили свое членство в ООН уже в качестве независимых государств, а другие бывшие союзные республики были приняты в ООН в качестве новых ее членов.

Правопреемство - переход международных обязанностей и прав от одного государства к другому в установленных правом случаях.Правопреемства правительств не существует, потому что правительства как совокупность центральных органов государства обязывают не себя, а государство и смена правительств не освобождает государство от международных обязательств.

Международно-правовые договоры, регулирующие правопреемство:

1. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (вступила в силу в 1996);

2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов 1983 г.

Правопреемство в них определено как смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории – нейтральная формулировка, описывающая любой случай изменения территории. В целом остаются актуальными массив обычных норм и соглашения заинтересованных сторон.

Объекты правопреемства: международные договоры, государственная собственность, государственные долги, архивы, границы, членство в международных организациях. Иногда дополнительно выделяют гражданство и ответственность.

Когда встает вопрос о правопреемстве:

1) При возникновении нового государства в результате социальной революции. Вопрос - только когда появляется новый субъект международного права. Некоторые ученые считают, что нового субъекта не появляется, потому что революция - это внутреннее дело государства и как бы не оказалась неконституционной сменой правительства. Конвенции этот случай не регулируют, оставляя всё на волю практики. Вообще же это проблема континуитета и тождества – континуитет как непрерывность;

2) В ходе национально-освободительной борьбы (деколонизации). В случае появления государства в результате национального самоопределения действует принцип "чистой доски" (tabularasa), т.е. несвязанности новых государств обязательствами, заключенными от их имени государством-метрополией. К тому же новое государство может стать участником общего многостороннего договора и без предварительного согласия остальных их участников (для двустороннего и ограниченно многостороннего такое согласие требуется);

3) При разделении или отделении частей государств. Когда государство разделяется, то независимо его дальнейшей судьбы (останется оно существовать или нет) его договоры сохраняют силу и для образовавшихся. Исключение - если стороны заранее договорились об ином или когда применение такого договора несовместимо с целями данного договора или коренным образом изменяет условия его действия. В отношении собственности - по конвенции 1983 года есть разница между движимой и недвижимой собственностью. Недвижимая переходит к государству-преемнику, движимая - в справедливой доле с учетом вклада этой территории в создание собственности. Государственный долг - тоже в справедливой доле, с учетом имущества, прав и интересов, переходящих к государству-преемнику в связи с данным долгом;

4) При объединении государств. Международные договоры между объединившимися прекращаются, поскольку международно-правовые отношения сменяются внутригосударственными. С третьими странами - остаются в силе, кроме случаев, когда из договора ясно (или установлено другими средствами), что применение данного договора несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изменяет условия его действия. Объединяющиеся государства обычно заранее решают судьбу своих договоров;

5) При частичных территориальных изменениях в государстве.

       Собственность и архивы переходят к объединенному государству, то же самое и с государственным долгом.

       На практике возможно и правопреемство в членстве (ОАР - Египет и Сирия)

Предметы: конвенционные, а также – членство в международных организациях (не кодифицировано). Территория и гражданство – это объекты правопреемства. Любая территория определена границами, пока нет границ, нет правопреемства.

Правопреемство международных организаций наступаетввесьмаограниченных случаях, предусмотренных договорами и решениями организации. Предпосылкой для разрешения вопроса о преемстве должна быть связь между организациями (Лига Наций и ООН – универсальные организации по поддержанию международного мира и безопасности).

Кем является Россия – продолжателем или правопреемницей СССР? В разных документах по-разному. Проблема в том, что одновременно быть и продолжателем, и правопреемником нельзя: нельзя быть правопреемником самому себе. Государство-продолжатель – новая категория, потому что континуитет предполагает продолжение существование государства-предшественника. Однако статус великой державы и её общей ответственности за мир во всём мире неделим, а ряд договоров простым правопреемством не удалось бы сохранить. По справедливости, это новая категория международного права, результат признания со стороны международных организаций и почти всех государств мира статуса России именно в таком качестве.

 


 

VI. Взаимодействие международного и национального права.

МЭО системы ООН

a. ЮНКТАД – Конференция по торговле и развитию была создана как вспомогательный орган ГА ООН. В настоящее время она определяет принципы и политику в сфере международной торговли.

b. ЮНИДО – ООН по промышленному развитию. Координирует деятельность ООН для ускорения индустриализации развивающихся стран.

c. МВФ – создан в 1944 г. Россия участвует с 1992 г. Это специализированное учреждение ООН, но они более независимы, чем иные специальные учреждения. МВФ координирует валютно-финансовую политику участников и предоставляет займы для урегулирования платёжных балансов и валютных курсов. МВФ помогает государствам, испытывающим трудности с платёжным балансом и оказывает техническую помощь для улучшения методов хозяйствования. Предоставление займов сверх определённой суммы обусловлено выполнением рекомендаций МВФ в отношении экономической и социальной политики. Право голоса внутри МВФ зависит от вклада страны в ресурсы Фонда и доли в мировой экономике (взвешенное голосование)

d. МБРР содействует РР территорий государств-членов поощрением капиталовложений для производственных целей. Он участвует в притоке инвестиций через гарантии или прямо участвует. Также МБРР предоставляет кредиты под высокий процент государствам и юрлицам (под гарантии государств). В основном МБРР действует в направлении стимулировании предпринимательства в развивающихся странах.

e. МАР была создана как филиал МБРР в 1960 г. Членами этих организаций могут быть только члены МБРР. МАР предоставляет беспроцентные кредиты развивающимся странам на 40-35 лет.

f. МФК была создана как филиал МБРР в 1956 г. Финансирует многонациональные проекты с участием иностранного и местного капитала, предоставляет кредиты на льготных условиях и без правительственных гарантий. Кредиты формируются из взносов по подписке на акции и накопленной прибыли.

3. ВТО

4. Региональные организации.

a. ЕС.

b. ЕАЭС.

c. ЕБРР.

 

XV. Право Всемирной Торговой Организации.

После Второй мировой войны шли разговоры о создании универсальной организации международной торговли. Гаванская хартия 1948 г. –Устав Международной торговой организации – был готов к подписанию, однако в последний момент США отказались в нём участвовать. Шаги по регулированию:

1) Разработка глобального документа – Устав.

2) До его полной ратификации действовал временный документ – GATT – Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. по идее оно действовало до принятия Устава временно.

В реальности же ГСТТ стало постоянным документом, а создание международной организации пришлось отложить.

ГСТТ – обычное соглашение по снижению пошлин, предназначенное для развития торговли. В нем содержались положения.

ВТО создано большими государствами для больших государств. Ущерб возмещать не обязательно.Система рассмотрения споров и наказаний в ВТО дифференцирована. Санкции – не наказание, средство принуждения государства к исполнению решения, вынесенного против него. Государство, проигравшее суд, может исполнить решение, откупиться (решение признали неправомерным, но не отменят) и отказаться от исполнения – тогда санкции. Санкции ориентированы не на возмещение вреда, а на будущее. Скажем, ЕС отказывается снять запрет на импорт говядины с ГМО. США применяют санкции: запретительные пошлины на европейские товары, ввозимые в США. Было 3,5%, стало 100%. Товар дорожает в два раза. Это может не сработать; пошлины наложили, а ЕС пережил. В итоге США подписали мировое соглашение. Все суды в ВТО признали запрет импорта говядины нарушением, в итоге США подписали мировое соглашение, по которому всё остаётся как есть. США снимает санкции в обмен на увеличение квоты на импорт высококачественного мяса. Решение неисполнимо в принципе, все остались «при своих». Иногда же санкции ввести сложно. Спор Антигуа и Барбуды против Соединённых Штатов. 2005 г. – выиграли спор против США. Американцы же ограничили онлайн-казино. Многие серверы находились как раз в этом государстве. Жёсткое законодательное регулирование США. Антигуа подали заявление и выиграли. США даже не подумали исполнять. Сам факт, что США проиграли какому-то государству с населением в 70 000 человек, повлиял на решение не исполнять решение. Антигуа обратилось с просьбой наложить санкции на 3 000 000 000 долларов. Но импорт в США у них маленький, а вот всё продовольствие идёт из США. Обкладывать его сложно. Документы ВТО разрешают «возмездие», сняв защиту, предоставляемую другими соглашениями: запросить разрешение: американские патенты не могут пользоваться защитой в Антигуа. А как они будут пользоваться? Откроет пиратскую радиостанцию с вещанием на США? Запросили, получили на 40 000 000 долларов. Ситуация патовая. США отказываются исполнять и не исполнят решение в принципе.

ВТО созданы большими государствами и в первую очередь для больших государств. Россия может, в принципе, поиграть по-крупному: антидемпинговую пошлину на минивены ЕЭС ввёл два года назад. Скорее всего, признают неправомерной. Срок пошлины истечёт, и мы придём в суд с признанием «Да, неправомерно, но поезд ушёл». Главное: мы не обязаны возмещать ущерб. В эту игру де-факто запрещено играть маленьким государствам, но нам повезло.

XVI. Международное инвестиционное право.

Область споров государства (всегда ответчик) и инвесторов (всегда истец). Арбитражи создаются на основании международных договоров. Они рассматривают дела на основании двусторонних договоров или территориальных, энергетической хартии. Арбитражные центры есть в Лондоне, Стокгольме и Сингапуре.

Вокруг деятельности арбитражей сложились определённые мифы.

1. Арбитраж дёшев. На деле же тяжба в арбитраже влетает в копеечку (Россия против ЮКОСа – 27 млн.$ и 80 млн.$ плюс решение). Гонорары арбитров не ограничены ничем: по указанному делу гонорар составил около 2 млн.$.

2. Арбитраж быстро рассматривает дела. Основано на утверждении: не идём через всю судебную систему страны. Это неправда, дела могут рассматривать годами.

3. Арбитраж беспристрастен. Под вопросом. Список арбитров, заявленный центром по разрешению споров и реальность несколько разнятся. Выходит своего рода «междусобойчик» партнёров юридических фирм и др. Это люди из бизнеса, которые могли когда-то иметь дело с истцом или ответчиком.. Институционных гарантий беспристрастности нет.

Плюсы – конфиденциальность и непубличность – стали минусами. Арбитраж не пускает в процесс связанных с конкретным делом лиц: судиться можно только инвесторам и государствам. Порядок принятия решений широким народным массам, как правило, неизвестен. Судебный контроль минимален – поэтому единообразие и предсказуемость практики под вопросом.

Арбитражи сами толкуют, что им можно называть инвестициями – и иногда они отказываются признать очевидно подпадающее под определение инвестиций по договору. После дела Salini были установлены критерии, которым должны отвечать инвестиции:

a. Инвестиции вкладываются на определённый срок (минимум два года);

b. Регулярность получения прибыли.

c. Наличие определённого риска.

d. Наличие материальных обязательств со стороны инвестора.

e. Значенимость инвестиций для экономики страны.

Арбитраж не признаёт договор, который ограничивает его вмешательство.

Зонтичная оговорка. Государство, подписавшее договор, обязано предпринять все разумные меры для защиты инвестора. Контракты, противоречащие ей, недействительны, т.к. нарушены меры по защите инвестора. А что делать, если зонтичная оговорка перекрывает по силе положения частных инвестиционных контрактов. Отсюда скандалы. Венесуэла национализировала нефтеперерабатывающее предприятие, арбитраж принял сторону истца-инвестора и выносит предварительное решение о признании юрисдикции. Истец отрицал факт переговоров с Венесуэлой, внезапно появляются протоколы переговоров. Арбитраж заявил: все эти публикации с Wikileaks к делу не относятся и взыскал 2 млрд. $ с Венесуэлы Государства такой перспективе не рады и начинают уходить из такого шулерского дела в массовом порядке: Инди, Канада, ЮАР, Австралия и другие.

 

 

XVII. Право Европейского Союза.

«Как мы начинаем многие наши темы: заканчивается Вторая мировая война». 1949 г. – появление ФРГ. В скором времени она должна получить в управление Саар, в котором находились сталелитейные заводы. В понимании того времени – ключевой элемент национальной обороны. Появляется идея: загнать под одну крышу Францию и Германию. Создаётся структура, в которой надо поставить использование производственных мощностей под контроль. Сталь и уголь – главное. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) – 1951 г. Туда вошли: Италия, Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Задача: регулировать рынки угля и стали. Эти рынки стали находиться под наднациональным (появился термин, кстати, именно в этом договоре) контролем – в рамках ЕОУС. Были созданы HighAuthority – Высший руководящий орган (ВРО), Совет (законодательный орган), Европейскую ассамблею (квазипарламент – не имел права принимать никаких законов, лишь право давать рекомендации и заключения, формировался из депутатов национальных парламентов – прямая речь А.И.) и впервые в международной практике создали суд с обязательной юрисдикцией и доступом государств и частных лиц. Компании, действовавшие в этом секторе, могли обжаловать решение HighAuthority. Пример оказался достаточно заразительным; решили создать Европейское Оборонительное Сообщество и, если оно было бы создано – Политическое сообщество. Предпосылки создания квазифедеративного образования, но национальные правительства были не готовы к такому добровольному лишению суверенитета. Французы на референдуме отказались, пришлось надолго отказаться от оборонительного союза.

Главное в европейцах – стремление идти на компромисс и искать какой-то выход. 1957 г.: Европейское сообщество об атомной энергетике (Евроатом) – узкий специфический рынок и Европейское экономическое сообщество без замахов на общую экономику и политику. Задача ЕЭС – создать единый внутренний рынок. В договоре прописали даже сроки. Это понятие перешло даже в договороб учреждении ЕАЭС: рынок, где свободно перемещаются четыре компонента - товары, рабочая сила, капитал и услуги. Создание единого рынка подразумевало разрушение внутренних барьеров; внутри должны были исчезнуть все внутренние таможенные и нетаможенные барьеры. К 1958 г. мы имеем три сообщества. Три субъекта международного права. Каждое из них получало исполнительный орган, законодательный орган (совет). Суд ЕОУС действовал до 1.01.1958, с этого дня появился суд Европейских Сообществ. На практике поменялась вывеска, но изменения были намного глубже. Появился суд, основанный на других документах.

Каждое сообщество по учредительным документам должно было создать свой суд. Но тут же – одновременно с подписанием договора - подписали протоколы о создании общего суда и о создании общеевропейской ассамблеи. Ни разу не было ситуации, когда было при суда.

Те же 6 государств. В 1957 г. – Вальтер Хальштейн. «Премьер-министр Европы», а комитет – как «Правительство Европы». Государства начинают создавать представительства в ЕЭС – он стал принимать верительные грамоты. Президентом Франции тогда был генерал де Голль… Ожидаемо, что галла это взбесило. «Ареопаг безответственных апатридов». Впрочем, Хальштейн не остался в долгу. Всё было предсказуемо: государства – основной субъект МП, они комиссию породили, они её и похоронят. Кризис: в очередной раз предложили создать Европейский университет, поддержать сельскохозяйственных производителей, но де Голль узнал об этом, как обычно, из газет. Терпение галла лопнуло. С 1.01.1966 г. все решения должны были приниматься квалифицированным большинством голосов. Если бы Франция не предприняла ничего, то тогда его и не будут спрашивать. Объявляется «французская забастовка»: все французские представители уходят из всех органов ЕЭС. Кризис «пустых стульев». Из Суда никто не стал уходить. Сначала сделали вид, что так и должно быть. Но когда всё затянулось (а затянулось на 9 месяцев), то собрались на консультацию. Что нужно, чтобы вернуться? Уволить Хальштейна. Дальше – «руководитель Комиссии избирается на 4 года» - а должен избираться на 2 года без права переизбрания. Дальше – переход на квалифицированное большинство отменяют. Чтобы не изменять договор (что затягивало бы процесс и могло сорваться), приняли «Люксембургский компромисс» (компромисс – тоже название для международного договора). Все требования Франции учтены. Если любое государство на принятии решения встаёт и заявляет «Мы требуем принять решение консенсусом» - то тогда, что бы в договоре ни написали, то консенсус. Требование: Комиссия должна согласовать с Правительствами и лишь потом принимать.

1) Комиссия загнана на задворки политики, надолго превратившись в технический орган;

2) Сообщество сохранено, но его развитие надолго задержалось.

Принцип консенсуса мешал развитию. «Годы евросклероза». «До евросифилиса, к счастью, не дошло». Но сообщества развивались численно. С начала 60-х гг. в дверь сообществ стучалась Великобритания. В 1962 г. впервые. 1972 г. – первое расширение ЕС за счёт Дании, Великобритании, Ирландия, Норвегия. По условиям договора о присоединении его должны были ратифицировать вообще все, но норвежцы (поскольку ратифицируется у них всё референдумом) отказались «к разочарованию многих бюрократов, собравшихся из Осло перебраться в тёплые края». В конце 70-х гг. вступают Испания, Португалия и Греция. «Принимая Грецию, никто не догадывался, какую головную боль готовят им греки». И в итоге главой комиссии стал француз, министр из Правительства Миттерана Жак Делор. 12 государств поняли, что если сейчас они не примут решительных мер, то проиграют борьбу с США и Японией. Программа реформ. Из-за кризиса 1965 г. программу окончательного создания внутреннего рынка так и не завершили. Во внутренней торговле отменили пошлины, но оставались нетаможенные барьеры - всякого рода контроль. WhiteBook – белая книга законодательных инициатив, при принятии которых достигается колоссальный эффект. Что требовалось? Уничтожить Люксембургский компромисс. Никаких изменений в договор. К 31.12.1992. Проект-92 – как раз проект этого француза.

Общий рынок есть, но есть и 12 национальных валют. В 1992 г. подписывается Маастрихтский договор. Договор о Европейском союзе. Задумка: вместо учредительных договоров трёх сообществ создать один договор, вместо трёх сообществ – одну организацию – Европейский Союз, предусмотреть порядок перехода к единой валюте. Уйти от трёх лиц, создать одну организацию, один Учредительный договор, где всё надо предусмотреть. Работа над договором шла несколько лет, всё было готово, запланировали даже дату подписания. Но в последний момент Дания просит создать союз, не создав его. Провозглашается создание ЕС, но больше ничего. Исчезают все формулировки: что ЕС – субъект МП и проч. Договор о создании ЕС, который на деле не создаётся. Хотя бы к единой валюте перешли.

Какое обоснование подогнали? С ним ЕС жил с 1992 по 2007 гг. ЕС – нечто, лежащее («Стоящее, но мы избегаем термина «сидит») на трёх опорах (threepillars). Имеются в виду:

1) Первая опора – три сообщества;

2) Вторая опора – общая политика по вопросам внешних дел и обороны;

3) Третья опора – общая политика по внутренним делам и правосудию.

«А в чём разница?»: Дания своим сопротивлением обусловила эту разницу. В первой – решения принимаются квалифицированным большинством голосов, контроль со стороны суда, во второй и третьей – исключительно консенсусом без контроля со стороны суда. С этим они начали жить.

Переход к единой валюте. Первоначально «экю», но предложили что-то нейтральное. Так и живём.

1995 г. – расширение. Австрия, Швеция, Финляндия, Норвегия (и опять замахивается на вступление, и опять прокатывают на выборах). С 2002 г. – переход на евро. 2004 – стук в дверь, кто стучится? Всеевропейские шестёрки. Но структура органов была рассчитана на небольшое количество государств. Пятнадцать – уже проблема. Надо что-то менять. Изменение структуры (институтов) или сначала принимать? Истерика младоевропейцев вынудила принять их и лишь потом провести реформу. Расчёт был: принять, а они будут по гроб жизни благодарны и голосовать будут так, как скажут. Расчёт оказался совершенно напрасным: появилось неконструктивно настроенное радикальное меньшинство в виде стран Балтии, головная боль в виде Польши (проамериканского сателлита), enfantterrible Европы Венгрия, нищие балканские лимитрофы. Нынешний кризис – следствие 2004 г. В 2007 г. принимают Болгарию и Румынию, в 2013 – Хорватию. Начинается работа над Конституцией для единой Европы. По существу – обыкновенный международный договор, замена трёх сообществ на одно. У всех чувство, будто создаётся федерация… Ратификация стопорится на Нидерландах, а после французского референдума процесс просто надо было свернуть. Что делают? Неофициально – объявляется процесс ратификации законченным, чтобы избежать позора в дальнейшем. Официально: впредь до особых распоряжений в документах ЕС вообще не упоминать о Конституции единой Европы. Принимается решение сделать то же самое, убрав из документа любые напоминания о федерации. В 2007 г. согласовывается Лиссабонский договор. В нём сохранены все предложения о реформе институтов, но воспринимался он не так вызывающе. Чехи и ирландцы сопротивлялись до последнего (дважды голосовала Ирландия, правительство выторговало льготы для Ирландии). 1 декабря 2009 г. Лиссабонский договор приобрёл все ратификации и вступил в силу. Начинается современная жизнь Евросоюза.

 


 

XVIII. Территория в международном праве.

БарсеговЮ.А. Территория в международном праве. М., 1958

Территориальные проблемы важны для международного права, международных отношений. Один из древнейших договоров, дошедших до наших дней (3100 г. до н. э.) регулировал отношения между месопотамскими городами, устанавливал границу и провозглашал её неприкосновенность.

Территория – сухопутная, морская, воздушная территория, недра, космос и объекты в космическом пространстве. Территория – это не обязательно Земля, как мы можем увидеть. Хотя, как правило, имеют в виду часть земного шара, которая принадлежит определённому государству и в пределах которой государство осуществляет территориальное верховенство.

Понятия «правовой статус» и «правовой режим» используются в качестве критерия для юридической классификации территорий. Хотя многие юристы-международники отождествляют эти понятия, считается, что они все же имеют разное толкование.

Под правовым статусом территории следует понимать ее базисную правовую характеристику, определение ее основной принадлежности в соответствии с международно-правовой классификации территорий (например, государственная территория, международная территория и др.).

Правовой режим выступает в виде признанных в международном праве и в законодательстве государств специфических черт и характеристик определенной территории в совокупности определяют и обусловливают определенный, отличный от других, порядок ее использования. Подтверждением наших выводов является то, что территории, которые имеют одинаковую юридическую природу и образуют единую пространственную категорию, могут отличаться специфическими особенностями своего правового режима. Например, в категории государственной территории могут существовать такие правовые режимы, как внутренние морские воды и территориальные воды (территориальное море), а в категории международных пространств - открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции и т.д. и наоборот, правовом режиме территорий, имеющих различную юридическую природу, может иметь много общего, например, правовой режим международных каналов и открытого моря.

Во избежание терминологической путаницы термины «режим» («правовой режим») и «статус» («правовой статус») следует использовать как равнозначные. Р.В. Деканозов отмечает, что в целях лучшего уяснения взаимосвязи между понятиями «юридическая природа» и «правовой режим» необходимо принять во внимание, что территории, обладающие одинаковой юридической природой и образующие единую пространственную категорию, могут отличаться специфическими чертами своего правового режима. К примеру, в категории международных пространств общего пользования могут существовать такие правовые режимы, как открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции («Район»), небесные тела и т.д. И наоборот, правовой режим территорий, имеющих разную юридическую природу, может иметь много общего: например, правовой режим международных каналов и открытого моря. Иными словами, правовая ясность в отношении той или иной территории может быть достигнута только при одновременном анализе ее юридической природы и правового режима.

Территория государства – пространственные пределы, в которых осуществляется суверенитет, верховенство и юрисдикция государства.

Суверенитет – верховенство в пределах территории и самостоятельность во внешних. Это «в общем, ситуация, признанная и делимитированная в пространстве»[126]. Суверенитет имманентно свойственнен государству[127].

Территориальное верховенство – составная часть государственного суверенитета, связанная с принципом суверенного равенства, означающая, что власть государства – высшая власть в пределах данной территории в отношении всех физических и юридических лиц и что законы других государств не применяются на данной территории. Оно по общему правилу исключает власть других государств. Лишь на основе взаимности делаются исключения в отношении иностранцев. Случаи отступления от принципа территориального верховенства фиксируются в международных договорах. Государство может продать, обменять, сдать в аренду свою территорию (Байконур арендуется у Казахстана); территория не должна приобретаться посредством применения силы или угрозы применения силы; также территорию нельзя использовать в неправомерных целях против другого государства. Кроме того, нельзя использовать территорию в хозяйственных целях без согласия суверена.Территориальное верховенство может в ряде случаев ограничиваться: аренда и управление территорией (управление – 1878 г. – Босния в пользу Австрии).

Юрисдикция – право соответствующих административных и судебных органов рассматривать и разрешать все дела в соответствии со своей компетенцией[128]. Юрисдикция может быть территориальной (над всеми лицами в пределах территории) и личной (над гражданами и морскими, воздушными судами за пределами территории). Она может быть и на территориальном шельфе, и в исключительной экономической зоне.

Виды правового режима [129]:

1) Государственная территория – территория, принадлежащая государству и над которой осуществляется суверенитет (территориальное верховенство); принадлежность устанавливается международными договорами – только данное государство вправе осуществлять юрисдикцию и издавать общеобязательные (для всех, кроме сотрудников дипломатических учреждений и контингента иностранных баз);

2) Территории, регулируемые международным правоммеждународный режим, не подпадает под суверенитет ни одного государства и не входит (Антарктида, открытое море, воздушное пространство над ним и космическое пространство и небесные тела) в территории государства – никто не вправе объявлять это своим, на них действует только международное право;

3) Смешанный режим – континентальный шельф (дно, подводное продолжение окраинной части материка, где регулирование – право государства и международное право; без разрешения прибрежного государства никто не в


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.