Правотворчество и систематизация законодательства — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Правотворчество и систематизация законодательства

2022-10-05 41
Правотворчество и систематизация законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Правотворчество – это деятельность, направленная на совершенствование действующего законодательства путем издания новых нормативных актов, изменения и отмены устаревших норм.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования. Правообразование – это естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходят анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как последний этап правообразования, который включает в себя законотвор­чество, то есть совокупность предусмотренных законодательством про­цедур разработки, принятия и введения в действие законов.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в закон, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательное значение. Содержаниеправотворчества образуют такие виды деятельности, как принятие законов путем референдума, издание нормативных актов управомоченными органами, издание судебных прецедентов. Вспомогательное значение имеют изменение норм, отмена устаревших предписаний. Эта деятельность подчинена основной цели правотворчества, которая состоит в совершенствовании действующего законодательства.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, компетентные принимать нормативно-правовые акты, и должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В случае принятия нормативных актов путем референдума (народного голосования) субъектом правотворчества выступает народ. В предусмотренных законом случаях в качестве субъекта правотворчества могут выступать общественные объединения, которые вправе принимать нормативные акты в пределах своей компетенции.

Правотворческий процесс основывается на принципах, реализация которых призвана обеспечить его качественность и эффективность. Основополагающими принципами правотворчества являются: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, гласность.

Демократизм. Принцип демократизма проявляется в установлении и осуществлении свободного и подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, что обеспечивает активное и широкое участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения и выражение в законах интересов различных слоев общества.

Законность. Принцип законности означает строгое и неуклонное соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативных актов и правотворческой процедуры. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворческого органа и соответствовать Конституции страны, ее законам и иным нормативным актам.

Научность. Правотворчество призвано соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям; должно быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и практики, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения.

Профессионализм. Осуществление принципа профессионализма предполагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов: ученых и практиков, работающих в соответствующей отрасли права, имеющих высокую профессиональную подготовку, большой опыт работы и глубокие знания.

Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса для широкой общественности и проявляется в публикации проектов с последующим обсуждением в печати.

В Российской Федерации существуют три основные формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума и заключение различного рода нормативных соглашений между Российской Федерацией и субъектами, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий.

Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворчества наиболее распространена в Российской Федерации. Правом издания нормативных актов обладают высший представительный орган федерации и представительные органы республик, краевых, областных, автономных областей, органы власти автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся Президент Российской Федерации, правительство, федеральные министерства, ведомства и соответствующие органы республик, главы администраций национально-государствен­ных и административно-территориальных образований. Администрация объединений, предприятий и учреждений в пределах своих полномочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри собственных подразделений.

Принятие нормативных актов путем референдума связано с необходимостью придания высшей легитимности Конституции, конституционным поправкам и наиболее важным законам, о чем прямо сказано в конституциях многих стран. Референдумкак форма правотворчества представляет собой средство участия населения в осуществлении акта законодательной власти и принятия правотворческого решения.

Заключение нормативных соглашений как форма правотворчества представляет собой заключение договоров нормативного содержания между различными субъектами права. Нормативные соглашения могут заключаться между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между самими субъектами федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий. По уровню, на котором они заключаются, соглашения могут быть федеральными, республиканскими, отраслевыми и территориальными. Федеральные соглашения заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов и правительством Российской Федерации. На других уровнях сторонами соглашения выступают республиканские объединения профсоюзов, отраслевые профсоюзы, уполномоченные представители и органы власти соответствующего уровня.

В зависимости от субъектов правотворческой деятельности различают несколько видов правотворчества.

Правотворчество государственных органов, которое осуществляется компетентными государственными органами, такими как: Совет Федерации, Государственная Дума, правительство и другие органы.

Правотворчество отдельных лиц: Президента, министров, руково­дителей федеральных служб и агентств.

Правотворчество органов местного самоуправления.

Правотворчество администрации объединений, предприятий и учреждений.

Стадии правотворчества представляют собой последовательные и взаимосвязанные правотворческие действия, из которых складывается процесс создания нормативных актов. Приведем основные стадии правотворческого процесса.

1.Принятие решения о подготовке проекта.Эта стадия воплощается в планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа, Президента, правительства и других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы.

2. Подготовка текста законопроекта. Эта стадия включает в себя ряд этапов: а) составление текста проекта; б) предварительное обсуждение проекта; в) согласование проекта; г) его доработка.

При составлении текста проекта используются два принципа: ведомственный и парламентский.

В соответствии с ведомственным принципом проект составляют специалисты соответствующего ведомства: Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, министерства юстиции.

В соответствии с парламентским принципом разработкой текста проекта занимаются постоянные комитеты и комиссии высшего законодательного органа.

В ходе предварительного обсуждения первоначального проекта привлекаются заинтересованные органы, организации и широкие слои общественности в форме совещаний, заседаний, пуб­ликаций, рецензий, заключений, отзывов.

Согласование проекта представляет собой вынесение предложений по тексту проекта заинтересованными органами.

Доработка проекта осуществляется рабочей комиссией на основе поступивших предложений и заключается в редактировании текста. В случае необходимости создается специальная редакционная комиссия.

3. Внесение проекта на рассмотрение правотворческого органа.Эта стадия состоит в передаче законопроекта в Государственную Думу и принятии его комитетом по законодательству. Указанный Комитет проводит экспертизу проекта и включает его в повестку дня очередного заседания Думы.

4. Обсуждение проекта осуществляется в 2 – 3 чтениях. При первом чтении заслушиваются доклад инициатора законопроекта и содоклад рабочей комиссии. Затем депутаты высказывают предложения и замечания в форме поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет проект либо отклоняет его. При втором чтении с докладом выступает представитель комиссии, проводившей доработку проекта. Обсуждение проводится в целом, по разделам либо постатейно. В результате второго чтения законодательный орган принимает проект, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.

5. Принятие закона достигается с помощью механизмов голосования: простым большинством и квалифицированным. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос). Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.

6. Подписание закона.Принятый закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту. На подписание закона отводится 14 дней. Президент может использовать право вето и отклонить закон. В таком случае Совет Федерации либо Государственная Дума могут преодолеть вето Президента путем принятия закона 2/3 голосов. Вновь принятый закон подлежит подписанию в течение 7 дней после поступления к Президенту.

7. Опубликование закона.Это официальное оглашение закона с помощью средств массовой информации и специальных изданий. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания. Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования, если опубликованный закон не предусматривает другого порядка вступления в силу.

Система действующих нормативных актов является сложной по характеру и значительной по объему, подвержена быстрым изменениям: одни нормативные акты дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, третьи частично либо полностью признаются утратившими силу. Сложность, объемность, противоречивость и несогласованность действующего законодательства порождают необходимость устранения тех недостатков, которые создают трудности, связанные с использованием законов и подзаконных актов, в конечном итоге снижающие эффективность правоприменительной практики. Средством приведения нормативных актов в согласованную систему является систематизация.

Систематизация нормативных актов – это юридическая деятельность, направленная на приведение нормативных актов в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Сущность систематизации заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.

Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядочении действующего законодательства и придании ему стабильности.

Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы, организации, а в определенных случаях – и частные лица.

Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществ­ляется тремя способами:

1) путем издания сборников нормативных актов;

2) путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов;

3) путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

Соответственно, выделяют три вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация – это приведение нормативных актов в систему путем объединения нормативного материала без изменения его содержания.

Инкорпорация производится с соблюдением определенных правил:

нормативные акты располагаются в определенном порядке: хронологическом или алфавитно-предметном; содержание нормативных актов не изменяется, но при этом в сборник вносятся изменения и дополнения, которые произвел законода­тель; в акт инкорпорации не включаются нормы, которые отменены или утратили силу.

Инкорпорированными изданиями являются сборники законов и других нормативных актов, собрания законодательства и свод законов.

В зависимости от принципа объединения нормативных актов выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).

В зависимости от объема различают генеральную (полную) и частичную (неполную) инкорпорацию.

По источнику инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация осуществляется государственными органами или по их поручению, неофициальная проводится организациями и частными лицами по своему усмотрению.

Кодификация – это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов.

Кодифицированные акты составляют основу действующего законодательства и рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Существует несколько видов кодифицированных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства – это отраслевые нормативные акты, кото­рые содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации, республик в ее составе и других субъектов федерации.

Кодексы – это нормативные акты, которые содержат правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других.

Уставы – это нормативные акты, которые регулируют определенную сферу государственной деятельности, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.

Положения – это нормативные акты специального действия, которые детально регулируют статус либо деятельность государственных органов, организаций и учреждений. Таково, например, Положение о службе в органах внутренних дел.

Правила – это нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

Консолидация — это приведение нормативных актов в систему путем объединения множества законодательных актов в единый укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов, вместе с тем проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты.

Консолидация используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, т.е. в тех случаях, когда необходимо свести воедино сотни разрозненных нормативных предписаний и тем самым повысить качество правоприменительной деятельности.

Учет законов и других нормативных актов представляет собой сбор, хранение и поддержание в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве. Такой учет ведется всеми государственными органами, юридическими лицами и квалифицирован­ными юристами для удовлетворения собственных потребностей в нормативно-правовой информации либо в коммерческих целях.

В органах юстиции, прокуратуры, арбитража, в судах, на крупных предприятиях и фирмах справочно-информационную работу осуществляют специальные отделы либо юридические службы.

В государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации создается единый эталонный банк данных правовой информации, включающий в себя наряду с актами высших органов законодатель­ной и исполнительной власти Российской Федерации нормативные акты всех субъектов федерации.

Правотворчество – деятельность компетентных органов государства по изданию нормативно-правовых актов, их совершенствованию, изменению или отмене.

 

 

 

 

 

 

СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ РФ

 

 

 

 

В случае отклонения закона Советом Федерации при повторном голосовании в Государственной Думе вето преодолевается в 2/3 голосов депутатов В случае отклонения закона Президентом его вето преодолевается 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. Закон подлежит подписанию

 

 

Систематизация законодательства – упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную систему.

 

 

СПОСОБЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

¯                                                                     ¯

Кодификация – деятельность органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений   Инкорпорация – объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов, в определенном порядке, без изменения содержания
Виды кодификации – основы законодательства; кодекс; устав, положение, регламент   Виды инкорпорации: официальная – упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов; неофициальная – издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций, учреждений без специальных на то полномочий; хронологическая; систематическая; предметная

 


 

 

Т е м а 17

 

Правоотношение

 

Правоотношение – это охраняемое государством общественное отношение, которое представляет собой общественно значимую связь субъектов посредством наделения их правами и возложения обязанностей, предусмотренных нормами права.

Признаки правоотношения.

Возникает на основе нормы прав, так как в них содержатся указания на субъективные права и юридические обязанности сторон. В них также содержатся условия (юридические факты) существования правоотношения. Осуществляется это двояко: или норма жестко привязана к правоотношению, непосредственно порождает правоотношение (публичная сфера); или не оказывает прямого воздействия на возникновение правоотношений, а основой для правоотношений становятся договоры, сделки, фактические действия.

Всегда двусторонняя связь, что вытекает из представительно-обязывающего характера правовой нормы, которая, предоставляя право одной стороне, возлагает юридическую обязанность на контрагента.

Взаимность прав и обязанностей. Правоотношение всегда предполагает, что есть лицо управомоченное и лицо обязанное.

Индивидуализированность правовой связи, так как в нем всегда определены стороны-участники.

Обеспеченность государственным механизмом через возможность применения принудительных мер.

Возникновение по поводу реальных благ, в которых заключен интерес сторон, вступающих в правоотношение.

Правоотношение – это правовое явление, имеющее сложную структуру и определенный состав.

Состав правоотношения образуют два элемента: его участники, т.е. субъекты. Права и обязанности субъектов в составе правоотношения выступают как юридические свойства участников правоотношения в качестве структуры правоотношения рассматриваются отношения между субъектами, т.е. их правовые связи.

Под структурой правоотношения понимается внутреннее строение и взаимосвязь его элементов. Структуру правоотношения образуют три элемента: субъекты правоотношения, его содержание и объект правоотношения. К предпосылкам правоотношения относят норму права, юридический факт и правосубъектность.

Субъектами правоотношения являются его участники (стороны), по другой терминологии – контрагенты.

Юридическое содержание правоотношения образуют субъективные права и юридические обязанности субъектов. Материальное содержание правоотношения представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.

Объект правоотношения есть то, по поводу чего или ради чего субъек­ты вступают в правовую связь. В качестве объектов правоотношений выступают разнообразные материальные и нематериальные блага.

В процессе функционирования структура правоотношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, структура проявляется в поведении субъектов в ходе реализации прав и обязанностей (фактическая структура). При совпадении юридической и фактической структур правоотношения имеет место правомерное поведение, при несовпадении – правонарушение либо отклоняющееся поведение.

Субъектами и участниками правоотношения выступают физические и юридические лица.

Физическими лицами являются индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица с двойным гражданством, лица без гражданства.

Юридическими лицами выступают коллективные субъекты: предпри­ятия, организации и учреждения. Юридические лица имеют три призна­ка: организационное единство, обособленное имущество и способность выступать в правоотношениях от собственного имени, в том числе в качестве истца и ответчика.

Государство как субъект правоотношений имеет ряд отличительных признаков: государство – субъект политический, властный и суверенный. Это означает, что государство не зависит от других субъектов права, устанавливает статус всех участников правоотношений и выступает как субъект международных отношений.

Характер и степень участия субъектов в правоотношениях определяются их правосубъектностью. Правосубъектность включает в себя три юридических свойства: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это предусмотренная нормами права возможность иметь права и нести обязанности. Закон выделяет правоспособность всех физических лиц, независимо от возраста и состояния психики. Правоспособность возникает в момент рождения и прекращается смертью.

Дееспособность – это способность самостоятельно (своими силами) осуществлять права и обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья. Объем дееспособности может быть полным либо неполным. Полностью дееспособные лица вправе совершать любые юридически значимые действия. Дееспособность в полном объеме в силу закона наступает с 18-ти лет, а в случае вступления в брак – с 16-ти лет. Дееспособность может быть ограничена по решению суда только в отношении алкоголиков и наркоманов. Недееспособными могут быть признаны психически больные либо слабоумные, которые не понимают фактический характер и социальную значимость своих действий. Объем неполной дееспособности складывается из двух элементов: эмансипированных правомочий и опекаемых прав. Первые принадлежат субъекту безраздельно, вторые обеспечиваются с помощью законных представителей (родители, опекуны, попечители, детские учреждения). Подростки в возрасте от 14 до 18 лет имеют неполную дееспособность. Они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком (стипендией), совершать денежные вклады. Другие юридически значимые действия они вправе совершать с согласия родителей, попечителей, педагогов. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет имеют частичную дееспособность и вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки. В других юридически значимых действиях их замещают родители либо опекуны.

Деликтоспособность представляет собой способность нести ответственность за допущенное правонарушение (деликт). Деликтоспособность – это пассивная сторона дееспособности и зависит от возраста и состояния психики. Деликтоспособностью не обладают недееспособные (по гражданским делам), малолетние и невменяемые (по административным и уголовным делам).

Кроме того, различают два вида правосубъектности: общую и специальную.

Общую правосубъектностьимеют граждане, достигшие совершеннолетия и не признанные судом недееспособными. Они вправе вступать в любые правоотношения, за исключением правоотношений, требующих наличия специальной правосубъектности.

Специальной правосубъектностьюдолжны обладать судьи и политики, для которых установлен повышенный возрастной ценз. Например, судья должен иметь возраст не менее 25 лет, кандидат в президенты – не менее 35 лет и высшее образование.

Правоспособность юридических лиц возникает одновременно с дееспособностью и называется праводееспособностъю. Праводееспособность властных органов именуется компетенцией.

Содержание правоотношения образуют субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения. Право именуется субъективным, так как принадлежит субъекту правоотношения. Реализация субъективного права зависит от усмотрения управомоченного лица. Субъект может воспользоваться предоставленным ему правом или отказаться от него. Обязанность называется юридической, так как предусмотрена юридической нормой и подлежит безусловному выполнению.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения управомоченного лица, которая соответствует юридической обязанности другого лица. Оно включает в себя три полномочия: возможность совершать определенные действия самому; возможность требовать совершения определенных действий от другого; возможность обратиться за защитой к органам государства, т.е. осуществить правопритязание.

Субъективное право – это средство удовлетворения собственных интересов путем совершения определенных действий, требований и притязаний.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения обязанного лица, которая соответствует субъективному праву другой стороны.

Обязанность может иметь различный характер: активный, пассивный, негативный.

Активная обязанностьзаключается в совершении определенных действий. Пассивная состоит в воздержании от определенных действий. Негативная наступает в случае правонарушения и состоит в претерпевании неблагоприятных последствий неправомерного поведения. Юридическая обязанность – это средство удовлетворе­ния чужих интересов путем совершения необходимых действий, воздержания от определенных действий и претерпевания негативных санкций.

Согласно монистической теории единственным объектом правоотношения является человеческое поведение. Плюралистическая теория признает следующие объекты правоотношений.

Вещи: средства производства, предметы потребления, ценные бумаги и тому подобное.

Продукты творчества: произведения искусства, литературы, живописи, кино.

Результаты поведения участников правоотношения: доставка грузов, перевозка пассажиров, выполнение договоров подряда и тому подобное.

Поведение участников правоотношения, например, поведение условно осужденных лиц во время испытательного срока либо в местах лишения свободы.

Личные неимущественные блага: жизнь, здоровье, достоинство, честь и другие. Указанные ценности охраняются нормами государственного, уголовного и гражданского права.

Вопрос об объекте правоотношения остается дискуссионным. Одни авторы считают, что безобъектных отношений не существует, другие полагают, что некоторые виды отношений не имеют объекта, например, уголовно-правовые. Тем не менее отрицание объекта делает правоотношение бессмысленным.

Нормы права самостоятельно правоотношений не порождают. Существование правоотношений зависит от наличия юридических фактов.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение либо прекращение правоотношений. По существу юридические факты являются предпосылками правоотношений, фиксируются в гипотезе юридических норм и при наличии их в реальной действительности влекут предусмотренные нормами права последствия.

Юридические факты многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от последствий факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие фактывызывают возникновение прав и обязанно­стей. Правоизменяющие фактывлекут изменение прав и обязанностей. Правопрекращающие фактыпрекращают права и обязанности. В трудовом праве такими фактами соответственно являются: заключение трудового договора, перевод на другую работу, увольнение.

По волевому критерию юридические факты делятся на события, деяния и состояния.

Юридически значимые события – это факты, которые не зависят от во­ли людей, но порождают определенные правовые последствия. К числу таких событий относятся рождение, смерть, стихийные бедствия, исте­чение сроков давности.

Юридически значимые деяния – это сознательные волевые действия (без­действие), с которыми закон связывает правовые последствия.

Юридически значимые состояния – это факты, которые в большей степени обусловлены физиологическими процессами, чем волей субъекта. Такими фактами являются беременность, болезнь, нетрудоспособность.

По юридической природе деяния делятся на правомерные, неправомерные и общественно опасные. Правомерные деяния это формы поведения, которые согласуются с предписаниями норм права, например, гражданско-правовые сделки. Неправомерные деяния это формы поведения, которые не согласуются с предписаниями норм права, нарушают правовые запреты и являются правонарушениями. К неправомерным деяниям закон относит преступления и проступки, в том числе административные, дисциплинарные и гражданско-правовые нарушения. Общественно опасные деяния это действия, которые причиняют вред, но не имеют осознанно-волевого характера, в силу чего не считаются правонарушениями. Таковы действия невменяемых лиц и малолетних.

По целевой направленности юридические факты делятся на поступки, сделки и административные акты. Юридические поступки это действия, которые совершаются без на­мерения вызвать правовые последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона. К числу юридических поступков закон относит обнаружение клада, находку вещи, создание произведения. Сделки это правомерные действия, направленные на возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей. Типичными сделками являются гражданско-правовые договоры. Административные акты –это действия государственных органов, направленные на возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, участниками которых являются определенные лица. Административными актами являются решения судебных, административных и других юрисдикционных органов.

Иногда выделяют две группы правомерных действий: юридические акты (целенаправленные действия) и юридические поступки (нецеленаправленные действия). В соответствии с этой классификацией юридические факты включают в себя гражданско-правовые сделки и акты, имеющие правоприменительный характер.

По характеру воздействия различают позитивные и негативные юридические факты. Позитивные факты– это обстоятельства, которые способствуют возникновению правоотношений. Так, для вступления в брак требуются достижение брачного возраста, согласие и добровольность, т.е. позитивные факты. Негативные факты это обстоятельства, которые препятствуют воз­никновению правоотношений. Такими фактами при заключении брака являются недееспособность, близкое родство, нахождение в другом браке.

В ряде случаев для наступления правоотношения требуется наличие нескольких юридических фактов, т.е. фактический состав. Так, для получения пенсии по старости фактический состав образуют три юриди­ческих факта: наступление пенсионного возраста, наличие определен­ного трудового стажа и решение о назначении пенсии.

Правоотношения многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Правоотношения, складывающиеся в сфере публичного права, – это отношения, предусмотренные нормами административного, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права, в основе которых лежит метод субординации. Отношения, складывающиеся в сфере частного (гражданского и семейного) права, регулируются не только нормами права, но и возникают из фактических действий, не противоречащих закону, и по своей сути являются правовыми отношениями, основанными на принципе общедозволительности гражданско-правового регулирования.

По предмету правового регулирования различают отраслевые виды правоотношений: государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и так далее.

По специфике правового регулирования правоотношения могут быть материально-правовыми и процессуальными. Материально-правовыеотношения возникают на основе норм материального права. Их содержание образуют права и обязанности субъектов. Процессуальныеправоотношения возникают на основе процессуальных норм, которые предусматривают порядок осуществления и защиты материальных правоотношений.

По характеру распределения прав и обязанностей правоотношения можно классифицировать на простые и сложные. В простыхправоотношениях один субъект имеет право, другой несет обязанность, например, в отношениях по договору займа. В сложныхправоотношениях у каждой из сторон имеются права и обязанности, например, в отношениях купли-продажи, брачных отношениях.

По степени определенности различают абсолютные и относительные правоотношения. В относительныхправоотношениях все участники точно определены, например, продавец и покупатель в отношениях купли-продажи. В абсолютныхправоотношениях известно лишь одно лицо: носитель субъективного права. Все остальные субъекты обязаны воздержаться от нарушения этого права. Типичный пример – отношение собственности. Образно говоря, собственник находится в правоотношениях со всем на­селением земного шара.

По функции различают регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивныесвязаны с реализацией прав и обязанностей. Это – гражданские, семейные, трудовые, брачные отношения. Охранительныеправоотношения связаны с восстановлением нарушенных прав. Такими отношениями являются, например, уголовно-правовые.

Информационные правоотношения регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, о


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.