Лекция № 3. Со знание как высшая ступень развития психики. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Лекция № 3. Со знание как высшая ступень развития психики.

2022-10-05 28
Лекция № 3. Со знание как высшая ступень развития психики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 3. Со знание как высшая ступень развития психики.

План:

Сознание человека и его характеристики.

Отличительные признаки сознания.

3. Сознание и самосознание.

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

Сознание:

· рождается в бытии,

· отражает бытие,

· творит бытие.

Функции сознания:

· отражательная,

· порождающая (творчески-креативная),

· регулятивно-оценочная,

· рефлексивная– основная функция, характеризует сущность сознания.

 В качестве объекта рефлексии может выступать:

· отражение мира,

· мышление о нем,

· способы регуляции человеком своего поведения,

· сами процессы рефлексии,

· свое личное сознание.

 

 

Рис. 3. Структура сознания

 

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.

Выраженное в слове значение содержит:

· образ,

· операционное и предметное значение,

· осмысленное и предметное действие.

Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Отличительные признаки сознания.

1. Обусловленность социальными условиями (исторической эпохой, классом, коллективом, компанией). Индивидуальное сознание – духовный мир отдельных людей. Общественное сознание преломляется через индивидуальное. Формы общественного сознания – наука, искусство, религия, мораль и др.

2. Отражение мира в его существенных связях и отношениях – выделение главных характеристик явлений, того, что их характеризует и отличает от других, схожих с ними. Например, стол, стул, шкаф, вешалка, тетрадь.

3. Прогнозирующий характер (воображение действительности).

4. Творческое преобразование действительности.

5. Наличие интеллектуальных схем (умственных структур, в которых находятся понятия, правила, логические операции обработки информации и т.п).

  1. Наличие самосознания, рефлексии (т.е. познания себя путем познания других; самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения; самоконтроль, самовоспитание).

Сознание и самосознание.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может, либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности:

· деятельность,

· общение,

· самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».

Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

· осознание своей активности – «Я, управляю собой»;

· осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

· моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я».

«Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания.

«Личностное Я» – это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я».

 В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

· осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

· познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

· эмоциональное, чувственное представление о себе.

 Таким образом, самосознание включает в себя:

· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Лекция № 3. Со знание как высшая ступень развития психики.

План:


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.