Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-10-05 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция № 3. Со знание как высшая ступень развития психики.
План:
Сознание человека и его характеристики.
Отличительные признаки сознания.
3. Сознание и самосознание.
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».
Сознание:
· рождается в бытии,
· отражает бытие,
· творит бытие.
Функции сознания:
· отражательная,
· порождающая (творчески-креативная),
· регулятивно-оценочная,
· рефлексивная– основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии может выступать:
· отражение мира,
· мышление о нем,
· способы регуляции человеком своего поведения,
· сами процессы рефлексии,
· свое личное сознание.
Рис. 3. Структура сознания
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.
Выраженное в слове значение содержит:
· образ,
· операционное и предметное значение,
· осмысленное и предметное действие.
Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.
Отличительные признаки сознания.
1. Обусловленность социальными условиями (исторической эпохой, классом, коллективом, компанией). Индивидуальное сознание – духовный мир отдельных людей. Общественное сознание преломляется через индивидуальное. Формы общественного сознания – наука, искусство, религия, мораль и др.
|
2. Отражение мира в его существенных связях и отношениях – выделение главных характеристик явлений, того, что их характеризует и отличает от других, схожих с ними. Например, стол, стул, шкаф, вешалка, тетрадь.
3. Прогнозирующий характер (воображение действительности).
4. Творческое преобразование действительности.
5. Наличие интеллектуальных схем (умственных структур, в которых находятся понятия, правила, логические операции обработки информации и т.п).
Сознание и самосознание.
Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.
Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может, либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
|
Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности:
· деятельность,
· общение,
· самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».
Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):
· сознание отличия себя от остального мира;
· сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Критерии самосознания:
· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
· осознание своей активности – «Я, управляю собой»;
|
· осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
· моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я».
«Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания.
«Личностное Я» – это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я».
В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.
Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.
В структуре самосознания можно выделить:
· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
· осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
· познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
· эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:
· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Лекция № 3. Со знание как высшая ступень развития психики.
План:
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!