Экономические и политические особенности осуществления рэпа на кубани — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Экономические и политические особенности осуществления рэпа на кубани

2022-10-05 38
Экономические и политические особенности осуществления рэпа на кубани 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономические и политические особенности осуществления НЭПа на Кубани После восстановления Советской власти на Кубани начались преобразования в духе «военного коммунизма». Продразверстка - это составная часть «военного коммунизма». Решение о ее введении на Кубани было принято в середине июня 1920 г. Разверстка не была распределена и проводилась без учета прожиточного минимума. Вывозился даже семенной материал. Продразверстка лишала крестьян стимула в развитии хозяйства. Рабочие мало получали хлеба. Росла безработица. На Кубани активизировались бело-зеленые банды, которые убивали советских активистов, грабили население. «Военный коммунизм» вызвал возмущение, а затем сопротивление. Начались многочисленные восстания крестьян, военных. Жестокие меры, предпринятые заблаговременно (взятие заложников, высылка на Соловки и расстрелы офицеров и «буржуа»), сбили накал восстаний. Новый курс на развитие демократических и ликвидацию военных методов. Объявление продналога на Кубани отчасти успокоило хлеборобов, постепенно облегчило положение крестьян и казаков. Размер хлебного налога для Кубано-Черноморской области составил 18400 тонн, в несколько раз меньше величины продразверстки. Помимо хлебного обложения были установлены налоги на картофель, масличные семена, яйца, молочные продукты, табак, шерсть, сено, продукты пчеловодства. Кроме продналога кубанская станица выполняла трудовую и гужевую повинности, платила налоги целевого назначения, налоги для местных нужд. После перехода к нэпу была снижена минимальная единица урожайности, подлежавшая обложению налогом, выдавались лишь денежная и семенная ссуды, оказывалась помощь при проведении посевной, были аннулированы кабальные сделки. Переход к нэпу, ликвидация кулацких мятежей, ввод в действие Земельного кодекса РСФСР обнаружили остроту земельного вопроса на Кубани. Против землеустройства выступало зажиточное население, в первую очередь казачество и иногородние - собственники земли. Условия нэпа позволили возродить сельскохозяйственную кооперацию. В станицах росло число колхозов. Несмотря на развитие коллективных форм землепользования, ведущим в кубанской станице продолжало оставаться семейно-трудовое хозяйство. Налоговая политика предполагала рациональное сочетание общегосударственных и личных интересов крестьян. Система нэпа отвечала этому принципу. Первоначально (весной 1921 г.) налог был введен в натуральной форме, величина его зависела от размера пашни и сенокоса, количества продуктивного скота, урожайности. Налог мог вноситься шестью видами продуктов, т. е. единый продовольственный налог. Важным орудием государства в борьбе за развитие экономических связей между городом и деревней был кредит. Если в первые годы после окончания Гражданской войны кредит служил средством поддержания разорившейся казачьей или иногородней семьи, то к началу реконструкции он превратился в средство развития крестьянского хозяйства. Таким образом, Кубань имела свои особенности осуществления нэпа, которые проявлялись в политике землеустройства, налогов, кредита, машинного снабжения, амнистирования обманутых казаков и крестьян. Благодаря нэпу сельское хозяйство и промышленность Кубани были восстановлены к середине 1920-х годов. Время нэпа - особая страница в жизни Кубани. Оно наложило свой отпечаток на политические настроения кубанского казачества. Нэп интересен тем, что при нем появилась реальная альтернатива противоборству казачества и Советской власти. В 1920-е годы были сделаны практические шаги, направленные на примирение казачества с Советской властью. Принятие Земельного кодекса РСФСР и начало землеустроительных работ с учетом кубанской специфики внесло определенное успокоение в казачью среду. В середине 1920-х годов проходил процесс своеобразного «оказачивания». Несколько увеличилось количество казаков в Советах Кубанского округа, стала расти казачья прослойка в партийных и комсомольских организациях, увеличился прием казачьей молодежи в вузы, не чинилось препятствий для развития культурных и бытовых традиций казачества. Казаки на Кубани составляли костяк кавалерийских территориальных формирований Красной Армии. В последующие годы с отходом от нэпа были утрачены и результаты, достигнутые в казачьем вопросе. История кубанского казачества стала составной частью нелегкой истории российского крестьянства. Таковы основные направления развития экономической политики на Кубани, благодаря которой удалось поднять разрушенное народное хозяйство области, вызвать экономическую заинтересованность крестьян и рабочих на земле, провести ряд реформ, так необходимых области в то время.

19. Коллективизация и индустриализация на Кубани Наличие большого количества казаков среди хлеборобов осложняло колхозное строительство на Кубани. Как и в других зерновых районах, коллективизация здесь проводилась поспеи не хотели идти в колхозы, их причисляли к враждебным элементам, хотя такое поведение было реакцией на действия Советской власти, на нарушение законности. Позиция Сталина допускала применение чрезвычайных мер в достижении главной цели. Группа Н. И. Бухарина выступала за более осторожные, умеренные темпы коллективизации, исключающие применение чрезвычайных мер к крестьянству. Сплошная коллективизация зерновых районов, объявленная Сталиным и поддержанная Пленумом ЦК в ноябре 1929 г., базировалась в основном на сложении простого крестьянского инвентаря. Поспешность и неподготовленность, а также применение чрезвычайных мер и методов руководства способствовали усилению антиколхозных настроений. Видя нарушения принципов добровольности, казаки и иногородние выходили из колхозов, а единоличники воздерживались от вступления в них. По мере ускорения темпов коллективизации усиливались репрессивные меры против лиц, не поддерживающих создание колхозов. В конце 1920 - начале 1930-х годов была проведена ликвидация кулачества как класса на основе сплошной коллективизации. Кулацкие семьи выселялись и обосновывались на новых землях. Часть урожая осталась неубранной, не все колхозы выполнили план хлебозаготовок. Появились первые признаки кризисного состояния колхозов. Доля изъятого государством товарного зерна в колхозах Кубани все возрастала. Применение чрезвычайных мер во время хлебозаготовок вызвало сопротивление как колхозников, так и остальных крестьян и казаков. Станицы, не выполнившие план хлебозаготовок, заносились на так называемую черную доску, что предусматривало ряд наказаний, связанных с поставкой продуктов. Сильный кризис на Кубани разразился. Начался голод. В Северо-Кавказском крае с июля 1932 по декабрь 1933 г. смертность составила примерно, около четырех процентов населения. Голод опустошил десятки станиц, но большинство колхозников продолжали самоотверженно трудиться. Они надеялись на будущее. Из положительных сторон коллективизации можно отметить то, что страна получила миллионы рабочих рук для индустрии, стали лучше использоваться сельскохозяйственные машины, были подготовлены кадры механизаторов, специалистов, а главное - создана тяжелая промышленность, которая оказалась такой необходимой в войне. Основными отраслями промышленности Кубани являлись: металлообрабатывающая, маслобойная, кожевенная, мукомольная, нефтяная, цементная, деревообрабатывающая, табачная. Полукустарное предприятие в Краснодаре, изготовлявшее топоры, превратилось в завод «Октябрь», выпускающий запасные части для тракторов. В 1921-1922 гг. начали функционировать курорты Черноморского побережья Кавказа. Строительство санаторно-курортных учреждений на Кубани получило большой размах в годы первой пятилетки (1928-1932).

20. Развитие культуры и образования на Кубани в 1920-30

Начавшаяся в 1920-е годы культурная революция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс. Развитие культуры с самого начала увязывалось со служением интересам партии и государства, общества и лишь потом с интересами гармоничной, всесторонне развитой личности, нового человека как продукта культурной политики.

Плата за обучение отменялась. Работа по ликвидации неграмотности началась после принятия 26 декабря 1919 г. декрета «О ликвидации неграмот-ности среди населения РСФСР». Он обязывал все население страны от 8 до 50 лет обучаться грамоте на русском или родном языке. Уклоняющиеся от этого могли быть привлечены к уголовной ответственности.

19 июля 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

На Кубани в 1920 г. не знали грамоты 468 766 детей школьного возраста. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму.

После ходатайства партийных, государственных и общественных организаций Кубани 9 декабря 1921 г. вопрос «Об улучшении положения дела народного образования в Кубано-Черноморской области» заслушал Совет труда и обороны. А 23 января 1922 г. вопрос «О мерах к улучшению положения дела народного образования в Кубано-Черноморской области» был включен в повестку дня заседания Совнаркома. Кубани были выделены 15 тысяч дополнительных пайков для учителей и учащихся, денежные средства. Помощь селу в решении этой проблемы оказывали городские шефские организации, общество «Долой неграмотность».

Одновременно осуществлялась идея создания политехнической или трудовой школы. На I съезде работников народного образования (1918) было принято «Положение о единой трудовой школе». «Основой школьной жизни, - говорится в этом документе, -должен служить производственный труд... не только как метод преподавания, но именно как производственный, необходимый труд...»

Новая школа строилась с ориентацией на потребность государства в трудовых ресурсах. Овладеть профессией подросток мог при поступлении после четырехлетки в низшие профессиональные школы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), после семилетки - в техникум с трехлетним сроком обучения. Девятилетка же давала некоторую профессиональную выучку и подготавливала к поступлению в высшую школу. В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обучения проходили

успешно. Так, в 1931 г. 85 процентов населения Кубани овладели грамотой, количество школ с 1913 по 1938 г. выросло с 880 до 2498, число учащихся увеличилось в 4 раза и составило 628 915 человек, хотя в крае еще оставалось 76 469 неграмотных.

Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы.

После окончания Гражданской войны в стране складывается тяжелое положение. 28 октября 1921 г. был закрыт Кубанский госуниверситет. Его медицинский факультет был преобразован в Кубанский медицинский институт, который стал работать как самостоятельный вуз с 1 ноября 1921 г. Большой вклад в развитие вуза и медицины на Кубани внесли такие ученые, как Н. Ф. Мельников-Разведенков, С. В. Очаповский (1878-1945), имя последнего было присвоено краевой больнице.

Тяжелое экономическое положение страны в 1921-1922 гг. привело к сокращению вновь созданных вузов.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.