Упражнение «Передай предмет» (5 минут). — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Упражнение «Передай предмет» (5 минут).

2022-02-10 59
Упражнение «Передай предмет» (5 минут). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммуникативный тренинг

«Свобода общения»

Форма проведения: тренинговое занятие.

Цель тренинга: повышение эффективности взаимодействия с партнерами по общению.

Задачи:

1. Познакомить с понятиями «активное» и пассивное» слушания, средствами общения и техниками эффективного общения.

2. Отработка некоторых навыков активного слушания: формулирования правильных вопросов, отработка техники вербализации – повторения, техники перефразирования, техники подчеркивания значимости.

Аудитория: учащиеся 10, 11 классов.

Оборудование: фломастеры, бумага, мяч, стулья, карточки с заданиями.

Разминка и знакомство

Имя и качество (5 минут).

Цель: узнать имена друг друга и получить первое представление о личностных качествах каждого.

Давайте познакомимся. Сейчас каждый из присутствующих назовет свое имя, а после этого скажет, что в нем, в его (или в ее) личности помогает ему в общении с другими людьми и что — мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о своих собственных качествах. Например, не стоит говорить: "В общении мне мешает, когда приходится иметь дело с глупыми людьми". Лучше сказать: Мне мешает неумение так сформулировать свою мысль, чтобы меня понял любой человек, даже не слишком интеллектуальный".

Итак, каждый называет два своих качества, одно из которых помогает, а другое—мешает в общении.

Основная часть (3 минуты).

Беседа: наш тренинг называется «Свобода общения».

- А как вы считаете, свободно ли вы общаетесь?

- Можете ли вы назвать себя приятным собеседником?

- Легко ли вам подойти к незнакомому человеку и завязать непринужденную беседу?

- Коммуникабельность – это свойство врожденное или приобретенное?

Для успешного общения существуют специальные приемы. Многие приемы вы используете на интуитивном уровне. Какие? (контакт в глаза, называние человека по имени, улыбка, живая мимика, открытая поза, угол наклона тела, умение сказать приятное).

Многие вещи из перечисленных не предполагают речевого сопровождения и называются невербальными средствами общения.. Улыбка, глаза в глаза и др. Чему вы больше верите, словам или невербальным способам общения? (Привести примеры: сказать «Я очень рада вас видеть» с каменным лицом/с улыбкой). Когда младенцу говорить с улыбкой и ласковой интонацией неприятные вещи, как вы думаете, как он отреагирует? А когда наоборот?

Беседа (10 минут)

Психологические сигналы при вступлении в контакт

Вербальные сигналы, располагающие к контакту: отчетливое приветствие, обращение к человеку по имени, предложение сесть

Невербальные сигналы, располагающие к контакту:

1. Проксемика

- угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)

- угол наклона тела меньше прямого («Тупой угол между собеседниками — это провал переговоров»)

- дистанция — индивидуализированная, с учетом общих закономерностей: интимная 0-45 см, личная 45-60-120 см, социальная120-210-360 см

- соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне

2. Позы

- Открытая, а не закрытая (нескрещенность конечностей, развернутость корпуса и головы, раскрытость ладоней, расслабленность мышц, контакт глаз)

- Асимметричная, а не симметричная

3. Мимика (улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица)

4. Взгляд (продолжительность контакта глаз 3-5 сек., частота контакта — не реже 1 раза в минуту, частота моргания — раз в 3-5 сек.)

5. Такесика — движение собеседников в пространстве  

Не допускаются ритмические движения, движения большой амплитуды, резкие движения, неритуализированные прикосновения

6. Прикосновения (ритуализированные прикосновения допускаются, неритуализированные прикосновения не допускаются)

Паралингвистические сигналы при вступлении в контакт: отчетливость речи, доброжелательная интонация, громкость голоса — средняя, высота тона — низкая, быстрота речи — умеренная.

«При первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% паралингвистическим и лишь на 7% содержанию вашей речи» (А. Меграбян)

Следующие упражнения помогут нам продемонстрировать разные невербальные и паралингвистические средства.

Игра «Охранники» (5 мин).

Цель: настрой на работу, снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения договариваться не используя речь. 

Дети делятся на две команды – узников и охранников. Узники сидят по кругу на стульях. Охранники стоят за спиной узников. Узники, не используя слова, жесты и мимику, должны «договориться» между собой поменяться местами, и таким образом осуществить «побег». Охранники должны успеть остановить беглецов, положив руки им на плечи.

Обсуждение упражнения:

 - Легко ли было устанавливать контакт и договариваться без помощи слов?

- Что вам помогало?

Техники постановки вопросов

Рассмотрим три типа вопросов и способы их формулирования.

  Коммуникатив­ные техники Определения Как это сделать?
1 Открытые вопросы Вопросы, предполагающие развернутый ответ Начинайте вопрос со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях? и т. п. «На какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) мы должны обратить внимание?» «Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?» «Какой результат был бы приемлемым длявас?» «Как мы могли бы сформулировать свою задачу?» «Что вы имеете в виду, когда говорите о...» «Если вы займете эту позицию, те какими будут ваши первые действия?»
2 Закрытые вопросы Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т. п.) или ответ «да» или «нет» Когда истекает срок сдачи работы? Сколько времени у нас осталось? Ты хочешь отказаться от игры? и т. п.
3. Альтернативные вопросы Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов Ты предпочитаешь воспринимать информацию на слух, зрительно или комбинированно? Ты предпочитаешь, чтобы я дал тебе ответ по телефону, прислал по факсу или по электронной почте?

Беседа (5 минут)

Техники, способствующие пониманию партнера

- Вербализация (проговаривание, повторение) — мы дословно повторяем высказывание партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял Вас...», «По Вашему мнению...», «Ты считаешь...» и т. п.

-   Вербализация (перефразирование) — мы воспроизводим высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Другими словами, ты считаешь, что...» и др.

Вербализация (интерпретация и развитие идеи) — мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера ила выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что...» или «Вы так считаете, видимо, потому что...»

Коммуникативный тренинг

«Свобода общения»

Форма проведения: тренинговое занятие.

Цель тренинга: повышение эффективности взаимодействия с партнерами по общению.

Задачи:

1. Познакомить с понятиями «активное» и пассивное» слушания, средствами общения и техниками эффективного общения.

2. Отработка некоторых навыков активного слушания: формулирования правильных вопросов, отработка техники вербализации – повторения, техники перефразирования, техники подчеркивания значимости.

Аудитория: учащиеся 10, 11 классов.

Оборудование: фломастеры, бумага, мяч, стулья, карточки с заданиями.

Разминка и знакомство

Имя и качество (5 минут).

Цель: узнать имена друг друга и получить первое представление о личностных качествах каждого.

Давайте познакомимся. Сейчас каждый из присутствующих назовет свое имя, а после этого скажет, что в нем, в его (или в ее) личности помогает ему в общении с другими людьми и что — мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о своих собственных качествах. Например, не стоит говорить: "В общении мне мешает, когда приходится иметь дело с глупыми людьми". Лучше сказать: Мне мешает неумение так сформулировать свою мысль, чтобы меня понял любой человек, даже не слишком интеллектуальный".

Итак, каждый называет два своих качества, одно из которых помогает, а другое—мешает в общении.

Основная часть (3 минуты).

Беседа: наш тренинг называется «Свобода общения».

- А как вы считаете, свободно ли вы общаетесь?

- Можете ли вы назвать себя приятным собеседником?

- Легко ли вам подойти к незнакомому человеку и завязать непринужденную беседу?

- Коммуникабельность – это свойство врожденное или приобретенное?

Для успешного общения существуют специальные приемы. Многие приемы вы используете на интуитивном уровне. Какие? (контакт в глаза, называние человека по имени, улыбка, живая мимика, открытая поза, угол наклона тела, умение сказать приятное).

Многие вещи из перечисленных не предполагают речевого сопровождения и называются невербальными средствами общения.. Улыбка, глаза в глаза и др. Чему вы больше верите, словам или невербальным способам общения? (Привести примеры: сказать «Я очень рада вас видеть» с каменным лицом/с улыбкой). Когда младенцу говорить с улыбкой и ласковой интонацией неприятные вещи, как вы думаете, как он отреагирует? А когда наоборот?

Беседа (10 минут)

Психологические сигналы при вступлении в контакт

Вербальные сигналы, располагающие к контакту: отчетливое приветствие, обращение к человеку по имени, предложение сесть

Невербальные сигналы, располагающие к контакту:

1. Проксемика

- угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)

- угол наклона тела меньше прямого («Тупой угол между собеседниками — это провал переговоров»)

- дистанция — индивидуализированная, с учетом общих закономерностей: интимная 0-45 см, личная 45-60-120 см, социальная120-210-360 см

- соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне

2. Позы

- Открытая, а не закрытая (нескрещенность конечностей, развернутость корпуса и головы, раскрытость ладоней, расслабленность мышц, контакт глаз)

- Асимметричная, а не симметричная

3. Мимика (улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица)

4. Взгляд (продолжительность контакта глаз 3-5 сек., частота контакта — не реже 1 раза в минуту, частота моргания — раз в 3-5 сек.)

5. Такесика — движение собеседников в пространстве  

Не допускаются ритмические движения, движения большой амплитуды, резкие движения, неритуализированные прикосновения

6. Прикосновения (ритуализированные прикосновения допускаются, неритуализированные прикосновения не допускаются)

Паралингвистические сигналы при вступлении в контакт: отчетливость речи, доброжелательная интонация, громкость голоса — средняя, высота тона — низкая, быстрота речи — умеренная.

«При первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% паралингвистическим и лишь на 7% содержанию вашей речи» (А. Меграбян)

Следующие упражнения помогут нам продемонстрировать разные невербальные и паралингвистические средства.

Упражнение «Передай предмет» (5 минут).

Цель: отработка невербальных средств общения (мимики, жестов).

Слова в этом упражнении использовать запрещено. Передать при помощи невербальных средств предмет по кругу: цветок, лягушку, плесневелое яблоко, привет горячую картошку, грусть, удивление, горящую петарду, изобразить суровую старушку.

Упражнение «Разговор по телефону» (5 минут).

Цель: отработка невербальных и паралингвистических средств общения.

Добровольцы должны изобразить разговор по телефону, не используя слова (можно со звуками:«Асисяй»), а остальные угадывают, что они изображают. Примеры: как мама разговаривает с ребенком, разговор с директором школы, с любимым человеком, с одноклассником, который тебя подставил

Обсуждение упражнения:

 - Легко ли вам было изобразить? Какие невербальные или паралингвистические средства вы при этом использовали?

 - Как вы догадались, что изображают игроки?

Игра «Охранники» (5 мин).

Цель: настрой на работу, снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения договариваться не используя речь. 

Дети делятся на две команды – узников и охранников. Узники сидят по кругу на стульях. Охранники стоят за спиной узников. Узники, не используя слова, жесты и мимику, должны «договориться» между собой поменяться местами, и таким образом осуществить «побег». Охранники должны успеть остановить беглецов, положив руки им на плечи.

Обсуждение упражнения:

 - Легко ли было устанавливать контакт и договариваться без помощи слов?

- Что вам помогало?


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.