Объект, предмет и задачи социологии. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Объект, предмет и задачи социологии.

2022-10-05 48
Объект, предмет и задачи социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Общая социология

Объект, предмет и задачи социологии.

О. КОНТ. (1) о социальном ПОРЯДКЕ (статика) и (2) социальном ПРОГРЕССЕ (динамика).

ОСИПОВ. СОЦИОЛОГИЯ:

(1) наука об общих и специфических социальных законах

(2) и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем,

(3) о механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.

КРАВЧЕНКО. СОЦИОЛОГИЯ:

(1) система научного знания,

(2) исследующая устройство общества

(3) и законы взаимодействия социальных групп

(4) добытые эмпирическими методами.

Т.о, под ОБЪЕКТОМ социологии будем понимать социальную реальность, общество в целом и отдельные его части. Является объектом не только социологии, но и других общественных и гуманитарных наук.

ПРЕДМЕТ – особая сторона социальной реальности, характеризующаяся социальными законами и закономерностями развития и функционирования этой реальности, вся совокупность социальных связей и отношений. (Словарь ключ-х терм-в Осипова)

Объект социологического исследования - определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет - объективные свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. существующие в рамках данного объекта), раскрывающие структуру, связи, зависимости, взаимодействия, механизмы, движущие силы, закономерности и законы ее функционирования и развития (говоря языком диалектики - раскрывающие ее основное движущее противоречие), и выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. 

Междисциплинарная матрица социологического знания - вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи (психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией), вместе с которыми социология образует подсистему системы научного знания - социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами.

Психология изучает индивида и его внутренний мир; социальная психология - малую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социология - большие группы.

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. Как и социология, экономика имеет дело с большими массами.

Политология изучает тех, кто реально обладают властью, участвуют в борьбе за нее, манипулируют общественным мнением и т.п. Таким образом, социология тесно связана со всем блоком социальных наук, основным предметом которых выступает поведение людей.

Антропология изучает происхождение (и тогда она именуется физической антропологией), либо историческую эволюцию человека (антропогенез).

Так же социология тесно связана с философией, поскольку при описании Научной картины мира в социологии используются общие представления, носящий в основном философский характер

Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых ее направлений, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют собой сложную систему. К примеру, в рамках социологии в XX в. выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии и т.д.

Теоретическая социология. Типы социологических теорий. Общая

Эмпирическая социология. Проблема соотношения теоретического и

Базовые категории теоретической социологии.

Группы категорий:

1) Общенаучные

· Социальная система

· Социальная структура

· Социальное развитие

2) Социологические

· Социальный статус

· Соц роль

· Соц институт

· Соц стратификация

· Соц действие

· Соц процессы

· Термины методики социологического исследования:

§ Выборка

§ Репрезентативность

§ Ген совокупность

§ Контент-анализ

3) Близких дисциплин

· Культура

· Личность

· Государство

· Власть

· Семья

· Нормы

· Ценности

Социологическое исследование как метод социологии. Ключевые понятия и

Категории социальных законов и закономерностей и их специфические

Особенности. Основания для типологизаций социальных законов.

Виды социальных законов

1) Законы, доказывающие инвариантное сосуществование социальных явлений.

«Любое общество независимо от его размеров, стратифицировано»,

«Всякая социализация начинается в первичных группах»,

«законы, не опирающиеся на моральные установки, не имеют силы».

Социальные законы не подчиняются волевым действиям человека.

2) Законы, утверждающие функциональную зависимость между социальными явлениями:

«Чем больше люди обращаются друг к другу на условиях равенства, тем больше разделяют нормы и ценности друг друга и тем больше нравятся друг к другу».

«При прочих равных условиях, в периоды, когда существующая культура или/и система социальные отношений переживают быструю трансформацию, внутренние беспорядки усиливаются, и наоборот».

3) 3аконы, утверждающие закономерности развития и регулярные тенденции:

«Основная индустриализация способствует изменению темпов роста городов, освоению новых регионов, оказывает косвенное влияние на организацию семьи и уровень жизни, усиления секуляризации. (Что в свою очередь приводит и открытию и утверждению классовой структуры)».

«Там, где существуют этнические проблемы, резкая мобильность по нисходящей, порождает этнические предрассудки».

«Харизматический авторитет не остается стабильным, а становятся либо традиционным, либо рациональным».

4) Законы, утверждающие возможность, или статистическая вероятность связей между социальными явлениями:

«Долгосрочная тенденция роста числа разводов (по крайней мере в Западных странах) повышается и колеблется вместе с экономическими циклами».

«Преступное поведение наиболее вероятно:

А) среди тех, кто не прочно привязан к социальной группе, или к обществу в целом (вследствие неразделяемых норм поведения);

Б) Среди мужчин;

Г) Среди молодежи;

Д) В городских районах;

Е) Среди менее религиозных;

Ж) В мирное время, нежели во время войны или бедствия».

Субъект-объектный подход

Основоположник - Э. Дюркгейм (1858-1917). Не разводил понятия «социализация» (это есть процесс воспитания ребенка по определенному образцу, основной механизм социализации – давление) и «воспитание». Воспитание понимал как давление окружающей среды на человека, которая стремится сформировать его по своему образцу с помощью своих посредников: родителей, учителей итп.

Т. Парсонс. В социализации усматривал «интернализацию культуры общества, в к-м ребенок родился, … освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли».

2. Субъект-субъектный подход.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий. Учет соц обстоятельств и тчк зрений индивидов.

Ч. Кули. Люди – зеркала; сначала любой, потом только соц значимый.

Дж.Мид. Индивид рассматривается как активный источник развития обществ

Л.Колберг указывает на необходимость не только усвоения человеком требований, ценностей общества, но и осознание им их сущностей.

3. ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. По З. Фрейду. Каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная ( ребенок получает удовлетворение от жизни через рот — от приема пищи и пр.), анальная (ребенок учится ходить на горшок); фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений); генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости).

Ж. Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.

От рождения до 1,5-2л. Сенсомоторная стадия (форм-е способ-ти к сохранению в памяти образов предметов окр мира);

2—7. Предоперациональная (возникновение способ-й к различению предмет и символ или их значений);

7—11. Стадия конкретных операций (овладение навыками мысленного манипулирования предметами);

12—15. Стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

Процесс познавательной адаптации ребенка. Процесс этой адаптации состоит из двух процессов – процесса АССИМИЛЯЦИИ (сохранение стабильности познавательных структур, меняется сам объект под когнитивные силы ребенка) и АККОМОДАЦИИ (ребенок меняет схему познания под ситуацию – обеспечивает переход ребенка на след этап возрастного становления).

Л. Колберг. Теория развития морального мышления. Выделил несколько уровней развития мышления ч-ка, к-й показывают степень его включенности в соц-ю с-му.

1. Доморальный уровень. Давал испытуемым задачи нравственного содержания. На этом уровне Колберг выделил две стадии: 1.1. Право СИЛЫ. Люди на этом этапе – кто сильнее, тот и прав. 1.2. Ты мне – я тебе. Самое главное – это удовлетворение собственных потребностей. А потом уже учет интересов другого человека.

2. Моральный уровень. Достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины.Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются не критично, а как истина в последней инстанции.

3. Принципиальный уровень (автономная мораль). На этом уровне люди рассуждают в соответствие с нравственными принципами, к-е обоснованы ими самими независимо от власти. Их мораль автономна от общества, от той группы, к к-й они принадлежат. Есть некие высшие принципы совести и морали, к-е не зависят от конкретного общ-ва, конкр-й сит-и.

Исторические виды общества.

1. общество можно рассматривать как социальную систему. В этом случае основными компонентами анализа являются сферы жизнедеятельности человека: экономическая, социальная, политическая, духовная. Основные функции общества:

а) материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества;

б)социально-политические, этические гарантии выживания человечества, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений; в)духовно-интеллектуальное научно-эстетическое развитие людей.

2. общество так же можно рассматривать на уровне функционирования. В этом случае общество проявляет себя в следующих явлениях: институционализация, социализация, социальный контроль, социальная стратификация, социальная мобильность.

3. общество так же можно рассматривать с точки зрения личности.
Общество - совокупность ролей и статусов, которые определяют положение индивидов в социальной иерархии и его поведения (с точки зрения личности). Каждый из этих подходов является самостоятельным и равноправным.

Первый подход – демографический (демография – от греческого слова demos – народ). Демография – изучение населения, процессов рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. (Например, демографический анализ мог бы объяснить экономическую отсталость стран третьего мира тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население).

Второй подход – психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

Третий подход – коллективистический. Он применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию. Например, этот подход можно использовать при изучении таких групп, как семья, армия, спортивная команда, поскольку они являются коллективами индивидов.

Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определенных, участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, ожидаемое от человека, который занимает определенную позицию в группе. В обществе существуют сотни ролей: политик, служащий, потребитель, милиционер, студент. И поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей.

Пятый, последний подход – культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения или нормы рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование, ограбление считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы: не указывай пальцем на людей, не жуй с открытым ртом и т.д.

Типы обществ:

Общества.

Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект.

Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи.

 

Признаки соц структуры:

- социальное положение элементов в общественной системе в зависимости от степени обладания властью, доходом и др.;

- взаимосвязь элементов структуры посредством обмена информацией, ресурсами и др.;

- социальная активность элементов структуры в общественной жизни

элементы соц структуры:
социальные группы, социальные общности, социальные классы, социальные слои, социальные институты, социальные организации.

Виды:

1. социально-демографическая,

2. социально-классовая,

3. социально-этническая,

4. социально-профессиональная

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

Основными функциями семьи являются:

- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

- экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха);

- хозяйственно-бытовая,

- социально-статусная;

- эмоциональная, сексуальная сфера первичного социального контроля, сфера духовного общения.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕМЬИ

 (по Л. Моргану - работа "Древнее общество" (1877)).

Общей характеристикой развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

1.Промискуитет. Низшая ступень дикости. Половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами, отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной.

2.Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению.

3. Впуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляла собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами были группа сестер из одного рода и группа братьев из другого. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной.

4. Синдиасмическая семья. Появляется на рубеже дикости и варварства. Один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью.

5.Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, то есть стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ (Антонов)

Социологический подход к изучению семьи предполагает рассмотрение институциональных изменений семьи, типов организации и структур семейной жизнедеятельности в конкретных исторических обстоятельствах.

Социологический подход к изучению семьине сводится к пониманию семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель заданных свыше функций. Она активный элемент и агент социальных изменений.

Типология семейных структур

По количеству супругов:

· моногамное супружество (брак одного мужчины и одной женщины)

· полигамия (брак одного супруга с несколькими):

- полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами)

- сорроральная полигиния (брак одного мужчины с несколькими сестрами)

- полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами)

- фратернальная полиандрия (брак одной женщины с несколькими братьями)

По критерию власти:

· патриархальная семья (наивысшим авторитетом и влиянием пользуется отец)

· матриархальная семья (наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать)

· эгалитарная семья (отсутствие четко выраженного статуса семейного главы, ситуативное распределение власти между отцом и материю)

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

ЖЦС – последовательность социальных и демографических состояний с момента образования до момента прекращения существования семьи.

(1)вступление в брак, (2)рождение первенца, (3)рождение прочих детей, (4)прекращение брака.

ЦИКЛЫ. (1)предродительство. М 25, Ж 23. От брака до первенца. (2)репродуктивное родительство. М 26,1. Ж 24,1. От 1го до рождения последнего ребенка. Частично пересекается с (3)социализационное родительство. М 28,6. Ж 26,6. От рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка. (4)прародительство. М 50,1. Ж48,1. От рождения 1го внука до смерти одного из прародителей (М 59, Ж 73).

Религии могут быть

-монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

-родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

-народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

-мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

М.Вебер. «Хозяйство и общество». Социологическое понимание церкви и секты. По мере рутинизации харизмы любая религиозная организация через секту превращается в церковь.

I. Вебер "Хозяйство и общество"

Критерии Церковь Секта
Отношение к миру Открытость, не противостоит миру, приемлет культуру, сглаживает расхождения Неприятие, противопоставление, осуждение мира.
Членство Широкое, принимаются все члены общества, умеренные требования Узкое, избранность, жесткая дисциплина, аскетизм, абсолютная убеждённость, все догмы.
Организационная структура Бюрократическая (организация), спец подготовленное профессиональное духовенство, иерархия. Харизматическая (личность), высокие требования к религиозности и моральным качествам.

+ Трёльч

Церковь Секта
организация универсальная, т.е. стремящаяся охватить всю человеческую жизнь относительно небольшие группы
развившиеся церкви использовали государство и господствующие слои секты наоборот были связаны с низшими слоями общества
Церковь рассматривает весь мирской порядок как средство и подступ к сверхмирской цели Секты ориентируют своих членов непосредственно на сверхмирскую цель жизни, дистанцирование от мира, единение в любви
Божественность церкви сохранялась в ее объективных основаниях (объективное учреждение, традиции, духовенство и таинства). Личная этико-религиозная ответственность
, развитие и компромисс Придерживание традиции и радикализм
Церковь подчеркивает и объективирует идею благодати секта выделяет и реализует идею субъективной святости.
Мир включается в управление церковью Независимое от мира, склонное к аскезе и мистике.

III. Рейнгольд Нибур. Исследование религ организаций в США. Некоторые секты со временем утрачивают типичные для сект черты. Секта существует не дольше жизни первого поколения; во втором поколении она становится ДЕНОМИНАЦИЕЙ (промежуточное положение). Эти конфессии не могут претендовать на широкий универсализм, тесную связь с широкими слоями общества.

СЕКТА – ДЕНОМИНАЦИЯ – ЦЕРКОВЬ – это этапы развития религиозной организации. Постепенная институционализация. Нибур: секта à деноминация à церковь. Деноминация – срединное положение, не ориентирована на завоевание такой позиции, широкой поддержки, как государственная религия, начало бюрократизации элементов секты.

IV. Гари Беккер. Всем этим трем типам свойственно, что в их рамках относительно прочно определены место и роль каждого их члена. В отличии от них «КУЛЬТ» (ввел Г. Беккер)- аморфная религиозная группа, которая выживает благодаря харизматическому лидеру; она держится исключительно на энтузиазме ее приверженцев, не опираясь на организацию. КУЛЬТ: О тсутствие структуры и связи между верованиями и другими областями жизни. Культ (также) – начальная фаза новой религии. Требование полного разрыва с существующими религиозными традициями. Примеры: спиритуализм, увлечение НЛО, астрология.

Чаще всего культ или умирает, или превращается в институализированную религию.

Социальный институт власти.

ПРИЗНАКИ ВЛАСТИ:

· Наличие не менее 2х партнеров;

· Наличие приказа, явл-ся выражением воли приказывающего по отношению к исполн-му;

· Наличие соц норм, устанавливающих право приказывающего;

· Подчинение поле приказывающего

Социальное назначение власти: (1) решать конфликты; (2) целевой (достижение общих целей).

Легитимность законность власти в глазах граждан. Легальность – законность власти, соответствие закону.

Власть (по Федоркину) – способность возможность полит-х суб-в оказывать влияние для достижения поставленных целей посредством воли, авторитета, права, насилия, доверия.

Тихонова – критерии:

уровень образования (наличие как минимум среднего специального об­разования); профессиональный статус, означающий нефизический характер труда; уровень благосостояния (показатели среднемесячных душевых доходов не ниже их медианных значений для данного типа поселения или количе­ство имеющихся товаров длительного пользования не ниже медианного значения по населению в целом); самоидентификация (интегральная самооценка индивидом своего статуса в обществе по десятибалльной шкале не ниже 4 баллов включительно).

ВЫВОДЫ:

1). По состоянию на 2014 г. численность среднего класса - 40‑42% населения в целом.

2). российском среднем классе в большей степени сосредоточены женщины и представители молодых и средних возрастов.

4). В последние годы сокращаются инвестиции средне­го класса в свой человеческий капитал, резкое сокращение его властного ресурса.

5). Новый стандарт потребления в жилищной области, предполагающий сочетание «загородный дом + квартира».

7). В целом большинство представителей среднего класса (55%) практикуют активный тип досуга,

8). Средний класс является социальной группой повышенной потенциальной миграционной активности. Столицецентричная» модель миграции. Готовность к эмиграции за границу в случае резкого ухудшения своего положения - каждый десятый представитель ядра СК

9)Несмотря на некоторое улучшение положения среднего класса за последние годы

10) В социальной структуре современного российского общества средний класс занимает относительно благоприятные позиции.

Стратификации.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – соц расслоение общества; дифференциация и неравенство, расположение людей в статусной иерархии сверх вниз по 4 критериям неравенства: доход, образование, власть, профессия (престиж). Разный объем ВЛАСТИ, БОГАТСТВА, ПРАВ и ОБЯЗАННОСТЕЙ; ПРИВИЛЕГИЙ и ПРЕСТИЖА.

СТРАТА – соц слой людей, обладающих приблизительно одинаковыми признаками (по 4 шкалам).

ПРОФИЛЬ СТРАТИФИКАЦИИ – графическое изображение процентных долей богатых, зажиточных и бедных в общем составе населения (см ниже)

ПРОФИЛЬ СТРАТИФИКАЦИИ

 

 СТРАТИФИКАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ

 

Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами или слоями населения. На шкале неравенства на верхней позиции окажутся богатые, а на нижней бедные.

АНАЛИЗ СТРАТИФИКАЦИИ. Классовый анализ К. Маркса. Борьба за средства производства (капиталисты и буржуа).

М. Вебер. Многомерный подход. 3 измерения: класс (экономическое), статус (профессия, престиж), власть (политическое). Связаны между собой, но могут не совпадать. Все общества, за исключением простейшего охотников и собирателей, характеризуются всеми тремя типами неравенства, выделенными М. Вебером в понимании власти: неравенство вознаграждения, неравенство статусов, неравенство доступа к политической власти.

П. Сорокин. 3 измерения: экономическая, политическая, профессиональная. Статусное несовпадение - человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое в другой.

К. Дэвис и У. Мур. Функциональная теория. Причины стратификации – неравномерное распр-е БЛАГ и обществ-го ПРЕСТИЖА. Проблема – распределение индивидов по соц позициям и стимулирование их д-ти. Вознаграждение и его распределение порождает стратификацию. Высшие посты должны занимать самые приспособленные и высоко квалифицированные. Много ответственности, жесткие фильтры.

П. Бурдье. Положение определяются различными видами «капиталов». Экономический, культурный, социальный, символический.

ПРОФИЛЬ СТРАТИФИКАЦИИ

 

 СТРАТИФИКАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ

 

Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами или слоями населения. На шкале неравенства на верхней позиции окажутся богатые, а на нижней бедные.

АНАЛИЗ СТРАТИФИКАЦИИ. Классовый анализ К. Маркса. Борьба за средства производства (капиталисты и буржуа).

М. Вебер. Многомерный подход. 3 измерения: класс (экономическое), статус (профессия, престиж), власть (политическое). Связаны между собой, но могут не совпадать. Все общества, за исключением простейшего охотников и собирателей, характеризуются всеми тремя типами неравенства, выделенными М. Вебером в понимании власти: неравенство вознаграждения, неравенство статусов, неравенство доступа к политической власти.

П. Сорокин. 3 измерения: экономическая, политическая, профессиональная. Статусное несовпадение - человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое в другой.

К. Дэвис и У. Мур. Функциональная теория. Причины стратификации – неравномерное распр-е БЛАГ и обществ-го ПРЕСТИЖА. Проблема – распределение индивидов по соц позициям и стимулирование их д-ти. Вознаграждение и его распределение порождает стратификацию. Высшие посты должны занимать самые приспособленные и высоко квалифицированные. Много ответственности, жесткие фильтры.

П. Бурдье. Положение определяются различными видами «капиталов». Экономический, культурный, социальный, символический.

 

Социального неравенства.

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Традиционные виды:

1. Доход

2. Образование

3. Власть

4. Престиж

 

В современном обществе

- миф о том, что человек сам кузнец своей судьбы - высокие социальные позиции вовсе не всегда заняты наиболее достойными, а представители низших слоев часто не имеют возможности проявить и развить свои способности.

глубокие культурные различия между классами в значительной степени сгладились благодаря общему повышению уровня жизни, массовому образованию, унифицирующему воздействию массовой культуры, и все члены общества формально являются равными,

Россия: все плохо

СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦ-ГО НЕРАВЕНСТВА:

Кривая Лоренца представляет собой промежуточную кривую, причем заштрихованная площадь указывает на отклонение от абсолютного равенства и, следовательно, показывает степень неравенства.

КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИННИ Коэффициент Джини является числом между 0 и 1, где нулю соответствует полное равенство (когда каждый имеет одинаковый доход), а единице — абсолютное неравенство (когда один человек имеет все доходы, а все остальные — нулевой доход).

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

1. Участники конфликта (степень их участия различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния)

- Основные участники конфликта, или противоборствующие силы (оппоненты). Совершают активные действия друг против друга.

- Группы поддержки

- Другие участники (оказывают эпизодическое влияние на ход конфликта - организаторы, подстрекатели, спонсоры, сценаристы)

2. Информационные модели конфликтной ситуации у основных и второстепенных участников

3.Предмет конфликта - реально существующая или воображаемая проблема, явл. причиной противоборства. Это то противоречие, из-за которого стороны вступают в противоборство.

4. Объект конфликта – тот ресурс, на который распространяются интересы конфликтующих сторон. Его рассматривают как причину, повод к конфликту. Это может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная ценность (идея, норма), к обладанию которой стремятся стороны конфликта.

5. Микро- и макросреда конфликта - условия, в которых он происходит. Конфликт - не изолированная система, а соц. ситуация. В нее включается не только ближайшее окружение индивида, но и соц. группы, представителем которых он является.

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

По отн-ю к группе: По отн-ю к оппонентам: По отн-ю к группе:

По отн-ю к оппонентам:

*Проявление нерешенных проблем в дея-ти группы

*Зондирование общественного мнения

*Активизация соц. жизни группы и общ-ва

*Сплочение группы перед лицом внеш.трудностей

*Поиск продуктивного решения проблемы

*Оптимизация межличн. отн-й

*Полное или частичное устранение противоречия

*Ослабление психической напряженности

*Источник развития личности, опыта в межличн.отн-ях

*Улучшение кач-ва индивидуальной дея-ти

*Средство самоутверждения лич-ти, фор-я активной позиции

*Формирование установки на приемлемость насильственных действий

*Ухудшение соц.-психолог. климата в группе

*Ухудшение кач-ва совместной деятельности

* Нарушение сложившейся системы взаимоотношений

*Ослабление групповой сплоченности

* Истощение личностных ресурсов * Деструкция системы межличностных отн-й *Отрицат. влияние на развитие личности * Формир-е негативного образа другого * Возникновение стрессовых ситуаций

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КОНФЛИКТОВ

По сферам (эконом, полит, духов, межэтнич итп).

По времени действия (затяжные, скоротечные).

Масштабам (региональные, локальные).

Формы проявления (явные, скрытые).

Последствия (позитивные, негативные; конструктивные, деструктивные).

Количество участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые).

По направленности (горизонтальные, вертикальные, смешанные).

По источнику возникновения. Объективно обусловленные (внешние причины) и субъективно (личностные особенности).

Изменени


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.