Технологическую культуру в системе социальной работы необходимо рассматривать на трех уровнях: социальной сферы, специалиста социальной работы и клиента. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Технологическую культуру в системе социальной работы необходимо рассматривать на трех уровнях: социальной сферы, специалиста социальной работы и клиента.

2021-06-30 28
Технологическую культуру в системе социальной работы необходимо рассматривать на трех уровнях: социальной сферы, специалиста социальной работы и клиента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технологическая культура социальной сферы определяется характером технологического обеспечения решения социальных проблем его членов.

Технологическая культура специалиста социальной работы определяется уровнем его овладения исследованными и проверенными на практике способами, методами, методиками и средствами, качественного и эффективного решения или содействия решению проблем клиента или группы.

Технологическая культура клиента определяется степенью владения технологическими средствами общества в решении социальных проблем.

Технологическая культура социальной работы - часть общей технологической культуры социальной сферы - составной части технологической культуры общества.

Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано прежде всего с профессиональным образованием и формирование технологической компетентности, включающей приобщение ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности.

Это ориентировка на социального специалиста знающего, умеющего и владеющего достижениями научно-технического прогресса в интересах себя, клиента и общества в целом.

С одной стороны, этот поворот означает "учиться у будущего", уметь применить знание для разработки и применения новых технологий, владеть необходимыми умениями, навыками в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, рассматривая клиентов с точки зрения человеческой личности; сдругой - используя содержательную ценность полученных знаний, проявлять гуманную заботу о всестороннем развитии клиента, ориентируя его на самостоятельное социальное функционирование, для того чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе.

Все, что происходит с человеком, его окружением, - технологично или осуществляется с помощью технологии. В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному результату деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. В системе социальной работы решение многих проблем не алгоритмизировано. Поэтому если технология не создана, то при решении проблем клиентов господствует индивидуальное мастерство.

Технологическая культура социального работника определяется как преобразующая творческая деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия.

Технологическая культура социального работника включает в себя следующие компоненты, которые проявляются в деятельности и поведении. Это культура труда; культура человеческих отношений; культура учреждения, его эстетика и состояние; информационная культура; предпринимательская культура; экологическая культура; потребительская культура; проектная культура.

Особенности технологической культуры социального работника.

Технологическая культура помогает концентрироваться на том, что и как надо сделать. "Ценностное измерение" присутствует в виде оценки параметров деятельности социального работника. Технологические ценности - это удовлетворенность клиентов, точность, полнота, экономичность, своевременность и т. п. Это также инструментальные ценности, которые выступают в качестве средств достижения фундаментальных ценностей, заданных духовной и социальной культурой - обеспечение безопасности общества, ценности человека в обществе и т. д.

Технологическая культура социального работника утилитарна. Она не может выступать как нечто противоположное культуре духовной. Если специалист допускает "перекос" в пользу технологической культуры, то это грозит забвением духовных ценностей, ведет к формированию потребительских настроений.

По отношению к духовной и социальной культуре технологическая культура социального работника играет подчиненную, служебную роль. Методы и средства работы с клиентом, внедряемые инновации и новшества должны оцениваться и контролироваться с общечеловеческих ценностных позиций, гуманизма.

Технологическая культура социального специалиста является непременным условием его профессиональной деятельности. В какой бы сфере или категорией клиентов он ни работал, должен владеть технологией своего дела.

Технологическая культура социальной сферы - это часть культуры современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к человеку, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании его среды обитания, удовлетворения различных потребностей. Стандартизация является составной частью технологической культуры социальной работы.

С позиции современных понятий технологическая культура социального работника включает:

- творческий подход ко всему, что его окружает;

- творческое самовыражение.

Понятие "технологическая культура специалиста социальной работы" олицетворяет новый слой профессионалов, владеющих высоким уровнем научных знаний и профессиональных умений в осуществлении технологического процесса.

Важнейшей целью системы технологического образования в формировании технологической культуры специалистов социальной работы является воспитание потребности в овладении системой научных знаний.

На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к внедрению в практику эффективных инструментов воздействия на социальные процессы ресурсоразвития, ресурсорасходования и ресурсосбережения, совершенствование социума и его социальную защиту.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, становится ведущим фактором развития, технологической культуры специалистов социальной сферы.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. овладеть алгоритмом преобразовательной деятельности.

Игротехнические компетенции

Интерактивное обучение реализуется с учетом личного опыта участников и их прямого взаимодействия по поиску информации, необходимой для прохождения игровой ситуации с использованием разнообразных игротехнических средств. Интерактивные технологии предполагают развитие социальной, познавательной, коммуникативной,
аналитической активности обучающихся.

Следует отметить, изменяющуюся роль преподавателя в системе интерактивного обучения. А именно, преподаватель-игротехник осуществляет управление процессом обучения и развития, через организацию взаимодействия участников на основе творческого поиска эффективных решений для каждой конкретной ситуации. В этом, заключается суть деятельностного обучения, которое направлено наполучение необходимого профессионального опыта в моделируемой игровой ситуации, и применения его в конкретных практических условиях. Игротехники, применяемые в учебном процессе позволяют студентам освоить навыки деловых коммуникаций и сотрудничества на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, развить практические умения и как следствие повысить уровень общей компетентности.

Следует отметить, отличительные особенности игровой модели от реальной производственной ситуации:

Участники исполняют роль реальных сотрудников;

Производственный процесс имитируется и заменяется имитационной моделью;

В игре упрощается организационная структура предприятия и сжимается временноймасштаб.

Методика проведения имитационных интерактивных игр сводится к трем основным этапам.

Первый этап – подготовительный. На нем участники знакомятся с игровыми материалами, получают инструкции, тестируются, «погружаются» в игру.

Второй этап – игровой. Как правило, состоит из отдельных периодов, соответствующихвыбранному циклу – году, кварталу, месяцу и т.п. В перерывах между игровыми периодами сучастниками игры могут проводиться тренинги, семинары, мини лекции. Преподаватель-игротехник организует процесс игрового взаимодействия, создает игровое пространство, продумывает, когда и как будут осуществляться индивидуальная и групповая работы, организует презентационную часть игры (вербальную и невербальную).

Третий этап – заключительный. Это архиважный этап в игротехниках, т.к. здесь проводится анализ познавательного эффекта конкретной игры.

Существует несколько способов анализа проведенной игры:

· Послеигроваядискуссия – позволяет определить какие проблемы были при прохождении игровых ситуаций, какие были ожидания и удалось ли их реализовать, какие были намерения и удалось ли их осуществить, была ли какая некомпетентность и удалось ли ее восполнить, появились ли новые знания и какие уроки можно извлечь для
профессиональной деятельности.

· Рефлексия – это наиболее сложный анализ (индивидуальный и коллективный), который проводится после того, как заканчивается имитационная или деловая игра. Участники вспоминают, что они чувствовали, что пережили, какие эмоции вызвали у них конкретные игровые действия.

· Дебрифинг – это процесс извлечения информации и инсайтов из анализа игрового занятия или отдельного вида деятельности. Этот вид анализа дает возможность определить, чему научились участники игры.

Результаты анализа затем фиксируются преподавателем-игротехником в отчете и используются для оценки образовательной результативности. Таким образом, владение игротехнической компетентностью в современном образовательном процессе способствует пониманию новой рыночной ситуации, когда максимально востребованыте инновационные образовательные услуги, которые позволяют при минимальных затратах времени конструктивно решать задачи профессионального обучения и организационного развития обучающихся.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.