Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-06-30 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕРНОРЕЧЕНСКИЙ ДСКВ»
«СОГЛАСОВАНО» Решением Педагогического совета МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» От 30.08.2019 г. протокол №_____ | «УТВЕРЖДЕНО» приказ № __ от «30.08.19» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА
Для детей с ЗПР 5 - 7 лет и умственной отсталостью умеренной
Степени 4-7 лет в группе компенсирующей направленности
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Учитель - дефектолог
Земан Е.В.
Сертолово
2019
№ | СОДЕРЖАНИЕ | СТР. |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.2. | Цели, задачи и принципы Программы | 6 |
1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 8 |
1.4. | Планируемые результаты освоения Программы детьми Целевые ориентиры | 21 |
1.5. | Оценка освоения Программы | 27 |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Общие положения | 29 |
2.2. | Образовательные области для дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития | 29 |
2.3. | Образовательные области для дошкольников 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью умеренной степени. | 42 |
2.4.1. | Годовое перспективное планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет | 47 |
2.4.2. | Годовое перспективное планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет | 51 |
2.4.3. | Годовое перспективное планирование индивидуальной работы учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет | 56 |
2.4.4. | Годовое перспективное планирование индивидуальной работы учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет | 60 |
2.4.5. | Годовое перспективное планирование индивидуальной работы учителя-дефектолога с детьми с умеренной степенью умственной отсталости 4-7 лет | 65 |
2.5. | Взаимодействие участников образовательного процесса | 67 |
2.5.1. | Взаимодействие с родителями | 67 |
2.5.2. | Взаимодействие с педагогами | 69 |
2.5.3. | Взаимодействие с воспитателями | 70 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Особенности организации кабинета учителя – дефектолога | 71 |
3.2. | Организация жизнедеятельности детей | 74 |
3.3. | Учебно-методический комплекс | 78 |
IV | ПРИЛОЖЕНИЕ | |
4.1. | Циклограмма работы учителя - дефектолога |
ВЕДЕНИЕ
|
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей.
Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства.
К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.
Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида связано также с изменением общественной позиции по отношению к детям, имеющим интеллектуальные нарушения, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-дефектолога (далее – Программа) предназначена для работы с детьми старшегодошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития (далее ЗПР) и умеренной степенью умственной отсталости (4-7 лет).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение широкого спектра задач, актуальных для образования всех детей дошкольного возраста.
Приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) являются задачи:
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО части 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Стремясь достигнуть решения этих задач учитель -дефектолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Рабочая программа учителя-дефектолога МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» разработана на основе со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст43, 72.2;
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
• Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 –ФЗ (ред. от 07. 05 2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
2.4.1.3049-13 №26 от 15.05.2013 г.;
• Устав МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» разработана от 30.05. 2018 г.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
|
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении и введении действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г.№ ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
• Комментарии Министерства образования и науки Российской Федерации к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014г. №08-249.
В Программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Рабочая Программа определяет содержание и систему организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей в возрасте 4-7 лет с ЗПР и умственной отсталостью умереннойстепени.
Рабочаяпрограммаучителя-дефектологапредставляетсобойцелостную,
систематизированную модель взаимодействия всех участниковобразовательного процесса(ребенка,учителя-дефектолога,семьи,педагогов),
учитывающуюиндивидуальныеособенности воспитанников, возможности предметно-пространственной развивающейсреды, обеспечивающую своевременную профилактику и коррекцию нарушений у детей,посещающих данную группу.
Программа максимально обеспечивает создание условий для развития ребёнка с ЗПР и умственной отсталостью умереннойстепени: эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер, его социализации и развитиядоступныхемукачествличностииуменийсоответствующихвозрастуииндивидуальнымспособностямв видахдеятельности(игровой,
двигательной,познавательной, коммуникативной, трудовой и речевой).
Это достигается за счет комплексирования общеразвивающих дошкольных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с учетом особенностей психофизического развития детей с ЗПР и умственной отсталостью умеренной степени данного возраста.
|
Рабочая Программа учителя-дефектолога состоит из трех разделов: целевой,
содержательный и организационный.
Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной Программы
• Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МДОБУ «Чернореченский ДСКВ».
• «От рождения до школы» под редакцией». Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Из-во «Мозаика-синтез», Москва 2014 г
• «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. Книга 1, 2. С.Г. Шевченко. М., 2005.
• Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. СПб. Издательство «СОЮЗ», 2003.
• И.А. Морозова, М.А. Пушкарѐва. Конспекты занятий: «Ознакомление с окружающим миром для детей 4-5, 5-6лет, 6-7 лет», «Развитие элементарных математических представлений для детей5-6 лет, 6-7 лет», «Развитие речевоговосприятия для детей 5-6 лет».
Планируемые результаты освоения Программы детьми
Планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры освоения
Программы детьми 5 – 6 лет с ЗПР
Речевое развитие
Возможные достижения ребенка:
· способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
· проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
· понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
· понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;
· различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
· называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами;
· произносит простые по артикуляции звуки;
· воспроизводит звуко - слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Познавательное развитие
Возможные достижения ребенка:
· составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
· создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;
· показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
· выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
|
· выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
· обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
· воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
· используют в игре предметы-заместители по подражанию;
· усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
· обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);
· обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
· считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;
· знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
· обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.
Физическое развитие
Возможные достижения ребенка:
· проходит по гимнастической скамейке;
· ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;
· обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, перелезание и пр.);
· обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);
· реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
· выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);
· стремится принимать активное участие в подвижных играх;
· использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого;
· с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.
Целевые ориентиры освоения
Программы детьми 6– 7 лет с ЗПР
Социально-коммуникативное развитие:
· проявляет готовность и способность к общению с взрослыми и сверстниками;
· проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешатьконструктивно разрешать конфликты;
· демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданиюзамыслаиразвитиюсюжета,кдействиямвзаимодействию, к коллективной игре; появляется способность к децентрации;
· ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором онживет;
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
· способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видамтруда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
· способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживатьнеудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормамповедения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях совзрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· осваивает некоторые моральные нормы и правила поведения; оценивает поступкидругих людей, литературных и персонажей мультфильмов;
· ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Познавательное развитие:
· становится любознательным, проявляет интерес к предметам и явлениями
окружающего мира, к экспериментированию; задает вопросы, устанавливаетпричинно-следственные связи, способен к простейшим умозаключениям;
· начинает выделять существенные признаки и оперировать ими;
· осваиваетобобщающие понятия;
· у ребенкасформированыэлементарныеквазипространственныепредставления и ориентировка во времени;
· осваивает элементарныеколичественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, составчисла из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой нанаглядность.
Речевое развитие:
· способен к построению речевого высказывания в ситуации общения; осваиваетосновные лексико-грамматические средства языка;
· может составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетнойкартинке;
· осваивает звуко-слоговой анализ и синтез, соотносит звук и букву, осваиваетосновы грамоты;
· ребенокзнакомспроизведениями, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи;
Художественно-эстетическое развитие:
музыкальное развитие:
· ребенок знаком с основными культурными способами и видами музыкальнойдеятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах;
· ребенок способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляетсвои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видахмузыкально-игровой и творческой музыкальной деятельности.
художественное развитие:
· ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности,проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах;
· у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности(рисование, лепка, аппликация); в конструировании из разного материала, включаяконструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.
Физическое развитие:
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
· он подвижен, владеет основными движениями, их техникой;
· может контролировать свои движения и управлять ими;
· обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.);
· проявляет установку на двигательное творчество и импровизацию;
· способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности.
Физическое развитие
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
· Самостоятельноилиснебольшойпомощьювзрослоговыполнятьгигиенические процедуры, одеваться,раздеваться, кушать.
Развитие ручной моторики:
· Правильнодержатькарандаш,фломастер,действоватьими(проводить прямые вертикальные игоризонтальные линии, штриховать),рисоватькруговымиипрямыми движениями (обводить, закрашиватьв контуре).
Познавательное развитие:
· показывать части тела и лица;
· показывать на фотографии (выделивиз трех) себя, маму, папу;
· показывать отдельныепредметыодежды,посуды, игрушки;
· узнавать реальных и изображенныхна картинках знакомых животных и
птиц, предметы окружающего быта;
· узнавать,показыватьосновные цвета, до 4 - 5 форм,величины
(большой,маленький)
· складывать разрезную картинку из 3-4 частей;
· учитыватьзнакомыесвойствапредметов в предметно-практической
и игровойдеятельности(шариккатится; кубик стоит, не катится;
большойдомикдлябольшойматрешки,маленький длямаленькой);
· пользоватьсяметодом проб или зрительного соотнесения при решении практических или игровых задач;
· выполнять группировку предметовпо одному – двум признакам
Речевое развитие
· Использовать рукудлярешениякоммуникативных задач;
· Пользоватьсяуказательнымжестом,согласуя движения глаза и руки;
· Воспроизводитьзнакомыезвукоподражания,лепетные словасамостоятельно или по подражанию;
· Выполнятьдействияпопростымречевым инструкциям;
· Соотноситьсловоипредметиликартинкуполексическимтемам;
· Освоить метод альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)
Социально-коммуникативное развитие:
· Выполнятьэлементарныеигровыедействияскуклой,сюжетнойигрушкойпоподражанию,словесной инструкции (покормить,погладить, покачать и т.д.);
· Знатьназначениенекоторыхпредметовокружающегобыта
(посуда, одежда и пр.).
Оценка освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Учитель - дефектолог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого (или отдельного) ребенка.
Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. Оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Психолого-педагогическая диагностика проводится учителем-дефектологом по методикам:
С. Д. Забрамной «Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей», «Владос», 2002.
Е. А. Стребелевой «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие «Просвещение» М., 2005.
Оценка результатов работы педагога производится путем проведения в начале,середине и конце учебного года мониторинга усвоения знаний и сформированности умений у детей.
Результаты мониторинга заносятся в Карту развития ребенка.
Приложение № 1.
В конце учебного года педагогом-дефектологом также выстраивается графическая диаграмма усвоения материала, вносятся сведения об успешности усвоения Программы в индивидуальные маршруты развития ребенка.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Общие положения
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПРи умственной отсталостью умеренной степени и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
В группах компенсирующей направленности реализуются адаптированная основная образовательная программа образовательной организации (АООП).
Содержание дошкольного образования направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Педагогический процесс строится с учётом интеграции областей и комплексно - тематического планирования.
Образовательные области для дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ЗПР в общественную жизнь; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.
Решаемые задачи:
• формирование у ребёнка представлений о самом себе и элементарных
навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
• адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Передачу детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
• Развитие игровой деятельности детей;
• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения,
нравственного отношения к позитивным национальным традициям и
общечеловеческим ценностям;
• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
При реализации задач данной образовательной области у детей с ЗПР формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с
ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений,
осуществляется по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в совместных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие
представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм,
играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между
участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах
деятельности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневно и органично включается во все виды детской деятельности.
Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации – это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребёнка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
ФГОС дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Их можно представить следующими разделами:
· сенсорное развитие;
· развитие познавательно-исследовательской деятельности;
· формирование элементарных математических представлений;
· формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Основная цель познавательного развития - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Общие задачи:
- сенсорное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать сенсорную культуру;
- развитие познавательно-исследовательской, предметно-практической деятельности: формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивать познавательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность;
- формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); формировать первичные математические представления;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях; поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной и познавательной деятельностях.
Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР:
- развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;
- формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
- формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;
- развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;
- развитие познавательной активности, любознательности;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
1. Сенсорное развитие. Осваивает сенсорные эталоны: называет цвета спектра, оттенки, некоторые промежуточные цвета (коричневый, сиреневый), ахроматические цвета (черный, серый, белый), может выстраивать сериационный ряд, оперировать параметрами величины (длина, высота, ширина). Знает и называет геометрические фигуры и тела, используемые в конструировании: шар, куб, призма, цилиндр. Узнает на ощупь, определяет и называет свойства поверхности и материалов. Самостоятельно осуществляет классификацию, исключение лишнего на основе выделения признаков. Может ориентироваться в двух признаках и, совершая группировку по одному из них, абстрагируется от другого.
2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Любознателен, любит экспериментировать, способен в процессе познавательно-исследовательской деятельности понимать проблему, анализировать условия и способы решения проблемных ситуаций. Может строить предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений. Устанавливает простейшие зависимости между объектами: сохранение и изменение, порядок следования, преобразование, пространственные изменения.
3. Формирование элементарных математических представлений. Считает (отсчитывает) в пределах 5.
Пересчитывает и называет итоговое число.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 5), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?». Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). Сравнивает 2-3 предмета практически: контрастные (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения; размещает предметы различной величины (до 1 до 3) в порядке возрастания, убывания их величины (матрешек строит по росту). Использует понятия, обозначающие размерные отношения предметов (красная башенка самая высокая, синяя - пониже, а желтая - самая низкая. Понимает и называет геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, детали конструктора. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам; знает правую и левую руку; понимает и правильно употребляет предлоги в, на, под, над, около. Ориентируется на листе бумаги (вверху - внизу, в середине,
в углу); называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Понимает значения слов вчера, сегодня, завтра.
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Осваивает представления о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей. Овладевает некоторыми сведениями об организме, понимает назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования. Сформированы первичные представления о малой родине и родной стране. Освоены представления о ее столице, государственном флаге и гербе, об основных государственных праздниках, ярких исторических событиях, героях России. Понимает многообразие россиян разных национальностей, есть интерес к сказкам, песням, играм разных народов, толерантность по отношению к людям разных национальностей. Имеет представления о других странах и народах мира, есть интерес к жизни людей в разных странах. Увеличен объем представлений о многообразии мира растений, животных. Знает о потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Сравнивает растения и животных по разным основаниям, признакам и свойствам, относит их к определенным группам: деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые. Устанавливает признаки отличия и некоторые признаки сходства между ними. Есть представления о неживой природе как среде обитания животных и растений. Устанавливает последовательность сезонных изменений в неживой и живой природе, в жизни людей. Накоплены представления о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере. Знает и называет животных и их детенышей. Понимает разнообразные ценности природы. При рассматривании иллюстраций, наблюдениях понимает основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира. Адекватно отражает картину мира в виде художественных образов.
Образовательная область «Речевое развитие»
В соответствии с ФГОС ДО речевого развития включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Еще одно направление - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. На этапе подготовки к школе требуется формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В качестве основных разделов можно выделить:
- развитие речи;
- приобщение к художественной литературе.
Связанные с целевыми ориентирами задачи, представлены в ФГОС дошкольного образования:
· организация видов деятельности, способствующих развитию речи детей;
· развитие речевой деятельности;
· развитие способности к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи;
· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности;
· формирование мотивационно-потребностного, деятельностного, когнитивно-интеллектуального компонентов речевой и читательской культуры;
· формирование предпосылок грамотности.
Общие задачи:
· развитие речевого общения с взрослыми и детьми: способствовать овладению детьми речью как средством общения; освоению ситуативных и внеситуативных форм речевого общения со взрослыми и сверстниками;
· развитие всех компонентов устной речи детей: фонематическо
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!