Для детей с ЗПР 5 - 7 лет и умственной отсталостью умеренной — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Для детей с ЗПР 5 - 7 лет и умственной отсталостью умеренной

2021-06-30 26
Для детей с ЗПР 5 - 7 лет и умственной отсталостью умеренной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЧЕРНОРЕЧЕНСКИЙ ДСКВ»

 

 

«СОГЛАСОВАНО» Решением Педагогического совета МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» От 30.08.2019 г. протокол №_____              «УТВЕРЖДЕНО» приказ № __ от «30.08.19»  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА

Для детей с ЗПР 5 - 7 лет и умственной отсталостью умеренной

Степени 4-7 лет в группе компенсирующей направленности

Срок реализации: 2 года

 

Составитель:

Учитель - дефектолог

Земан Е.В.

Сертолово

2019

СОДЕРЖАНИЕ СТР.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  
1.1. Пояснительная записка 4
1.2. Цели, задачи и принципы Программы 6
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 8
1.4. Планируемые результаты освоения Программы детьми Целевые ориентиры 21
1.5. Оценка освоения Программы 27
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  
2.1. Общие положения 29
2.2. Образовательные области для дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития 29
2.3. Образовательные области для дошкольников 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью умеренной степени. 42
2.4.1. Годовое перспективное планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет 47
2.4.2. Годовое перспективное планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет 51
2.4.3. Годовое перспективное планирование индивидуальной работы учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет 56
2.4.4. Годовое перспективное планирование индивидуальной работы учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет 60
2.4.5. Годовое перспективное планирование индивидуальной работы учителя-дефектолога с детьми с умеренной степенью умственной отсталости 4-7 лет 65
2.5. Взаимодействие участников образовательного процесса 67
2.5.1. Взаимодействие с родителями 67
2.5.2. Взаимодействие с педагогами 69
2.5.3. Взаимодействие с воспитателями 70
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  
3.1. Особенности организации кабинета учителя – дефектолога 71
3.2. Организация жизнедеятельности детей 74
3.3. Учебно-методический комплекс 78
IV ПРИЛОЖЕНИЕ  
4.1. Циклограмма работы учителя - дефектолога  

ВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей.

 

Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

 Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства.

К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.

 

Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида связано также с изменением общественной позиции по отношению к детям, имеющим интеллектуальные нарушения, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-дефектолога (далее – Программа) предназначена для работы с детьми старшегодошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития (далее ЗПР) и умеренной степенью умственной отсталости (4-7 лет).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение широкого спектра задач, актуальных для образования всех детей дошкольного возраста.

Приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) являются задачи:

•   обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;

•   обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО части 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Стремясь достигнуть решения этих задач учитель -дефектолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Рабочая программа учителя-дефектолога МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» разработана на основе со следующими нормативными документами:

•   Конституция РФ, ст43, 72.2;

•   Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

•   Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 –ФЗ (ред. от 07. 05 2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

•   Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

2.4.1.3049-13 №26 от 15.05.2013 г.;

•   Устав МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» разработана от 30.05. 2018 г.

•   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

•   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

•   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении и введении действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

•   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г.№ ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

•   Комментарии Министерства образования и науки Российской Федерации к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014г. №08-249.

 

В Программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Рабочая Программа определяет содержание и систему организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей в возрасте 4-7 лет с ЗПР и умственной отсталостью умереннойстепени.

Рабочаяпрограммаучителя-дефектологапредставляетсобойцелостную,

систематизированную модель взаимодействия всех участниковобразовательного процесса(ребенка,учителя-дефектолога,семьи,педагогов),

учитывающуюиндивидуальныеособенности воспитанников, возможности предметно-пространственной развивающейсреды, обеспечивающую своевременную профилактику и коррекцию нарушений у детей,посещающих данную группу.

Программа максимально обеспечивает создание условий для развития ребёнка с ЗПР и умственной отсталостью умереннойстепени: эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер, его социализации и развитиядоступныхемукачествличностииуменийсоответствующихвозрастуииндивидуальнымспособностямв видахдеятельности(игровой,

двигательной,познавательной, коммуникативной, трудовой и речевой).

Это достигается за счет комплексирования общеразвивающих дошкольных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с учетом особенностей психофизического развития детей с ЗПР и умственной отсталостью умеренной степени данного возраста.

Рабочая Программа учителя-дефектолога состоит из трех разделов: целевой,

содержательный и организационный.

 

Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной Программы

•   Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МДОБУ «Чернореченский ДСКВ».

•   «От рождения до школы» под редакцией». Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Из-во «Мозаика-синтез», Москва 2014 г

•   «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. Книга 1, 2.  С.Г. Шевченко. М., 2005.

•   Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. СПб. Издательство «СОЮЗ», 2003.

•   И.А. Морозова, М.А. Пушкарѐва. Конспекты занятий: «Ознакомление с окружающим миром для детей 4-5, 5-6лет, 6-7 лет», «Развитие элементарных математических представлений для детей5-6 лет, 6-7 лет», «Развитие речевоговосприятия для детей 5-6 лет».

 

Планируемые результаты освоения Программы детьми

Планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры освоения

 Программы детьми 5 – 6 лет с ЗПР

Речевое развитие

Возможные достижения ребенка:

· способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

· проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;

· понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;

· понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;

· различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

· называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами;

· произносит простые по артикуляции звуки;

· воспроизводит звуко - слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

 

Познавательное развитие

Возможные достижения ребенка:

· составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

· создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;

· показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

· выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

· выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;

· обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

· воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

· используют в игре предметы-заместители по подражанию;

· усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;

· обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

· обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

· считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

· знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

· обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

 

Физическое развитие

Возможные достижения ребенка:

· проходит по гимнастической скамейке;

· ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;

· обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, перелезание и пр.);

· обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

· реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

· выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

· стремится принимать активное участие в подвижных играх;

· использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого;

· с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

Целевые ориентиры освоения

 Программы детьми 6– 7 лет с ЗПР

 

Социально-коммуникативное развитие:

· проявляет готовность и способность к общению с взрослыми и сверстниками;

· проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешатьконструктивно разрешать конфликты;

· демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданиюзамыслаиразвитиюсюжета,кдействиямвзаимодействию, к коллективной игре; появляется способность к децентрации;

·  ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором онживет;

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

· способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видамтруда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

· способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживатьнеудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормамповедения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях совзрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· осваивает некоторые моральные нормы и правила поведения; оценивает поступкидругих людей, литературных и персонажей мультфильмов;

· ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Познавательное развитие:

 

· становится любознательным, проявляет интерес к предметам и явлениями

окружающего мира, к экспериментированию; задает вопросы, устанавливаетпричинно-следственные связи, способен к простейшим умозаключениям;

· начинает выделять существенные признаки и оперировать ими;

· осваиваетобобщающие понятия;

· у ребенкасформированыэлементарныеквазипространственныепредставления и ориентировка во времени;

· осваивает элементарныеколичественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, составчисла из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой нанаглядность.

Речевое развитие:

· способен к построению речевого высказывания в ситуации общения; осваиваетосновные лексико-грамматические средства языка;

· может составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетнойкартинке;

· осваивает звуко-слоговой анализ и синтез, соотносит звук и букву, осваиваетосновы грамоты;

· ребенокзнакомспроизведениями, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи;

Художественно-эстетическое развитие:

музыкальное развитие:

· ребенок знаком с основными культурными способами и видами музыкальнойдеятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах;

·  ребенок способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляетсвои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видахмузыкально-игровой и творческой музыкальной деятельности.

художественное развитие:

· ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности,проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах;

·  у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности(рисование, лепка, аппликация); в конструировании из разного материала, включаяконструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.

Физическое развитие:

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

· он подвижен, владеет основными движениями, их техникой;

· может контролировать свои движения и управлять ими;

· обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.);

· проявляет установку на двигательное творчество и импровизацию;

· способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности.

 

Физическое развитие

 

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

· Самостоятельноилиснебольшойпомощьювзрослоговыполнятьгигиенические процедуры, одеваться,раздеваться, кушать.

 

Развитие ручной моторики:

· Правильнодержатькарандаш,фломастер,действоватьими(проводить прямые вертикальные игоризонтальные линии, штриховать),рисоватькруговымиипрямыми движениями (обводить, закрашиватьв контуре).

 

Познавательное развитие:

· показывать части тела и лица;

· показывать на фотографии (выделивиз трех) себя, маму, папу;

· показывать отдельныепредметыодежды,посуды, игрушки;

· узнавать реальных и изображенныхна картинках знакомых животных и

птиц, предметы окружающего быта;

· узнавать,показыватьосновные цвета, до 4 - 5 форм,величины

(большой,маленький)

· складывать разрезную картинку из 3-4 частей;

· учитыватьзнакомыесвойствапредметов в предметно-практической

и игровойдеятельности(шариккатится; кубик стоит, не катится;

большойдомикдлябольшойматрешки,маленький длямаленькой);

· пользоватьсяметодом проб или зрительного соотнесения при решении практических или игровых задач;

· выполнять группировку предметовпо одному – двум признакам

 

Речевое развитие

· Использовать рукудлярешениякоммуникативных задач;

· Пользоватьсяуказательнымжестом,согласуя движения глаза и руки;

· Воспроизводитьзнакомыезвукоподражания,лепетные словасамостоятельно или по подражанию;

· Выполнятьдействияпопростымречевым инструкциям;

· Соотноситьсловоипредметиликартинкуполексическимтемам;

· Освоить метод альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)

 

Социально-коммуникативное развитие:

· Выполнятьэлементарныеигровыедействияскуклой,сюжетнойигрушкойпоподражанию,словесной инструкции (покормить,погладить, покачать и т.д.);

· Знатьназначениенекоторыхпредметовокружающегобыта

(посуда, одежда и пр.).

Оценка освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Учитель - дефектолог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого (или отдельного) ребенка.

Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2. Оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Психолого-педагогическая диагностика проводится учителем-дефектологом по методикам:

С. Д. Забрамной «Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей», «Владос», 2002.

Е. А. Стребелевой «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие «Просвещение» М., 2005.

Оценка результатов работы педагога производится путем проведения в начале,середине и конце учебного года мониторинга усвоения знаний и сформированности умений у детей.

Результаты мониторинга заносятся в Карту развития ребенка.

Приложение № 1.

В конце учебного года педагогом-дефектологом также выстраивается графическая диаграмма усвоения материала, вносятся сведения об успешности усвоения Программы в индивидуальные маршруты развития ребенка.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Общие положения

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПРи умственной отсталостью умеренной степени и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

В группах компенсирующей направленности реализуются адаптированная основная образовательная программа образовательной организации (АООП).

Содержание дошкольного образования направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Педагогический процесс строится с учётом интеграции областей и комплексно - тематического планирования.

 

Образовательные области для дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ЗПР в общественную жизнь; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.

Решаемые задачи:

• формирование у ребёнка представлений о самом себе и элементарных

навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;

• адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передачу детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

• Развитие игровой деятельности детей;

• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения,

нравственного отношения к позитивным национальным традициям и

общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с ЗПР формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с

ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений,

осуществляется по нескольким направлениям:

• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в совместных мероприятиях;

• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие

представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм,

играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между

участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным

общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах

деятельности.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневно и органично включается во все виды детской деятельности.

Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации – это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребёнка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

Образовательная область «Познавательное развитие»

ФГОС дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Их можно представить следующими разделами:

· сенсорное развитие;

· развитие познавательно-исследовательской деятельности;

· формирование элементарных математических представлений;

· формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Основная цель познавательного развития - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Общие задачи:

- сенсорное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать сенсорную культуру;

- развитие познавательно-исследовательской, предметно-практической деятельности: формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивать познавательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность;

- формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); формировать первичные математические представления;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях; поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной и познавательной деятельностях.

Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР:

- развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;

- формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;

- формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;

- развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;

- развитие познавательной активности, любознательности;

- формирование предпосылок учебной деятельности.

1. Сенсорное развитие. Осваивает сенсорные эталоны: называет цвета спектра, оттенки, некоторые промежуточные цвета (коричневый, сиреневый), ахроматические цвета (черный, серый, белый), может выстраивать сериационный ряд, оперировать параметрами величины (длина, высота, ширина). Знает и называет геометрические фигуры и тела, используемые в конструировании: шар, куб, призма, цилиндр. Узнает на ощупь, определяет и называет свойства поверхности и материалов. Самостоятельно осуществляет классификацию, исключение лишнего на основе выделения признаков. Может ориентироваться в двух признаках и, совершая группировку по одному из них, абстрагируется от другого.

2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Любознателен, любит экспериментировать, способен в процессе познавательно-исследовательской деятельности понимать проблему, анализировать условия и способы решения проблемных ситуаций. Может строить предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений. Устанавливает простейшие зависимости между объектами: сохранение и изменение, порядок следования, преобразование, пространственные изменения.

3. Формирование элементарных математических представлений. Считает (отсчитывает) в пределах 5.

Пересчитывает и называет итоговое число.

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 5), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?». Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). Сравнивает 2-3 предмета практически: контрастные (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения; размещает предметы различной величины (до 1 до 3) в порядке возрастания, убывания их величины (матрешек строит по росту). Использует понятия, обозначающие размерные отношения предметов (красная башенка самая высокая, синяя - пониже, а желтая - самая низкая. Понимает и называет геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, детали конструктора. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам; знает правую и левую руку; понимает и правильно употребляет предлоги в, на, под, над, около. Ориентируется на листе бумаги (вверху - внизу, в середине,
в углу); называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Понимает значения слов вчера, сегодня, завтра.

4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Осваивает представления о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей. Овладевает некоторыми сведениями об организме, понимает назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования. Сформированы первичные представления о малой родине и родной стране. Освоены представления о ее столице, государственном флаге и гербе, об основных государственных праздниках, ярких исторических событиях, героях России. Понимает многообразие россиян разных национальностей, есть интерес к сказкам, песням, играм разных народов, толерантность по отношению к людям разных национальностей. Имеет представления о других странах и народах мира, есть интерес к жизни людей в разных странах. Увеличен объем представлений о многообразии мира растений, животных. Знает о потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Сравнивает растения и животных по разным основаниям, признакам и свойствам, относит их к определенным группам: деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые. Устанавливает признаки отличия и некоторые признаки сходства между ними. Есть представления о неживой природе как среде обитания животных и растений. Устанавливает последовательность сезонных изменений в неживой и живой природе, в жизни людей. Накоплены представления о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере. Знает и называет животных и их детенышей. Понимает разнообразные ценности природы. При рассматривании иллюстраций, наблюдениях понимает основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира. Адекватно отражает картину мира в виде художественных образов.

Образовательная область «Речевое развитие»

В соответствии с ФГОС ДО речевого развития включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Еще одно направление - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. На этапе подготовки к школе требуется формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В качестве основных разделов можно выделить:

- развитие речи;

- приобщение к художественной литературе.

Связанные с целевыми ориентирами задачи, представлены в ФГОС дошкольного образования:

· организация видов деятельности, способствующих развитию речи детей;

· развитие речевой деятельности;

· развитие способности к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи;

· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности;

· формирование мотивационно-потребностного, деятельностного, когнитивно-интеллектуального компонентов речевой и читательской культуры;

· формирование предпосылок грамотности.

Общие задачи:

· развитие речевого общения с взрослыми и детьми: способствовать овладению детьми речью как средством общения; освоению ситуативных и внеситуативных форм речевого общения со взрослыми и сверстниками;

· развитие всех компонентов устной речи детей: фонематическо


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.204 с.