Сравнительный анализ произведений С. Сахарнова и Н. Сладкова. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Сравнительный анализ произведений С. Сахарнова и Н. Сладкова.

2021-06-30 174
Сравнительный анализ произведений С. Сахарнова и Н. Сладкова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря об этих двух авторах, мы говорим о безграничной любви к окружающему их миру. Каждый автор выражает эту любовь по-своему. Они по-своему описывают природу, людей, природные процессы (например, как живут черепахи, или как дельфины играют с людьми, почему нам стоит учиться уважать животных и среду вокруг себя так же, как мы уважаем себя), помогая разобраться в этом детям с помощью сказок, открывающих детям что-то действительно новое. Что-то, что помогло бы им стать ближе к природе, окружающему их миру. Что-то, что помогло бы понять, почему некоторые птицы на зиму улетают на юг, почему черепахи ориентируются на вкус воды и солнце, а не на то, что они видят, как люди.

Сказка — это один из способов эту дверь отомкнуть и дать слово бессловесным существам природы. Поэтому так много в сказках Сладкова разговоров — между животными и растениями, между зверем и человеком. Потому Сахарнов описывает с такой точностью и проницательностью то, что некоторые люди не могут представить себе даже в голове.

Человеку свойственно относиться к природе свысока, и за это он наказан. Сказка Сладкова «Загадочный зверь» начинается с утверждения, обыгрывающего известную пословицу: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Руководствуясь этой истиной, рассказчик пытается угадать, кто его таинственный «собеседник», но каждый раз ошибается. Разговор превращается в поединок между человеком и зверем, в результате которого высмеиваются человеческое всезнайство и самоуверенность. Таинственным зверьком оказывается в итоге обыкновенная лесная белка. Но сказочный спор неопровержимо доказывает, что в природе нет ничего обыкновенного, и всякое суждение о ней требует основательных знаний.

Иначе выглядит конфликт в разговорах между самими представителями природного мира, растениями и животными. В коротких сказочных диалогах писатель сталкивает разные оценки одного и того же явления. В сказке «Яблоня и воробей» яблоня хочет узнать у воробья, хищный ли зверь заяц. Воробей смеется над такой наивностью: «Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами только кору глодать». Зато яблоне не до смеха, для нее заяц — «хищник свирепый», опасный «злодей». Утверждение «заяц — хищник» абсурдно, но оно обретает смысл в мире природы и не противоречит законам сказки. Рассказы Николая Сладкова учат бережно относиться к живой природе, охранять беспомощных перед человеком обитателей леса. Например, в одном из своих рассказов он призывает не брать в лес ружьё - «Не бери в лес ружьё…».

Сладков так же подмечает характерные особенности поведения птиц и животных в лесу при появлении человека, описывает поведение зверей в опасную для них минуту. Главная мысль рассказов Сладкова - нет ничего лучше в мире, чем естественная среда обитания. Автор показывает красоту леса, не тронутого человеком - «Шорох листьев. Блики солнца. Всё так, как всегда. Без насторожённых ушей, без страха в потемневших глазах, без оскаленных зубов и вздыбленной шерсти».

Например, главная мысль рассказа "Весенняя баня" сводится к тому, что только умным и наблюдательным детям дано понять, на первый взгляд, странное поведение птиц и других представителей животного мира. Только добрым и внимательным ребятам животные открывают свои тайны.

Сладков, как фотограф, запечатлевает достоверную природу, редко ее очеловечивает, используя олицетворения. Например, «Летят птицы через моря и горы, пробиваются сквозь туман и тучи. Хлещут их неистовые дожди, швыряют свирепые ветры. Днём и ночью рядом с ними холод и голод. А они летят и летят» - здесь писатель использует олицетворение «хлещут неистовые дожди» и «швыряют свирепые ветры», чтобы показать, насколько тяжело птицам перелетать в другое место обитания. Автор хочет дать почувствовать читателю то, что испытывают птицы во время перелетов, поэтому использует различные средства выражения, как олицетворения (см выше), эпитеты (добрых знакомств) и многих других.

У Сахарнова же подход к рассказам и сказкам немного отличается от подхода Сладкова. Сахарнов на диалоге героев друг с другом строит повествование и своих комментариях («— Как, черепахи, не собьётесь с пути?

Нет, не собьются. Много у них в дороге помощников: солнце и звёзды, вкус и запах воды. Точно к заветному берегу приплывут живые бронированные кораблики.» - обращаясь к черепахам, словно к людям, автор рассказывает о способе ориентирования черепах в воде, как и на что ориентируются черепахи, чтобы доплыть до дома).

В рассказе про любопытных наваг автор использует диалог, как форму речи, позволяет привлечь внимание, развить интерес к среде обитания, повадкам обитателей, чем питаются, как добывают себе еду, как и чему учат своих детенышей. Один из примеров таких диалогов – это разговор наваг между собой о недоеденной камбале: «Смотрит: три её подружки одна за другой плывут. Собрались вчетвером, стали за звездой подсматривать.

А та заползла за большущий камень, нашла там полкамбалы и остановилась.

— Знаю! — шепчет первая навага. — Эта камбала здесь второй день лежит. Восемь крабов вчера её ели, половину оставили.

— Ишь ты! — отозвалась вторая. — Восемь ели — не доели, а она одна хочет.

— Какая жадная! — подхватила третья.

— И что она только думает? — спросила четвёртая. — Рот-то у неё вон какой маленький.

— Подавится или лопнет! — решили наваги.»  

Сахарнов пытается провести нить схожести этих любопытных наваг с людьми («Рыбы как рыбы, только любопытные-прелюбопытные. Подерутся где-нибудь крабы, поссорятся рыбы — наваги тут как тут. Одна за другой приплывут и смотрят: кто кому ногу обломит? Кто кого переругает?»). Так, в шуточной форме автор показывает и представляет наваг маленькими любопытными детишками, которые все время лезут куда-то, пытаются найти что-то интересное, что можно бы было обсудить.

 

 

Заключение.

Из всего вышесказанного мы можем сделать выводы. Проведя исследование путём сравнения, мы выяснили, что оба автора имеют свои стили написания, своё видение окружающего их мира, но, тем не менее, их связывает бесконечная любовь к окружающему миру, к природе, которая завладела сердцами обоих авторов.

В книгах Н. Сладкова нет громких слов о любви ко всему живому, но авторская позиция настолько ясна, что читатель невольно подвергается ее благородному воздействию. Николай был убежден, что «природоведческая литература, познавательная и художественная, должна выработать новую, экологическую нравственность. Для выражения неповторимой и невообразимой красоты природы он использовал самые разные художественные формы. Сказка и притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика — все это окрашено неповторимой писательской манерой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.

С. Сахарнов же старается в каждую свою книжку вместить как можно больше знаний, наблюдений и навыков. Где только ни побывает читатель его книг, чего только ни узнает! В подводном мире, где рыбы похожи на причудливые цветы, а цветы оказываются хищниками; в мангровых зарослях и в холодных краях; на «одиноких островах в океане», где сохранился «удивительный, ни на что не похожий мир. Здесь животные годами не видят людей, птицы собираются огромными колониями, а морские звери тысячами выходят на каменистые или песчаные пляжи». Точность описаний сочетается с эмоциональностью. Восхищение увиденным и жажда новых впечатлений пронизывают каждую строчку произведений автора, определяя своеобразие его писательского почерка.

Святослав Сахарнов сказки писал действительно с душой, что было видно уже с первых строк. Поэтому они полюбились как детям, так и взрослым. Бытует мнение, что никто так не умеет удивлять своей фантастикой, как этот писатель. Читателям нравятся сказки и рассказы автора, так как тот мог донести свои мысли до глубины души каждого человека. Именно благодаря его книгам многим детям стал известен подводный мир, о котором практически никто по-настоящему не знал. То, как эмоционально и ярко он описывал все подводные процессы, характер и повадки животных – будоражило детское сознание, заставляя хотеть ещё больше узнавать о жизни морских обитателей.

С. Сахарнов много писал о море и подводных приключениях. Святослав делал истории красочными, чтобы читателям было интересно, а не страшно. Так он продумывал каждую деталь настолько тщательно, что практически все его истории выглядели реалистично, а читать из было увлекательно. С таким подходом, как у Сахарнова, детям будет намного проще и познавательнее узнавать новое о том, что происходит вокруг них.

Он писал не только о морских обитателях и чудесах, но еще и о кораблях. Разве мог он упустить такую возможность поделиться с читателями? Святослав Владимирович писал о том, какие корабли плавают по морям, как они устроены, какие морские путешественники изучали море, какие бывают профессии на корабле и многое другое.

Удивительный язык у Сахарнова – сжатый, стремительный, ничего лишнего!
Кроме «Морских сказок» и рассказов на морскую тему «Самый лучший пароход», Сахарнов сочинил искрящиеся юмором и выдумкой «Сказки о львах и парусниках», собрал по всему миру сказки разных народов – «Сказки из дорожного чемодана».
Во всех его историях много познавательного, он – настоящий бывалый человек, и многое дети могут узнать только от него. Но для Сахарнова всегда было важно, каким вырастет его читатель, сколько доброты и сострадания, ответственности и трудолюбия, смекалки и любознательности поможет он сохранить в детских душах.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.