Развитие гигиены как науки, выдающиеся российские деятели. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Развитие гигиены как науки, выдающиеся российские деятели.

2021-06-30 21
Развитие гигиены как науки, выдающиеся российские деятели. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы осуществляют 30 научно-исследовательских институтов гигиенического и эпидемиологического профиля, 5 из которых противочумные

Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии г. Казань
Санкт-Петербургский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Пастера г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены г. Санкт-Петербург
Медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий г. Екатеринбург
Московский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана г. Мытищи Московской области
Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Г.Н. Габричевского г. Москва
Екатеринбургский научно-исследовательский институт вирусных инфекций г. Екатеринбург
Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний г. Нижний Новгород
Нижегородский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии г. Нижний Новгород
Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций г. Омск
Самарский научно-исследовательский институт гигиены г. Самара
Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены г. Саратов
Научно-исследовательская лаборатория комплексных проблем гигиены труда с клиникой профессиональных заболеваний г. Кировск Мурманской области
Тюменский научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии г. Тюмень
Уфимский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии г. Уфа
Хабаровский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии г. Хабаровск
Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии г. Москва
в том числе:  
Астраханский филиал г. Астрахань
Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А. Тарасевича г. Москва
Научно-исследовательский институт профилактической токсикологии и дезинфекции г. Москва
Ордена Трудового Красного Знамени институт медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марциновского г. Москва
Научно-исследовательский центр гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи г. Москва
Научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" г. Саратов
Ростовский-на-Дону государственный ордена Трудового Красного Знамени научно - исследовательский противочумный институт г. Ростов-на-Дону
Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока г. Иркутск
Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт г. Волгоград
Научно-исследовательский противочумный институт Кавказа и Закавказья г. Ставрополь
Российский учебно-научно-практический центр гигиены водного транспорта г. Санкт-Петербург
Российский научно-исследовательский центр чрезвычайных ситуаций г. Москва
Российский научно-исследовательский центр технологии эпидемиологического надзора г. Москва

 

Гигиеническое регламентирование и его принципы. (ПДК, ПДУ, СбУВ)

Гигиеническая регламентация — система мероприятий по установлению в законодательном порядке санитарно-эпидемиологических требований, норм исправил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Гигиенический норматив — это устанавливаемое в законодательном порядке, обязательное для исполнения всеми ведомствами, органами и организациями допустимое максимальное или минимальное количественное и/или качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и/или безвредности для человека.

Несмотря на различные подходы к нормированию факторов окружающей среды, включая производственные факторы, существуют единые принципы обоснования гигиенических нормативов.

1. Государственный характер гигиенических нормативов и обязательность их соблюдения всеми органами, организациями и отдельными лицами.

Принципы застройки

Различают периметральную, строчную и групповую застройку квартала. Различные типы застройки в определенных климатических районах позволяют снижать скорость движения воздуха или, наоборот, повышать ее в случае необходимости, а также регулировать поступление прямых солнечных лучей в помещение, способствовать снижению уровня транспортного шума и вибрации.

Удовлетворительное рассеивание газообразных выбросов из жилых зданий и циркуляция атмосферного воздуха обеспечиваются при величине разрывов между фасадами зданий не менее 2,5 высот здания, между торцами -не менее 1 высоты.


Согласно действующему законодательству, в жилых комнатах квартир до, пускается эквивалентный уровень звука 30 дБА в ночное время, в дневное -35 дБА, а на территории, прилегающей к жилой застройке, 45 дБА. В микрорайонах шум можно снизить максимальным удалением крупных транспортных магистралей от селитебной зоны, использованием шумозащитных конструкций и архитектурно-планировочных решений в зданиях, организацией полосы зеленых насаждений вокруг источников шума (не менее 5 м).

Коммунально-бытовое обслуживание населения

В пределах микрорайона должны находиться учреждения так называемого первичного пользования: детские дошкольные учреждения, приемные пункты бытового обслуживания, булочные, молочные и овощные магазины на расстоянии не более 300 м от жилых, домов.

Санитарно-защитные зоны предназначены для снижения уровня действия вредных факторов, для этого:

 

-дополнительное озеленение от 40% до 60% территории.

Размеры:

-для предприятий 1 кл. – 1000м,

- 2кл. - 500м,

- 3кл. - 300м,

- 4кл. - 100м,

- 5кл. - 50м

Территория для населенного пункта должна быть сухой, с низким стоянием грунтовых вод, с уклоном для стока атмосферных вод.

 

От загрязнений.

1) Технологические мероприятия. Заключаются в совершенствовании технологий с целью уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу. К технологическим мероприятиям можно осуществлять по следующим направлениям:

1. Замена токсичных веществ, использующихся в производственном цикле, на менее токсичные.

2. Замена сухих методов работы мокрыми.

3. Герметизация и автоматизация производственного процесса.

4. Создание замкнутых технологических циклов, безотходных производств и тд.

 

2) Санитарно-технические мероприятия - организация очистки промышленных выбросов на очистных сооружениях. Очистка может осуществляться следующими методами:

1. Использование сухих механических пылеулавливателей (пылеотстойная камера, циклон и др.)

2. Использование фильтров (матерчатые, бумажные, масляные фильтры, электрофильтры и др)

3. Мокрая газоочистка (гравийный фильтр, полый скруббер) и другие методы..

 

3) Планировочные мероприятия. Заключаются в правильном взаиморасположении промышленных и жилых зон.

1. Удаление жилых и промышленных зон друг от друга с созданием санитарно-защитных зон (разрывов), которые лучше озеленять газоустойчивыми растениями. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от предприятия и обычно составляет от 50 до 1000 метров.

2. Взаимное расположение предприятий и жилых зон с учетом направления преобладающих ветров.

 

4 ) Установление предельно допустимых концентраций (ПДК).

ПДК - это максимальная концентрация, в которой допускается нахождение вещества в атмосферном воздухе.

ОСОБЕННОСТИ АККЛИМАТИЗАЦИИ

Виды и механизмы адаптации.

По степени врождённости различают генотипическую и фенотипическую адаптации. Генотипическая адаптация – это совокупность врожденных признаков, которые помогают организму приспособиться к конкретным условиям обитания. Наглядным примером здесь является большинство расовых признаков (чёрная кожа, узкие глаза и т.д.). Фенотипическая адаптация – это совокупность признаков, приобретённых организмом в течение жизни. К фенотипической адаптации относят, например, все изменения организма, связанные с трудовой или спортивной деятельностью.

По продолжительности формирования и проявления адаптационных реакций различают краткосрочную и долгосрочную адаптацию. Так, при физической нагрузке проявлениями краткосрочной адаптации будут являться: увеличение частоты сердечных сокращений, повышение давления крови, учащение дыхание. Многократные физические упражнения приведут к формированию таких долгосрочных адаптационных признаков, как увеличение мышечной массы, укрепление кровеносных сосудов, увеличение мощности сердца.

По характеру проявления адаптационных реакций предлагаю различать несколько видов адаптации: биохимическую, морфологическую, физиологическую, психологическую и социальную.

Биохимическая адаптация подразумевает различные перестройки метаболических процессов, вызванные тем или иным воздействием. Например, в условиях голода, когда в организме возникает недостаток энергетических ресурсов, активизируются процессы расщепления жиров, а в условиях избыточного питания, наоборот, процессы их накопления.

Морфологическая адаптация – проявляется в виде различных структурных изменений на клеточном, тканевом, органном или организменном уровнях. К этому виду можно отнести увеличение толщины рогового слоя кожи при частых механических воздействиях, увеличение мышц при занятиях спортом, потемнение кожи (наличие загара) под влиянием ультрафиолетовых лучей и т.п.

Физиологическая адаптация – это изменение характера функционирования различных систем организма, например, тренировка системы терморегуляции под влиянием закаливания или изменение диаметра зрачка глаза при различной освещенности.

Психологическая адаптация осуществляется на уровне психических процессов, таких, как мышление, память, эмоции, речь и т.д. Например, наши эмоции быстро и точно передают окружающим информацию о нашем состоянии и наших намерениях. Это облегчает приспособление к окружающей среде. К механизмам психологической адаптации относят также различные формы поведения. Например, спасаясь от жары, человек находит укрытие, пьёт воду, включает кондиционер.

Социальная адаптация подразумевает участие в адаптационном процессе нескольких организмов, когда приспособление возникает в результате их совместной деятельности. Например, детёнышу не нужно искать тепло, защиту, пищу и т.д. – он получает все это от родителей, то есть в результате социальной адаптации. Более сложные формы социальной адаптации – это знание языка и традиций окружающих, получение профессии и т.п.

Механизмы адаптации

Изучение процесса адаптации связывают с именем канадского ученого Ганса Селье. Он показал, что в ответ на действие раздражителей самой различной природы (механических, физических, химических, биологических и психических) в организме возникают стереотипные изменения. Комплекс этих сдвигов получил на­звание «общего адаптационного синдрома» или «стресс ­реакции».

Согласно Г. Селье, стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Вы хотите от вашего мозга и тела такой реакции, которая помогла бы вам справляться с

I. Стадия «по тревоге», или стадия напряжения. Состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма и выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и других органов системы адаптации. Происходит ряд следующих процессов.

· Повышенное выделение в кровь гормональных продуктов надпочечников (адреналина, кортикальных гормонов). Усиленный выброс адреналина в кровь обеспечивает усиление каталитических процессов в тканях, т.е. процессов расщепления различных веществ с выделением энергии. Усиленное выделение энергии необходимо организму для борьбы со стрессором, но в то же время имеются «побочные эффекты» – повышение температуры тела, быстрое истощение энергетических запасов, снижение веса тела. В коре надпочечников истощаются запасы аскорбиновой кислоты, жиров и холестерина. Здесь не лишним будет добавить, что витамин С – не лекарство, но при его недостатке борьба со стрессором малоэффективна.

· Активация адреналином клеток инсулярного аппарата с последующим повышением содержания инсулина в крови. Это приводит к повышению сахара в крови (источник энергии).

· Увеличение количества лейкоцитов, выполняющих защитные функции в организме. При этом происходит быстрое истощение их запасов (тимико-лимфатического аппарата).

· Понижение активности половых желез. Биологическая значимость такой реакции – снижение вероятности появления потомства в неблагоприятных условиях среды. К тому же, половые гормоны обладают анаболическим эффектом, т.е. усиливают синтез нуклеиновых кислот и белка, а значит, ускоряют процессы роста, развития. В стрессорных условиях важность таких процессов уходит на второй план.

Данная фаза характеризуется тем, что при первичном воздействии внешнего необычного по силе или длительности фактора, возникают генерализованные физиологические реакции, в несколько раз превышающие потребности организма. Эти реакции протекают некоординированно, с большим напряжением органов и систем. Поэтому их функциональный резерв скоро истощается, а приспособительный эффект низкий.

При значительной силе стрессора (тяжёлые ожоги, крайне высокая или низкая температура, опасная инфекция) по причине ограниченности резервов стадия тревоги может закончиться гибелью организма. Если организм переживает эту защитную стадию синдрома, наступает следующая стадия.

II. Стадия резистентности (сопротивления) возникает, если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации. При этом должны включаться специализированные механизмы, позволяющие организму эффективно противостоять конкретному стрессору. Возможно, что в организме таких механизмов нет. Тогда необходимо создание новой системы, в которой на основе элементов старых программ создаются новые связи. Новые механизмы вырабатываются постепенно, при многократном воздействии адаптогенного фактора, они представляют собой избранную организмом наилучшую стратегию противодействия конкретному изменению условий внешней среды. Иными словами, организму нужна тренировка. Он переходит на новый уровень функционирования и начинает работать в более экономном режиме за счёт уменьшения затрат энергии на неадекватные реакции. Каждый человек проходит через эту стадию множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным или действие стрессора прекращается, организм возвращается к нормальному состоянию. Если же действие стрессора таково, что в процессе адаптации происходит перерасход энергетических и пластических резервов организма, то ресурсы организма могут истощиться и через какое-то время наступает следующая стадия.

III. Стадия истощения. В этой стадии преобладают необратимые явления повреждения и распада, которые могут привести к гибели организма. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва, иногда приводит к соматическому (т.е. «телесному») заболеванию.

Физические свойства воздуха

Параметры: температура, атмосферное давление, влажность, скорость движения, атмосферное электричество, частично естественный радиационный фон

За нормальные (оптимальные) условия у поверхности Земли приняты:

· Плотность 1,2 кг/м3

· Барометрическое давление 101,35 кПа

· Температура +20

· Относительная влажность 50%

Суммарная масса воздуха в атмосфере 5,1-5,3*1018 кг, в том числе: сухой воздух составляет 5,1352*1018 кг, общая масса водяных паров 1,27*1016кг.

Молярная масса чистого сухого воздуха составляет 28,966 г/моль

Плотность у поверхности моря 1,2 кг/м3

Давление при 0 на уровне моря 101,325кПа

Растворимость воздуха в воде при 0-0,0036%

 

 

От загрязнений.

1) Технологические мероприятия. Заключаются в совершенствовании технологий с целью уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу. К технологическим мероприятиям можно осуществлять по следующим направлениям:

1. Замена токсичных веществ, использующихся в производственном цикле, на менее токсичные.

2. Замена сухих методов работы мокрыми.

3. Герметизация и автоматизация производственного процесса.

4. Создание замкнутых технологических циклов, безотходных производств и тд.

 

2) Санитарно-технические мероприятия - организация очистки промышленных выбросов на очистных сооружениях. Очистка может осуществляться следующими методами:

1. Использование сухих механических пылеулавливателей (пылеотстойная камера, циклон и др.)

2. Использование фильтров (матерчатые, бумажные, масляные фильтры, электрофильтры и др)

3. Мокрая газоочистка (гравийный фильтр, полый скруббер) и другие методы..

 

3) Планировочные мероприятия. Заключаются в правильном взаиморасположении промышленных и жилых зон.

1. Удаление жилых и промышленных зон друг от друга с созданием санитарно-защитных зон (разрывов), которые лучше озеленять газоустойчивыми растениями. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от предприятия и обычно составляет от 50 до 1000 метров.

2. Взаимное расположение предприятий и жилых зон с учетом направления преобладающих ветров.

 

4 ) Установление предельно допустимых концентраций (ПДК).

ПДК - это максимальная концентрация, в которой допускается нахождение вещества в атмосферном воздухе.

 

От загрязнений.

1) Технологические мероприятия. Заключаются в совершенствовании технологий с целью уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу. К технологическим мероприятиям можно осуществлять по следующим направлениям:

1. Замена токсичных веществ, использующихся в производственном цикле, на менее токсичные.

2. Замена сухих методов работы мокрыми.

3. Герметизация и автоматизация производственного процесса.

4. Создание замкнутых технологических циклов, безотходных производств и тд.

 

2) Санитарно-технические мероприятия - организация очистки промышленных выбросов на очистных сооружениях. Очистка может осуществляться следующими методами:

1. Использование сухих механических пылеулавливателей (пылеотстойная камера, циклон и др.)

2. Использование фильтров (матерчатые, бумажные, масляные фильтры, электрофильтры и др)

3. Мокрая газоочистка (гравийный фильтр, полый скруббер) и другие методы..

 

3) Планировочные мероприятия. Заключаются в правильном взаиморасположении промышленных и жилых зон.

1. Удаление жилых и промышленных зон друг от друга с созданием санитарно-защитных зон (разрывов), которые лучше озеленять газоустойчивыми растениями. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от предприятия и обычно составляет от 50 до 1000 метров.

2. Взаимное расположение предприятий и жилых зон с учетом направления преобладающих ветров.

 

4 ) Установление предельно допустимых концентраций (ПДК).

ПДК - это максимальная концентрация, в которой допускается нахождение вещества в атмосферном воздухе.

 

Естественное освещение.

Световой коэффициент 1:4 - 1:5

Угол падения не менее 27

Угол отверстия не менее 6 КЕО 1.5 %

Стены красят светлой масляной краской.

Искусственное освещение.

Обычно применяются люминесцентные лампы. Освещенность должна составлять не менее 300 лк (для ламп накаливания - 150 лк). Такая величина освещенности обеспечивает наилучшую остроту зрения (она растет при увеличении освещенности до 150 лк для ламп накаливания или 300 лк для люминесцентных ламп). Освещение должно быть равномерным, не слепить.

Для классной доски должно быть предусмотрено местное отдельное освещение.

 

Инсоляционный режим–

-продолжительности и интенсивности освещения помещения прямыми солнечными лучами, зависящего от географической широты места, ориентации зданий по сторонам света, затенения окон деревьями или домами, величины светопроемов и т. д.. В зависимости от ориентации окон зданий по сторонам света различают три типа инсоляционного режима: максимальный, умеренный, минимальный.

Типы инсоляционного режима помещений:

 

Инсоляционный режим Ориентация по сторонам света Время инсоляции, час % инсолируемой площади пола помещений
Максимальный ЮВ, ЮЗ 5-6 80
Умеренный Ю, В 3-5 40-50
Минимальный СВ, СЗ менее 3 менее 30

 

 

Токсикоинфекции

-это острые заболевание возникающие при употреблении пищи, содержащей большие кол-ва живых клеток специфического возбудителя и их токсинов, выделенных при размножении и гибели м.о.

Возбудители:

Вызванные потенциально патагенными м.о.

1) Энтеропат кишечная палочка:

1 тип- колеинтериты

2 тип- дизентерияподоб заб-я

3 тип - колероподоб заб-я

2) Сальмонеллы

3) Протеи

и др малоизуч бактерии.

Длительность заболевания чаще 1-6 дней. Возникают вследствие употрсбления мясных.рыбных, яичных и овощных и др. кулинарных изделий, не подвергающихся повторной тепловой обработке: ливерные и кровяные колбасы, сосиски, сыр, мясные котлеты и фрикадельки, фаршированная птица, студень, заливное картофельное пюре, кремы, пудинги и др.

Профилактика токсикоинфекций

1. Тщательный ветеринарно-санитарный надзор за животными с целью выявления больных; обеспечение санитарного режима при получении молока; контроль за убойным скотом, процессами убоя, обра ротки туш и экспертизы мяса.

2. Обеспечение строгого санитарного режима в процессе производства пищевых продуктов на предприятиях пищевой промышленности: молокозаводах, мясо-, рыбокомбинатах и др.

3. Строгое выполнение санитарных правил технологии изготовления пищевых продуктов и блюд.

4. соблюдение санитарного режима на пищевом объекте, хранение продуктов и готовой пищи отдельно от сырья и полуфабрикатов, строгое соблюдение установленных сроков реализации продуктов, пере возки продуктов в спецтаре и на спецтранспортс, обязательное соблюдение правил производственной и личной гигиены.

5. Своевременное выявление среди работников пищевых объектов носителей патогенных серотипов бактерий и их санация.

6. Интенсивная повторная тепловая обработка перед употреблением.

Основные формы труда

Все виды труда делятся по уровню затрат физической энергии на физический и умственный. Однако с развитием и дифференциацией различных видов работ и трудовых процессов произошло смешение различных видов деятельности, что привело к появлению новых форм труда.

В настоящее время различают следующие формы труда.

1. умственный труд
2) умеренный труд
3) средней тяжести физ труд -связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механизированных литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий и т.п.).
5) тяжелый физ труд - Работы, связанные с постоянным перемещением и переноской тяжестей (более 10 кг), требующие больших физических усилий (ряд профессий в кузнечных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опок машиностроительных, металлургических предприятий и т.п.).
6)очень физ труд

По степени тяжести: легкий (2300-3000ккал),сред тяж (300-3900), тяж (4000-4500) и очень тяж (больше 4500ккал)

по напряженности: легкий (2,5-4,9ккал/мин), сред (5-7,4), тяж (7,5-9,8), оч тяж (больше 10)
по % времени затрач на выполнение
по наличию статич нагрузки
скорость выполнения

Шум и вибрация.

 Вибрация и шум по своей физической природе явл механическими колебаниями. В последние десятилетия резко возросла возможность вредного влияния их как на работающих(производственная вибрация и шум), так и на другие слои населения(бытовой шум). Клинические обследования рабочих, подвергающиеся на производстве систематическому воздействию шума, выявили среди них большое кол- во лиц с ослаблением слуха (профессиональной тугоухостью). Установлено влияние шума на ЦНС(замедление нервных реакций, понижение внимания, работоспособности, производительности труда); на ССС. Преобладают астеновегетативные нарушения. Профилактические мероприятия по борьбе с шумом. 1) технические ср-ва борьбу с шумом: уменьшения шума от источника образования, улучшения конструкции машин, замена технологических процессов, замена звучащих деталей бесшумными и др. 2) сниже ние шума по пути распространения: звукоизоляция(резина, войлок, противошумная мастика и др.) 3) индивидуал ср-ва защиты: вкладыши, наушники, шлемы.Вибрация как профессиональная вредность пред собой механич колеб, передающиеся телу чел или отдельным его частям от источника колебания. Производственная вибрация различается: по происхождению1)местная и локальная(передаваемая ч/з руки), 2) общая(ч/з опорные поверхности сидящего или стоящего чел). В профилактике вредного действия вибрации ведущую роль принадлежит техническим мероприятиям, таким как внедрение дистанционного управления виброопасными процессами, усовершенствование ручных инструментов за счет уменьшения вибрации в источнике ее образования и по пути распространения, внедрение рационального режима труда и отдыха и др 3) Принципы построения урока, учебного дня, недели. Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Рационально построенный режим (способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы. С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению. Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому. При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне. Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.

 

70.. Гигиенические требования к помещениям

Санитарно-гигиенические требования к зданиям по производству какой-либо продукции сводятся в сущности к созданию в них благоприятных для здоровья условий работы, а также удовлетворению всех гигиенических потребностей. Перечислим основные из них.

1) В производственных помещениях следует принять меры защиты от проникновения грызунов и насекомых. Для примера: плотные двери, заделывание всех отверстий вокруг различных коммуникаций, металлические сетки на вентиляционных отверстиях.

2) Полы помещений для производства должны быть выполнены из прочного материала и иметь твердую и нескользкую поверхность.

3) Организации, которые производят БАД, должны обладать достаточными площадями для работ в хороших гигиенических условиях. Планировки помещений должны полностью исключать загрязнение продукции.

4) Все кабели и трубы должны быть аккуратно зашиты и утоплены в поверхностях стен.

5) Внутренние стены должны обладать гладкой поверхностью, устойчивой к ударам и действию воды. Они должны быть облицованы специальной глазурованной плиткой или выкрашены в светлый цвет и без особого труда подвергаться мойке. Потолки также следует окрашивать в светлый цвет и делать водостойкими.

6) Планировка производственных помещений должна обеспечивать поточность всех выполняемых технологических процессов, а также полностью исключать возможность пересечения полуфабрикатов, отходов, грузопотоков сырья с грузопотоком готовой продукции.

7) При появлении плесени в производственных помещениях следует очистить и окрасить красками с разрешенными фунгицидными препаратами места ее возникновения.

8) Для хранения дезинфицирующих и моющих средств, а также уборочного инвентаря следует использовать отдельные кладовые и шкафы.

9) При наличии вентиляции разрешается размещать в подвалах помещения для складов, холодильные камеры, бытовые помещения, в соответствии со строительных нормами.

10) Должны быть предусмотрены раковины с холодной и горячей водой, снабженные мылом, одноразовыми полотенцами, дезинфицирующим раствором.

11) Помещения, где производятся биологически активные добавки на основе разнообразных пробиотических микроорганизмов, должны быть загерметизированны. Поверхности в помещении должны быть пригодными для дезинфекции и не иметь никаких трещин и других дефектов.

12) В помещениях для производства должны быть установлены бачки для мусора, с педалями и крышками, а также специальные емкости, изготовленные из полимерного материала, для сбора санитарного брака. Все емкости следует очищать каждый день, а также дезинфицировать и промывать моющими средствами. Не допускается хранение в помещениях для производства оборудования, инвентаря и отходов, которые не используются в рабочем процессе.

 

Режим дня.

Принципы построения режима дня:

* характер и длительность любой деятельности должны соответствовать особенностям ЦНС и не превышать возможности работоспособности; * все компоненты режима дня должны быть чётко регламентированы и рационально распределены в течение суток; * достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; * гигиенически полноценный сон; * регулярное питание; * достаточный двигательной активности; * режим дня должен соответствовать АФО ребёнка; * индивидуальный подход к организации режима дня с учётом состояния здоровья и индивидуального типа биоритмов; * невозможность частой смены режима.

Два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня:

1. адекватная физическая подвижность. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно

контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

2. достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и

явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю - 4-5 лет, старшую - 5-6 лет и подготовительную - 6-7 лет

Программами воспитания и обучения в детском саду предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе - 10 занятий в неделю по 10-15 мин; в средней - 10 занятий в неделю по 20 мин; в старшей - 15 занятий в неделю по 20-25 мин; в подготовительной - 19 занятий в неделю по 25-30 мин.

Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3-4 ч, а летом - весь день.

В режиме детей средней группы длительность организованных занятий увеличивается и характер их несколько усложняется.

С детьми старшей группы ежедневно проводится 2-3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и особенно во 2-й половине дня после дневного сна - отводится для игр, т.е. деятельности, присущей психофизиологической природе ребенка дошкольного возраста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игровой деятельности детей. В подготовительной группе обязательные занятия удлиняются и усложняются.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в 1-й и 2-й половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного вни


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.