Почемуэтот стиль носитназвание «Пермский»? — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Почемуэтот стиль носитназвание «Пермский»?

2021-06-24 61
Почемуэтот стиль носитназвание «Пермский»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Именно на территорииПрикамья в конце XIX-начале XX века в большихколичествах находили металлическиеизделия с характернымисполнением. Этоделооснованиелокализоватьнаходки по территорииПермскойгубернии. Впоследствии, изделияпермскогозвериного стиля находили на обширнойтерриторииУрала, Сибири и среднейполосыРоссии.

Большинствопроизведенийпермскогозвериного стиля обнаружено в могильниках и в местах, гдесовершалисьрелигиозныеобряды. Ряд исследователейсоотносятих с чудью (названиепредковфинно-угорскихнародов) и называютчудскими. Содержание и художественнуюспецификупермскогозвериного стиля периодарасцветасоставляютзооморфные (преобладаютизображения медведя, лося, бобра-ящера, коня, лебедя, утки, змеи) и зооантропоморфныеобразы, тесносвязанные с общественнымстроем племен, хозяйственнойдеятельностью, религиознымипредставлениями, знаниями об окружающейсреде. Наиболееоригинальнымиявляютсяплоские и объемныеметаллические бляхи сосложнымикомпозициями: человек и лось, человек и птица, человекмеждунижним и верхним миром, семейныепары с потомством.

Считается, что многие сюжеты звериного стиля являются реальным отражением культа предков, культа плодородия, принадлежностью обрядов охотничьей и производственной магии.

Наиболее распространены сюжеты, изображающие лося, медведя, коня, утку или лебедя. Особым почетом пользовалась у местных племен утка, благодаря которой, по легенде, на земле возникла суша. Своеобразным символом пермского звериного стиля стала прямоугольная бляха с изображением медведя.

Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты. Богато украшенные поясные наборы довольно часто встречаются во время раскопок могильников ломоватовского и родановского времени.

Почему стиль называется «Звериным»?

Звериный – потому что находки изображали зверей, птиц, человека в окружении животных, а также фантастических существ, соединявших в себе человека и животного. Древние жители Прикамья поклонялись животным, считали их своими предками, поэтому изображали их в своем творчестве.


 

III. Значения фигур.

Птицы

1) Птица с личиной человека на груди.

Датировка: XI в.
Материал: Бронза, литье.
Место находки: Пермский край
Для Пермского звериного стиля характерен образ хищной птицы с распростертыми крыльями и человеческой личиной или антропоморфной фигуркой на груди. Птицы играли в жизни создателей звериного стиля немалую роль. Боги часто являлись людям в своих священных обликах — в образах птиц. Предки превращались в птиц, и бьярмы отливали в бронзе фигуры птиц с лицом предка на груди. Души людей тоже воплощались в птиц, например, во сне.

Существовали птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах. Элементы птиц — гусиные и утиные лапки распространены на шумящих подвесках, украшениях женского костюма. Женщины носили накосные украшения с изображениями-оберегами в виде птиц.
Человеческое лицо на груди птицы обозначает первопредка, покровителя рода. Это еще не животное, но уже не человек. На пластине изображен священный миг превращения человека в птицу. Предок, умирая, превращался в птицу, но еще видно человеческое лицо или фигура целиком. Иногда предок изображен полностью — в виде человеческой фигуры. Это указывает на более раннее время создания пластины.


 

2) Трехглавая птица Рум.

Датировка: VIII - X вв.
Материал: Бронза, литье.

Место находки: Пермский край, Гайнский район.

Трехголовый птицевидный идол с человеческой личиной на груди и лосиными головами на крыльях. Снизу личину охватывают мощные лапы хищной птицы. Головы птиц выступают над плоскостью пластины, что является типичным приемом в пермском зверином стиле.

Птицы с тремя головами — вестницы богов, летающие в трех мирах.
Человеческое лицо на груди птицы обозначает первопредка, покровителя рода. Это еще не животное, но уже не человек. На пластине изображен священный миг превращения человека в птицу. Предок, умирая, превращался в птицу, но еще видно человеческое лицо или фигура целиком. Иногда предок изображен полностью — в виде человеческой фигуры.


 

3) Крылатая птица Рум.

Место находки: Пермский край, Ильинский район, д. Скородум

Время находки: 1976 г.

Материал: Бронза

Датировка: VI — IX вв.

Размер: 100х53 мм.

Вытянутое туловище, крылья и хвост орнаментированы. Подвешивалась к одежде.

У хантов и манси птица называлась Калм. Дочь Верхнего бога, вестница бога.

Птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах.Фигура с крыльями. Крылья — знак того, что существо причастно к двум мирам: Среднему и Верхнему.


2. Медведи

1) Медведь в жертвеннойпозе.

Местонаходки: Пермский край, Лысьвенский район, р. Кын.

Материал: Бронза.

Датировка: VI - IV вв.

Местонахождение: Пермскийобластнойкраеведческий музей.

Размер: 80х58 мм.

Описание: бляха в виде крупнойвыпуклойголовы медведя в жертвеннойпозе. На оборотнойстороне по углам-петли для пришивания к одежде. ИзколлекцииТеплоуховых.Культ медведя был широко распространен на Урале. Часто ихиспользовали в создании блях-оберегов, которыезащищаливладельца.

Существоваласвященная клятва: на лапе медведя. Считалось, что медведь покараетнарушителяклятвы и найдетвиновных. Медвежьиголовы на бляхах показывалитрехчастноестроение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьеврек. Защищает от злыхдухов и колдовства, наделяетсилой и мужественностью.В мифологии коми-пермяцкогокрая медведь предстаёт в образе божества (умирающее и возрождающееся), дух-хранитель, хозяинПодземного царства, священное, жертвенноеживотное, воплощение духа, звериныйдвойникчеловека. Образ жертвенного медведя в культуре и традицияхнародовПрикамьявыражаетидеювысшегосущества – проводникамежду миром людей и миром богов, дарующегоплодородную силу и благополучие.
Во многих культурах медведь традиционнопредстаётпризнакомдревнейприроднойсилы, даннoй от Бога.

Считается, чтоприсущая медведям сила, спокойствие и чутьёмужественноговоина, успешного охотника передаётся и носящемуобладателю оберега. Медведь защищает от порчи, сглаза, помогает в защитежилища от недобрых людей и злыхдухов, негативныхситуаций.Бляхи с медведем в большомколичествеизготовлялись и использовались в Зауралье, найденыони и в Прикамье.


2) Филин на медведе.

Место находки: Пермский край, Гайнский район, д. Плес
Материал: Бронза.

Датировка: VII — IX вв.

Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей.

Размер: 53х61 мм.

Данная композиция представляет собой медведя, держащего в лапах добычу, и филина, клюющего его сверху.

Медведь является одним из самых известных персонажей в культовом литье. Наиболее распространённым изображением является атака на медведя, символизирующая эпизоды медвежьего праздника, проводимого ежегодно у некоторых сибирских народов.
В последний его день перед участниками появлялись боги и герои, создатели мира. Боги являлись в священных обликах, в образах зверей.
«Танец богов переходил в ритуальные схватки, звери сражались между собой и с Медведем. Филин бросался на зайца, лось атаковал лисицу, а все вместе, звери и зрители, нападали на Медведя. После исполнения песен, после проводов четырёх душ на землю – а у Медведя, как и у человека, было пять душ – начинался заключительный этап праздника. На Медведя нападали близнецы-сёстры зайчихи, в Медведя вцеплялся Филин, на него бросались ворон, журавли, комары и охотники. Все они стремились отобрать у медведя последнюю душу, залог возрождения. Но могучий зверь побеждал в битве, и тогда покровитель людей Альви убивал зверя заговорённой стрелой. Это было великое жертвоприношение».
Также существует мнение, что подобные схватки символизируют шаманскую погоню за душами больных. И души, и шаманы были способны превращаться в животных.


3)

Богини

1) Богиня на пауках.

Местонаходки: пос. Курган, Чердынского р-на, Пермскогокрая.

Датировка: VII-VIII вв.

Материал: Бронза, литье.

Размер: 157х75 мм.

Сложнаякомпозиция с крылатойбогиней. Вверху — лик владыки небесного мира, солнечного бога. На крыльях-плечах богинистоятеесыновья с головами птиц, люди-птицы. Они наверху, между небом и землей. Богиня —покровитель рода, первопредок. Об этомговоритлицо на ее груди. Люди верили, чтоони— потомки самойбогиниземли. Люди склонились к ногам богини, они в беде, они уже находятсямеждуподземным миром смерти и Среднимземным. Это видно из того, что люди и богиня стоят на пауках. Их ноги уже в Нижнем мире, царствесмерти. Пауки — помощникибогини, ониткутпаутину в подземном мире. По этойпаутине души умершихдолжны пройти над кипящейсмолянойрекой. Волныэтойрекимы видим внизу композиции.
Перед нами амулет особойсилы. Крылатая богиня выступает в роли вестницы, заступницы перед верховнымсоздателем, отцомеедетей. Богиня отмеряетсроквсегоживущего, именно к ней обратились люди. Что-то в мире пошло не так, не по правилам, и солнечное божество узнаетэто от богини, уже расправляющейкрылья. К богине этого амулета, возможно, обращались, когданесчастье (эпидемия, нашествие) грозило существованию
всегонарода.
Крылатая богиня на пауках найдена с тремя другими амулетами с изображениембогини и обломками бронзового котла в 1957 г. Возможно, кладбыл результатом жертвоприношения “семи котлов”. Семькотлов с амулетами и другими дарами зарывали в землю по кругу в качествеприношения Богине Земли. Этим кругом какбыперекрывалиотверстие в Нижний мир, откуда приходили болезни и другие напасти. Ритуал сохранился у хантов.


 

2) Золотая баба (Камская богиня)

Местонаходки: д. СкородумИльинскогорайона.

Датировка: III-V вв.

Материал: Бронза, литье.

Размер: 83х43 мм.

Камская богиня, которую звали Женщинойсвета, Золотойбабой, Землей-матерью.

Богиня Землиследит за порядком. Онахранит души людей, отмеряетсрокжизни в нашем мире. Земля-мать – прародительницавсегосущего, принимающаяучастие в сотворении мира.

Символ мироздания, духовного равновесия и семейногосчастья. Пробуждаетдремлющиеспособностиженщины к рождениюдетей, наделяетмудростью и выдержанностью.


 

3) Крылатаятрехликая богиня Найки-эва

Местонаходки: владение р. Тимшер в р. ЮжнаяКельтма, Чердынский район, Пермский край.

Материал: бронза, литье
Найки-эва— многоязыкая богиня огня, домашнегоочага.

Еедети — этоязыкипламени мирного укрощенногоогня. Этот огонь согреваетжилище, на языкахдомашнегопламениготовитсяеда.

Найки-эваизображена в металле с пальцамивместокогтей и с благодарными людьми по бокам. Этой богине не нужныкрылья и когти, онаокружена людьми и стоит на головах жертвенныхлосей. На лбу богини солярный круг, родовой знак.

Богиня огня — женское божество. Женщиныследят за чистотойочага, кормят огонь каплями жираили пива, наблюдают, чтобыникто не осквернилочаг, плюнув илибросив мусор в огонь, чтобыникто не переступил через дрова — пищу огня.За оскорблениедомашнегоогня, за непочтительноеотношение к богине, ее мать Тарэнможетнаказатьвиновныхбольшим пожаром.


 

4) Богиня средиживотныхптиц и змей

Местонаходки: пос. Курган Чердынскогорайона, Пермскогокрая

Датировка: VII-VIII вв.

Материал: Бронза, литье.

Размер: 164х70 мм.

На косах богини – птицы, обращенные к солнечному божеству. В руках богини – пушистыезвери. Змеи – рекивселеннойтекут от Нижнего мира – от ящера – в Верхний.


 

Человеколоси

1) Семьбратьев-человеколосей.

Дата:VI-VIII вв.

Материал: Бронза,литье

Местонаходки: окрестности — вблизи г. Березники, Пермский край.

Образ человеколося — «визитная карточка» Пермскогозвериного стиля. Нигде, кромеПермскогокрая и республики Коми, на территорииЕвразии такого образа не существует.

«Люди-лоси» — самыйзагадочный и распространенный сюжет средибронзовыхартефактовпермскогозвериного стиля (VII в. до н. э.— XII в. н. э.).Авторство предметов, относящихся к искусствуметаллической пластики, именуемомуПермскимзвериным стилем, приписываетсялитейщикамтаинственногоплемени чудь.

Большинствофигурчеловеколосейпермскогозвериного стиля очевидно былиличными оберегами, этим и объясняетсянемалоеколичествонайденныхамулетов.

Человеколось в пермскомзвериномстилевсегдастоит на звере, часто этогибридизразличныхживотных. Зверьотделяет героя от Нижнего мира, от подземныхдухов. У композиции пластин естьпрямаяаналогия с реаль- ностью. Средневековый уральский охотник тожестоит на лосе, выдре: де- ревянныелыжиподбиваликамусом, подклеивалиснизумехомживотных: выдры, лося. Мехпрепятствовалскольжению назад. Шкурыжертвенныхживотных, посвященныхподземному божеству Куль-отыру, мансизарывалипод полом жилища. Зверизащищаличеловека от опасногоНижнего мира.


 

2) Круговорот - герой-человеколось на огромной рыбе

Место находки: д. Ныргында, Сарапульский район, Удмуртская Республика.

Датировка - VI-VIII вв.

Материал: Бронза, литье.

Образ человеколося — «визитная карточка» Пермского стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует. Однако культ рыбы, с которым часто изображены человеко-лоси, встречается во многих местах.
Фигурка состоит из нескольких частей.Одна из частей представляет собой человеко-лося и обозначает существо нашего человеческого Среднего мира. Он стоит на огромной рыбе, которая охраняет вход в Нижний мир. В верхней части расположены крылатые собаки.

Данное изображение символизирует процесс смерти и возрождения, за которым наблюдает человеко-лось.Крылатый герой в виде человеко-лося занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Человеко-лось расположен на рыбе, охраняющей вход в подземный-подводный мир, он находится между Нижним и Средним (земном) мирами. Божество следит за порядком в круговороте душ при контакте с Нижним миром, регулирует процесс смерти и возрождения. Рыба проглатывает головы – жизни, которые потом в виде зародышей (головок лосей) возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения.


 

3) Крылатый человеколось.

Место находки: Республика Коми, Троицко - Печорский район;

Материал: Бронза;

Датировка: VII — IX вв.

Размер: 92*67

Крылатый герой в виде человеко - лося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.
Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.

Особо отметим ноги с раздвоенными копытцами у многих человеко-лосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей.

 

IV. Легенды

У фигур есть не только значения, но и легенды. Эти легенды полны таинственности и будоражат воображение. Они рассказывают нам о делах наших предков, дают возможность ощутить всю прелесть художественного творчества народа. В них нашли своеобразное отображение факты истории Пермского звериного стиля, различные стороны социальной жизни и многовекового бытия людей труда. Этим жанрам присуще не только сходство сюжетов и образов, но и стремление к достоверности. В отличие от сказки, ориентирующей читателя и слушателя на волшебное содержание, легенды и предания нередко выдают фантастическое повествование за реальное.

Значительно место среди прозаических жанров народнопоэтического творчества занимают, легенды и предания. Возникавшие в разные исторические периоды и в той или иной мере связанные с жизнью человека минувших эпох, они издавна вызывали неослабленный интерес народных масс.


 

Легенда о чуди.

Меня очень заинтересовала легенда о чуди.

«На Урале говорят, что старее курганных берез ничего нет. А история их будто такова.

…Жили испокон веков на Урале старые люди – их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. Раньше слышали про таких людей, живущих там, где солнце садится. А березы на черный лес все наступают и наступают… «Уходить надо», - говорили молодые чуди.

«Умрем, где умирали наши отцы и деды» - возражали старые и пожилые.

И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные: сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.»

А заинтересовала она меня тем, что в ней описывается наша Уральская природа, и то, какчуди остались верны своей родине, не оставили свое место.


 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.