Глава 11. Французская модель менеджмента — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 11. Французская модель менеджмента

2021-06-24 18
Глава 11. Французская модель менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 11. ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Экономика Франции

 

Франция — крупнейшее государство Западной Европы по размерам территории (около 550 тыс. км2) и седьмая страна мира по совокупной величине ВВП (почти $2 трлн по паритету покупательной способности в 2006 г.). Население Франции — 61 млн человек (июль 2007 г.). Подавляющее большинство населения — францу­зы, но иностранные граждане и члены их семей составляют 4 млн человек, а еще 12 млн французов являются прямыми потомками выходцев из-за рубежа.

Основные природные ресурсы — это железные руды, каменный уголь, бокси­ты, природный газ, уран, вольфрам, тальк, свинец, олово, серебро. Тем не менее страна является нетто-импортером сырьевых и топливных ресурсов. Для Фран­ции характерен также широкий диапазон климатических условий, позволяющий развиваться и морским курортам, и центрам горнолыжного спорта и альпинизма. Богатая история и культурное наследие Франции делают ее самой посещаемой страной мира для иностранных туристов, а столица государства Париж — это, по выражению Э. Хемингуэя, «праздник, который всегда с тобой».

Еще в XVIII в., в период Великой французской революции, принципами соци­ального развития французского общества стали идеи свободы, равенства и брат­ства (liberie, egalite, fratemite). He растратив за две с лишним сотни лет дух социа­лизма и коммунизма, Франция благодаря своей очень сильной системе социальных гарантий и государственной защите завоеваний трудящихся по праву претендует на звание самой социалистической из развитых стран мира. Государство благоден­ствия, государство-защитник (VEtatprovidence, I ' Etat protecteur) обеспечивает соци­альную стабильность и равномерное распределение доходов в обществе, гарантируя при этом гражданские свободы и лояльное отношение к профсоюзам трудящихся, ставшим настоящим «братством» рабочих и служащих.

Современному французскому обществу присущи такие черты, как:

• дух классовой борьбы, традиционная неприязнь к ценностям капиталистического общества;

• поддержка левых политических сил, партий, борющихся за расширение со­циальных завоеваний трудящихся;

• синдикализм рабочих и служащих, очень большой авторитет профсоюзов;

• космополитизм, делающий Францию одним из мировых центров иммиграции с соответствующей культурной средой (характерным мини-срезом француз­ского общества является национальная футбольная сборная, среди игроков которой можно найти представителей как белой расы, так и выходцев из Северной Африки или Центральной Америки, а также представителей армянской диаспоры).

Космополитичная Франция вместе с тем не забывает о своей национальной иден­тичности, при этом поддерживая также и другие франкофонные страны и регионы мира. Борьба за чистоту французского языка, свою культуру и традиции, огром­ное политическое влияние во франкофонном мире — все это делает Францию своеобразным самостоятельным островом среди океана англосаксонизма в американоцентричном мире. В вопросах внешней политики Франция всегда претен­довала на роль независимого полюса мировой системы, способного порой даже противостоять интересам США. Право на такую позицию дают Франции не толь­ко ее культура и экономический потенциал, но и военная сила: страна обладает ядерным оружием, является одной из ведущих военно-воздушных, военно-мор­ских и космических держав мира. Несмотря на натиск американизированной поп-культуры и голливудского кинематографа, которым в условиях информацион­ной и культурной глобализации трудно противопоставить конкурентоспособные альтернативы, Франция тем не менее предлагает свои собственные достаточно качественные продукты в сфере кино и музыки (в отличие от американских фран­цузская песенная культура и кинематограф представляются более лиричными и содержательными), театра и изобразительного искусства. Проигрывая США в качестве высшего образования в области естественных и прикладных наук, Франция традиционно сильна в мировом научном мире в разделе наук гумани­тарного направления (история, философия, социология и политология).

Франция была одним из основоположников процесса европейской интеграции. Причем успехи интеграции в Европе не в последнюю очередь были связаны с франкофильством первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, который поддер­жал французскую инициативу по созданию Европейского экономического сооб­щества, а впоследствии сам стремился закрепить дружественные отношения меж­ду Западной Германией и Францией. На территории Франции находится одна из столиц Европейского союза — Страсбург, в котором расположены Совет Европы и Европейский парламент. Многочисленные международные организации рас­положены и в столице Франции, в частности штаб-квартира ОЭСР.

По своему политическому устройству Франция отличается от других стран ЕС. Она является унитарным государством, президентской республикой. Фактически же эт.о настоящая президентская монархия с характерной «жесткой верти­калью власти». Уникальность политической системы Франции в Европейском союзе заключается в том, что это единственная из 25 стран, в которой роли главы государства и главы исполнительной власти соединены в одном человеке — пре­зиденте Французской Республики.

Президент Франции является главным менеджером страны, так называемым Шефом государства (chef d ' Etat), а также шефом армии (chef d ' armee), единолич­но способным, согласно Конституции, объявлять войну и подписывать мир. Он главный координатор внешней политики и председатель в Совете министров. Французские министры являются не более чем исполнителями указаний президента, а премьер-министр Франции обязан беспрекословно подчиняться воле шефа государства. Главное отличие Франции от других ведущих стран мира относительно сферы разграничения полномочий главных должностных лиц страны и законо­дательных органов заключается в том, что во Франции центр власти — это прези­дент, в то время как в США или, скажем, Германии полномочия первого лица страны серьезно ограничены парламентом. Диктаторские, по сути дела, полномо­чия главы государства вызывают все большие сомнения во французском обще­стве. Персонификация власти и президентский абсолютизм серьезно критикуют­ся разными политическими силами страны.

Другой важной особенностью Франции как унитарного государства является централизация ее финансовой и экономической системы. Единственным цент­ром принятия как макроэкономических решений, так и решений, на основе которых развиваются регионы страны, является Париж (в свою очередь, в Париже центром таких решений является Елисейский дворец — официальная резиден­ция президента Французской Республики). Таким образом, Франция управляет­ся из столицы, ее регионы ограничены в экономических свободах. Совсем по-ино­му обстоят дела в США или Германии, где власть Вашингтона или Берлина над субъектами федерации — соответственно штатами и землями — преимущественно номинальная и региональные органы управления сами принимают компетент­ные экономические решения.

Очевидно, что Франции необходимы изменения в политической системе, прежде всего в системе государственного устройства, без которых невозможно прово­дить эффективные экономические преобразования. Те проблемы, которые стоят перед экономикой Франции в условиях глобализации и развития процесса евро­пейской экономической интеграции, едва ли возможно комплексно решить при сложившейся политической системе. Политическая и экономическая децентрализация, передача полномочий регионам, расширение функций законодательной власти — вот те задачи, которые предстоит решать Франции в ближайшем будущем.

 

Подготовка управленческих кадров во Франции

Французские управленцы расценивают свою деятельность как интеллектуаль­ный вызов, требующий применения индивидуальных умственных способностей. Для понимания роли и статуса менеджера полезно иметь представление о системе подготовки управленческих кадров во Франции, которая помимо университетов осуществляется в высших профессиональных школах (grandes ecoles), в школах управления и администрирования (Institut d ' Administration des Entreprises, IAE). Эти школы имеют очень высокую репутацию и ориентируются в первую очередь на профессиональную подготовку государственных служащих. IAE — это госу­дарственные учреждения, и обучение здесь полностью регламентировано Мини­стерством национального образования. Многие менеджеры высшего и среднего звена — выпускники Национальной школы администрирования (ENA), из кото­рой вышло не одно поколение государственных чиновников и руководителей экономики и торговли. Поработав на государственной службе, выпускники ENA часто переходят на работу в государственные или частные компании.

Интересно отметить, что для французского слова «cadre» нет точного англий­ского эквивалента (во всяком случае, «manager» не является таковым), зато есть вполне подходящий русский эквивалент — «кадры», «управленческие кадры»-Хорошо обученные, четко выражающие свои мысли, имеющие отличную подго­товку в области количественных методов, французские управленцы (управленческие кадры) образуют обособленную социальную группу, чему всячески способ­ствуют высшие профессиональные школы администрирования и управления, поддерживающие связи с выпускниками и культивирующие их элитарность. Сами выпускники известных университетов и высших профессиональных школ создают разного рода сообщества и объединения, которые играют влиятельную роль во французской политике и бизнесе. Кроме того, особое внимание уделяется жесткой системе отбора кандидатов на обучение, особенно в высших профессио­нальных школах. Чтобы выдержать высокий конкурс на поступление, выпускни­ки средних школ еще год или два интенсивно занимаются на подготовительных курсах с сильным математическим уклоном, развивающих способности к абст­рактному мышлению, в то время как для поступления в университет этого обыч­но не требуется. Считается, что кого учить — даже важнее, нежели чему учить.7

Что касается подготовки менеджеров непосредственно для частного бизнеса, то следует отметить, что пять наиболее престижных французских школ менеджмен­та, в их числе Высшая коммерческая школа { Ecole des Hautes Etudes Commercials, НЕС), Высшая школа экономических и коммерческих наук { Ecole Superieure des Sciences Economiques et Commerciales, ESSEC) и Высшая коммерческая школа Па­рижа { Ecole Superieure de Commerce de Paris, ESCP), образовали консорциум, в рам­ках которого можно за 2 года получить диплом MB А на английском языке. Самой известной французской бизнес-школой по праву считается Европейский инсти­тут делового администрирования в Фонтенбло { INSEAD). Репутация этой школы в мире чрезвычайно высока и находится на одном уровне с Гарвардской или Лон­донской школами бизнеса.8

Новые тенденции в подготовке управленческих кадров связаны также с унификацией высшего образования в Европе, предполагающей переход на двухуров­невую систему бакалавр-магистр в рамках Болонского процесса.

 

Роль государства в подготовке и повышении квалификации менеджеров

Кроме университетов и высших профессиональных коммерческих школ { grandes ecoles) подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров обеспечивает широкая сеть специализированных центров, ориентирую­щихся на последипломное образование по бизнесу и менеджменту. При этом зна­чительную роль в организации и финансировании таких центров играют торгово-промышленные палаты, а также региональные государственные органы.

В целом образовательная система обслуживает как государственный, так и ча­стный секторы экономики. При этом многие руководители крупнейших компаний начинали свою карьеру с государственной службы и потом переходили на руководящие должности на предприятия. Это было бы понятно, если бы речь шла о национализированных предприятиях. Но дело в том, что бывшие государствен­ные чиновники становятся топ-менеджерами и в частных компаниях.

Например, Жак Кальве после окончания ENA занимал различные посты в пра­вительстве Франции, где дослужился до руководителя управления кадрами в ап­парате бывшего президента В. Жискар Д'Эстена. Кальве перешел в бизнес, когда ему предложили должность исполняющего обязанности управляющего директора в Banque Nationale de Paris { BNP) в 1974 г. К тому времени, когда он перешел в группу Peugeot, он был председателем правления BNP. Во Франции карьера Кальве счи­тается модельной.9

Во Франции правительство играет важную роль в определении политики и стра­тегии компании и нередко — в выборе топ-менеджмента. Руководители компа­ний могут иметь больше опыта в государственном управлении, нежели в частном бизнесе. Тот факт, что львиная доля топ-менеджеров крупнейших французских компаний — бывшие государственные служащие, обеспечивает тесное и весьма эффективное взаимодействие государства и бизнеса.

 

Статус менеджера

Менеджмент во Франции рассматривается скорее как «состояние души», нежели совокупность управленческих навыков и технологий.10 Для руководителей и ме­неджеров организаций важно чувство их принадлежности к управленческой элите. Во Франции менеджмент — это отдельная профессия со своими требованиями и правилами. Статус французского менеджера определяется не столько деловыми заслугами, сколько происхождением, возрастом, образованием, владением ора­торским мастерством. Получение статуса менеджера означает существенный скачок в карьере, предполагающий изменения в правовом положении (например, в пен­сионном обеспечении), а также перемены в мироощущении и самовосприятии. При этом наиболее престижной считается государственная служба, на которую стремятся поступить чуть ли не все французы. Одно из объяснений состоит в том, что заработная плата в государственном секторе превышает уровень оплаты тру­да в частном бизнесе.

Принятие решений

В различных исследованиях структур управления отмечается, что процесс приня­тия решения во французских организациях отличается высокой степенью цент­рализации.

Французские управленцы, принимающие решения, придают особое значение рациональным аспектам своих действий и мышления. Рациональность при этом рассматривается как идеал, который часто соотносится с картезианством. Карте­зианский метод состоит из нескольких простых правил. Первое правило состоит в том, что сначала необходимо найти стартовую точку, которая была бы настолько очевидна, что не оставляла бы места для сомнений. Второе правило гласит двигаться следует от простых элементов к более сложным, и делать это следу дедуктивным, строго контролируемым способом без перепрыгиваний. Далее обходим последовательный обзор проблемы, позволяющий убедиться в том все возможности были приняты во внимание. Декартовским идеалом в науке был математический способ анализа причинно-следственных зависимостей, и сам Де­карт не признавал интуицию и эмоции в качестве возможных средств проникно­вения в суть проблем.

Для описания некоторых особенностей процесса принятия решений во фран­цузской организации можно использовать общую модель процесса, состоящую из девяти последовательных этапов: 1. Осознание и выявление симптомов за­труднений -» 2. Идентификация проблемы -> 3. Формулировка проблемы -> -> 4. Поиск альтернатив -> 5. Оценка альтернатив -> 6. Выбор альтернатив -> -> 7. Начало действий -» 8. Реализация решения -> 9. Контроль.

Исследования показали, что французы тратят больше времени на этапах 4 и 5 на поиск и оценку альтернатив, т. е. они склонны к логическому анализу в соответствии с картезианским идеалом.21 Французские менеджеры стремятся найти новые, неординарные и индивидуальные решения, чему есть следующие объяс­нения. Во-первых, это может отражать настроения потребителей во Франции, которые зачастую не приемлют стандартизированные решения. Во-вторых, еще в школьный период от французов требуется проявление интеллектуальных спо­собностей. В школе, как впрочем, и в других сферах общественной жизни, это то, что ценится и обеспечивает престиж, почет и уважение. Ж.-Л. Барсо и П. Лоуренс отмечают, что «давней традицией французского общества является высокий пре­стиж интеллекта, интеллектуальных способностей. Там, где Америка возвеличи­вает деньги, Германия - труд, а Великобритания — кровное родство, Франция возносит умственные способности людей.22

Третье объяснение связано с деятельностью менеджеров, особенно среднего звена, конкуренция между которыми дает возможность выделиться кому-то именно за счет демонстрации своего интеллекта путем выдвижения необычных и ори­гинальных способов решения проблемы. Более того, как общепризнано, во Фран­ции интеллектуальность предполагает абстрактное, концептуальное мышление, владение математическими методами анализа. Во французском обществе профес­сии и должности ранжируются по степени абстрагирования, и интеллектуальная деятельность не является исключением. Чем больший уровень теоретического знания и абстрагирования требуется, тем более престижными и благородными они (профессии и должности) являются.

Так, например, финансы могут считаться более благородным занятием, чем про­изводство, электротехника — более престижной областью деятельности, чем меха­ника и т. п. Ф. Д'Ирибарн проводит параллель между этим различением по уровню абстрагирования и теоретического знания и тем, что существовало в Средние века между духовными и мирскими занятиями. Будучи инженером по образованию, он задает полемический вопрос: что может быть благороднее «чистой» математики, т. е. математики, которая не имеет практического применения и прикладного ха­рактера? Чем ближе к фундаментальной науке и соответственно чем дальше от прикладной науки, тем выше может быть положение в общественной иерархии. Самая престижная инженерная школа, Ecole Polytechnique, вообще гордится тем, что она не имеет дела с подготовкой специалистов — инженеров (как в универси­тете).

Исследования показывают, что на этапе 6 в модели принятия решений («Вы­бор альтернатив») французский руководитель редко делегирует полномочия по принятию решений тем менеджерам и специалистам, которые непосредственно осуществляли поиск и оценку альтернатив на предшествующих этапах. Было бы упрощением представлять картину таким образом, что менеджеры среднего зве­на изучают проблему, ищут альтернативные решения, включая их оценку, в то время как руководители и менеджеры высшего звена принимают решения, а ме­неджеры низшего звена — претворяют в жизнь принятые решения, реализуют их. В действительности это может означать, что решение не обязательно отражает предпочтения тех, кто выполняет инструкции и указания, исходящие в соответствии с принятыми решениями от вышестоящих руководителей и менеджеров.

Во французской модели процесса принятия решений этапы 7 («Начало действий») и 8 («Реализация решения»), вероятно, могут быть слабым местом. Это может объяс­няться тем, что реализация и претворение в жизнь принятых решений рассматри­вается не как «благородная» деятельность в терминологии Д'Ирибарна, а больше как рутинная, «мирская» работа, которая не обеспечивает престижа и которую предпочтительнее передать нижестоящим менеджерам и специалистам. Из-за тра­диционного разделения труда на интеллектуальную деятельность и практическую работу французские менеджеры меньше ориентируются на выполнение и реали­зацию решений, последнее становится уделом нижестоящих уровней управления. Однако этот факт уравновешивается очень плотным контролем на всех уровнях (этап 9 в модели процесса принятия решений).

Влияние культуры на ключевые функции менеджмента во Франции, а также Англии и Швеции показано в табл. 11.2.

Отличительные черты французской модели менеджмента, будучи ее конкурент­ным преимуществом, однако, могут превратиться в недостатки в условиях гло­бальной конкуренции. Например, в некоторых компаниях молодые менеджеры, пришедшие после окончания престижных и элитных учебных заведений, неред­ко уклоняются от перевода в зарубежные подразделения и филиалы, опасаясь того, что их образовательные характеристики не будут должным образом оценены за границей. Ряд крупных французских компаний { Usinor - Sasilor, Thomson, Groupe Bull) после приобретения зарубежных активов, особенно в США, испытали серь­езные проблемы в обеспечении рентабельности.

Французская модель демонстрирует сочетание сильных и слабых сторон. В част­ности, то внимание, которое уделяется интеллектуальным способностям менед­жеров, помогает в реализации НИОКР, но при этом меньше подходит в ситуации, когда необходимо быстрое реагирование на быстро меняющуюся среду бизнеса на некоторых рынках, а планирование по принципу «сверху вниз» оказывается слишком громоздким. Тем не менее французская модель менеджмента в целом гармонична и последовательна, со своей ясной логикой и правилами, понятны­ми целями и результатами.

Таблица 11.2.

В Англии, Франции и Швеции

Источник: Denny S. Culture and its influence on management: a critique and an empirical test // International management: theories and practices. Ed. Tayeb M. — Pearson Education, 2003. P. 79.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы характерные отличительные черты французской модели экономического развития?

2. Какова роль государства в современной французской экономике?

3. Как строится система взаимодействия бизнеса и государства во Франции? Какое влияние оказывает государство на французскую модель управления?

4. Сравните эффективность государственного и частного предпринимательства во Франции. Какой из двух данных секторов экономики является более кон­курентоспособным и эффективным и почему?

5. Какие элементы французского менеджмента вы бы порекомендовали исполь­зовать в деятельности российских компаний. Обоснуйте ваш ответ.

6. Каковы особенности системы подготовки управленческих кадров во Фран­ции?

7. Каков статус менеджера во Франции?

8. Опишите стиль лидерства во французских организациях.

9. Каким образом реализуется деловая карьера французского менеджера?

10. Каким образом особенности французской деловой культуры проявляются в принятии решений?

Литература

1. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. — М., 1999.

2. Погорлецкий А. И. Экономика зарубежных стран. — СПб., 2000 (2-е изд. — СПб., 2001).

3. Погорлецкий А. И., Шеров-Игнатьев В. Г., Цыцырева А. Ю. Мировая эконо­мика. - СПб., 2003.

4. Праги А. Франция в Европе. — М., 1996.

 

Примечания

1 Классики менеджмента. — СПб.: Питер, 2001.

2 БоддиД., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.

3 Картезианство (Cartesius — латинизированная форма фамилии Декарт) — учение французского философа Рене Декарта (1596-1650) и его последователей.

7 Евенко Л. И. Учиться бизнесу, учиться у бизнеса (вступительная статья) // Дэниеле Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции — М ■ Дело, 1994. P. xviii.

8 В рэнкинге Financial Times MBA - 2006 INSEAD занимает 8-е место, оставив позади MIT Sloan, Yale School of Management (см.: Ведомости. 30 января 2006).

 

Глава 11. ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Экономика Франции

 

Франция — крупнейшее государство Западной Европы по размерам территории (около 550 тыс. км2) и седьмая страна мира по совокупной величине ВВП (почти $2 трлн по паритету покупательной способности в 2006 г.). Население Франции — 61 млн человек (июль 2007 г.). Подавляющее большинство населения — францу­зы, но иностранные граждане и члены их семей составляют 4 млн человек, а еще 12 млн французов являются прямыми потомками выходцев из-за рубежа.

Основные природные ресурсы — это железные руды, каменный уголь, бокси­ты, природный газ, уран, вольфрам, тальк, свинец, олово, серебро. Тем не менее страна является нетто-импортером сырьевых и топливных ресурсов. Для Фран­ции характерен также широкий диапазон климатических условий, позволяющий развиваться и морским курортам, и центрам горнолыжного спорта и альпинизма. Богатая история и культурное наследие Франции делают ее самой посещаемой страной мира для иностранных туристов, а столица государства Париж — это, по выражению Э. Хемингуэя, «праздник, который всегда с тобой».

Еще в XVIII в., в период Великой французской революции, принципами соци­ального развития французского общества стали идеи свободы, равенства и брат­ства (liberie, egalite, fratemite). He растратив за две с лишним сотни лет дух социа­лизма и коммунизма, Франция благодаря своей очень сильной системе социальных гарантий и государственной защите завоеваний трудящихся по праву претендует на звание самой социалистической из развитых стран мира. Государство благоден­ствия, государство-защитник (VEtatprovidence, I ' Etat protecteur) обеспечивает соци­альную стабильность и равномерное распределение доходов в обществе, гарантируя при этом гражданские свободы и лояльное отношение к профсоюзам трудящихся, ставшим настоящим «братством» рабочих и служащих.

Современному французскому обществу присущи такие черты, как:

• дух классовой борьбы, традиционная неприязнь к ценностям капиталистического общества;

• поддержка левых политических сил, партий, борющихся за расширение со­циальных завоеваний трудящихся;

• синдикализм рабочих и служащих, очень большой авторитет профсоюзов;

• космополитизм, делающий Францию одним из мировых центров иммиграции с соответствующей культурной средой (характерным мини-срезом француз­ского общества является национальная футбольная сборная, среди игроков которой можно найти представителей как белой расы, так и выходцев из Северной Африки или Центральной Америки, а также представителей армянской диаспоры).

Космополитичная Франция вместе с тем не забывает о своей национальной иден­тичности, при этом поддерживая также и другие франкофонные страны и регионы мира. Борьба за чистоту французского языка, свою культуру и традиции, огром­ное политическое влияние во франкофонном мире — все это делает Францию своеобразным самостоятельным островом среди океана англосаксонизма в американоцентричном мире. В вопросах внешней политики Франция всегда претен­довала на роль независимого полюса мировой системы, способного порой даже противостоять интересам США. Право на такую позицию дают Франции не толь­ко ее культура и экономический потенциал, но и военная сила: страна обладает ядерным оружием, является одной из ведущих военно-воздушных, военно-мор­ских и космических держав мира. Несмотря на натиск американизированной поп-культуры и голливудского кинематографа, которым в условиях информацион­ной и культурной глобализации трудно противопоставить конкурентоспособные альтернативы, Франция тем не менее предлагает свои собственные достаточно качественные продукты в сфере кино и музыки (в отличие от американских фран­цузская песенная культура и кинематограф представляются более лиричными и содержательными), театра и изобразительного искусства. Проигрывая США в качестве высшего образования в области естественных и прикладных наук, Франция традиционно сильна в мировом научном мире в разделе наук гумани­тарного направления (история, философия, социология и политология).

Франция была одним из основоположников процесса европейской интеграции. Причем успехи интеграции в Европе не в последнюю очередь были связаны с франкофильством первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, который поддер­жал французскую инициативу по созданию Европейского экономического сооб­щества, а впоследствии сам стремился закрепить дружественные отношения меж­ду Западной Германией и Францией. На территории Франции находится одна из столиц Европейского союза — Страсбург, в котором расположены Совет Европы и Европейский парламент. Многочисленные международные организации рас­положены и в столице Франции, в частности штаб-квартира ОЭСР.

По своему политическому устройству Франция отличается от других стран ЕС. Она является унитарным государством, президентской республикой. Фактически же эт.о настоящая президентская монархия с характерной «жесткой верти­калью власти». Уникальность политической системы Франции в Европейском союзе заключается в том, что это единственная из 25 стран, в которой роли главы государства и главы исполнительной власти соединены в одном человеке — пре­зиденте Французской Республики.

Президент Франции является главным менеджером страны, так называемым Шефом государства (chef d ' Etat), а также шефом армии (chef d ' armee), единолич­но способным, согласно Конституции, объявлять войну и подписывать мир. Он главный координатор внешней политики и председатель в Совете министров. Французские министры являются не более чем исполнителями указаний президента, а премьер-министр Франции обязан беспрекословно подчиняться воле шефа государства. Главное отличие Франции от других ведущих стран мира относительно сферы разграничения полномочий главных должностных лиц страны и законо­дательных органов заключается в том, что во Франции центр власти — это прези­дент, в то время как в США или, скажем, Германии полномочия первого лица страны серьезно ограничены парламентом. Диктаторские, по сути дела, полномо­чия главы государства вызывают все большие сомнения во французском обще­стве. Персонификация власти и президентский абсолютизм серьезно критикуют­ся разными политическими силами страны.

Другой важной особенностью Франции как унитарного государства является централизация ее финансовой и экономической системы. Единственным цент­ром принятия как макроэкономических решений, так и решений, на основе которых развиваются регионы страны, является Париж (в свою очередь, в Париже центром таких решений является Елисейский дворец — официальная резиден­ция президента Французской Республики). Таким образом, Франция управляет­ся из столицы, ее регионы ограничены в экономических свободах. Совсем по-ино­му обстоят дела в США или Германии, где власть Вашингтона или Берлина над субъектами федерации — соответственно штатами и землями — преимущественно номинальная и региональные органы управления сами принимают компетент­ные экономические решения.

Очевидно, что Франции необходимы изменения в политической системе, прежде всего в системе государственного устройства, без которых невозможно прово­дить эффективные экономические преобразования. Те проблемы, которые стоят перед экономикой Франции в условиях глобализации и развития процесса евро­пейской экономической интеграции, едва ли возможно комплексно решить при сложившейся политической системе. Политическая и экономическая децентрализация, передача полномочий регионам, расширение функций законодательной власти — вот те задачи, которые предстоит решать Франции в ближайшем будущем.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.