Конспект занятия: Автомобильные эксплуатационные материалы — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Конспект занятия: Автомобильные эксплуатационные материалы

2021-06-24 40
Конспект занятия: Автомобильные эксплуатационные материалы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Амортизационные, охлаждающие, стеклоомывающие жидкости.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Ход выполнения задания:

Амортизационные жидкости служат для смягчения ударных нагрузок, возникающих при движении автомобиля по неровной дороге. На современных автомобилях используются в основном гидравлические телескопические амортизаторы, в которых рабочим телом и является амортизационная жидкость. В основе работы гидравлических амортизаторов лежат свойства жидкостей практически не сжиматься и мгновенно передавать прилагаемые к ним нагрузки по всем направлениям.

Особенностью работы амортизационных жидкостей является широкий температурный диапазон: от –60°С в северных районах до +120–140°С за счет превращения, энергии сжатия в тепловую. По этой причине основным показателем является вязкостно-температурная характеристика амортизационных жидкостей: при высокой вязкости (низкие температуры) они работают жестко, при низкой вязкости (высокие температуры) возможна утечка из амортизатора, где давление достигает 10 МПа.

Амортизационная жидкость должна обладать пологой вязкостно-температурной кривой, достаточно низкой температурой застывания, хорошими смазывающими, противокоррозионными свойствами, обладать высокой физической и термической устойчивостью, быть совместимой с резиновыми уплотнителями. Они также не должны образовывать пены, так как это ухудшает работу амортизатора из-за увеличения сжимаемости. В амортизационные жидкости для обеспечения необходимых эксплуатационных свойств вводят соответствующие присадки.

В настоящее время в основном используются всесезонные амортизационные жидкости марок АЖ-12т, МГП-10 и МГП-12. Их свойства приведены в таблице 20. Амортизационные масла являются смесью минеральных маловязких масел с синтетическими продуктами (обычно с полисилоксанами).

Таблица 20

Свойства основных марок амортизационных жидкостей*

Показатель МГП-10 АЖ-12т МГП-12
Плотность при 20°С, кг/м3    
Вязкость, мм2/с при температуре, °С      
–40, не более  
–20, не более    
+50, не менее      
+100, не менее 3,6 3,6 3,9
Температура застывания, °С, не выше –40 –52 –43

* Качество АЖ-12т определяется ГОСТ 23008–78, МГП – техническими условиями.

Амортизационная жидкость теряет свои свойства из-за загрязнения продуктами окисления самой жидкости и износа амортизаторов, поэтому необходимы регулярная замена жидкости и ремонт амортизаторов. Это должно производиться на специальном оборудовании в автохозяйствах или СТО.

Из зарубежных амортизационных жидкостей следует в первую очередь указать жидкости, производимые фирмами ВР, Shell, Еsso, SТС.

В процессе работы двигателя многие его узлы испытывают большую тепловую нагрузку и сильно нагреваются. Для нормальной работы двигателя его необходимо охлаждать. Существуют системы воздушного и жидкостно­го охлаждения, первая значительно менее эффективна и имеет ограниченное применение. Эффективность работы охлаждающей жидкостной системы зависит от качества охлаждающей жидкости.

Одним из основных требований к охлаждающей жидкости являются температурные и вязкостно-температурные свойства: охлаждающая жидкость должна иметь низкую температуру застывания и высокую температуру кипения, легко прокачиваться во всем объеме рабочих температур (от температур окружающего воздуха до 140°С). При этом охлаждающая жидкость должна обладать высокой теплоемкостью и теплотой испарения, не воспламеняться, не вспениваться, не вызывать коррозии, быть стабильной в эксплуатации и хранении, не давать отложений на внутренних поверхностях системы охлаждения.

Многим из этих качеств не удовлетворяет вода: высокая температура кристаллизации и низкая температура кипения, образование накипи, увеличение объема при замерзании (что приводит к разрыву системы охлаждения). Это ограничивает возможность применения воды по температуре окружающего воздуха (не ниже 0°С), вызывает необходимость ее умягчения (очистки от минеральных примесей) или введения специальной присадки («антинакипин»), предупреждающей образование отложений.

 

Избежать многих недостатков, свойственных воде, позволяет использование специальных низкозамерзающих охлаждающих жидкостей – антифризов. Антифризы представляют из себя смеси гликолей (многоатомных спиртов) с водой. Наиболее распространены этиленгликолевые смеси. Этиленгликоль – двухатомный спирт (СН2ОН – СН2ОН) – жидкость с температурой кристаллизации около –12°С и температурой кипения +197°С. Однако при образовании водно-гликолевых смесей температуры кристаллизации и кипения сложным образом зависят от состава смеси. Если температура кипения понижается достаточно плавно, то при понижении содержания этиленгликоля со 100 до 67% температура кристаллизации понижается до –75°С, а при дальнейшем разбавлении она повышается вновь. Важно при этом, что при кристаллизации антифризов образуется рыхлая масса из мелких кристаллов воды в этиленгликоле. Это не препятствует запуску двигателя, так как антифриз не теряет подвижности и может прокачиваться через охлаждающую систему. К тому же такая смесь не увеличивает объема при кристаллизации.

Однако и антифризы на основе этиленгликоля имеют существенные недостатки: низкая теплоемкость и теплопроводность, высокая коррозионная активность, токсичность.

В настоящее время выпускаются охлаждающие жидкости «Тосол» марок А (концентрат), А-40 и А-65, жидкости «Лена» марок А (концентрат), А-40 и А-65 и жидкость ОЖГ-25ПГ. Их основные характеристики приведены в табл.21 (по ранее действующим стандартам жидкости «Тосол» имели марки АМ, А-40 и А-65М соответственно, а «Лена» ОЖ-К, ОЖ-40 и ОЖ-65).

Концентраты в качестве рабочих жидкостей не применяются и предназначены для получения товарных жидкостей марок 65 и 40 путем разбавления их водой. Концентраты содержат около 96% этиленгликоля, 3% воды и до 6–7% присадок (сверх 100%). Присадки – антикоррозионные, противопенные. Зависимость температуры начала кристаллизации от содержания этиленгликоля отражены в таблицах 21, 22.

Таблица 21

Показатель «Тосол» «Лена» ОЖ-25
А А-40 А-65 А А-40 А-65 ПГ
Цвет голубой* Зеленый возможна опалесценция Желто-зеленый      
Температура начала кристаллизации, °С, не выше –40 –65 –40 –65 –25
Плотность при 20°С, кг/м3   1075-1085 1085-1100 1120-1150 1075-1085 1085-1100 1040-1055
Температура кипения, °С, не менее              

* «Тосол» А-65 может быть окрашен также в красный цвет.

Таблица 22

Концентрация этиленгликоля, % Плотность, г/см2 Температура замерзания, °С
26,4 1,0340 –10
29,6 1,0410 –14
34,2 1,0480 –18
38,4 1,0533 –22
42,2 1,0586 –26
45,6 1,0627 –30
48,2 1,0663 –34
51,0 1,0696 –38
53,6 1,0726 –42
55,6 1,0753 –46
58,0 1,0780 –50
60,2 1,0803 –54
62,2 1,0823 –58
64,0 1,0843 –62
64,8 1,0850 –64
65,3 1,0855 –65
66,0 1,0863 –67
68,5 1,0888 –66
70,8 1,0910 –62
73,3 1,0937 –58
75,8 1,0960 –54
78,4 1,0983 –50
81,2 1,1007 –46
83,9 1,1033 –42
86,9 1,1054 –38
90,0 1,1077 –34
93,0 1,1096 –30
95,0 1,1105 –26
96,4 1,1110 –22
97,0 1,1116 –20

Срок службы жидкости «Тосол» А-40 установлен 3 года или 60 тыс. км пробега. При малых годовых пробегах нецелесообразно использовать старую заправку охлаждающей жидкости, так как начинается коррозия внутренних поверхностей охлаждающей системы.

В процессе эксплуатации антифриз изменяет свои свойства: увеличивается склонность к пенообразованию, увеличивается коррозионная активность, агрессивность при воздействии на резину. Качество антифриза можно контролировать по его плотности и добавлять до необходимой плотности воду или концентрат. Это делается с помощью специального стеклянного прибора – денсиметра, имеющего точно такое же устройство, как прибор для определения жирности молока (лактомер) или содержания этилового спирта (спиртомер). В денсиметре шкала двойная и показывает одновременно плотность охлаждающей смеси и температуру замерзания. Если набрать в стеклянный мерный цилиндр 100 мл охлаждающей жидкости и погрузить в нее денсиметр, то по шкале можно определить эти показатели, а затем установить объем воды (чаще) или концентрата, добавленных до необходимых величин плотности и температуры кристаллизации. Далее соответственно рассчитать, сколько воды (или концентрата) надо добавить к антифризу, работающему во всем объеме охлаждающей системы автомобиля. Охлаждающая жидкость «Лена» имеет близкие к «Тосолу» свойства, однако менее корродирует металлы.

Охлаждающие жидкости зарубежного производства обладают более высокими эксплуатационными качествами, чем российские (особенно с учетом большого количества фальсифицированной продукции, поступающей на отечественный рынок). Это касается и коррозионной активности, и срока службы зарубежных антифризов, и обеспечивается химической чистотой этиленгликоля и качеством присадок. Высокими качествами отличаются антифризы, производимые ВР, Техасо, Unosal, SСТ и сертифицированные к применению основными автомобильными фирмами. Обычно антифризы зарубежного производства продаются в виде концентратов, и следует придерживаться рекомендаций по их разбавлению водой (указаны интервалы рабочих концентраций этиленгликоля) и периодичности замены.

Срок службы антифриза можно продлить с помощью специальных средств, которые восстанавливают эксплуатационные свойства антифриза. Существуют также добавки, устраняющие протечки системы охлаждения, снижающие коррозию, образование накипи.

Следует уточнить вопросы терминологии. Первоначально под антифризом понимали жидкость с низкой температурой замерзания, которую использовали в охлаждающей системе автомобилей. Одна из таких жидкостей получила техническое название «Тосол». Затем тосолами стали называть просто охлаждающие жидкости, а антифризами – жидкости с улучшенными эксплуатационными свойствами (или концентраты) импортного производства. В современной технической литературе и рекламе термины «тосол» и «антифриз» чаще всего употребляются именно в таком смысле.

 

 

Домашнее задание: Сформировать конспект и выписать основные показатели, виды амортизаторных и охлаждающих жидкостей применяемых при эксплуатации транспорта.

 

Дата 07.05.2021 г.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.