Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-06-24 | 47 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В язычестве Римской империи I-III вв. можно выделить следующие основные компоненты:
- Cобственно римская религия, имеющая происхождение в римской гражданской общине и включающая некоторые компоненты семейно-родового культа.
- Язычество италиков - племен, общин и городов, включенных в состав Римско-италийской конфедерации в V-III вв. до н.э. (в основном местные культы сохраняли некоторое значение в отдаленных от городов сельских местностях Италии).
- Греческая религия и мифология, которая оказала сильнейшее влияние на весь облик римской религии ко времени начала империи и составила неотъемлемую часть традиционной римской религии.
- Восточные религии и культы, начавшие проникать в Рим еще со времен Пунических войн и получившие огромную популярность в эпоху кризиса Республики.
- Варварские религии и культы, как правило, родоплеменные, сохранявшие свое значение в основном среди рабов и варварского населения империи (по мере варваризации империи роль этого компонента неуклонно повышается).
Разумеется, данная классификация довольно условна и искусственна, как и выделение каждого из перечисленных компонентов из общего религиозного контекста. Надо полагать, сами римляне крайне редко склонялись к почитанию какой-либо исключительно одной религиозной системы. Синкретический характер римского государства и римской культуры не мог не отразиться на состоянии римского сознания, которое, несомненно, было предрасположено к восприятию синкретических систем, в том числе и религиозных.
В дополнение к данной классификации следует отметить, что в Римской империи существовали религиозные системы, не являвшиеся строго языческими по своему характеру (если понимать под язычеством политеизм). Так в Римской империи существовали и религиозно-философские системы, тоже монотеистические в своей основе - система Филона Александрийского, римский стоицизм, неоплатонизм.
|
Каждый из перечисленных компонентов явления, которое мы называем "римская религия", был связан с особенностями исторического развития Рима и в той или иной мере отражает его этапы. Насколько сложным и многообразным был процесс создания Римской империи, настолько же сложной и разнообразной была ее религия. Каждый из компонентов римской религии не был замкнутым и закрытым от внешних влияний.
Исторический опыт римлян как раз имел противоположное направление, и практически все компоненты римской религии находились в постоянном взаимодействии, как в сознании людей, так и в религиозной практике. Разумеется, далеко не всегда это взаимодействие и взаимовлияние было заметно, и некоторые религиозные системы, как, например, иудаизм, оставались достаточно замкнутыми и развивались в значительной степени автономно от других религиозных систем, хотя и испытывали определенное влияние с их стороны.
Также большую роль в религиозном климате империи играла этническая пестрота народов, находившихся под властью Рима. Интересным феноменом религиозной жизни Римской империи было возникновение своеобразных синкретических культов и верований. Пожалуй, самым ярким примером такого рода синкретизма является культ Сераписа, пользовавшийся значительной популярностью вплоть до конца IV в.
Римские языческие религии были наследием полисной системы и общинного уклада жизни. Они были теснейшим образом связаны с полисными и общинными структурами и представляли собой форму общественного сознания, свойственную полисному мировоззрению и общинному мировосприятию. Разложение полиса на западе и общины на востоке происходило особенно интенсивно в эпоху империи и являлось, пожалуй, главным содержанием истории римских провинций в I-III вв. Разумеется, этот процесс сопровождался интенсивной ломкой сознания и не мог не отразиться на религиозной сфере жизни.
|
В языческих религиях в эпоху Римской империи появляются новые черты и тенденции, главными из которых были:
- Cтремление к синтезу различных верований и культов (еще до эпохи Империи такой синтез был осуществлен в результате перенесения греческой мифологии на римских богов, а с созданием Империи процесс слияния религий стал еще более интенсивным).
- Рост популярности религиозных систем с мистическим уклоном, особенно восточных культов.
- Повышение роли морально-поведенческих аспектов религий, связанных с идеей загробного воздаяния.
Тенденция к религиозному универсализму (ее можно проследить в культе Юпитера, например, или Великой Матери);
- Создание искусственных религиозных систем с политической целью, например, культа императора, который имел различные оттенки в разных провинциях, и он был "главным экспортом Рима в Империю".
- Тенденция к синтезу философии и религии, особенно ярко проявившаяся в неоплатонизме, а также к усилению религиозных и моральных аспектов в философских системах, развитых на римской почве из греческой основы (стоицизм).
Отношение римского правительства к различным религиозным культам и верованиям в целом было терпимым. Исключение представляли лишь культы, явно угрожавшие общественному спокойствию и безопасности, как, например вакханалии. Хотя включение новых богов в римский пантеон было характерной чертой развития римской религии, в каждом отдельном случае требовалось специальное постановление сената. В эпоху империи отношение правительства к тем или иным богам или культам нередко зависело от симпатий или антипатий правящих императоров и их окружения, но язычество в целом пользовалось твердой поддержкой со стороны государства, а каждый римский император был официальным главой римского языческого культа и носил титул PontifexMaximus.
Большой интерес представляет вопрос о религиозности римлян. В литературе обычно выделяются как черты римского национального характера рационализм и практицизм, которые наложили отпечаток на их специфическое отношение к религии и религиозной практике, упрощенно выражаемое формулой "Ты - мне, я тебе". Вместе с тем, в последние годы появились исследования, достаточно убедительно показывающие, что римлянам был не чужд мистицизм и что на протяжении всей своей истории они, как и другие народы античности, были весьма религиозными людьми и не мыслили своего существования без влияния со стороны богов или потусторонних сил. Широкое распространение среди римлян имела вера в астрологию, магию и пророчества.
|
Исследования последних лет убеждают в том, что вряд ли есть основания говорить о некой революционной перемене в религиозности римлян на рубеже Республики и Империи. Римляне, как и прежде, продолжали верить в могущество богов, в их способность влиять на судьбы мира и человечества.
Главное значение для изменения характера религиозности римлян имели не столько те или иные политические события, социальные потрясения или экономические трудности эпохи империи, сколько постепенное разложение полисных структур и деформация общинного уклада жизни.
Порожденные Империей новые реалии жизни требовали заполнения появляющегося религиозного вакуума. Лишь немногие из римлян приходили к отрицанию богов (но не религии как таковой), как, например Лукиан, хотя и он не был атеистом в полном смысле слова.
Большинство же пыталось либо приспособить старых богов к новым условиям, либо пускалось в богоискательство. Последний путь, надо полагать, был более распространенным ввиду обширного выбора, предоставляемого перечисленными языческими и неязыческими религиями и культами. Но этот путь был и более трудным в силу широты выбора и сложной ломки общественной, групповой и индивидуальной психологии, особенно в период кризиса III века.
В целом язычество во всех его проявлениях оставалось доминирующей религией и, несмотря на все отмеченные изменения, в I-III вв. в основном сохраняло полисный и общинный характер. Однако новые элементы в языческой религии, связанные с изменениями, произошедшими за время Империи, развивались очень интенсивно и к началу IV века стали постепенно вытеснять традиционные представления. Впрочем, следует особо отметить, что в разных слоях населения империи и в различных ее территориях эти процессы проходили по-разному, и всякие обобщения на этот счет представляются весьма условными.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!