О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции

2021-06-24 26
О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статья 2. Антимонопольное законодательство

1. Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Нормы настоящего Закона распространяются на отношения, связанные с защитой и развитием конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), государственные органы, их должностные лица, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

2. Нормы настоящего Закона применяются к отношениям на товарных рынках, где товары являются объектами ограниченно оборотоспособными, если иное не установлено законодательными актами.

3. Нормы настоящего Закона применяются также в следующих случаях:

3.1. совершение хозяйствующими субъектами, должностными лицами хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственными органами, их должностными лицами, юридическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам, их должностными лицами, физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам, действий (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь;

3.2. совершение за пределами территории Республики Беларусь действий, определенных настоящим Законом как экономическая концентрация, в отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

4. Нормы настоящего Закона применяются к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, установленных законодательством о естественных монополиях.

Нормы настоящего Закона применяются к субъекту государственной монополии в полном объеме, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Под государственной монополией в части второй настоящего пункта понимается система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных государственных органов или хозяйствующих субъектов, специально уполномоченных законодательными актами.

5. Нормы настоящего Закона применяются к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, в случае нарушения антимонопольных требований к закупкам товаров, установленных нормами настоящего Закона.

6. Нормы настоящего Закона не распространяются на отношения, урегулированные общими правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль за соблюдением которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором Республики Беларусь. Критерии отнесения рынка к трансграничному устанавливаются в соответствии с международным договором Республики Беларусь.

Статья 8. Группа лиц

1. Группа лиц – совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков:

1.1. хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо в силу своего участия в этом хозяйственном обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, в том числе на основании соглашения, обладает более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества;

1.2. хозяйствующий субъект – юридическое лицо и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйствующего субъекта – юридического лица;

1.3. хозяйствующий субъект – юридическое лицо и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйствующего субъекта – юридического лица или заключенного с этим хозяйствующим субъектом – юридическим лицом договора вправе давать этому хозяйствующему субъекту – юридическому лицу обязательные для исполнения указания;

1.4. хозяйствующие субъекты – юридические лица, в которых более пятидесяти процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

1.5. хозяйствующие субъекты – юридические лица, в которых одни и те же лица обладают в совокупности более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде);

1.6. физическое лицо, его супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители, совершеннолетние, эмансипированные или вступившие в брак до достижения восемнадцати лет дети и усыновленные (удочеренные), дед, бабка, родные братья и сестры;

1.7. лица, каждое из которых по какому-либо из признаков, указанных в подпунктах 1.1–1.6 настоящего пункта, входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из признаков, указанных в подпунктах 1.1–1.6 настоящего пункта;

1.8. хозяйственное общество, физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из признаков, указанных в подпунктах 1.1–1.7 настоящего пункта, входят в одну группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, обладают в совокупности более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества.

2. Для целей настоящего Закона группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект. Нормы настоящего Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, в равной степени распространяются на группу лиц.

Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц и хозяйствующих субъектов, входящих в эту группу лиц, если иное не установлено законодательными актами.

Статья 34. Приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующих субъектов, прав в отношении хозяйствующих субъектов, имущества коммерческих организаций с согласия антимонопольного органа

1. С согласия антимонопольного органа, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь, осуществляются:

приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, а также приобретение прав в отношении хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов, указанные в подпунктах 1.4–1.7 и 1.10 пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, в случае, если балансовая стоимость активов хозяйствующего субъекта, голосующие акции (доли в уставном фонде) которого и (или) права в отношении которого приобретаются, либо лица, приобретающего такие акции (доли в уставном фонде) и (или) права в отношении хозяйствующего субъекта, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, превышает двести тысяч базовых величин или объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году приобретения, превышает четыреста тысяч базовых величин либо если один из названных хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий;

приобретение имущества коммерческих организаций, указанное в подпункте 1.9 пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, в случаях, если балансовая стоимость активов коммерческой организации, имущество которой приобретается, либо хозяйствующего субъекта, приобретающего такое имущество, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, превышает двести тысяч базовых величин или объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году приобретения, превышает четыреста тысяч базовых величин либо если один из названных хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.

При этом размер базовой величины определяется на день получения антимонопольным органом заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

Объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года определяется за вычетом суммы налога на добавленную стоимость.

При осуществлении хозяйствующим субъектом деятельности менее одного года объем выручки от реализации товаров учитывается за период осуществления деятельности за вычетом суммы налога на добавленную стоимость.

2. Для получения указанного в части первой пункта 1 настоящей статьи согласия антимонопольного органа:

2.1. хозяйствующие субъекты представляют в антимонопольный орган заявление, а также документы и (или) сведения по перечню, установленному Президентом Республики Беларусь;

2.2. физические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам, представляют в антимонопольный орган заявление, а также документы и (или) сведения по перечню, установленному для хозяйствующих субъектов.

3. Порядок подачи и рассмотрения заявления, документов и (или) сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, формы и иные требования к представляемым заявлению, документам и (или) сведениям определяются антимонопольным органом в части, не урегулированной настоящим Законом, иными законодательными актами, Советом Министров Республики Беларусь.

4. Антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, принимает решение об отказе в его принятии в случае, если документы и (или) сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, не представлены либо не соответствуют установленным требованиям.

5. Антимонопольный орган в течение тридцати календарных дней со дня получения заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, по результатам его рассмотрения принимает:

5.1. решение о согласии на приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, прав в отношении хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов, имущества коммерческой организации.

При этом в таком решении о согласии могут содержаться требования, устраняющие или уменьшающие отрицательное влияние приобретения голосующих акций (долей в уставном фонде), прав и имущества на конкуренцию. Такие требования могут касаться ограничения в управлении, пользовании или распоряжении имуществом;

5.2. мотивированное решение об отказе в согласии на приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, прав в отношении хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов, имущества коммерческой организации, если:

такие действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующих субъектов и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности приобретения голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, прав в отношении хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов, имущества коммерческой организации, является недостоверной и (или) неполной.

6. Антимонопольный орган вправе принять решение о согласии на приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, прав в отношении хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов, имущества коммерческой организации при возможности возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и (или) недопущения, ограничения или устранения конкуренции в случае, если участники сделки докажут, что осуществляемое приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде), прав, имущества имеет или может иметь своим результатом:

6.1. совершенствование изготовления (производства), реализации товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров, изготовленных (произведенных) в Республике Беларусь, на мировом товарном рынке;

6.2. получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), приобретаемых соответствующими лицами в результате совершения таких действий.

7. Решение антимонопольного органа о согласии на приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, прав в отношении хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов, имущества коммерческой организации действительно в течение одного года со дня принятия решения.

8. Установленные настоящей статьей требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются, если приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде), прав, имущества в случаях, указанных в части первой пункта 1 настоящей статьи, осуществляется:

8.1. лицами, входящими в одну группу лиц по признаку, указанному в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 8 настоящего Закона;

8.2. лицами, у которых более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица.

9. Приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде), прав, имущества в случаях, указанных в части первой пункта 1 настоящей статьи, осуществляемое лицами, перечисленными в пункте 8 настоящей статьи, осуществляется с обязательным уведомлением антимонопольного органа в письменной форме не позднее одного месяца со дня его осуществления.

Статья 38. Требования к заявлению о нарушении

1. Заявление о нарушении подается в антимонопольный орган в письменной или электронной форме и должно содержать:

1.1. сведения о заявителе (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и адрес места жительства (места пребывания) – для физического лица, наименование и место нахождения – для юридического лица);

1.2. сведения о государственной регистрации, информацию об основных видах деятельности, изготавливаемых (производимых) и (или) реализуемых товарах, географических границах деятельности (для заявителя – индивидуального предпринимателя, юридического лица);

1.3. имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление о нарушении (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и адрес места жительства (места пребывания) – для физического лица, наименование и место нахождения – для юридического лица);

1.4. описание признаков нарушения антимонопольного законодательства;

1.5. существо требований, с которыми обращается заявитель;

1.6. перечень прилагаемых доказательств (при их наличии).

2. В случае невозможности представления доказательств указываются причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо, у которого такие доказательства могут быть получены.

3. Доказательства, указанные в заявлении о нарушении, должны быть достоверными.

4. Прилагаемые в качестве доказательств документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица).

5. Доказательства, изложенные на иностранном языке, представляются с заверенным переводом на русский или белорусский язык.

6. Коммерческая тайна, содержащаяся в доказательствах, не может служить основанием для отказа в их представлении антимонопольному органу.

О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции

Принят Палатой представителей 22 ноября 2013 года
Одобрен Советом Республики 27 ноября 2013 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 98-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.02.2018, 2/2536) – новая редакция <H11800098>

 

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для развития конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

вертикальное соглашение – соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар или намеревается его приобрести, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом;

взаимозаменяемые (аналогичные) товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене (тарифу) и другим параметрам таким образом, что потребитель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях;

государственные органы – Национальный банк Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, другие государственные органы и государственные организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации, осуществляющие функции указанных органов, а также временные либо постоянно действующие межведомственные формирования, состоящие из представителей государственных органов, которые актами законодательства наделены отдельными государственно-властными полномочиями;

дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, а также условия изготовления (производства), обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами с учетом условий, ограничений и особенностей, установленных международными договорами Республики Беларусь;

закупка товаров – приобретение товаров на конкурентной основе, в котором принимают или могут принять участие два и более участника, в том числе приобретение товаров при осуществлении государственных закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок за счет собственных средств (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок при строительстве;

конкуренты – хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке;

конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, заключение соглашений или совершение согласованных действий, а также совершение иных действий (бездействие), направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и запрещенных настоящим Законом и иными актами антимонопольного законодательства;

недобросовестная конкуренция – направленные на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, иным законодательным актам и актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо могут нанести или нанесли вред их деловой репутации;

потребитель – физическое или юридическое лицо, намеревающееся заказать, приобрести или использовать товар либо заказывающее, приобретающее или использующее товар, если в последнем случае товар, в том числе составная часть другого товара, является предметом совершенных или совершаемых гражданско-правовых сделок;

продавец – хозяйствующий субъект, отчуждающий товар либо намеревающийся осуществить его отчуждение;

соглашение – договоренность в письменной или электронной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

товар – все виды объектов гражданских прав, в том числе работы, услуги, включая финансовые услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в гражданский оборот;

товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых (аналогичных) товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемая исходя из экономической, технической или иной возможности потребителя либо целесообразности приобретения товара на соответствующей территории и отсутствия этой возможности либо целесообразности за ее пределами;

хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, а также иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую ему доход, которая в соответствии с законодательством подлежит лицензированию;

цена (тариф) – денежное выражение стоимости единицы товара, включая любые надбавки (скидки, наценки), доплаты, а также арендная плата, вознаграждение;

экономическая концентрация – сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозяйствующих субъектов – юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.