Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра

2021-06-23 37
Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение.................................................................. 4

1 Эволюция содержания школьного образования —

курс на универсальные компетентности.................................. 6

2 Национальные и глобальные проекты

по обновлению содержания образования............................... 10

3 Общая рамка универсальных компетентностей

и новой грамотности, разработанная в проекте УКНГ.................... 15

3.1. Универсальные компетентности —

понятийная рамка.................................................. 15

3.2. Новая грамотность............................................. 17

4 Как решается эта задача в России...................................... 20

Введение

Этот короткий текст — первое представление предварительных

итогов масштабного международного проекта, объединившего исследо-

вателей из ведущих университетов восьми стран1 в работе над анализом

глобальных трансформаций содержания школьного образования, с точки

зрения универсальных компетентностей и новой грамотности. Полный

текст доклада по итогам проекта будет представлен в октябре 2018 года.

Мы благодарим наших соавторов по докладу (18 специалистов из разных

стран). Комментарии и советы А.Г. Асмолова, В.А. Болотова, П.О. Лукши,

М.А. Пинской, О.А. Подольского, М.Н. Раковой, А.Л. Семенова, Р.Н. Уразо-

ва, О.Д. Федорова, Е.В. Чернобай в ходе работы были очень полезны. Мы с

удовольствием отмечаем большой вклад представителей проектов «Обра-

зование 2030» (Организация экономического сотрудничества и развития,

ОЭСР)2 и «Образовательные программы будущего» (ЮНЕСКО)3 в обсужде-

ние вопросов и материалов нашего доклада.

Мы искренне благодарны Благотворительному фонду «Вклад в буду-

щее» за постановку задачи и поддержку проекта.

Учитывая, что этот материал носит предварительный характер,

мы будем признательны читателям за вопросы, комментарии, пред-

ложения.

* * *

Международный проект «Универсальные компетентности и новая гра-

мотность» должен был решить три задачи:

• формирование понятийной рамки развития компетентностей и но-

вой грамотности (далее — рамки) в школьном образовании;

1 Россия: Институт образования Национального исследовательского университета «Выс-

шая школа экономики», Московский городской педагогический университет; Велико-

британия: Institute of Education, University College London; Канада: Ontario Institute for

Studies in Education, University of Toronto; Китай: Graduate School of Education, Peking

University; Южная Корея: College of Education, Seoul National University; Польша: Evidence

Institute и Warsaw University; США: Lynch School of Education, Boston College; Финляндия: Faculty for Educational Sciences, University of Helsinki.

2 http://www.oecd.org/education/2030/ 3 http://www.ibe.unesco.org/en/news/document-future-competences-and-future-curriculum

4

Новая грамотность

Концептуальный беспорядок, возникший из-за некритического употребления слова «грамотность» может быть устранен, если четко разделить так называемую «новую грамотность» на две основные категории:

«базовую инструментальную грамотность» и «базовые специальные со-

временные знания и умения».

(1) Базовая инструментальная грамотность (основана на использовании современных инструментов коммуникации, опирающихся на

знаковые системы, подразумевает трансформацию в современных технологических условиях привычной грамотности «читать + писать + считать» с поправкой на форматы взаимодействия и способы передачи информации, в том числе в режиме «человек — человек» и «человек — машина»):

• читательская (читать, писать) — способность воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах,

в том числе в цифровой среде (literacy + digital literacy) (на естественных языках),

• математическая (включая работу с данными) — способность применять математические инструменты, аргументацию, моделирование в повседневной жизни, в том числе в цифровой среде (numeracy + data literacy + digital literacy),

• вычислительная и алгоритмическая — способность воспринимать и

создавать информацию на формальных языках, языках программирования (computational literacy).

(2) Базовые специальные современные знания и умения (мы сохраняем здесь слово «грамотность», поскольку терминологические словосочетания с ним прочно вошли в обиход (см. далее) и представляется важным сохранить их узнаваемость, но используем его в кавычках, поскольку в данном случае речь идет о базовых знаниях в определенной области и

навыках их применения; «грамотность» данного типа вторична по отноше-

нию к универсальным компетентностям и базовой инструментальной гра-

мотности). Приведенный ниже список потенциально важных специальных

«грамотностей» не является исчерпывающим. В литературе и политических

документах можно насчитать несколько десятков таких «грамотностей».

Среди них наиболее распространены:

• гражданская «грамотность

• навыки финансового поведения (финансовая «грамотность»)

• базовые навыки использования правовых норм (правовая «грамотность»)

• экологическая «грамотность»

• научная, технологическая «грамотность»

• «грамотность» в области здоровья.

Перечисленные компетентности (три блока) и грамотности (два типа)

образуют общую рамку универсальных компетентностей и новой грамотности. В полном тексте доклада рамка рассматривается подробно, в том

числе приводится краткий тезаурус основных понятий.

Эта рамка существенно облегчает работу по модернизации содержания

и методов обучения, поскольку позволяет:

-решить задачу оценки прогресса в формировании универсальных

компетентностей;

-прояснить области содержательного обновления учебных программ;

сформировать базовые навыки анализа информации в различных

форматах;

- собрать образовательный опыт ученика, раздробленный между отдельными учебными предметами, в общий контекст деятельности, формируя системное восприятие практических ситуаций и, следовательно, стимулируя способность принимать решения с учетом комплекса значимых факторов;

- задействовать подходы разных дисциплин при создании учебных ситуаций, что выравнивает статус учебных предметов и мотивирует учеников к полноценному освоению образовательной программы, не сведенной к утилитарному выбору «только нужных» предметов

- целенаправленно конструировать такие учебные ситуации, в которых активизируются все основные компоненты деятельности, необходимые при решении задач в реальной жизни;

 

17 - разрабатывать и предлагать в школе такие оценочные задания, которые ориентированы на оценку не только разрозненных навыков, но на оценку комплексной способности действовать в определенной ситуации и решать определенные задачи.

Таким образом, рамка помещает дисциплинарное знание в ситуации

его применения для решения реальных повседневных и профессиональных задач и при помощи адекватных педагогических подходов формирует мотивацию учеников для обучения, в том числе после окончания школы.

Результатом такого образования становится выпускник, способный принимать решения, действовать и решать задачи в повседневной

реальной жизни и самостоятельно учиться, адаптируясь к новым нестандартным ситуациям. В полном тексте доклада подробно рассматривается применение рамки универсальных компетентностей и новой грамотности к педагогической практике.

 

Учителя не считают навыки

XXI века своей задачей.

Родители ждут от школы

Только знаний и оценок.

• школьные учителя не включают задачу развития универсальных ком-

петентностей века в число своих приоритетов;

• родители ждут от школы хороших знаний по основным предметам, но

не ждут, что школа должна научить применять эти знания для решения практических задач.

   Более 80% учителей считают, что роль школы — передать хорошие

предметные знания, а «мягкие» навыки — ответственность семьи и самого

ребенка, реже — сектора дополнительного образования. Только 29% учи-

телей считают важной для себя задачу научить школьников навыкам совместной работы, сотрудничества. Более трети (37%) учителей воспринимают креативность в терминах «дано или не дано» как врожденный талант, который невозможно развивать упражнениями, причем среди молодых учителей такая точка зрения более распространена. Не более трети родителей связывают возможность развития креативного мышления и коммуникативных навыков со школой; менее 10% считают, что школа поможет научить учиться.

Руководством страны осознана ситуация отставания российской школы

от требований времени. Об этом говорят цели и задачи, поставленные Президентом России в Указе от 7 мая 2018 года.

В Указе цели в сфере образования сформулированы следующим образом:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Первая задача Указа в сфере образования сформулирована так:

«Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий,

обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный

процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов

обучения в предметной области ”Технология“».

Достичь поставленных целей в части формирования универсальных

компетентностей и новой грамотности можно тремя путями (не исключающими друг друга):

22

• реализацией полноценной и комплексной модернизации содержания и методов образования на всех уровнях и всех учебных предметах;

• обновлением содержания и методов обучения отдельных предметов

на каждой ступени школьного образования;

• расширением практики формирования универсальных компетентностей и новой грамотности вне традиционных школьных форматов —

в дополнительном образовании, в образовательной среде.

            Любой сценарий потребует (в разном масштабе):

• разработки специальных образовательных программ, методик, инструментов оценки, корректировки стандартов образования;

• подготовки и поддержки педагогов;

• информационной кампании по вовлечению и поддержке родителей.

 

A summary for discussion

Isak Froumin

Doctor of Sciences (Education), Distinguished Professor, Head of Institute of

Education, National Research University Higher School of Economics. E-mail:

[email protected]

Maria Dobryakova

PhD in Sociology, Head of the Key Competences and New Literacies project,

Institute of Education, National Research University "Higher School of

Economics". E-mail: [email protected]

Kirill Barannikov

PhD in Education, Head of the Strategic Development Office, Moscow City

University. E-mail: [email protected]

Igor Remorenko

PhD in Education, Rector of the Moscow City University. E-mail: RemorenkoIM@ mgpu.ru

Abstract: This paper summarises preliminary results of an ambitious international

project which seeks to develop a comprehensive operational framework for integrating the task of developing 21st century skills and new literacies into school curricula and learning environments. The project brings together experts in psychology, education, sociology and economics from famous schools of education from Canada, China, England, Finland, Korea, Poland, and USA. The report will present a methodology and recommendations, as well as practical guidelines on how to develop key competences and new literacies during the school period. Towards this goal, the report will also provide a comparative analysis of such attempts in different countries.

A special section will be devoted to the implementation of this approach in Russia.

The project has been coordinated by the Institute of Education (National Research

University Higher School of Economics), with financial support from the Vklad v Budushee

(Investment to the Future) Charity Foundation of Sberbank, the oldest and largest Russian

bank. The report is supported will to be published in October 2018

Keywords: k ey competencies, transversal competencies, 21st century skills,

new literacy, curriculum transformation.

25

 

 

Один из сильнейших университетов страны приглашает на бюджетные места

Институт образования НИУ ВШЭ предоставляет уникальную возможность для профессионального развития и карьерного роста. Образовательные программы построены с учетом научных разработок и изменений в законодательстве. Среди преподавателей — ведущие российские и зарубежные ученые, признанные эксперты-практики российского

образования.

МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ

Для специалистов по образовательной политике:

 «Доказательная образовательная политика» n

Академический руководитель — П.А. Сафронов

Для специалистов по измерениям:

 «Измерения в психологии и образовании»n

Научный руководитель — В.А. Болотов

Академический руководитель — Е.Ю. Карданова

Для учителей-исследователей:

 «Педагогическое образование»n

Академический руководитель — А.Г. Каспржак

Для управленцев и экспертов-аналитиков:

 «Экономика и управление образованием»n

Академический руководитель — И.А. Слоев

Прием документов с 20 июня до 31 июля 2018 г.

Период обучения: 2 года

Форма обучения: очная

Содержание

Введение.................................................................. 4

1 Эволюция содержания школьного образования —

курс на универсальные компетентности.................................. 6

2 Национальные и глобальные проекты

по обновлению содержания образования............................... 10

3 Общая рамка универсальных компетентностей

и новой грамотности, разработанная в проекте УКНГ.................... 15

3.1. Универсальные компетентности —

понятийная рамка.................................................. 15

3.2. Новая грамотность............................................. 17

4 Как решается эта задача в России...................................... 20

Введение

Этот короткий текст — первое представление предварительных

итогов масштабного международного проекта, объединившего исследо-

вателей из ведущих университетов восьми стран1 в работе над анализом

глобальных трансформаций содержания школьного образования, с точки

зрения универсальных компетентностей и новой грамотности. Полный

текст доклада по итогам проекта будет представлен в октябре 2018 года.

Мы благодарим наших соавторов по докладу (18 специалистов из разных

стран). Комментарии и советы А.Г. Асмолова, В.А. Болотова, П.О. Лукши,

М.А. Пинской, О.А. Подольского, М.Н. Раковой, А.Л. Семенова, Р.Н. Уразо-

ва, О.Д. Федорова, Е.В. Чернобай в ходе работы были очень полезны. Мы с

удовольствием отмечаем большой вклад представителей проектов «Обра-

зование 2030» (Организация экономического сотрудничества и развития,

ОЭСР)2 и «Образовательные программы будущего» (ЮНЕСКО)3 в обсужде-

ние вопросов и материалов нашего доклада.

Мы искренне благодарны Благотворительному фонду «Вклад в буду-

щее» за постановку задачи и поддержку проекта.

Учитывая, что этот материал носит предварительный характер,

мы будем признательны читателям за вопросы, комментарии, пред-

ложения.

* * *

Международный проект «Универсальные компетентности и новая гра-

мотность» должен был решить три задачи:

• формирование понятийной рамки развития компетентностей и но-

вой грамотности (далее — рамки) в школьном образовании;

1 Россия: Институт образования Национального исследовательского университета «Выс-

шая школа экономики», Московский городской педагогический университет; Велико-

британия: Institute of Education, University College London; Канада: Ontario Institute for

Studies in Education, University of Toronto; Китай: Graduate School of Education, Peking

University; Южная Корея: College of Education, Seoul National University; Польша: Evidence

Institute и Warsaw University; США: Lynch School of Education, Boston College; Финляндия: Faculty for Educational Sciences, University of Helsinki.

2 http://www.oecd.org/education/2030/ 3 http://www.ibe.unesco.org/en/news/document-future-competences-and-future-curriculum

4

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ДЛЯ УСПЕХА ЗАВТРА

 

• анализ лучшего мирового опыта в этой сфере;

• разработка предложений по трансформации школьного образования

в России, которые содействовали бы его международной конкуренто-

способности.

В предлагаемом материале анализируется глобальный контекст, в кото-

ром происходит сейчас обновление содержания и технологий образова-

ния. В нем представлен проект рамки и варианты необходимых шагов для

ее реализации в российской школе.

Рабочая группа проекта на первом этапе столкнулась с серьезной тер-

минологической трудностью, прежде всего, в отношении словосочетаний,

обозначающих не предметные (или специальные) компетентности, а ком-

петентности решения универсальных (метапредметных) — то есть не огра-

ниченных отдельными предметами или сферами — задач. Проведенный

анализ литературы и нормативных документов (более 180 различных ра-

мок компетентностей) позволяет утверждать, что выражения «ключевые

компетентности (навыки)» и «универсальные компетентности (навыки)»,

«навыки XXI века», «метапредметные навыки (умения)» — употребляются

практически всегда как синонимы. Все это создает понятийную и термино-

логическую ситуацию, которую многие исследователи и образовательные

политики характеризуют как концептуальную путаницу (conceptual mess).

Поэтому международная рабочая группа предложила остановиться на

одном термине «универсальные компетентности», который и будет ис-

пользоваться в данном материале. Разъяснения этого термина, его срав-

нение с термином «грамотность» приводятся в третьем разделе. С точки

зрения авторов доклада, слово «универсальный» отражает как «массо-

вый» — необходимый для всех — характер этих компетентностей, так и то,

что они не ограничены какой-либо особой областью деятельности.

5

Эволюция содержания школьного образования — курс на универсальные компетентности

 

В середине XX века в развитых странах (независимо от политического

и экономического устройства) оформилась модель школы, настроенной

на индустриальное производство: всеобщее образование, обязательное

обучение в школе на протяжении 8–11 лет и стандартное для всех пред-

метное содержание. Массовое участие населения в такой образовательной

модели изменило качество человеческого капитала и поставило перед об-

разованием новые задачи.

Во-первых, государственные власти и межгосударственные органи-

зации озаботились минимальным единым содержанием школьного обра-

зования, поскольку всеобщее школьное образование не может селектив-

но отбирать учащихся. Оно должно обеспечить каждого минимальным

набором знаний и умений и не просто готовить отдельных счастливцев к

следующим ступеням обучения, но и формировать базовые навыки для

успешной жизни в меняющемся обществе.

В связи с этим уже в 1960-х годах эксперты в сфере образования за-

говорили о принципиальной недостаточности одних лишь предметных

знаний, о необходимости более широкого понимания целей массового об-

разования. Западный подход к этой проблеме сформулирован ЮНЕСКО в

Концепции непрерывного образования в 1960-х годах и уточнен в докладе

Learning To Be (1972), выделяющем четыре ключевых блока компетентно-

стей:

• связанные со знанием (to know);

• связанные с действием (to do);

• связанные с существованием (to be);

• связанные с жизнью с другими людьми (to live together).

В России в это же время появился «манифест» Э. Ильенкова «Школа

должна учить мыслить», начались разработки «обучения, развивающего

мышление».

В результате к 1980-м годам в большинстве развитых стран традицион-

ные учебные программы были дополнены заданиями для развития мыш-

ления в целом (higher order thinking) и критического мышления в частности

(critical thinking).

6

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ:


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.