Глава 2 Возрождение рогового оркестра — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 2 Возрождение рогового оркестра

2021-06-23 27
Глава 2 Возрождение рогового оркестра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Забвение роговой музыки, наступившее к началу 20-го века, оказалось временным. Роговой оркестр как музыкальное явление, родившееся в России, и в периоды упадка находил своих ценителей, желающих возобновить эту культурную традицию (роговые оркестры). Как уже было сказано выше, первые попытки воссоздания роговой музыки имели место в середине 1960-х годов, подобные опыты были и в 1990-х, но они не принесли весомого результата-постоянного рогового оркестра с концертным репертуаром так и не появилось.

 Однако это событие состоялось уже в нашем, 21 веке: по инициативе Сергея Николаевича Песчанского, валторниста и педагога (заметим, что создателем первого в истории рогового оркестра был также валторнист,Мареш) в 2001 году был основан коллектив музыкантов-горнистов, названный Русской роговой капеллой.

На создание рогового оркестра Песчанского вдохновили поиски красивого звука. По словам Сергея Николаевича, «Я всегда искал чистое звучание, которое могло бы выражать душевный настрой играющего…поэтому меня очаровал натуральный звук – звук, который издает самый простой инструмент, без всяких темпераций, хроматизмов…Натуральный звук – он один. И он – чистый, как небесная синева…» (Кружнов, ч. 6) Такой натуральный звук мог издавать простой рог.

Песчанскому и его сподвижникам пришлось освоить мастерство изготовления музыкальных рогов из латуни, ведь музейные рога были уже непригодны к использованию в концертной практике, а на Петербургской фабрике медных духовых инструментов делать рога отказались в силу отсутствия опыта.

  С.Н. Песчанский собирал вокруг себя единомышленников, поддерживающих идею воссоздания рогового оркестра. Это начинание требовало полной отдачи -необходимо было решать множество организационных вопросов, искать помещения для репетиций, создавать роговые партитуры, сыгрываться, и, самое главное – учиться издавать на рогах красивый звук: «Звук должен идти из дущи играющего, нельзя «выдувать» его, надо рождать его в себе и произвести потом на свет, так, чтобы он поведал всем о твоих чувствах и мыслях», - говорит С. Н. Песчанский. (Кружнов, ч.6)

Первый концерт вновь возрожденной роговой музыки состоялся в зале Этнографического музея в 2002 году, но самым первым выступлением оркестра был отчетный концерт в музыкальной школе – тогда были исполнены фанфары. Роговой ансамбль обосновался в зале дворца К.Г. Разумовского, на территории нынешнего РГПУ им. Герцена. Здесь расположены репетиционное помещение и мастерская для изготовления рогов. Это обстоятельство примечательно тем, что Кирилл Григорьевич Разумовский в прошлом имел свой собственный роговой оркестр, который наверняка звучал в здании, где сейчас собирается Русская роговая капелла.

Концертная деятельность коллектива весьма обширна. Капелла выступала (и выступает)в Петербурге: Большом и Малом залах филармонии,Юсуповском, Таврическом дворцах, Смольном соборе, Эрмитажном театре, во дворце Разумовского, в зале Университета им. А. И. Герцена, а также в Павловске, Пушкине, Стрельне, Петергофе. Роговой оркестр Песчанского побывал на многих музыкальных фестивалях, как в Петербурге (международный фестиваль карильонной музыки «Музыка над городом», «Императорские сады», «Великопостные концерты», «Море зовет», «InterFolk»), так и в других городах России -например, в Луге («Ольгины берега»), Краснокамске (Международный фестиваль органной музыки), Ростове Великом («Живая старина»).

Не только сам роговой оркестр, но и связанная с ним традиция «музыки на воде», «Невские серенады», была возрождена стараниями Песчанского и его сподвижников. (Кружнов, ч.6)

Роговая капелла давала и интересные тематические концерты: «Музыкальное чудо Петербурга», «Византийское пение и роговая музыка» в Александро-Невской лавре, «Виват Россия», «Виват, Суворов!» и др.

Русская роговая капелла много выступала и за границей – в Германии, Финляндии, Франции, Бельгии, Англии, Италии, Чехии и Эстонии, Литве и Латвии. В 2015 году роговой коллектив участвовал в 10 Международном фестивале «Hornfestival» в Швейцарии, где собрались различные роговые ансамбли, например, альпийских рогов.НоРусская роговая капелла была единственным коллективом, в котором каждый звук издавал один музыкант.

Капелла выступает не только как самостоятельный ансамбль, но и исполняет произведения вместес хором, симфоническим оркестром, солистами. Так, в 2009 году в Большом зале филармонии прошел концерт, на котором Роговая капелла играла с хором «Евразия», а также с фортепиано (солировал Вадим Биберган), трубой (Алексей Иванов), вокалом (Ирина Андрякова), валторной (Герман Бауман). В 2017 году в Государственной академической капелле симфонический оркестр вместе с роговым ансамблем Пнсчанского исполнил 2 сюиту Равеля «Дафнис и Хлоя» и ораторию Д. Сарти «Тебе Бога хвалим!». Дирижировал народный артист России В. А. Чернушенко.

С самого начала существования Русской роговой капеллы ее создатели видели в ней особую роль для русской культуры. Ведь в основе рогового коллектива, его слаженной работы и красивого звучания – соборность, сотрудничество музыкантов, равных по своим возможностям, имеющих общую, единую цель – исполнить произведение не только технически, но и музыкально совершенно. Именно для России характерно такое коллективное творчество. По словам С. Н. Песчанского, «Само звучание рогового оркестра, сами принципы игры воплощают лучшие черты характера русского человека. Мало того. Принцип игры в роговом оркестре отображает национальную идею единства и равенства…В роговом оркестре нет и не может быть солиста. Там один музыкант – один звук. И только вместе можно что-то создать. Нет соперничества, нет выпячивания себя…». Далее Песчанский приводит и другие проявления русской национальной культуры – иконопись, хоровое пение. Так, иконописец не подписывал свою работу, не считаясебя автором. «А русская хоровая культура? Она родилась и существовала как воплощение единства…». Кроме того, большое значение для рогового ансамбля имеет красота звучания, которая отражает внутреннее состояние музыканта. «Я думаю, что в играющем на рогах говорит Природа, что-то древнее, от предков идущее, а может, что-то в этот момент нам ниспосланное….Звук рога – как звук колокола, естественен и исключает всякую фальш. Рог призван воспроизвести душевную и в конечном итоге – духовную наполненность музыканта. А это всегда было задачей русского искусства.» Так, русская роговая капелла еще и стала носителем духовной культуры, участвуя в Православных фестивалях, исполняя русскую духовную музыку, с колоколами, хорами. (Например, на Международном фестивале колокольной музыке в Ярославле.)

Репертуар современной роговой капеллы разнообразен, включает свыше 60 различных произведений (не будем забывать, какого труда стоит слаженно играть музыкантамна рогах, исполняя лишь одну ноту!)

Отзывы прессы и слушателей говорят об уникальности, необычайности звучания рогового оркестра и высоких исполнительских достижениях Русской роговой капеллы. Г. И. Страутман, в 1990-х годах предпринимавший попытку возрождения рогового оркестра, писал: «Мастерство коллектива растет от концерта к концерту.Трудно поверить, что каждый исполнитель играет только одну ноту.Настолько великолепный ансамбль.» (Кружнов, 6)

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.