Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-06-23 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Память
По мнению Цицерона, память - это «сокровищница и опекунша всего в мире».
А с точки зрения психологии память – это……………………………….
В памяти, исходя из определения, различают основные процессы:
Психологический практикум: составьте схему и назовите ее «Процессы памяти».
Виды памяти
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:
1. Объект запоминания, т.е. то, что запоминается. Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), словесно – логическая, двигательная, оперативная.
2. Степень волевой регуляции. Произвольная и не произвольная.
3. Длительность сохранения в памяти. Кратковременная, долговременная, оперативная.
Психологический практикум: составьте схему и назовите ее «Виды памяти».
Эмоции
Эмоции в точном переводе на русский язык от франц. е motion – волнение, от лат. е moveo – потрясаю, т.е. это душевное волнение, душевное движение.
Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в……………………………………………..
Основные функции:
·
·
·
·
·
Чувства-
Особенности эмоций и чувств
Виды эмоций
|
Настроение | |
Страсть | |
Аффект | |
Эмоции (в узком смысле) | Носят ситуативный характер, выражают отношение к складывающимся или возможным ситуациям |
Чувство | |
Стресс |
Функции эмоций:
К. Изард выделил 10 фундаментальных эмоций:
1) интерес – возбуждение
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10) вина - раскаяние
Теории эмоций
Концепция Ч. Дарвина
Концепция П. К. Анохина
Психофизиологические теории Джеймса – Ланге и Кеннона - Барда
Когнитивно – физиологическая концепция эмоций С. Шехтера
Влияние эмоций на здоровье человека
Психосоматические расстройства – это…………………………………..
Алекситимия – это………………………………………………………………...
К эмоциональным процессам относятся:
Аффекты - …………………………………………………………………………
Страсти - …………………………………………………………………………..
Настроение - ……………………………………………………………………
Стрессы - …………………………………………………………………………
Упражнение «Распознай эмоцию»
Инструкция: В группе раздать карточки, на которых обозначены те или иные эмоции, которые выделил К.Изард. Получившие карточки, знакомятся с тем, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем по очереди каждый при помощи пантомимики, стоя спиной к группе изобразит ту эмоцию, которая обозначена в карточке. Остальные будут смотреть и постараются понять, что изображает участник.
Рефлексия-обсуждение.
1. На какие признаки ориентировались, когда давали тот или иной ответ, угадывая эмоцию.
|
2. Какие эмоции было легче распознать, какие тяжелее? Почему?
Упражнение «Чувство, выжигающее меня дотла»
Инструкция: Вспомните ситуацию, когда вы переживали или переживаете сейчас чувство, которое «выжигало вас дотла». Что это за чувство? Как можно его назвать, охарактеризовать? С чем или кем оно связано? Как преодолевали это состояние?
Рефлексия-обсуждение.
Упражнение-эссе «Мои смыслы»
Инструкция: Запишите, пожалуйста, вопросы:
1. Что я даю жизни? (творчество, работа, учеба…)
2. Что я беру от жизни? (ценности, переживания, опыт…)
3. Моя позиция по отношению к судьбе. Как я отношусь к тому, как я живу.
4. К чему я стремлюсь?
5. Что я даю труду?
6. Что я беру у труда?
7. Как я отношусь к труду?
Запишите ответы на эти вопросы. У вас получится маленький трактат о поисках смыслов.
Воля
Воля в психологии толкуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение (А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн). Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предел но сложным психологическим явлением – сознанием, и выступает одним из его важнейших атрибутов (Е.П.Ильин, 2008). Будучи тесно связанным с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.
Упражнение «Что такое воля»
Инструкция: Вам необходимо вооружиться двумя пишущими предметами (двумя ручками, карандашами, и др.). Один пишущий предмет взять в одну руку, другой – в другую. Теперь одновременно двумя руками нарисовать одной рукой круг, другой квадрат.
Рефлексия-обсуждение. В процессе обсуждения выработка определения, что такое воля и волевое поведение.
Воля - ……………………………………………………………………………….
Волевое поведение - ……………………………………………………………...
Основные функции:
Характеристики волевого действия:
·
·
·
·
Структура волевого акта
Нарушения волевого контроля
Апатия (от греч. apatheia - бесстрастие) –
|
Абулия (от греч. аbulia - нерешительность) –
Могущество воли (по К. Ясперсу) -
Расстройство контроля над импульсами -
Категория сознания в психологии
Сознание:
Формы сознания:
Функции сознания:
Уровни сознания:
Свойства сознания:
Самосознание – это……………………………………………………………
Критерии самосознания:
В самосознании выделяют три структуры, к которым относятся:
· самопознание тесно связано с познавательными процессами и включает в себя самоощущение, самонаблюдение, самоанализ;
коррелирует с эмоциональной сферой. Оно соотносится с такими процессами и состояниями, как: самочувствование, что не есть сумма ощущений, а есть суммарная оценка эмоционального состояния; самолюбие, самоуважение, самопринятие, скромность и т.д.
· самоотношение.................................................................................
· саморегуляция …………………………………………………………….
Я-концепция традиционно в психологии рассматривается как система представлений индивида о себе самом, как осознаваемая часть личности, в некоторой степени образ собственного Я. А.В.Иващенко определяет Я-концепцию, как результат личностного развития человека. И.Кон, как теорию самого себя. Р.В.Самохин считает, что Я-концепция – это ключ к самому себе.
Я-концепция – система самовосприятия, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.
Я-концепция как система развивается в процессе жизнедеятельности на основе определенного отношения к самому себе. В зарубежной и отечественной психологии описываются различные составляющие Я-концепции.
|
1. Когнитивный – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.
2. Эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение, и т.п.
3. Волевой – достижение целей, активность человека.
4. Поведенческий – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и взрослых, повысить свой статус, или желание остаться незамеченным, и т.п.
Второй подход (А.В. Иващенко, В.С. Агапов и И.В. Барышникова, 2002).
1) Реальное Я – идеальное Я. Максимально правдивое представление о себе в настоящем времени, о своих индивидуально-психологических особенностях, о своем месте в социуме есть «реальное Я». «Идеальное Я» – то, каким субъект хотел бы стать.
2) Зеркальное, или отраженное Я – представление субъекта о том, как он выглядит со стороны; то, как его воспринимают другие, каким они его видят, как они оценивают его.
3) Сценическое, фабульное, социальное, игровое, социально-ролевое Я – различные формы множества масок субъекта, которые он применяет в зависимости от ситуации для воздействия на других субъектов.
4) Высшее Я; уникальное Я; сущностное Я; подлинное Я; истинное Я; духовное Я; глубинное Я.
5) Динамическое Я – то, как, по представлениям субъекта, он изменяется, развивается.
6) Возможное Я – образ того, каким мечтает или опасается стать субъект.
7) Личностное Я – сложный феномен, слагающийся из системы ценностных ориентации и ценностных установок личности.
8) Целостное Я – актуализация конкретной личности.
9) Профессиональное Я – профессиональное развитие личности.
10) Противоречивое Я: рутинное – высшее Я; ложное – подлинное Я; обыденное и духовное Я; наличное и высшее Я; внутреннее и внешнее Я; сознательное и бессознательное Я; активное – пассивное Я; целостное и частичное Я; произвольное и непроизвольное Я; независимое и взаимозависимое Я и многие другие модальности.
Все модальности Я-концепции связаны – некоторые ассоциативно, некоторые структурно и системно. Процесс самоутверждения личности связан с ее стремлением к утверждению своей уникальной Я-концепции, с ее познанием и переживанием, с поиском душевной гармонии, целостности, осмысленности (А.В. Иващенко, В.С. Агапов и И.В. Барышникова, 2002).
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!