Формы синтезирования в творческом воображении — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формы синтезирования в творческом воображении

2021-06-23 23
Формы синтезирования в творческом воображении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.  
2.  
3.  
4.  

                          Память

По мнению Цицерона, память - это «сокровищница и опекунша всего в мире».

 А с точки зрения психологии память – это……………………………….

 

 

В памяти, исходя из определения, различают основные процессы:

 

 

Психологический практикум: составьте схему и назовите ее «Процессы памяти».

 

 

                             Виды памяти

 

 

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:

1. Объект запоминания, т.е. то, что запоминается. Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), словесно – логическая, двигательная, оперативная.

2. Степень волевой регуляции. Произвольная и не произвольная.

3. Длительность сохранения в памяти. Кратковременная, долговременная, оперативная.

 

 

Психологический практикум: составьте схему и назовите ее «Виды памяти».

 

 

                            Эмоции

 Эмоции в точном переводе на русский язык от франц. е motion – волнение, от лат. е moveo – потрясаю, т.е. это душевное волнение, душевное движение.

 

Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в……………………………………………..

 

 

Основные функции:

·

·

·

 

·

 

·

 

 

                    

Чувства-

Особенности эмоций и чувств

                                  Виды эмоций

Настроение  
Страсть  
Аффект  
Эмоции (в узком смысле) Носят ситуативный характер, выражают отношение к складывающимся или возможным ситуациям
Чувство  
Стресс  

Функции эмоций:

К. Изард выделил 10 фундаментальных эмоций:

 

1) интерес – возбуждение

2)                                         

3)                                          

4)             

5)      

6)   

7)     

8)       

9)    

10) вина - раскаяние

 

 

                                  

 

 

                                     Теории эмоций

 

Концепция Ч. Дарвина

Концепция П. К. Анохина

Психофизиологические теории Джеймса – Ланге и Кеннона - Барда

Когнитивно – физиологическая концепция эмоций С. Шехтера

 

           Влияние эмоций на здоровье человека

Психосоматические расстройства – это…………………………………..

 

Алекситимия – это………………………………………………………………...

 

 

К эмоциональным процессам относятся:

 

Аффекты - …………………………………………………………………………

 

 

Страсти - …………………………………………………………………………..

 

Настроение - ……………………………………………………………………

 

Стрессы - …………………………………………………………………………

 

 

Упражнение «Распознай эмоцию»

Инструкция: В группе раздать карточки, на которых обозначены те или иные эмоции, которые выделил К.Изард. Получившие карточки, знакомятся с тем, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем по очереди каждый при помощи пантомимики, стоя спиной к группе изобразит ту эмоцию, которая обозначена в карточке. Остальные будут смотреть и постараются понять, что изображает участник. 

 

 

Рефлексия-обсуждение.

1. На какие признаки ориентировались, когда давали тот или иной ответ, угадывая эмоцию.

2. Какие эмоции было легче распознать, какие тяжелее? Почему?

 

 

Упражнение «Чувство, выжигающее меня дотла»

Инструкция: Вспомните ситуацию, когда вы переживали или переживаете сейчас чувство, которое «выжигало вас дотла». Что это за чувство? Как можно его назвать, охарактеризовать? С чем или кем оно связано? Как преодолевали это состояние?

Рефлексия-обсуждение.

Упражнение-эссе «Мои смыслы»

Инструкция: Запишите, пожалуйста, вопросы:

1.  Что я даю жизни? (творчество, работа, учеба…)

2.  Что я беру от жизни? (ценности, переживания, опыт…)

3.  Моя позиция по отношению к судьбе. Как я отношусь к тому, как я живу.

4.  К чему я стремлюсь?

5.  Что я даю труду?

6.  Что я беру у труда?

7.  Как я отношусь к труду?

Запишите ответы на эти вопросы. У вас получится маленький трактат о поисках смыслов.

 

 

                                      Воля

Воля в психологии толкуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение (А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн). Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предел но сложным психологическим явлением – сознанием, и выступает одним из его важнейших атрибутов (Е.П.Ильин, 2008). Будучи тесно связанным с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека. 

 

 

Упражнение «Что такое воля»

Инструкция: Вам необходимо вооружиться двумя пишущими предметами (двумя ручками, карандашами, и др.). Один пишущий предмет взять в одну руку, другой – в другую. Теперь одновременно двумя руками нарисовать одной рукой круг, другой квадрат.

Рефлексия-обсуждение. В процессе обсуждения выработка определения, что такое воля и волевое поведение.

 

 

Воля - ……………………………………………………………………………….

Волевое поведение - ……………………………………………………………...

 

Основные функции:

Характеристики волевого действия:

·  

·  

·  

·

Структура волевого акта

 Нарушения волевого контроля

Апатия (от греч. apatheia - бесстрастие) –

Абулия (от греч. аbulia - нерешительность) –

Могущество воли (по К. Ясперсу) -

Расстройство контроля над импульсами -

                   Категория сознания в психологии

 Сознание:

Формы сознания:

Функции сознания:

Уровни сознания:

Свойства сознания:

Самосознание – это……………………………………………………………

 

 

Критерии самосознания:

В самосознании выделяют три структуры, к которым относятся:

 

· самопознание тесно связано с познавательными процессами и включает в себя самоощущение, самонаблюдение, самоанализ;

коррелирует с эмоциональной сферой. Оно соотносится с такими процессами и состояниями, как: самочувствование, что не есть сумма ощущений, а есть суммарная оценка эмоционального состояния; самолюбие, самоуважение, самопринятие, скромность и т.д.

· самоотношение.................................................................................

· саморегуляция …………………………………………………………….

 

 

 

Я-концепция традиционно в психологии рассматривается как система представлений индивида о себе самом, как осознаваемая часть личности, в некоторой степени образ собственного Я. А.В.Иващенко определяет Я-концепцию, как результат личностного развития человека. И.Кон, как теорию самого себя. Р.В.Самохин считает, что Я-концепция – это ключ к самому себе.

Я-концепция – система самовосприятия, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.

Я-концепция как система развивается в процессе жизнедеятельности на основе определенного отношения к самому себе. В зарубежной и отечественной психологии описываются различные составляющие Я-концепции.

  В одном из наиболее распространенных подходов (Р.Бернс, 1986) выделяются следующие компоненты Я-концепции:

1. Когнитивный – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.

2. Эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение, и т.п.

3. Волевой – достижение целей, активность человека.

4. Поведенческий – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и взрослых, повысить свой статус, или желание остаться незамеченным, и т.п.

Второй подход (А.В. Иващенко, В.С. Агапов и И.В. Барышникова, 2002).

1) Реальное Я – идеальное Я. Максимально правдивое представление о себе в настоящем времени, о своих индивидуально-психологических особенностях, о своем месте в социуме есть «реальное Я». «Идеальное Я» – то, каким субъект хотел бы стать.

2) Зеркаль­ное, или отраженное Я – представление субъекта о том, как он выглядит со стороны; то, как его воспринимают другие, каким они его видят, как они оценивают его.

3) Сценическое, фабульное, социальное, игровое, социаль­но-ролевое Я – различные формы множества масок субъекта, которые он применяет в зависимости от ситуации для воздействия на других субъектов.

4) Высшее Я; уникальное Я; сущностное Я; подлинное Я; истинное Я; духовное Я; глубинное Я.

5) Динамическое Я – то, как, по представлениям субъекта, он изменяется, развивается.

6) Возможное Я – образ того, каким мечтает или опасается стать субъект.

7) Личностное Я – сложный феномен, слагающийся из системы ценностных ориентации и ценностных уста­новок личности.

8)   Целостное Я – актуализация конкретной личности.

9) Про­фессиональное Я – профессиональное развитие личности.

10) Противоречивое Я: рутинное – высшее Я; ложное – подлинное Я; обыденное и духовное Я; наличное и высшее Я; внутреннее и внешнее Я; сознательное и бессознательное Я; активное – пассивное Я; целостное и частичное Я; про­извольное и непроизвольное Я; независимое и взаимозависимое Я и мно­гие другие модальности.

Все модальности Я-концепции связаны – некоторые ассоциативно, некоторые структурно и системно. Процесс самоутверждения личности связан с ее стремлением к утвержде­нию своей уникальной Я-концепции, с ее познанием и переживанием, с поис­ком душевной гармонии, целостности, осмысленности (А.В. Иващенко, В.С. Агапов и И.В. Барышникова, 2002).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.