В составе УМК рабочая тетрадь утверждена на заседании Центральной методической комиссии — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

В составе УМК рабочая тетрадь утверждена на заседании Центральной методической комиссии

2021-06-23 26
В составе УМК рабочая тетрадь утверждена на заседании Центральной методической комиссии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая тетрадь

Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации   Кафедра биологии и физиологии Основная образовательная программа по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия» «Рабочая тетрадь»дисциплина «Молекулярная биология»

 

 

«Рабочая тетрадь»

МОЛЕКУЛЯРНАЯ биологиЯ

Для направления подготовки: 30.05.01 «Медицинская биохимия»

Квалификация (степень) выпускника «Специалист »

 

Пятигорск, 2018


 

«Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Молекулярная биология» для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 30.05.01 Медицинская биохимия» составлена на основании ФГОС ВО по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия», квалификация (степень) выпускника «Специалист», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1013, и учебного плана ПМФИ – филиала ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России

Составители УМК: заведующий кафедрой, д.м.н. ______________ М.В. Черников

доцент кафедры, к.м.н. ___________ Е.Ф. Кульбеков

Рабочая тетрадь переработана, рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии и физиологии.

Протокол № 1 от «31» августа 2018 года

В составе УМК рабочая тетрадь одобрена учебно-методической комиссией дисциплин математического и естественно-научного цикла

Протокол № 6 от «31» августа 2018 года

Председатель УМК _________________________________________М.В. Черников

Методические разработки

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год Кол-во Л3.1

Черников М.В.

Кульбеков Е.Ф.

Методические указания по дисциплине «Молекулярная биология» для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия».

ПМФИ, 2018 Электронное издание Л3.2

Черников М.В.

Кульбеков Е.Ф.

Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Молекулярная биология» для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия

ПМФИ, 2018 Электронное издание

Электронные образовательные ресурсы

Консультант студента

Электронная библиотека медицинского вуза

http://www.studmedlib.ru/

Подписной ресурс ВУЗа

Федеральная электронная медицинская библиотека ФЭМБ

http://www.femb.ru/feml

свободный

Научная электронная библиотека Elibrary.ru

http://elibrary.ru/

свободный

База знаний по биологии человека

http://humbio.ru

свободный

Сайт о химии

http://www.xumuk.ru/encyklopedia/

свободный

Программное обеспечение

1. MicrosoftOffice 365. Договор с ООО СТК «ВЕРШИНА» №27122016-1 от 27 декабря 2016 г.

2. Kaspersky Endpoint Security Russian Edition. 100149 Educational Renewal License 1FB6161121102233870682. 100 лицензий.

3. Office Standard 2016. 200 лицензий OPEN 96197565ZZE1712.

4. Microsoft Open License: 66237142 OPEN 96197565ZZE1712. 2017

5. Microsoft Open License: 66432164 OPEN 96439360ZZE1802. 2018.

6. Microsoft Open License: 68169617 OPEN 98108543ZZE1903. 2019.

7. Операционныесистемы OEM, OS Windows XP; OS Windows 7; OS Windows 8; OS Windows 10. На каждом системном блоке и/или моноблоке и/или ноутбуке. Номер лицензии скопирован в ПЗУ аппаратного средства и/или содержится в наклеенном на устройство стикере с голографической защитой.

8. Система автоматизации управления учебным процессом ООО «Лаборатория ММИС»

9. Доступ к личному кабинету в системе «4Portfolio». Договор № В-21.03/2017 203 от 29 марта 2017

10. Доступ к личному кабинету в системе «ЭИОС»

11. Система электронного тестирования VeralTestProfessional 2.7. Акт предоставления прав № ИТ178496 от 14.10.2015 (бессрочно)

             

 


 

Раздел 1. Введение в молекулярную и клеточную биологию.

 

Занятие 1.

Тема. Молекулярная биология клетки и клеточная биология. Понятия, определения, предмет и задачи молекулярной биологии клетки.

Цель. Освоение темы занятия.

Содержание практической работы.

Работа 1.Заполнить таблицу по образцу.

Основные уровни организации жизни Примеры связи с молекулярной биологией
Атомный (элементарный) Йод-лимитирующий фактор для биосинтеза гормонов щитовидной железы
Молекулярный  
Субклеточный  
Клеточный  
Тканевый  
Органный  
Системно-органный  
Организменный  
Популяционно-видовой  
Биогеоценотический  

Раздел 2. Молекулярная биология гена.

Занятие 2.

Тема. Фундаментальные молекулярные механизмы воспроизводства генома.

Цель. Освоение темы занятия.

Содержание практической работы.

Работа 1. Определение полового хроматина в соскобах слизистых оболочек.

Ацеторсеиновый метод.

Принцип.

Клетки в процессе фиксации или окраски подвергаются воздействию кислоты (гидролизу). При этом хроматин ядра перестает резко окрашиваться и на его фоне четко выявляется темный комочек размером 1-1,5 мкм, представляющий собой так называемый гетеропикнотический участок спирализованной Х-хромосомы, в норме характерный для женского пола.

Посуда и оборудование.

1. Предметные стекла.

2. Покровные стекла.

3. Шпатели.

4. Фильтровальная бумага.

Реактивы.

1. К Фиксатор: 3 части метилового или этилового спирта, 1 часть ледяной уксусной кислоты.

2. Раствор красителя ацеторсеина: 1 г синтетического орсеина растворяют в 4 мл горячей 100% ледяной уксусной кислоты, сильно взбалтывая до растворения. После охлаждения до комнатной температуры добавляют 55 мл дистиллированной воды и еще несколько раз встряхивают. Охлаждают под струей водопроводной воды и фильтруют. Сохраняют в хорошо закупоренной склянке в холодильнике. Время от времени фильтрацию повторяют (срок годности не более 3 мес).

Взятие материала.

Перед взятием материала со слизистой оболочки полости рта нужно тщательно прополоскать рот теплой водой. Предметные стекла готовят так же, как для исследования лейкоцитарной формулы. Слегка обточенным металлическим или деревянным шпателем делают соскоб, нажимая достаточно энергично, чтобы добыть клетки среднего слоя слизистой оболочки (правой и левой половины полости рта раздельно).

Возможные ошибки методики.

1. Длительная фиксация может привести к чрезмерному обезвоживанию и деформации (сморщиванию) ядер эпителия. Ядерная мембрана становится неровной, и анализ телец полового хроматина будет затруднен.

2. Свежеприготовленным ацеторсеином прокрашивают мазок в течение 20-60 мин в зависимости от «возраста» раствора. Незрелый краситель окрашивает лишь часть клеток с половым хроматином, поэтому следует контролировать под микроскопом степень окрашенности, чтобы не допустить ошибки при подсчете. Окрашивание мазка зрелым красителем в течение часа и более может привести к чрезмерному перекрашиванию хроматиновых скоплений в ядре, в результате чего трудно бывает на их фоне заметить половой хроматин. Перекрашенный мазок можно отмыть в крепкой уксусной кислоте.

Указать в кодирующей цепи ДНК направление синтеза стрелкой. Обозначить атомы углерода дезоксирибозы.

Работа 2. Обозначить уровни пространственной организации ДНК.

-

-

-

-

-

-

-

-

Занятие 3.

Тема. Последовательность молекулярных событий при реализации генотипа: транскрипция, созревание РНК, трансляция, созревание и модификация белков.

Цель. Освоение темы занятия.

Содержание практической работы.

Работа 1. Создать с помощью таблицы генетического кода 3 варианта гена - участка ДНК для белка с последовательностью аминокислот: метионин, глицин, изолейцин, пролин, аланин, фенилаланин, валин, аргинин.

Обратнаятаблица генетического кода

Ala/A GCU,GCC,GCA,GCG Leu/L UUA,UUG,CUU,CUC,CUA,CUG
Arg/R CGU,CGC,CGA,CGG,AGA,AGG Lys/K AAA,AAG
Asn/N AAU,AAC Met/M AUG
Asp/D GAU,GAC Phe/F UUU,UUC
Cys/C UGU,UGC Pro/P CCU,CCC,CCA,CCG
Gln/Q CAA,CAG Ser/S UCU,UCC,UCA,UCG,AGU,AGC
Glu/E GAA,GAG Thr/T ACU,ACC,ACA,ACG
Gly/G GGU,GGC,GGA,GGG Trp/W UGG
His/H CAU,CAC Tyr/Y UAU,UAC
Ile/I AUU,AUC,AUA Val/V GUU,GUC,GUA,GUG
START AUG STOP UAG,UGA,UAA

Работа 2. Заполнить таблицу по образцу. Кратко охарактеризовать три гипотезы возникновения генетического кода

Гипотеза возникновения генетического кода Краткое содержание гипотезы
Замороженная случайность генетический код возник случайно и в таком виде закрепился.
Стереохимическое сродство  
Оптимальность  

Занятие 4.

Тема. Мутационный процесс с точки зрения молекулярной биологии. Рекомбинация в модификации генома.

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Работа 1. Типы точечных мутаций и их последствия

Тип мутации Последствия для сборки полипептида
Замещение 1. 2. 3. 4.
Инверсия 1. 2. 3. 4. 5.
Вставка 1. 2. 3.
Выпадение 1. 2. 3.

Работа 2. Общая характеристика типов рекомбинаций

Тип рекомбинации Краткая характеристика
Общая (гомологическая)  
Сайт - специфическая  
Случайная (негомологическая)  

 

 

Занятие 5. Контрольная работа по темам 1-4.

Занятие 6.

Тема. Молекулярные механизмы клеточной энергетики. Молекулярные механизмы фотофосфорилирования и фотосинтеза.

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Работа 1. Сделать недостающие обозначения к рисунку

 

 

Работа 2. Заполнить таблицу по образцу

Термин Формулировка определения.
Фотосинтез процесс преобразования энергии электромагнитных волн в энергию химических связей органических веществ при участии фотосинтетических пигментов
Фотофосфорилирование  
Нециклическое фотофосфорилирование  
Циклическое фотофосфорилирование  
Псевдоциклическое фосфорилирование  

 

 

Занятие 7.

Тема. Внутриклеточный транспорт веществ и частиц. Молекулярный транспорт.

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Работа 1. Дать определения терминам и видам транспортных систем мембраны.

Вид транспортной системы Определение
Ионные каналы  
Транслоказы  
Транспортёры  
Простая диффузия  
Неуправляемая диффузия  
Управляемая диффузия  
Активный транспорт  
Глюкозные транспортёры  
АТФазы  
Везикулярный транспорт  
Эндоцито́з  

 

Работа 2. Обозначить виды активного везикулярного транспорта и дать им определения

1-

 

 

2-

 

 

3-

 

 

Раздел 6. Цитоскелет.

Занятие 8.

Тема. Структурная организация и функции цитоскелета. Молекулярные механизмы регуляции формы, объёма и движения клетки.

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Работа 1. Заполнить таблицу «состав цитоскелета эукариот»

Элемент цитоскелета эукариот Функция
Актиновые филаменты (микрофиламенты  
Промежуточные филаменты  
Микротрубочки    

Работа 2. Заполнить таблицу «состав цитоскелета прокариот»

Элемент цитоскелета прокариот Функция
Бактериальные гомологи актина MreB   ParM   MamK  
Кресцентин  
MinD    
MinD    

Занятие 9.

Тема. Воспроизводство клетки. Молекулярные механизмы пролиферации. Регуляция клеточного деления.

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Работа 1. Элементы молекулярной биологии в митозе. Заполнить таблицу по образцу.

Стадия митоза Молекулярный уровень событий митоза
Профаза Конденсация ДНК в хромосомы внутри ядра.Повышением активности фосфорилаз, модифицирующих гистоны.Формирование зрелых кинетохоров.
Метафаза  
A нафаза  
Телофаза  

Работа 2. Элементы молекулярной биологии в мейозе. Заполнить таблицу по образцу.

Стадия мейоза Молекулярный уровень событий мейоза
Профаза 1 Лептотена, или лептонема - конденсация ДНК с образованием хромосом в виде тонких нитей. Зиготена, или зигонема– конъюгация с образованием тетрад (бивалентов) и ихкомпактизация. Пахитена, или пахинема - образованиехиазм. Кроссинговер между гомологичными хромосомами. Диплотена, или диплонема - частичная деконденсация хромосом, часть генома может работать: транскрипции, Диакинез - ДНК снова максимально конденсируется, синтез процессы прекращается, растворяется ядерная оболочка; центриоли расходятся к полюсам; разрушаются ядерная мембрана и ядрышки.
Метафаза 1  
A нафаза 1  
Интеркинез  
Телофаза 1  
Профаза 2  
Метафаза2  
A нафаза 2  
Телофаза2  

 

Занятие 10.

Тема. Интеграция клетки в многоклеточный организм. Механизмы межклеточной коммуникации.

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Работа 1. Заполнить таблицу по образцу. Пути передачи внеклеточных сигналов через мембрану.

Механизмы Примеры

Занятие 11.

Тема. Молекулярная биология рака.

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Работа 1. Заполнить таблицу: гипотезы канцерогенеза.

Основные понятия Определения

Занятие 13.

Тема. Молекулярная клиническая диагностика.

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Краткое содержание темы: см. конспект лекции № 19.

Работа 1. Области медицинского применения методов молекулярной диагностики. Заполнить таблицу по образцу.

Область медицинского применения Пример
Выявление существующих патологий. когда инфекционное или вирусное заболевание не может быть определено обычными методами, прибегают к проверке наличия молекулярных следов паразита - амплификация ДНК с помощью ПЦР.
Исследование аллергических реакций  
Индивидуальная оценка рисков развития наследственных заболеваний  
Перинатальная медицина  
Фармакогенетика  
Спортивная медицина  
Социально-юридические проблемы.  

Работа 2. Анализ материалов подтверждения (исключения) отцовства

Оценить вероятность отцовства.

Вероятность отцовства 0% означает, что отцовство исключено. Совпадающее значение аллели есть не в каждом локусе (строке). Ребенок не унаследовал от отца генетическую информацию. Если в анализе участвует мать, то можно увидеть, что у матери совпадают значения в каждой строке, а у отца - более чем в двух строках не совпадают.

В результате анализа ДНК на отцовство содержатся ДНК-профили тестируемых, которые уникальны для каждого человека, независимо от лаборатории, в которой они проводятся, в любое время жизни человека. Профили предполагаемого отца и ребенка сравниваются на предмет общих генетических маркеров. Если значение одно, это означает повтор, то есть одно и то же значение ребенок унаследовал и от матери, и от отца.

Чем больше количество локусов ДНК (маркеров), которые анализируются при выполнении анализа на отцовство или кровное родство, тем выше точность такого анализа. Принятым в индустрии стандартом является анализ от 13 до 16 локусов. В случае, если имеет место мутация (один локус не совпадает - такое иногда бывает и при подтверждении отцовства), лаборатория добавляет до 33 локусов для достижения гарантированной точности анализа. При использовании только 16 локусов вероятность отцовства в этом случае могла составить, например, 95%, что считается неопределенным результатом.

Раздел 11. Биотехнология.

Занятие 14.

Тема. Биообъекты: способы их создания и совершенствования

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Работа 1. Содержание биомедицинских технологий. Заполнить таблицу по образцу.

Биомедицинские технологии Краткая сущность
Клеточныетехнологии: TissueengineeringProduct (ТЕР) продукты, которые содержат обработанные клетки или ткани или состоят из них и применяются в целях регенерации, восстановления или для замещения человеческих тканей
Генные терапевтические методы и средства  
Соматические клеточные препараты  
Биотехнологические лекарственные средства  
Нанотехнологии.  
Биоинженерия.    

Работа 2. Принципы генной инженерии. Заполнить таблицу по образцу.

Принцип Пример технологии
Получение изолированного гена. Для синтеза ДНК, в том числе мутантной, используют полимеразную цепную реакцию (ПЦР)
Введение гена в вектор для переноса в организм.  
Перенос вектора с геном в модифицируемый организм.  
Преобразование клеток организма.  
Отбор генетически модифицированных организмов (ГМО) и устранение тех, которые не были успешно модифицированы.  

 

Занятие 15.

Тема. Экологические аспекты биотехнологии. Создание и применение антибиотиков в медицинской практике. Лекарственные препараты, получаемые биотехнологическими методами. Биотехнология лекарственных средств на основе культур растительных клеток и тканей.

Цель. Освоение темы занятия

Содержание практической работы.

Работа 1. Традиционные биотехнологические препараты. Заполнить таблицу по образцу.

Традиционные группы биопрепаратов Примеры
Живые вакцины сибиреязвенная вакцина, BCG, антирабическая
Инактивированные вакцины  
Анатоксины  
Неспецифический нормальный глобулин  
Антибактериальные сыворотки  
Антитоксические сыворотки  
Противовирусные сыворотки  
Сыворотки реконвалесцентов  
Лечебные глобулины  
Бактериофаги лечебные  
Бактериофаги диагностические  
Диагностическиесыворотки  
Глобулины диагностические  
Антигены диагностические  

Работа 2. Основные проблемы современной биотехнологииЗаполнить таблицу по образцу.

Проблема Возможные последствия для экологии
Химические мутагены Могут попасть в окружающую среду и вызвать неконтролируемые мутации не только у микроорганизмов, но и у других видов живых существ
Генно-инженерные конструирования различных микроорганизмов  
Угроза фагового заражения культуры биопродуцентов  
Угроза загрязнения посторонней микрофлоройкультуры биопродуцентов  
Угроза сброса сточных вод биотехнологического процесса  

Занятие 16.

Тема. Контрольная работа по темам 11-15.

Рабочая тетрадь

Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации   Кафедра биологии и физиологии Основная образовательная программа по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия» «Рабочая тетрадь»дисциплина «Молекулярная биология»

 

 

«Рабочая тетрадь»

МОЛЕКУЛЯРНАЯ биологиЯ

Для направления подготовки: 30.05.01 «Медицинская биохимия»

Квалификация (степень) выпускника «Специалист »

 

Пятигорск, 2018


 

«Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Молекулярная биология» для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 30.05.01 Медицинская биохимия» составлена на основании ФГОС ВО по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия», квалификация (степень) выпускника «Специалист», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1013, и учебного плана ПМФИ – филиала ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России

Составители УМК: заведующий кафедрой, д.м.н. ______________ М.В. Черников

доцент кафедры, к.м.н. ___________ Е.Ф. Кульбеков

Рабочая тетрадь переработана, рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии и физиологии.

Протокол № 1 от «31» августа 2018 года

В составе УМК рабочая тетрадь одобрена учебно-методической комиссией дисциплин математического и естественно-научного цикла

Протокол № 6 от «31» августа 2018 года

Председатель УМК _________________________________________М.В. Черников

В составе УМК рабочая тетрадь утверждена на заседании Центральной методической комиссии

Протокол № 1 от «31» августа 2018 года

 

Председатель ЦМК                                               _______________ А.В. Воронков


Практические занятия (в т.ч. интерактивные помечены «*»)

1 п.р. Раздел 1. Введение в молекулярную и клеточную биологию.   Занятие 1. Молекулярная биология клетки и клеточная биология. Понятия, определения, предмет и задачи молекулярной биологии клетки. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
2 п.р. Раздел 2. Молекулярная биология гена.   Занятие 2. Фундаментальные молекулярные механизмы воспроизводства генома. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
3 п.р. Раздел 3. Реализация генотипа в фенотип. Занятие 3. Последовательность молекулярных событий при реализации генотипа: транскрипция, созревание РНК, трансляция, созревание и модификация белков. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
4 п.р. Занятие 4. Мутационный процесс с точки зрения молекулярной биологии. Рекомбинация в модификации генома. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
5 п.р. Занятие 5. Контрольная работа по темам 1-4. *Интерактивный элемент: преподаватель зачитывает выдержки из письменных работ студентов и просит прокомментировать их сточки зрения «адвоката» и «прокурора».   5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
6 п.р. Раздел 4. Молекулярная биоэнергетика Реализация генотипа в фенотип.   Занятие 6. Молекулярные механизмы клеточной энергетики. Молекулярные механизмы фотофосфорилирования и фотосинтеза. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
7 п.р. Раздел 5. Молекулярные механизмы внутриклеточного транспорта. Занятие 7. Внутриклеточный транспорт веществ и частиц. Молекулярный транспорт. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
8 п.р. Раздел 6. Цитоскелет. Занятие 8. Структурная организация и функции цитоскелета. Молекулярные механизмы регуляции формы, объёма и движения клетки. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
9 п.р. Раздел 7. Молекулярные механизмы воспроизводства клетки. Занятие 9. Воспроизводство клетки. Молекулярные механизмы пролиферации. Регуляция клеточного деления. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
10 п.р. Раздел 8. Молекулярные механизмы межклеточной сигнализации и интеграции. Занятие 10. Интеграция клетки в многоклеточный организм. Механизмы межклеточной коммуникации. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
11 п.р. Раздел 9. Молекулярная биология рака. Занятие 11. Молекулярная биология рака. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
12 п.р. Занятие 12. Контрольная работа по темам 6-11. *Интерактивный элемент: преподаватель зачитывает выдержки из письменных работ студентов и просит прокомментировать их сточки зрения «адвоката» и «прокурора».   5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
13 п.р. Раздел 10. Молекулярная клиническая диагностика. Занятие 13. Молекулярная клиническая диагностика. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
14 п.р. Раздел 11. Биотехнология. Занятие 14. Биообъекты: способы их создания и совершенствования 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
15 п.р. Занятие 15. Экологические аспекты биотехнологии.Создание и применение антибиотиков в медицинской практике.Лекарственные препараты, получаемые биотехнологическими методами.Биотехнология лекарственных средств на основе культур растительных клеток и тканей. 5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2
16 п.р. Занятие 16. Контрольная работа по темам 11-15. *Интерактивный элемент: преподаватель зачитывает выдержки из письменных работ студентов и просит прокомментировать их сточки зрения «адвоката» и «прокурора».   5 ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11, ПК-13 Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3 Л3.1 Л3.2

 


 

 

ОК-1:способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ОК-5: готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала;

ОПК-1: готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности;

ОПК-3: способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок;

ОПК-5: готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач;

ОПК-9: готовностью к применению специализированного оборудования и медицинских изделий, предусмотренных для использования в профессиональной сфере;

ПК-1: способностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

ПК-4: готовностью к проведению лабораторных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;

ПК-5: готовностью к оценке результатов лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;

ПК-6: способностью к применению системного анализа в изучении биологических систем;

ПК-8: готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни;

ПК-11: научно-производственная и проектная деятельность: готовностью к организации и осуществлению прикладных и практических проектов и иных мероприятий по изучению биохимических и физиологических процессов и явлений, происходящих в клетке человека;

ПК-13: способностью к организации и проведению научных исследований, включая выбор цели и формулировку задач, планирование, подбор адекватных методов, сбор, обработку, анализ данных и публичное их представление с учетом требований информационной безопасности.


 

Рекомендуемая литература

Основная литература

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год Кол-во
Л1.1

Под ред. В.В. Зверева М.Н. Бойченко

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: в 2 т. Том 1. [Электронный ресурс]: учебник http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970436417.html

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.   Электронное издание
Л1.2

Мушкамбаров Н.Н.

Молекулярная биология: учеб. пособие для студентов мед. вузов

М.: Мед. информ. Агентство, 2003 3

Дополнительная литература

Л2.1

В.Н. Ярыгин,

В.В. Глинкина,

И.Н. Волков,

В.В. Синельщикова

Г.В. Черных

Биология. В 2т. [Электронный ресурс] /под ред. В.Н. Ярыгина

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970435649.html

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 Электронное издание
Л2.2

Ершов Ю.А

Основы молекулярной диагностики. Метаболомика. [Электронный ресурс]

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437230.html

ГЭОТАР-Медиа Электронное издание
Л2.3

Э. Рис,

М. Стернберг

Введение в молекулярную биологию: От клеток к атомам: Перевод с английского под редакцией д-ра физ.-мат. наук Ю. С. Лазуркина и д-ра биол. наук В. А. Ткачука. [Электронный ресурс]

http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/pic-sternberg/all.pdf

Москва «Мир» 2002   Электронное издание

Методические разработки

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год Кол-во Л3.1

Черников М.В.

Кульбеков Е.Ф.

Методические указания по дисциплине «Молекулярная биология» для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия».

ПМФИ, 2018 Электронное издание Л3.2

Черников М.В.

Кульбеков Е.Ф.

Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Молекулярная биология» для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия

ПМФИ, 2018 Электронное издание

Электронные образовательные ресурсы

Консультант студента

Электронная библиотека медицинского вуза

http://www.studmedlib.ru/

Подписной ресурс ВУЗа

Федеральная электронная медицинская библиотека ФЭМБ

http://www.femb.ru/feml

свободный

Научная электронная библиотека Elibrary.ru

http://elibrary.ru/

свободный

База знаний по биологии человека

http://humbio.ru

свободный

Сайт о химии

http://www.xumuk.ru/encyklopedia/

свободный

Программное обеспечение

1. MicrosoftOffice 365. Договор с ООО СТК «ВЕРШИНА» №27122016-1 от 27 декабря 2016 г.

2. Kaspersky Endpoint Security Russian Edition. 100149 Educational Renewal License 1FB6161121102233870682. 100 лицензий.

3. Office Standard 2016. 200 лицензий OPEN 96197565ZZE1712.

4. Microsoft Open License: 66237142 OPEN 96197565ZZE1712. 2017

5. Microsoft Open License: 66432164 OPEN 96439360ZZE1802. 2018.

6. Microsoft Open License: 68169617 OPEN 98108543ZZE1903. 2019.

7. Операционныесистемы OEM, OS Windows XP; OS Windows 7; OS Windows 8; OS Windows 10. На каждом системном блоке и/или моноблоке и/или ноутбуке. Номер лицензии скопирован в ПЗУ аппаратного средства и/или содержится в наклеенном на устройство стикере с голографической защитой.

8. Система автоматизации управления учебным процессом ООО «Лаборатория ММИС»

9. Доступ к личному кабинету в системе «4Portfolio». Договор № В-21.03/2017 203 от 29 марта 2017

10. Доступ к личному кабинету в системе «ЭИОС»

11. Система электронного тестирования VeralTestProfessional 2.7. Акт предоставления прав № ИТ178496 от 14.10.2015 (бессрочно)

             

 


 

Раздел 1. Введение в молекулярную и


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.