Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

2021-06-23 27
Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие правосудия.

Статья 4 Закона о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».

Вместе с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. С момента принятия указанного выше Закона судебная система серьезно изменилась. Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Статья 4 Закона об арбитражных судах, в частности, говорит о том, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.

Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях также можно отнести к правосудию. Для этого есть не только теоретические и эмпирические, но и нормативные основания. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием.

( Остается открытым вопрос о том, является ли правосудием деятельность конституционных судов. Исходя из того что правосудием следует называть лишь деятельность, которая так поименована законом, можно сделать вывод, что деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.) Итак, прежде чем сформулировать определение правосудия, следует выделить его признаки.

Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.

Второй признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК). Тогда, -

Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.

Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудия у граждан ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ. Для того чтобы глубже понять смысл правосудия, необходимо обратить внимание на принципы правосудия (см. вопрос 4).

3. Виды судебной юрисдикции.

Судебная юрисдикция - это компетенция специально уполномоченных органов судебной власти осуществлять правосудие в форме определенного законом вида судопроизводства и в отношении определенного круга правоотношений.

Правосудие как вид государственной деятельности реализуется в конкретных, предусмотренных законом процессуальных формах или видах судопроизводств. Перечень таких видов определяется в ст. 118 Конституции РФ: "судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства". Эта законодательная формула позволяет выделить виды правосудия или формы судопроизводств: конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное. Из прямого указания конституционного положения выпадает арбитражное судопроизводство. Однако следует сказать, что в связи с принятием новой редакции АПК РФ можно утверждать, что правосудие в арбитражных судах как самостоятельная форма (вид) сформировалось.

Каждое из названных видов правосудия осуществляется в своей процессуальной форме судопроизводства, предусмотренной специальным нормативным актом – кодексом: арбитражное – АПК, гражданское – ГПК, уголовное – УПК, административное – КоАП, конституционное- Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ". Для осуществления видов правосудия могут создаваться специальные суды или их виды. Так,конституционное правосудие осуществляет Конституционный Суд РФ, арбитражное правосудие – арбитражные суды. Вместе с тем суды общей юрисдикции рассматривают дела и разрешают правовые споры при осуществлении административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Т. е., юрисдикция не обязательно соотносится только с одной процессуальной формой (одним судопроизводством, как, например конституционная юрисдикция), но в пределах одной юрисдикции могут использоваться несколько видов судопроизводства (суди общей юрисдикции), а один вид судопроизводства может осуществляться несколькими юрисдикциями (административная юрисдикция).

В какой то степени юрисдикция связана со специализацией. Специализация - предполагает выделение судебных юрисдикций по двум основным критериям. Первый критерий - это субъект, являющийся стороной в деле - специализация в таком случае проводится в зависимости от того, кто именно обращается в суд (либо в чьих интересах обращается представитель) за защитой своих прав или в отношении кого осуществлено обращение к государственным органам правосудия. Второй критерий - это предмет правоотношений, определяющий характер рассматриваемого дела. Возможна специализация и по двум критериям одновременно (смешанный критерий) - по характеру материально-правовых отношений и участвующим в них субъектам. В судебной системе России и в последние годы происходят заметные перемены: в 2013 году начал работу специализированный суд - Суд по интеллектуальным правам, в 2014 году был упразднен высший суд арбитражной юрисдикции - Высший арбитражный суд. С 6 августа 2014 года Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. А вот многочисленные проекты создания системы административных судов (в том числе проекты Верховного Суда РФ) так и не получили своей реализации, но в 2015 году вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ

4. Принципы правосудия в Российской Федерации.

В гл. 7 разд. 1 Конституции Российской Федерации сформулированы важнейшие правовые положения, ха­рактеризующие российский суд и правосудие. Посколь­ку эти положения закреплены в Основном законе наше­го государства, они составляют конституционные осно­вы, или принципы, суда и правосудия, являясь право­выми гарантиями демократизма.

Конституционные основы (принци­пы) правосудия — это закрепленные в Конституции и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России.

Принципы правосудия играют важную роль в разви­тии законодательства о суде, в осуществлении задач по обеспечению законности и защиты прав человека. Конституционные принципы помимо того, что содер­жат в себе идейно-политические начала права, являются еще и правовыми нормами, регулирующими организа­цию и деятельность су да. Эти нормы обязательны для исполнения всеми, кого они касаются, и прежде всего судьями и другими участниками судебного процесса. Нарушение конституционных принципов влечет вынесе­ние неправосудных судебных актов, которые подлежат безусловной отмене вышестоящим судом.

В Конституции России закреплены получившие отра­жение и развитие в отраслевом законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве следующие принципы правосудия: единство судебной системы; законность: осуществление правосудия только судом; доступность судебной защиты прав; осуществление правосудия на началах равенства сторон перед законом и судом; кол­легиальность рассмотрения дел в судах; участие граждан в суде первой инстанции (народные и присяжные заседатели); государственный и национальный язык судопроизводства; открытое разбирательство дел во всех судах; обеспечение обвиняемому права на защиту; пре­зумпция невиновности; состязательность и равноправие сторон; несменяемость судей; неприкосновенность судей, присяжных и народных заседателей.

- Принцип законности неуклонное соблюдение требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии.

- Принцип справедливости — наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

- Принцип осуществления правосудия только судом круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды,а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов, специализированные арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

- Принципы независимости судей сущность принципа независимости судей заключается в следовании судьей при разрешении дел, находящихся в его производстве, только законам и своему внутреннему убеждению. 1)Право на отставку 2)Запрет вмешательства в осуществление правосудия 3)Судейский иммунитет 4) Особый порядок привлечения к уголовной ответственности.

- Принцип равенства всех перед судом и законом — в соответствии с ч. 1 ст. 19 КРФ все равны перед законом и судом вне зависимости от пола, расы, вероисповедания, места жительства, должностного положения и т.п. Недопустимы изъятия и исключения судом тех или иных положений закона ввиду каких-либо личных и социальных различий граждан, в отно­шении которых осуществляется правосудие

- Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту ч. 1 ст. 46 КРФ закрепляет право граждан на защиту своих интересов в суде.Ообеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту устанавливается ст. 48 КРФ и ст. 50 УПК РФ.

Национальный язык судопроизводства — судопроизводство ведется на русском языке или на языке субъекта РФ. В Верховных краевых судах и в военных судах судопроизводство проходит только на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим официальным государственным языком, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке. Гарантируется возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой.

- Принцип состязательности сторон — при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 КРФ.

- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия — граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия ч. 5 ст. 32. В соответствии с законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

- Принцип открытости, гласности, публичности — судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, составляющих охраняемую законом тайну. На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

- Принцип презумпции невиновности — ч. 1 ст. 49 КРФ и ч. 1 ст. 14 УПК РФ предусматривают, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

- Принципы законности и компетентности суда — суд беспристрастен, компетентен, на судью не может быть оказано давление, существует институт отвода.

- Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина — любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов. Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45, 46, 47 КРФ. - Принцип обязательности судебных решений и судьи — любое судебное постановление выносится от имени государства и в обязательности исполнения приравнивается к закону. Не только юридической, но и моральной основой исполнения судебного акта является то, что этот орган власти неукоснительно соблюдает требования законности и обоснованности при вынесении своих решений. Более того, эта основа носит характер правовой презумпции, т.е. решение суда считается истинным до тех пор, пока оно не отменено в порядке, установленном законом.

Принципы право­судия в целом можно разделить на принципы судоу­стройства (принципы, которые определяют порядок деятельности судов и принципы, которые определяют правовой статус и порядок их полномочий) и принципы судопроизводства (уголовного, арбитражного и гражданского процессов) в зависимости от того, в нормах какой отрасли права они закреплены и находят свое отражение.

Поскольку организация и деятельность суда в основ­ном регулируется нормами судоустройства (подотрасли конституционного права) и отраслей процессуального права — уголовного, гражданского и арбитражного, то и. принципы правосудия закрепляются в данных отрас­лях права. При этом, если принципы закреплены лишь одной из отраслей и только в ней осуществляются, то речь идет о специфически отраслевых принципах. На­пример, принцип права обвиняемого на защиту закреп­лен и раскрывается именно в уголовно-процессуальном праве, следовательно, он является специфически отрас­левым принципом уголовно-процессуального права и уго­ловного процесса. Большинство же принципов правосудия закреплены во всех отраслях права, регулирующих правосудие, т. е. в нормах и судоустройства, и судопроизводства. По­этому они являются межотраслевым и принципами, свой­ственными и организации, и деятельности суда, а пото­му становятся принципами правосудия в целом..

5. Судебная система Российской Федерации. Федеральные суды и суды субъектов РФ.

Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и ФКЗ «о судебной системе РФ». Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды, (в т.ч. специализированный суд с 2015 г.- суд по интеллектуальным правам).

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции. Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды:; Верховный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров. Суд по интеллектуальным правамявляется специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру. Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

  1. мировые судьи;
  2. районные суды (основное звено);
  3. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (среднее звено);
  4. Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным. Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

  1. военные суды гарнизонов;
  2. военные суды округов (флотов);
  3. Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

  1. арбитражные суды субъектов РФ; (арбитражные суды первой инстанции)
  2.  арбитражные апелляционные суды;
  3. арбитражный суд округа(арбитражные кассационные суды);
  4. Верховный Суд РФ (коллегия по экономическим спорам). -специализированные арбитражные суды.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям. Суд первой инстанции это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной ) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в РФ орган судебной системы, который может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

На территории РФ действуют и иные суды: - Третейские суды; -Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

6. Конституционный суд РФ, состав, порядок формирования и компетенция. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

ФКЗ «О конституционном суде РФ»: Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Компетенция КС РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения П резидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума РФ;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

ФКЗ «О судебной системе РФ: Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.  Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ.. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

 

7. Решения Конституционного Суда РФ и их юридическая сила.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 4 и 5.1 ч.1 ст. 3 ФКЗ (см.вопрос 6 компетенция), именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации. Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей. Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Решения Конституционного Суда Российской Федерациидолжны основыватьс я на материалах, исследованных Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. КС РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Постановления и заключения КС РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.

Определения КС РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол,

Судья КС РФ не согласный с решением вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике КС РФ вместе с решением Решение КС РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения КС РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям КС РФ; сторонам; Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ; Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ, министру юстиции РФ.

Постановления и заключения КС РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения КС РФ публикуются также в "Вестнике КС РФ", а при необходимости и в иных изданиях. Юридическая сила решения:

Решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Решение КС РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании КС РФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление КС РФ, принятое без проведения слушания (можно по п.3.1 см.вопрос6) вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением КС РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если решением КС РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения КС РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции РФ в данном КС РФ истолковании. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

С момента вступления в силу постановления КС РФ, которым нормативный акт признан не соответствующими Конституции РФ, либо постановления КС РФ о признании нормативного акта соответствующим Конституции РФ в данном КС РФ истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом такого нормативного акта равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта в истолковании, расходящемся с данным КС РФ в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления КС РФ (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления КС РФ) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением КС РФ не соответствующими Конституции РФ, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным КС РФ в этом постановлении истолкованием.

8. Суды общей юрисдикции, их система и осуществляемые ими виды судопроизводства.

ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ». Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охр


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.