Глава первая. Типичные ошибки начинающих учителей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава первая. Типичные ошибки начинающих учителей

2021-06-23 31
Глава первая. Типичные ошибки начинающих учителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Начинающие учителя (учителя-практиканты) - выпускники колледжа или педагогического факультета университета, которым по окончании основного курса обучения предстоит пройти преддипломную практику школьного преподавания. Их направляют в школу на довольно продолжительный период - 3-4 месяца - для работы под руководством опытных педагогов. Таким образом, учителя-практиканты находятся, с одной стороны, на завершающей стадии специальной подготовки, а с другой - на начальной стадии практической профессиональной деятельности.)

"Человеку свойственно ошибаться" - эти слова в полной мере относятся и к начинающим учителям. Однако не следует чрезмерно опасаться возможных ошибок, ведь от них не застрахованы даже опытные педагоги. Когда школьный учитель впервые входит в класс, для него многое неожиданно. Но хотя новая окружающая его обстановка порой полна неясностей, решения он должен принимать незамедлительно. В этот момент учителя можно сравнить с водителем, впервые оказавшимся в оживленном транспортном потоке: его ошеломляют мчащиеся в разные стороны автомобили. Естественно, что в такой ситуации человек испытывает напряжение и состояние, близкое к паническому страху. Он старается сосредоточить внимание на собственных операциях, одновременно не упуская из виду действий окружающих его людей. Тех или иных ошибок ему все равно не избежать, но по мере того, как приобретаются опыт и навыки, многие действия будут совершаться автоматически. Его реакции и оценка ситуации станут более адекватными, он почувствует известное раскрепощение, сможет сосредоточить внимание на главном: достижении максимума эффективности в своих действиях и плавного продвижения вперед.

В педагогической работе можно допустить множество ошибок - как в преподавании, так и в межличностных отношениях. В данной главе рассматриваются лишь наиболее общие ошибки, характерные для школьных учителей. Эти ошибки сгруппированы вокруг таких вопросов, как личные качества учителя, условия обучения, дисциплина в классе, общеметодические подходы, оценка знаний учащихся, наиболее затруднительные ситуации, отношение к педагогической теории. Описанные ошибки свойственны далеко не каждому начинающему учителю или даже большинству из них. Тем не менее они встречаются достаточно часто и поэтому требуют специального рассмотрения, а также практических рекомендаций в целях их избежания и преодоления.

Личные качества учителя

Первопричиной разного рода оплошностей нередко оказываются индивидуальные особенности учителя. Лишь активная работа педагога над собой позволяет их избежать.

Постановка голоса. Многим учителям порой трудно судить объективно об особенностях своего голоса. Так, приходится сталкиваться с людьми, говорящими в классной комнате настолько тихо, что учащиеся с большим трудом разбирают сказанное или вовсе ничего не слышат. В аудитории, где учащиеся не слышат слов преподавателя, возникает вопросительное переглядывание и недоуменный шум. Если на эти недостатки указать учителям, то выясняется, что они, как правило, не осознают всей серьезности положения. И напрасно. Проверить уровень громкости своего голоса несложно. Достаточно спросить сидящих в последних рядах, все ли отчетливо слышат то, что говорит учитель. Педагогу не следует ждать, пока кто-нибудь из учащихся обратится к нему с просьбой говорить погромче, а ведь именно так порой и происходит. В отдельных случаях начинающий учитель по совету более опытных коллег намеренно понижает голос, надеясь тем самым заставить учащихся слушать его внимательнее. Ошибочный совет! Такой прием нежелателен, поскольку внимание учащихся должно быть сосредоточено на предмете объяснения, а не на голосе учителя.

Иногда педагог ведет урок так, что его голос гремит на весь класс. Хотя никаких затруднений в восприятии речи учителя у учащихся, казалось бы, не: возникает, тем не менее такая манера ведения урока страдает не меньшими недостатками, чем вышеописанная. Обычно даже начинающий учитель способен управлять своим голосом надлежащим образом, если обратить на это его внимание. Если же он продолжает испытывать затруднения, то ему следует обратиться за помощью к специалистам, занимающимся постановкой голоса.

Излишне усложненный словарь. Довольно часто начинающие учителя допускают общую для них ошибку, пересыпая свою речь оборотами и терминами, привычными для них, но непонятными для учащихся. Если только речь не идет о терминологии преподаваемого предмета, то учителю следует пользоваться более элементарным словарным фондом. Это отнюдь не означает, что учитель должен впадать в противоположную крайность и, подлаживаясь под своих учеников, искусственно делать свою речь примитивной в лексическом отношении. Немного практики и наблюдательности помогут начинающему учителю отыскать "золотую середину". Но во всех случаях, когда учитель употребляет то или иное слово, с которым, по его мнению, незнакомы ученики, ему следует написать это слово на доске, объяснить его значение всему классу, а затем вызвать кого-либо из учащихся и удостовериться в том, что значение этого слова усвоено правильно.

Коммуникативные ошибки. Общаясь с учащимися на занятиях в классе, учителя нередко говорят либо слишком быстро, либо слишком медленно. В первом случае учащиеся попросту не успевают вникнуть в сказанное учителем. Во втором - они с нетерпением ожидают, когда же преподаватель продолжит объяснение материала. В обоих случаях процесс обучения, по существу, срывается. Более опытные коллеги помогут начинающему учителю найти такой темп подачи материала, который соответствовал бы возможностям данного класса. Чаще наблюдается первая из двух ошибок: учитель стремится донести до учащихся чересчур обширную информацию в излишне быстром темпе.

На уроке учителю не следует держать себя так, как будто он выступает с ораторской трибуны. Он должен говорить просто, рассказывать, а не изрекать. Наиболее уместна непринужденная манера общения с классом. Обращаясь к учащимся, учитель должен смотреть на них, а не разглядывать доску, пол или потолок. Некоторые учителя тяготятся необходимостью смотреть в глаза своим ученикам: по их словам, это мешает им сосредоточиться. Психологически скованному начинающему учителю можно предложить следующий способ визуального контакта с классом: не фиксировать внимание на том или ином ученике, а смотреть как бы между ними, скользя взглядом по лицам в классной комнате. Тогда у учащихся создается впечатление, будто учитель находится с каждым из них в постоянном визуальном контакте. По мере того как начинающий учитель обретает уверенность в себе, ему становится легче смотреть прямо в глаза каждому ученику в отдельности.

Из-за отсутствия коммуникативных навыков в речи начинающего учителя порой возникают ненужные паузы и разрывы. Может войти в дурную привычку заполнять их междометиями типа "э... э...". Другой не менее скверной манерой заполнять паузы является злоупотребление словами-паразитами или даже целыми фразами. Начинающие педагоги повторяют их с упорством, достойным лучшего применения. У одного учителя почти каждое предложение начиналось следующими словами: "Теперь, как мы можем убедиться..." Заканчивая фразу, тот же учитель непременно осведомлялся: "Понятно?" Другой без всякой надобности вставлял через слово: "Ну, ладно..." Многие начинающие учителя не осознают явных небрежностей в своей речи до тех пор, пока им на это не укажут. Но как только они начинают внимательно следить за собой, количество слов-паразитов обычно идет на убыль.

Принято считать, что педагоги превосходно знают нормы грамматики и литературного языка. Однако случается, что учитель допускает грамматическую ошибку непосредственно в ходе общения с классом. Но даже поймав себя на этом, он не решается исправить свой промах. Просчет грубейший - в классе всегда отыщутся ученики, подметившие речевую ошибку учителя. Они незамедлительно сделают вывод о том, что педагог не владеет грамотной формой устной речи.

Вышесказанное относится и к тому, что пишет учитель на классной доске. Перед тем как направиться на урок, следует полистать словарь, чтобы незнакомых слов для учителя не существовало. Но ведь случаются и элементарные описки. Как быть с ними? Совет может быть лишь один: учителю следует внимательнейшим образом перечитывать все написанное им на классной доске.

Дурные привычки. Начинающие учителя иногда не полностью осознают, как они держат себя в классе. Существует тип "нервного" учителя, меряющего шагами пространство классной комнаты из угла в угол. При этом такой учитель непременно ритмично выстукивает каблуками. Другому обязательно нужно вертеть в руках мел или перебрасывать его с ладони на ладонь. Третий во время урока запустит руку в карман и примется бренчать мелочью. Четвертый то и дело прибегает к излишне эмоциональной жестикуляции. Есть учителя, постоянно играющие очками, завитками собственных волос, пуговицами, ремнями и т. д. Все эти манипуляции приковывают внимание учеников к внешним особенностям поведения учителя и тем самым отвлекают от урока. Учителя должны стремиться как можно скорее изжить подобные дурные привычки начиная с того момента, как осознают их путем самонаблюдения или с помощью коллег.

Пренебрежение личной гигиеной. Как правило, школьные учителя являются в класс аккуратно одетыми и подтянутыми - на них приятно смотреть. Однако всегда найдется учитель, одетый хотя и со вкусом, но тем не менее не совсем ладящий с личной гигиеной. Некоторым людям нелишне напомнить, что требуется содержать в порядке одежду, чаще освежать кожу. Неприятный запах изо рта-возможно, результат болезни ротовой полости или желудочного заболевания, неумеренного курения или излишнего потребления острой пищи - может привести к тому, что ученики будут сторониться своего учителя как в переносном, так и в прямом смысле слова. Какой бы ни была причина, начинающему учителю следует устранять подобные недостатки.

Чувство такта. Время от времени начинающие учителя допускают неосторожные замечания и реплики перед классной аудиторией и вне ее. Одно неосторожно сказанное слово может получить чрезмерно широкий резонанс. Это негативно отражается на учащихся, непосредственно на самом учителе, педагогическом персонале школы, в которой он пробует свои силы, а порой и на микроклимате местной общины. Так, один молодой учитель, работая в шахтерском поселке, при обсуждении в классе спорного законопроекта по вопросу о трудовых правах шахтеров позволил себе весьма опрометчивые высказывания. Учащиеся, придя домой, не преминули передать слова учителя родным. Последовали телефонные звонки. Родители высказали школе недоумение и протест. Школа потребовала разъяснений от колледжа, направившего к ним этого учителя-практиканта. Одним словом, молодой человек стал центром всеобщего внимания, мишенью нападок местной общины. Ясно одно: поскольку законопроект, о котором шла речь, содержал немало спорных моментов, учителю следовало воздержаться от высказывания своего субъективного мнения перед классной аудиторией, столь чувствительной к этому вопросу, а тем более к неблагоприятным оценкам в адрес шахтеров. Разумнее было без спешки объективно разобрать достоинства и недостатки злополучного законопроекта, а после этого предоставить право делать собственные выводы и заключения самим учащимся.

Недостаточное знание учащихся. Учитель, не зная индивидуальных особенностей своих учеников, не может рассчитывать на успех. Несмотря на то что профессионально-педагогическая подготовка и повседневный труд учителя ориентированы на фронтальные формы работы с классом, ему не следует забывать об индивидуальном подходе к учащимся, об их личностных особенностях и проблемах. Некоторые начинающие учителя недостаточно осознают эту необходимость и рассматривают своих учеников скорее как безликую массу. Это безусловно ошибочный подход, ибо не кто иной, как школьный учитель, обязан помочь каждому ученику раскрыть свои потенциальные возможности как уникальной личности.

Как ни трудно поверить, но факт остается фактом: иногда начинающий учитель так мало знает своих учеников, что не в состоянии называть их по именам даже после нескольких недель работы с классом. Такие промахи недопустимы. Большинство начинающих учителей запоминают имена и фамилии своих будущих учеников еще в период предварительного наблюдения за работой класса. В течение этого периода начинающий учитель может почерпнуть немало информации из личных дел учащихся, в беседах с коллегами, наконец, благодаря собственным наблюдениям. Учитель, самостоятельно проработавший две или три недели в школе, но для которого его ученики по-прежнему выглядят все на одно лицо, теряет в глазах класса авторитет. И наоборот, могут ли быть сомнения в том, насколько более благоприятными становятся реакции и эмоциональное состояние учащихся, когда к ним обращаются по имени?

Чрезмерное увлечение индивидуальным подходом. Большинство школьных учителей уделяет пристальное внимание каждому из своих учеников. Но бывает и так, что индивидуальная работа с одним учащимся идет в ущерб его одноклассникам. Достаточно типичный случай: педагог не жалеет своего рабочего и свободного времени, помогая лишь одному ученику. Это несправедливо по отношению к остальным, у которых, возможно, затруднения в учебной работе проявлялись не столь отчетливо. Начинающий учитель должен планировать свое время таким образом, чтобы успевать оказывать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.

Профессиональная этика. В своем естественном стремлении понравиться классу начинающие учителя иногда переходят границы профессиональной этики, поддерживая фамильярные отношения с учениками. И тогда учителю некого винить, кроме самого себя, если за порогом классной комнаты он услышит, как к нему без тени смущения обращаются по имени. Хотя обычно учащиеся не решаются на это, однако излишняя фамильярность со стороны учителя может послужить для них тем толчком, который порождает неуважение к педагогу. Необходимо еще раз подчеркнуть, что при самых дружеских чувствах учитель должен соблюдать известную дистанцию с учениками во избежание панибратского отношения с их стороны. Стоит только однажды пренебречь требованиями профессиональной этики, и восстановить надлежащий стиль взаимоотношений с учениками будет очень трудно. Лучше поначалу прослыть "сухарем" и формалистом, чем фамильярничать с учащимися. Они будут только приветствовать переход от подчеркнуто формальных отношений к тёплым и дружеским. В то время как переход от первоначальной фамильярности даже к временной строгости сделает взаимоотношения напряженными. Итак, учитель должен избегать любых заигрываний с учащимися ради завоевания дешевой популярности.

Пагубность негативного подхода к учащимся. Некоторые учителя словно специально задаются целью строить взаимоотношения со своими учениками на одних запретах. Они сосредоточивают свое внимание на ошибках учащихся, крайне редко поощряют их добросовестные усилия и достижения. Этим отличаются натуры скептические, желчные и занудливые. От своих учеников они не ждут многого, и те в свою очередь полностью "оправдывают" эти заниженные ожидания. В таких случаях ученики не очень стремятся разубедить учителя. Будущий учитель должен рассматривать свой труд как процесс содействия развитию личности, а само обучение как постоянное обогащение, а не иссушение человеческого ума. Педагог призван воспитывать, а не подавлять в ученике уверенность в собственных силах. Он не должен скупиться на одобрительные слова, если устный ответ или письменная работа ученика этого заслуживают. Если ответ ученика недостаточно точен, учитель должен попытаться помочь своему воспитаннику. Даже в том случае, когда ответ учащегося неудовлетворителен, а помощь со стороны учителя не дает результатов, то и тогда его реакция должна ободрять. Позитивный подход проявляется в поощряющих замечаниях типа: "Не совсем верно" или: "Кто еще добавит к ответу?" В результате у ученика сохраняется чувство активной причастности к работе класса. Большинство учащихся нуждается в одобрении и поощрении со стороны учителя. Испытывая в этом постоянный дефицит, слыша одни замечания и окрики, учащийся начинает отрицательно воспринимать учителя.

Эмоциональный самоконтроль. Поскольку учителю не чуждо ничто человеческое, ему порою свойственно состояние сильного эмоционального возбуждения. Но он не должен терять самоконтроль и поддаваться сиюминутным чувствам. Не надо забывать, что учащиеся - живые существа, озорные, своевольные, упрямые. Иногда они склонны до предела испытывать терпение своего наставника. Учитель должен уметь контролировать свои гневные порывы и обращаться со своими учениками на основе рациональных, а не эмоциональных реакций. Многие из нас при желании могут вспомнить своих бывших учителей, совершенно не умевших владеть собой и допускавших недостойные педагога выходки по отношению к учащимся. Конечно, все это крайности поведения людей с недостаточным эмоциональным самоконтролем. Подобное поведение со стороны учителя просто недопустимо.

Учителю не следует делить класс на "своих" и "всех остальных". То, что ему одни учащиеся нравятся больше, другие меньше, вполне естественно. Но у некоторых школьных учителей есть свои явные фавориты, своего рода "старая гвардия", к помощи которой учитель прибегает в той или иной сложной ситуации. Эти же учащиеся используются педагогом для тех или иных личных поручений. Большинство учеников отлично осведомлено об этом "режиме наибольшего благоприятствования", которому неизбежно сопутствуют явные моральные издержки. Хотя бы из-за одного этого следует решительно избегать подобного деления учащихся.

Эмоциональный контроль по сути своей является самоконтролем. Опыт такого рода приобретается лишь, в практике межличностных отношений. Например, когда учитель чувствует, что его терпение вот-вот иссякнет, лучше постараться переключить внимание и мысли на что-то постороннее. Будет разумнее немедленно пресечь назревающую конфликтную ситуацию и предложить ученику явиться к нему для беседы после урока, но довести урок до конца нужно во что бы то ни стало. Если учителя почему-либо не устраивает такое решение, ему следует выдержать паузу и только потом обратиться к ученику, из-за которого он на грани срыва. Вполне достаточно несколько секунд для того, чтобы учитель смог собраться и продолжить общение с учащимися без лишних эмоций. Поступая так, он не только разряжает обстановку в классе, но и подает хороший пример. Учителю нечего ждать проявлений самоконтроля у своих учеников, если сам он в должной мере не обладает умением владеть собой.

Условия обучения в классе

Классное помещение должно бытьэстетически оформленным и удобным. В нем непременно должны иметься все необходимые учебные пособия. Школьный учитель не всесилен и не в состоянии устранить те или иные крупные дефекты классного помещения, но он обязан сделать все от него зависящее для эффективного использования тех материальных ресурсов, которые ему предоставлены для работы.

Чистота и порядок в классе. В классе необходимо поддерживать чистоту и порядок. Это относится к учебникам, тетрадям, столам, стульям. Учитель, чьи книги и бумаги беспорядочно громоздятся на столе, чьи пальто и шляпа небрежно заброшены на шкаф, вряд ли подает хороший пример своим ученикам. Плохо вытертая доска моментально придает даже прибранной классной комнате неопрятный вид. Всего этого нетрудно избежать. Учитель должен внимательно следить за теми мелочами, которые вносят в классное помещение беспорядок, и своевременно устранять их.

Плохое освещение. Далеко не все учителя сознают необходимость равномерного и достаточного освещения. Порой начинающие педагоги в пасмурный* день забывают включить свет. Учащимся, сидящим вблизи окон, достаточно естественного освещения, тогда как тем, чьи места находятся в противоположном конце класса, приходится напрягать зрение, в результате чего оно может ухудшиться. Кроме того, сам вид темного классного помещения не создает хорошего настроения для учебной работы. Проблемы освещения могут возникать и в яркие, солнечные дни. Если шторы плохо задернуты, у многих учащихся рабочее место оказывается под резкими лучами солнца, другим мешает отраженный солнечный свет.

Надлежащая температура и вентиляция. В одном классе учащийся тянет руку с просьбой поскорее распахнуть окно. В другом порывистый ветер гуляет по помещению, сметая со столов тетради. Учителю незачем ждать жалоб от учеников на то, что в классе слишком душно или слишком холодно. Входя в класс, он должен проверить, соответствует ли температура норме, и если нет - отрегулировать ее. Да и во время урока не следует упускать из виду, какая в классе температура и вентиляция.

Раздаточный материал. Нередко учитель по ходу урока должен раздать учащимся различные материалы для учебной работы. В принципе это следует делать до начала урока. Если к тому же начинающий учитель не придерживается определенной системы и беспорядочно раздает материал, то в классе возникает своего рода хаос. Отсутствие четкой системы действий учителя приводит к потере драгоценного учебного времени, не говоря уж об излишнем расходовании материалов.

Дисциплина в классе

Как правило, школьные учителя не допускают серьезных ошибок в вопросах дисциплины. Вероятно, это происходит по той причине, что в школе больше всего опасаются именно нарушений дисциплины. В целом учителя уделяют немало внимания тем принципам, которые облегчают поддержание порядка в классе, но от ошибок в этом деле никто не застрахован. Вот три наиболее распространенные из них.

Отсутствие четких правил. Для начинающего учителя нет большей оплошности, чем, приняв класс, не разъяснить с самого начала своим ученикам, что от них требуется. Отсутствие четких правил порождает беспорядок. Ученики, не знающие, чего можно ожидать от педагога и чего он ожидает от них, начинают выяснять это путем проб и ошибок, в результате в классе возникает неразбериха. Учитель с самого начала должен поставить своих учеников в известность о тех правилах и нормах, которые необходимо соблюдать, разъяснить им, что это требуется для успешного учения. Учителю следует также предупредить класс о том, что он примет должные меры по отношению к нарушителям порядка, действующим вопреки интересам большинства. Тем начинающим учителям, которые почему-либо сразу после своего прихода в школу не провели беседу с учащимися о правилах, относящихся к дисциплине и порядку, через пару недель придется пожалеть об этом упущении: многих недоразумений и взаимного неудовольствия можно было бы избежать с самого начала.

Неоправданная снисходительность. В среде начинающих учителей распространено заблуждение, граничащее с убежденностью: чем мягче и снисходительнее относится к учащимся учитель, тем благоприятнее он выглядит в их глазах, а следовательно, и учиться они будут лучше. Последний аргумент в отличие от предыдущего в целом верен. Но каким бы странным это ни казалось молодому педагогу, ученикам больше по душе умеренная строгость, чем мягкотелость. Говоря откровенно, учитель, делающий поблажки ученикам, теряет их уважение, так как снисходительность они расценивают скорее как признак слабости и бесхарактерности. Раньше или позже это осознает каждый учитель. Но порой такое "прозрение" происходит столь поздно, что педагогу уже никакими усилиями не удается удержать класс под своим контролем и влиянием. Снисходительность, всепрощенческий стиль в педагогической работе неприемлемы уже потому, что мешают учащимся вырабатывать чувство самоконтроля и создают неблагоприятные условия для усвоения знаний. Вывод один: пусть начинающий учитель не боится быть строгим, но обязательно в сочетании со справедливым и благожелательным отношением к ученикам.

"Жесткий" стиль. Строгость в обращении с учениками, конечно, необходима, тем не менее в этом не следует переходить разумные границы. Бывает так, что начинающий учитель, внутренне опасаясь, что ему не под силу удержать под контролем класс, прибегает к "жесткому" стилю руководства. Всем своим поведением он как бы предупреждает учеников: "Я вам покажу, кто здесь хозяин положения!" - и затем разит всех без разбора. Он болезненно воспринимает шелест бумаги, шарканье ног и т. п. Такой учитель без особого труда поддерживает в классе дисциплину. Правда, лишь до тех пор, пока не встретит отпор со стороны такого же "жесткого", агрессивного ученика, как и он сам. Более того, в классе нарастает страх, напряжение, чувство обиды. Все это крайне неблагоприятно сказывается на учебном процессе, поскольку ученики не могут или не хотят учиться так, как от них требуется. Держа класс в подавленном состоянии, учитель может быть доволен дисциплиной, но совершенно очевидно, что подобный педагогический стиль ведет к явному срыву нормального учебного процесса.

Чрезмерно жесткое поведение учителя часто свидетельствует о его неуверенности в собственных силах. Он ведет себя так из-за опасения, что стоит лишь немного расслабиться, и класс станет совершенно неуправляемым. Следует уяснить одно: контроль над классом учитель теряет, впадая в другую крайность - пуская поведение класса на самотек. К счастью, как правило, излишне строгие молодые учителя смягчают свое отношение к учащимся, убедившись, что их достоинству ничего не угрожает.

Встречаются учителя, которые взяли себе за правило грозить учащимся наказаниями, но не решаются исполнить свои обещания, У таких преподавателей слово расходится с делом. Едва ученики уяснят это, угрозы перестают быть для них сдерживающим фактором. Учителю никогда не следует прибегать к таким мерам, если он заранее знает, что угрозы эти пустые. У педагога, действующего решительно, ученики не нарушают дисциплину. Они отлично знают: неблаговидный проступок повлечет за собой незамедлительное и справедливое наказание.

Общеметодические подходы

Идеальным является такой класс, в котором учащиеся и учитель сообща, увлеченно стремятся к достижению одних целей. Для этого требуется многое - профессиональные знания и навыки учителя, хорошо оборудованное классное помещение, позитивные установки со стороны учащихся. Немаловажную роль в успехе учебного процесса играют методы и процедуры обучения. Хотя начинающие учителя знакомились с ними в ходе профессионально-педагогической подготовки и, возможно, получили некоторый опыт их применения на практике, тем не менее эта сторона дела у них часто хромает. Методы и процедуры обучения- область весьма обширная, и поэтому неудивительно, что в ней совершается столько промахов и оплошностей. Мы коснемся лишь наиболее распространенных ошибок, присущих начинающим учителям.

Ошибки в планировании урока. Учитель должен располагать подробным письменным планом каждого урока. Такой план позволяет четко построить всю работу с учащимися, если в нем ясно отражены ее цели, содержание, методы, такие аспекты, как повторение пройденного и объяснение нового материала, домашние задания и т. п. Вот наиболее типичные ошибки, свойственные начинающим учителям при составлении планов.

1. Нечеткость в постановке конкретных целей и задач урока. Цель каждого урока должна быть лаконично сформулирована и не выходить за его рамки. Тем не менее многие начинающие учителя допускают нечеткую постановку целей и задач учебного процесса в пределах урока. Здесь ничего не меняет тот факт, что у учителя есть общий план работы по определенной теме или разделу курса, рассчитанный на известное количество часов, требуемых для получения зачета. Планируется в общих чертах и годичный курс занятий. Но детализация целей необходима, ибо позволяет учителю правильно построить каждодневную кропотливую работу. При формулировании целей урока начинающие учителя допускают следующую распространенную ошибку: они акцентируют внимание на подаче познавательного материала, а не на целях, связанных с поведением учащихся. Но не стоит забывать, что именно на систему образования возлагается задача обеспечения необходимых изменений в поведении молодого поколения, и преподавание школьных дисциплин должно этому конструктивно способствовать.

В последнее время при постановке педагогических целей на первый план выдвигается так называемый поведенческий репертуар, приобретаемый учащимися в процессе обучения,- иными словами, те умения, навыки, познавательные достижения, которые они могут реально продемонстрировать. Такой подход к обучению опирается на бихевиористскую традицию в психологии*. Цели обучения четко формулируются и детализируются таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик. При этом может быть заранее предписан тот уровень выполнения наблюдаемых операций, который ему предстоит достигнуть наряду с условиями их достижения. Поясним на конкретных примерах, что имеется в виду, когда речь идет о поведенческих целях:

- прочитав законченный текстуальный отрывок, в котором намеренно допущены ошибки в орфографии и пунктуации, учащийся должен определить эти ошибки по крайней мере с девяностопроцентной точностью; - учащийся должен продемонстрировать умение совершенно безошибочно производить действия сложения с колонкой из десяти трехзначных цифр; - прочитав "Гамлета", учащийся сможет в письменной форме кратко изложить содержание этого произведения;

- ознакомившись с критериями хорошего рассказа как литературного жанра, учащийся должен дать самостоятельную оценку рассказу Э. По "Колодец и маятник";

- ученик сможет описать, каким образом животные приспосабливаются к окружающей среде;

- самостоятельно поработав в библиотеке, учащийся сможет выступить перед одноклассниками на определенную заданную тему;

- препарировав лягушку, ученик сможет определить ее внутренние органы.

* (Бихевиоризм (от английского behavior - поведение) - одно из ведущих направлений в американской психологии. В его рамках изучение человеческой психики неправомерно подменяется рассмотрением только ее внешних проявлений (двигательных, речевых и т. п.) - так называемого "наблюдаемого поведения". В педагогической теории бихевиоризм выдвигает суженную, заведомо ограниченную трактовку обучения, согласно которой учебные результаты сводятся к формированию у учащихся требуемого "конечного поведения", т. е. определенного набора внешне выраженных, наблюдаемых действий. Такой подход приемлем лишь по отношению к воспроизводящей, шаблонной деятельности учащихся (заучивание и воспроизведение, действие по образцу, применение знаний по готовой схеме в известной, заранее очерченной ситуации и т. д.).Сложные познавательные и эмоциональные процессы, формирование творческих умений, не поддающихся разложению на отдельные наблюдаемые действия, практически остаются вне поля зрения бихевиористской педагогической психологии. Рассматриваемые автором поведенческие цели обучения полностью вытекают из упрощенных, механистических бихевиористских принципов. Они ориентируют учителей преимущественно на элементарное натаскивание учащихся, а не на глубокое, полноценное усвоение ими основ научных знаний.)

Следует отметить, что, как правило, поведенческие цели не только фиксируют умения, которые сможет продемонстрировать учащийся. Они также указывают на определенные условия, при которых его действия становятся возможными, и на предусматриваемый для него уровень учебной работы.

Учителю надлежит тщательно продумывать и детально формулировать те поведенческие цели, которые должны достичь его ученики на каждом отдельном уроке.

2. Недостаточно детализированные процедуры обучения. Большинство начинающих учителей четко знают, какой материал должен быть пройден в классе, но иногда они неясно представляют себе процедурную сторону обучения. В планах начинающих учителей сплошь и рядом встречаются пометки: "объяснение", "использование классной доски", "чтение отрывка" и т. п. В таких записях процедурная сторона обучения выглядит расплывчато. Гораздо целесообразнее прибегать к таким формулировкам: "объяснение материала учителем с приведением примеров", "работа учащихся с данными упражнениями у доски", "чтение учителем отрывка с последующим опросом учащихся". При составлении плана необходимо указывать, что и кому предстоит сделать на ближайшем уроке. Некоторые начинающие учителя детально планируют свои действия, но совершенно упускают из виду и забывают отразить в плане урока, какие действия должны демонстрировать учащиеся.

3. Учебные задания страдают нечеткостью. Учителю следует предварительно ознакомить учащихся с предстоящим заданием, подсказать, на что им следует обратить наибольшее внимание, и тесно связать заданное с ранее пройденным материалом. Один из рекомендуемых приемов работы состоит в том, что учитель может попросить учащихся ответить на заранее заготовленные вопросы по заданной теме. По своему усмотрению учитель может провести устную ли письменную проверку знаний по пройденной теме. В любом случае все учебные задания должны фиксироваться учителем в плане урока. Учитель всегда должен оставлять в запасе время для возможных разъяснений, касающихся учебных заданий, в особенности домашних.

Еще раз напомним: тщательно подготовленный план облегчает и дисциплинирует работу учителя на уроке, прибавляет ему уверенности в своих силах.

Чрезмерная словоохотливость. Преодолев первоначальную робость и скованность перед классной аудиторией, некоторые школьные учителя впадают в противоположную крайность. Порой их завораживает звучание собственного голоса. В другом случае учителя преисполнены чрезмерного энтузиазма в своем стремлении поделиться знаниями. И первое, и второе нельзя оценивать положительно. Редкий учитель способен во время урока поддерживать неослабевающий интерес учащихся исключительно благодаря своим ораторским способностям. Довольно часто учителю действительно необходимо использовать лекционный метод, но он должен постоянно заботиться о разнообразии процедур обучения, не забывая прибегать к таким приемам, как серия вопросов, дискуссии и обсуждение по теме урока, краткое повторение пройденного материала и т. п.

Вообще разнообразная деятельность, различные виды активности учащихся на уроке - важное условие поддержания их интереса к учебной работе в классе, а следовательно, и залог успешного учения.

Неверная методика опроса. Кто лучше учителя знает, что добиться понимания при объяснении нового материала дело непростое? Изложив ту или иную тему, начинающие учителя нередко лишь формально осведомляются: "Есть ли вопросы?" Если таковых не имеется, учитель продолжает урок. Но отсутствие вопросов не обязательно означает, что материал усвоен. Многие ученики стесняются задавать вопросы, в особенности если учитель только недавно появился в школе. Вместо адресуемого всему классу вопроса учителю следует установить степень первоначального усвоения материала, обращаясь к отдельным учащимся. Лишь убедившись в понимании изложенного материала, учитель может продвигаться дальше. Если же индивидуальный опрос выявил недопонимание материала, то требуется дополнительное объяснение.

Порой бросается в глаза, что учащиеся слово в слово повторяют прочитанное в учебнике или сказанное учителем. Некоторых начинающих педагогов такой тип ответов вполне удовлетворяет. Другие обоснованно требуют от учащихся большей самостоятельности в ответах. Способность буквально воспроизводить тексты еще не означает их понимания. Конечно, иногда требуется, чтобы ученики, что называется, "выучили назубок". Но, как правило, учебная рабо


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.